Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 17:04, курсовая работа
теория+ практика
Введение……………………………………………………………………...……3
Теоретическая глава………………………………………………………………7
Процесса профессионального самоопределения личности в психолого - педагогической литературе………………………………….……………….7
Профессиональное самоопределение………………………..………………9
Три подхода к проблеме профессионального самоопределения…………………………………………………………...9
Психологические особенности периода юность ………............11
Влияние экстра и интроверсии на профессиональное самоопределение…………………………………………………………….12
Базовые психологические функции по Юнгу……………………….……..15
Типы профессий по Е.А.Климову………………………………………….19
Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)……………..…….23
Выводы по теоретической главе………………………………………………..25
Экспериментальная глава…………………………………………………….…26
Выводы по экспериментальной главе…………………………………………35
Заключение…………………………………………………………………..…37
Федеральное агентство по образованию РФ
Государственное
высшего профессионального
"Тульский государственный университет"
Влияние экстра/интроверсии личности на выбор
Введение…………………………………………………………
Теоретическая глава………………………………………………………………7
Выводы по
теоретической главе……………………………
Экспериментальная глава…………………………………………………….…26
Выводы по
экспериментальной главе…………………
Заключение……………………………………………………
С 1 октября и по 22 декабря я
проходила научно-
Актуальность исследования. Выбранная нами тема весьма актуальна, так как в большинстве случаев, когда студенты поступают в ВУЗ, то не учитывается тот самый комплекс психологических феноменов, который и является определяющим в формирование личностной профессиональной направленности студентов и успешность их обучения. Необходимо полное использование всех имеющихся возможностей профориентации в учебно-педагогическом процессе, для улучшения знаний студентов и для развития их профориентации. Так же обязателен индивидуальный подход.
Актуальность нашей проблемы увеличивается,
если речь идет о психологической
адаптации студентов в новых
для них системах образования
и социально-экономических
Профориентация и, в дальнейшем, правильный выбор профессии важны для человека с точки зрения развития его жизненных планов и целей, а кроме того для развития целого общества.
Объект- профессиональное самоопределение.
Предметом – влияние экстра-интроверсии человека на самоопределение.
Научной гипотезой выступает индивидуальная направленность личности, которая и влияет на профессиональное самоопределение. Формулировка гипотезы звучит следующим образом: профессию типа «Ч-Ч» чаще будут выбирать личности-экстраверты, а личности-интроверты-все остальные: «Ч-Т», «Ч-З», «Ч-П», «Ч-Хо».
Цель исследования: Доказать, что выбор профессии зависит от экстра-интровертированности личности.
Были сформулированы задачи для подтверждения нашей гипотезы и достижения поставленной цели:
Задача №1 – необходимо сделать анализ психологической и педагогической литературы, для того чтобы понять, какие личностные характеристики оказывают влияние на выбор профессии;
Задача №2 - экспериментально изучить экстра-интроверсию студентов, которая выступает как личностная характеристика, влияющая на профессиональное самоопределение;
Задача №3 - анализировать влияние направленности личности на выбор профессии;
Задача №4 – Обработка, анализ и интерпретация результатов психодиагностического исследования.
Что же касается базы исследования, то в нашем исследовании были задействованы 20 студентов: 11 девушек и 9 юношей (17 -20 лет). 10 испытуемых получают образование на специальности «Психология» (2 курс), а еще 10 – на специальности «Экономика» (2 курс). В итоге мы должны сопоставить полученные результаты опрошенных по экстра-интровертированности с выбранной ими профессией (психология и экономика).
Чтобы получить объективные данные по проведенному исследованию, нам пришлось воспользоваться таким методом как тестирование: использовались тест-опросник EPI Айзенка и ДДО Климова.
1)Дифференциально-
Этот опросник имеет шкалы(типы профессий) –«Ч-Хо»- профессия человек-художественный образ, «Ч-Ч»- профессия человек-человек, «Ч-З»- профессия человек-знаковая система, «Ч-Т»- профессия человек-техника, «Ч-П»-профессия человек-природа. Эта методика используется для выявления склонностей людей к различным профессиям в сопоставлении с теми типами профессий, которые нам предлагает классификация Климова. Эту методику можно применять при определении профориентации, как подростков, так и людей в зрелом возрасте. Испытуемому необходимо ответить на 20 вопросов, выбирая в каждой из 20 пар что-то одно, наиболее ему подходящее и отметить выбранный ответ знаком «+». По времени тест не имеет ограничений, однако над вопросами долго размышлять не следует. Приблизительно испытуемый справляется с тестом за 20–30 мин. ДДО Климова можно использовать индивидуально, а можно в группе испытуемых.
2)Методика Айзенка – EPI.
Этот опросник используется при изучении индивидуально-психологических черт личности, чтобы диагностировать степень выраженности свойств, которые являются выдвигаемых существенными компонентами личности для нашего эксперемента: экстра-интроверсия.
Опросник EPI включает 57 вопросов и содержит следующие шкалы:
-экстраверсия – интроверсия;
-нейротизм;
-шкала искренности.
По времени тест ограничений не имеет, но и нет смысла слишком затягивать с тестом.
Теоретическая значимость и необходимость этого эксперимента обусловлены тем, что в нынешней литературе очень много описываются те личностные качества, которыми должны обладать какие-либо специалисты, но совсем не исследованы те, которые обеспечивают склонность к определенной профессии.
Практическое значение курсовой работы заключается в выдаче рекомендаций психологической службе ТулГУ и деканату экономического факультета.
1. Процесса профессионального самоопределения личности в психолого - педагогической литературе.
Выбор профессии – одно из главный решений в жизни любого человека. Профориентацияявляется основой для утверждения людей в обществе.
Есть очень много вариантов определения такого понятия как "выбор профессии". Но каждое понятие обязательно содержат смысл того, что профессиональное самоопределение - есть выбор, который осуществляется каждым человеком на основе анализа своих внутренних ресурсов и сопоставление их с требованиями, являющиеся необходимыми той или иной профессии. Структура такого определения показывает две стороны явления выбора профессии: с одной, тот, субъект выбора - человек, выбирающий профессию, с другой - объект выбора- выбранная профессия. Обе стороны этого явления имеют огромный запас характеристик, что объясняет его неоднозначность.[1]
Выбор профессии - сложный процесс, который состоит из нескольких этапов, чья продолжительность зависит и от внешних условий, и от индивидуальных особенностей субъекта, выбирающего профессию.[20]
Нет единого взгляда на становление
выбора профессии, и какие факторы
в большей степени оказывают
на него влияние. Существует несколько
точек зрения, но каждая из них имеет
убедительные аргументы. Все это
обуславливает сложность самого
выбора профессии и его
Многие исследователи склоняются
к той точки зрения, что выбор
профессии – это выбор
Если выбор профессии
Есть другой подход к выбору профессии,
где он выступает как событие,
одно из важнейших жизненном
Всем известно, что процесс самоопределения - это основное в структуре развития личности в юности (ранней юности), кроме того, становление профессиональной направленности будет образовывать базовое содержание самоопределения. Очевидно, что одно из первых и наиболее важных условий формирования профессиональной направленности заключается в том, что многие люди по особым причинам положительно или отрицательно относятся к определенным профессиям или к отдельным их сторонам. Здесь имеется ввиду то, что появляется субъективное отношение, которое оказывает большее влияние, чем объективные связи. Этот субъективный взгляд может иметь место между самим человеком и выбираемой им профессией. Формирование субъективного отношения, соответственно, формируется объективными отношениями, сложившимися ранее. Но последние могут быть не так значимы для личности и поэтому не вызвать особого отношения к различным сторонам и видам деятельности [12]Л.И.Божевич показала, что профессиональная направленность обусловлена сложившимися к определенному времени стремлениями, взглядами личности, а так же ее качествами.10
2. Профессиональное
Профессиональное самоопределение – это определение человеком самого себя относительно тех выбранных критериев профессионализма, которые приняты в обществе.
Главным в профессиональном самоопределении
является поиск личностных смыслов
в той профессии, которую выбрали
и осваивают. Динамика профессионального
самоопределения заключается в
том, что изменятся отношение
к себе и меняются сами критерии
этого отношения.
Проф. самоопределения, как психологическое
новообразование , появляется в юношеском
возрасте.
3. Три подхода к проблеме
В психологии есть три основных теоретических
подхода к проблеме профессионального
Первый подход. В его
основе лежит идея о стабильности, а так
же практической неизменности индивидуальных
качеств, которые влияют на успех деятельности
и способы его достижения. (Д. Сьюпер, Э.
Гинзберг и Дж. Холланд). Человеку нужна
такая работа, к которой он был бы максимально
приспособлен в силу своих индивидуальных
особенностей. Поэтому, с одной стороны,
все люди могут относиться к какой-либо
группе профессий в зависимости от их
личностных качеств и выполняемой деятельности.
Если рассматривать профессиональное
самоопределение с этой точки рения, то
это ряд последовательных жизненных решений, приводящих к выбору
профессии.
Информация о работе Влияние экстра-интроверсии на выбор профессии