Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 17:04, курсовая работа
теория+ практика
Введение……………………………………………………………………...……3
Теоретическая глава………………………………………………………………7
Процесса профессионального самоопределения личности в психолого - педагогической литературе………………………………….……………….7
Профессиональное самоопределение………………………..………………9
Три подхода к проблеме профессионального самоопределения…………………………………………………………...9
Психологические особенности периода юность ………............11
Влияние экстра и интроверсии на профессиональное самоопределение…………………………………………………………….12
Базовые психологические функции по Юнгу……………………….……..15
Типы профессий по Е.А.Климову………………………………………….19
Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)……………..…….23
Выводы по теоретической главе………………………………………………..25
Экспериментальная глава…………………………………………………….…26
Выводы по экспериментальной главе…………………………………………35
Заключение…………………………………………………………………..…37
Второй подход
основан на идеи целенаправленного
формирования у человека
Третий подход основывается
на становлении
В пределах возрастной
психологии профессиональное самоопределение
рассматривали многие учёные, например,
такие как В.А. Крутецкий, Р.С.
Немов, И.С. Кон, А.Е. Голошток и Л.А. Йовайша.
Они рассматривали взаимосвязь двух проблем:
проблему выбора профессии и проблему
воспитания личности школьника.
Выделяют ряд направлений,
которые способствуют рассмотрению
решению задач и практических вопросов
профессиональной ориентации у подрастающего
поколения. К ним можно отнести: систему
профориентации, спонсирующая школьников
нужными знаниями для того, чтобы
ориентироваться в мире множества профессий
своими умениями и объективно рассматривать
свои индивидуальные качества и особенности
(Б.А. Федоришин); диагностические методики,
которые изучают личности школьников
с целью оказать индивидуальную помощь
при выборе какой-либо профессии (В.Д.
Шадриков); (Воронин Н.П., Забродин Ю.); методические
и теоретические основы проф. консультации
современной молодежи (Е.А. Климов); подход
к профориентации школьников (В.Ф. Сахаров,
Киров Н.К.; Степанков); общественные и
значимые мотивы, действующие при выборе
профессии (Е.М. Павлютенков); особенности
профориентации студентов ВУЗах (Н.Ш.
Шадиев, П.А. Шавир, Н.Н. Чистяков); становление
и развитие элементов духовной культуры
при подготовке учащихся к осознанному
выбору своей будущей профессии (Г.П. Шевченко).
4. Психологические особенности периода юность.
Юношеский возраст – это период становления и развития самосознания и своего ответственные решения, этап близости, когда больше всего ценится дружба и любовь. [1]
Отвечая самому себе на вопрос «Кто я? Какой я? К чему я стремлюсь?» человек формирует в себе:
1) самосознание
– это ценностное
отношение
к себе, в результате чего появляются
возможности совершенствоваться и
целенаправленно
2)собственное
мировоззрение – это
убеждений. Это осмысление своей жизненной позиции и философии, опирающаяся на полученный ранее опыт и знания; это сформирование способности к абстрактно-теоретическому мышлению, без которого полученные в разных сферах знания не упорядочивались бы в единую целостную систему;
3)стремление
осмысливать все окружающее
Юность рассматривается как жизненный этап, когда молодой человек принимает сам ответственные решения, которые будут определять всю его дальнейшую жизнь, начиная с выбора профессии и заканчивая выбором своего места в жизни, к которому относится выработка мировоззрения и выбор своей собственной жизненной позиции, выбор спутника по жизни создание семьи.[1]
5. Влияние экстра и интроверсии
на профессиональное
На профессиональное самоопределение в большей степени влияет направленность личности - ее экстраверсия и интроверсия.
Такое свойство как экстра - интроверсия считают очень важным в профессиональном смысле, особенно для групповых профессий или видов деятельности, которые связаны с общением, коммуникацией, то есть общением с людьми. Но это свойство так же может применяться в индивидуальной работы. Считается, что интроверты обладают высоким уровнем активации коры головного мозга в состоянии покоя, именно поэтому интроверты выбирают такую деятельность, которая позволяет избежать большой внешней активной. Экстраверты же, наоборот, стремятся к такой активности, выбирают такую деятельность, которая дает им возможность дополнительных движений и эмоциональной и мотивационной вовлеченности. Доказано, что интроверты предпочитают монотонную работу, которая требует точности и повышенной бдительности. В напряженных рабочих ситуациях им свойственны тревожные реакции, оказывающие отрицательно влияние на успешность и эффективность деятельности. Экстраверты не такие точные и менее бдительные, в напряженных ситуациях на работе проявляют нормальные реакции. Что касается групповой работы – обязательно следует учитывать большую внушаемость экстраверта и его конформность [13]
Каждому человеку свойственна ориентация на восприятие либо объектов внешнего мира, либо внутренних (когда свой собственный внутренний мир вызывает наибольший интерес). Такие психологические установки личности называются – экстраверсия и интроверсия. Их открыл и впервые описал талантливый ученый и помощник Зигмунда Фрейда – Карл Густав Юнг. Кроме этого, он выделял 4 психологические функции, составляющие, по его мнению, основу: мышление, чувство, интуицию и ощущение.
Экстраверт. Такой личности свойственна обращенность человека вовне. Он общительный, имеет много знакомых, ему необходимы контакты, импульсивен и вспыльчив, действует под влиянием момента. В основном это беззаботный и оптимистичный человек, всегда добродушен и весел. Экстраверты отдают предпочтение движению и действиям, нежели «пустым разговорам». Имеет склонность к агрессивности. Его чувства и эмоции часто выходят из-под контроля, замечена склонность к рискованным поступкам. Это не тот человек, на которого запросто можно положиться.
Интроверт - это застенчивый и спокойный человек, зачастую склонный к самоанализу. Личности- интроверты часто задумчивы и погружены в себя. Они открыты только близким друзьям, для остальных они сдержаны и отдалены. Заранее планируют свои действия и обдумывают, не склонны к внезапным побуждениям, серьезны в принятии любых решений, а так же во всем любит порядок. Их чувства всегда находятся под контролем. Таких людей нелегко вывести из себя. Очень часто эти личности пессимистичны с высоконравственными нормами. [2].
Экстраверт будет отличным тамадой или организатором, чиновником или управляющим, артистом или конферансье.
Интровертам же присуще больше поведение, связанное с комфортным одиночеством. Интроверты любят внутренние размышления и переживания, склонны к творчеству и наблюдению за этим процессом. Интроверт может стать хорошим ученым, исследователем, наблюдателем, писателем, а так же индивидуальным предпринимателем. Если экстраверт нуждается в других людях, в контакте с ними, то интроверту больше по душе работать в одиночестве.
Возникает вопрос, чем объясняется
существование таких разных
6. Базовые психологические функции по Юнгу.
Мышление - это психологическая функция, приводящая
данные представлений в понятийную связь.
Мышление связано с истинностью и в
основе лежит логические и объективные
критерии.
Чувство - функция, которая придает содержанию
ценность при принятия или отвержении
его. Основана эта функция на оценочных
суждениях, таких как
хорошо или плохо, красиво или
некрасиво.
Интуиция – это психологическая функция, передающая
нам восприятие с помощью бессознания.
Можно сказать, что интуиция – это инстинктивное
запечатление информации, достоверность
которой находится на определенных
психических данных, осуществление и наличность
действий, связанных с интуицией зачастую
остаются неосознанными.
Ощущение – такая психологическая функция,
которой свойственно воспринимать
физическое раздражение, то есть то, что
мы ощущаем в реальности: холод, боль, тепло,
удовольствие, вкус и многое другое. Это
свойство основано на опыте восприятия
конкретных фактов.
По одной
из этих ведущих функций, накладывающей
отпечаток на характер человека, были
выделены следующие типы: мыслительный,
чувствующий, интуитивный, ощущающий.
Эти функции разделены были Юнгом на два
больших класса: рациональные, куда относятся
мышление и чувство, и иррациональные,
туда относятся интуиция и ощущение. Доминирующая
функция не дает проявляться всем остальным,
но не в одинаковой степени. «Рациональное
– означает разумное и соотносится
с разумом, который ему соответствует». С точки зрения
Юнга, наш разум ориентирован
на объективные нормы и ценности,
которые накопило общество. Иррациональное лежит вне
разума, но на нем основано.
Оба подхода играют немаловажную роль
в принятии каких-либо решений.
Но нужно
понимать, что человек – существо
живое, пусть он принадлежит к
какому-либо типу личности, он не всегда
будет проявлять склонные для
него черты. Имеются в виду только
его предпочтения: он делает и поступает
так, как ему удобнее и проще
в соответствии с его психологическим
типом. Каждому человеку будет
легче, если он будет заниматься той
деятельностью, которая ему соответствует,
но при желании он может развивать
и применять и свои слабые качества.
Но нужно знать, что такая деятельность
ведет к проблемам в отношении
психики и нервной системы, а
эффективность такой
Если сравнивать экстравертов с интровертами, то первые склонны выбирать профессии, которые связаны с социальными контактами. В. В. Близнова и М. Н. Шевцов в 1977 году проводили исследование на студентах отделения театральной режиссуры института культуры на выявление степени общительности и сравнивали результаты с данными обычных университетов. Общительность у первых были на среднем уровне, это получается, что у вторых ее вообще не должно быть? Именно поэтому есть некая опасность, что работники-интроверты могут испытывать напряжение, если их профессиональная деятельность требует значительного количества контактов с людьми из других организаций и в ней отсутствуют рутинные операции. Блант (Р. Blunt, 1978) предположил, что по этой этой самой причине менеджеры-интроверты выбирают профессии, которые связаны с относительно такими обыденными обязанностями как финансы, технический менеджмент, производство и многое другое. А вот менеджеры-экстраверты, наоборот, хотят работать в области торговли, маркетинга, транспорта. Эти факты были подтверждены выводами, которые сделал A. Фернхем когда изучал торговых агентов: экстраверты обладали высокими оценками выполненной работы и общего потенциала, нежели у интровертов.
Хок (Hough, 1992) писал, что экстраверсия включает такие компоненты, как аффилиация, сила (potency) и достижение, а кроме того другие факторы, которые выражают индивидуализм, среди которых присутствует решительность, ориентация на активность, независимость, отсутствие сентиментальности, а так же локус контроля.
Л. Стернс и его коллеги (L. Sterns et al., 1983) выявили, что экстраверты выбирают профессии с более высокими уровнями творчества и разнообразия. Их не устраивает канцелярской работой.
Д. Бертрам (D. Bartram, 1995) исследовал экстраверсию и нейротизм у абитуриентов, поступавших на курсы военных летчиков, и установил, что у них уровни экстраверсии и эмоциональной стабильности выше, чем у общей популяции. Следовательно, происходит «самоотбор» людей в определенные профессиональные сферы.[6].
Профессиональное самоопределение – база самоутверждения личности в обществе, а так же одно из основных решений в жизни.
Есть
много определений этого понятия,
однако в каждом из них содержится
мысль о том, что профессиональное
самоопределение – это некий
выбор, который делается на основе анализа
своих внутренних ресурсов у субъектов,
а потом соотносится с
Профессиональное самоопределение – это не одномерный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которых зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.
В психологической литературе по этой проблеме есть очень много различных точек зрения, в защиту каждой из которых приводятся убедительные аргументы. Несомненно, это объясняется сложностью процесса профессионального самоопределения и двусторонностью самой ситуации выбора профессии.
Ряд исследователей придерживается распространенной точки зрения на выбор профессии как на выбор деятельности. В этом случае предметами исследования выступают, с одной стороны, характеристики человека как субъекта деятельности, а с другой – характер, содержание, виды деятельности и ее объект. Профессиональное самоопределение понимается здесь как процесс развития субъекта труда. Следовательно, о правильности выбора профессии можно говорить тогда, когда психофизиологические данные личности будут соответствовать требованиям профессии, трудовой деятельности [1]. Однако этот взгляд недооценивает активного начала личности выбирающего.
Информация о работе Влияние экстра-интроверсии на выбор профессии