Влияние экстра-интроверсии на выбор профессии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 17:04, курсовая работа

Описание

теория+ практика

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……3

Теоретическая глава………………………………………………………………7
Процесса профессионального самоопределения личности в психолого - педагогической литературе………………………………….……………….7
Профессиональное самоопределение………………………..………………9
Три подхода к проблеме профессионального самоопределения…………………………………………………………...9
Психологические особенности периода юность ………............11
Влияние экстра и интроверсии на профессиональное самоопределение…………………………………………………………….12
Базовые психологические функции по Юнгу……………………….……..15
Типы профессий по Е.А.Климову………………………………………….19
Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)……………..…….23

Выводы по теоретической главе………………………………………………..25

Экспериментальная глава…………………………………………………….…26

Выводы по экспериментальной главе…………………………………………35

Заключение…………………………………………………………………..…37

Работа состоит из  1 файл

курсовая кучина.docx

— 161.38 Кб (Скачать документ)

       Второй подход  основан на  идеи целенаправленного  формирования у человека определенных  способностей, полагая, что можно  выработать необходимые ему   качества. Представителем такого  подхода был С.Т. Шацкий, который считал, что все педагоги обязаны помогать школьникам максимально развивать свои способности и силы в том направлении, которое наиболее подходяще для них.  В рамках этого подхода П.П. Блонский отмечал две главные причины профессионального самоопределения - это склонность и способность. Но есть один методологический недостаток, общий для обоих подходов. Он гласит  о том, что трудовая деятельность и индивидуальность рассматриваются как совершенно независимые и противостоящие величины, причем одна из которых подчиняет себе другую.     

 Третий подход основывается  на становлении индивидуального  стиля деятельности и базируется  на положениях, которые были сформулированы  Е.А.Климовым. 
        В пределах возрастной психологии профессиональное самоопределение рассматривали многие  учёные, например, такие  как  В.А. Крутецкий, Р.С. Немов, И.С. Кон,  А.Е. Голошток и Л.А. Йовайша. Они рассматривали взаимосвязь двух проблем: проблему   выбора профессии и проблему воспитания личности  школьника. 
        Выделяют ряд направлений, которые способствуют рассмотрению  решению задач и практических вопросов профессиональной ориентации у подрастающего поколения. К ним можно отнести: систему профориентации, спонсирующая школьников нужными  знаниями для того, чтобы  ориентироваться в мире множества профессий своими умениями и объективно рассматривать свои индивидуальные качества и особенности (Б.А. Федоришин); диагностические методики, которые изучают личности школьников с целью оказать индивидуальную помощь при выборе какой-либо  профессии (В.Д. Шадриков); (Воронин Н.П., Забродин Ю.); методические  и теоретические основы проф. консультации  современной молодежи (Е.А. Климов); подход к профориентации школьников (В.Ф. Сахаров, Киров Н.К.; Степанков); общественные и значимые мотивы, действующие при выборе профессии (Е.М. Павлютенков); особенности профориентации студентов ВУЗах (Н.Ш. Шадиев, П.А. Шавир, Н.Н. Чистяков); становление и развитие  элементов духовной культуры при подготовке учащихся к осознанному выбору своей будущей профессии (Г.П. Шевченко).

 

4. Психологические особенности  периода юность.

Юношеский возраст – это период становления и развития  самосознания и своего ответственные решения, этап близости, когда больше всего ценится дружба и любовь. [1]

Отвечая самому себе на вопрос «Кто я? Какой я? К чему я стремлюсь?» человек формирует в себе:

1) самосознание  – это ценностное представление  о себе, когда человек субъективно  оценивает свою внешность, умственные  и моральные качества, силу воли, свои достоинства и недостатки, собственное эмоциональное

отношение к себе, в результате чего появляются  возможности совершенствоваться и  целенаправленно самовоспитываться;

2)собственное  мировоззрение – это  целостная  система знаний, взглядов и 

убеждений. Это осмысление своей жизненной  позиции и философии, опирающаяся  на полученный ранее опыт и знания; это сформирование способности к абстрактно-теоретическому мышлению, без которого полученные в разных сферах знания не упорядочивались бы в единую  целостную систему;

3)стремление  осмысливать все окружающее нас  критически и каждый раз снова  и снова, стремление самоутвердиться,  показать свою  самостоятельность  и оригинальность, создать свою  собственную философию о том,  что такое  смысл жизни, любовь, счастье, политика и многое  др. Для этого возрастного периода  (юношества) свойственны такие  качества, как  максимализм   и эгоцентризм мышления и суждений: разрабатывая  свои собственные   теории, юноша ведёт себя таким  образом, как будто мир должен  подчинятся его ему самому и его теориям. Юноши стремятся доказать всем свою независимость и это почти всегда сопровождается типичными  для этого возраста поведенческими реакциями: не воспринимают  всерьез  советы старших, не доверяют и критикуют старшее поколение, противостояние. Но в таких ситуациях юноше приходится опираться на моральную поддержку сверстников, что может привести  к реакциям «повышенной подверженности» - (когда присутствует сознательный конформизм и неосознанная внушаемость). Именно  влияние  ровесников обуславливает общие  вкусы и  стили поведения. [9]

Юность рассматривается как  жизненный  этап, когда молодой  человек  принимает сам ответственные  решения, которые будут определять всю его дальнейшую жизнь, начиная  с  выбора профессии и заканчивая выбором своего места в жизни, к которому относится   выработка  мировоззрения и выбор своей  собственной жизненной позиции, выбор спутника по жизни  создание семьи.[1]

 

5. Влияние экстра и интроверсии  на профессиональное самоопределение.

На профессиональное самоопределение  в большей степени  влияет направленность личности - ее экстраверсия и интроверсия.

Такое свойство как  экстра - интроверсия  считают очень важным в профессиональном смысле, особенно для групповых профессий  или видов деятельности, которые  связаны с общением, коммуникацией, то есть общением с людьми. Но это  свойство так же  может применяться в индивидуальной работы. Считается, что интроверты обладают   высоким уровнем активации коры головного мозга в состоянии покоя, именно поэтому интроверты выбирают такую деятельность, которая позволяет избежать большой внешней активной. Экстраверты же, наоборот,  стремятся к такой активности, выбирают такую деятельность, которая дает им возможность дополнительных движений и эмоциональной и мотивационной вовлеченности. Доказано, что интроверты предпочитают монотонную работу, которая требует точности и повышенной бдительности. В напряженных рабочих ситуациях им свойственны тревожные реакции, оказывающие  отрицательно влияние на успешность и эффективность деятельности. Экстраверты не такие  точные  и менее бдительные, в напряженных ситуациях на работе проявляют нормальные реакции. Что касается  групповой работы – обязательно следует учитывать большую внушаемость экстраверта и его конформность [13]

 

Каждому человеку свойственна ориентация на восприятие либо объектов внешнего мира, либо внутренних (когда свой собственный  внутренний мир вызывает наибольший интерес). Такие  психологические  установки личности называются  – экстраверсия и интроверсия. Их открыл  и впервые описал талантливый ученый  и помощник Зигмунда Фрейда – Карл Густав Юнг. Кроме этого, он  выделял 4 психологические функции, составляющие, по его мнению, основу:  мышление, чувство, интуицию и ощущение.

Экстраверт. Такой личности  свойственна обращенность человека вовне. Он общительный, имеет  много знакомых,  ему необходимы    контакты, импульсивен и вспыльчив, действует под влиянием момента. В основном это  беззаботный и оптимистичный человек,  всегда добродушен и весел. Экстраверты отдают предпочтение  движению и действиям, нежели  «пустым разговорам».  Имеет склонность к агрессивности. Его чувства и эмоции часто выходят из-под  контроля,  замечена склонность  к рискованным поступкам. Это не тот человек, на которого запросто можно положиться.

Интроверт -  это застенчивый и спокойный человек,  зачастую склонный к самоанализу. Личности- интроверты часто задумчивы и погружены в себя. Они открыты только близким друзьям, для остальных они сдержаны и отдалены. Заранее планируют свои действия и обдумывают, не склонны к внезапным побуждениям, серьезны в принятии любых решений, а так же во всем любит порядок. Их чувства всегда находятся под контролем. Таких людей нелегко вывести из себя. Очень часто эти личности  пессимистичны с высоконравственными нормами. [2].

 

 

Экстраверт будет отличным тамадой  или  организатором, чиновником или  управляющим, артистом или конферансье.

Интровертам же присуще больше  поведение, связанное  с комфортным одиночеством. Интроверты любят внутренние  размышления  и переживания, склонны к творчеству  и  наблюдению  за этим  процессом. Интроверт может стать  хорошим  ученым, исследователем, наблюдателем, писателем, а так же  индивидуальным предпринимателем. Если экстраверт  нуждается в  других людях, в контакте с ними, то интроверту больше по душе работать  в одиночестве.

          Возникает вопрос,  чем объясняется   существование таких разных типов  личности? Мы знаем, что человек   очень сложно устроен.  Важным  механизмом в его устройстве  является  энергетический аспект. Дело в том, что  все процессы, происходящие в организме   человека, связаны с затратами  энергии, и поэтому способ пополнения  энергии является одним из  самых  важных элементов   жизни и поведения каждого  человека. Как правило,  эту энергию  человек получает  в эфирное  тело во время питания, дыхания  и сна. Пока он спит, его  биополе восстанавливается, так как на другие тонкие тела энергия почти не тратятся, ведь физическое тело в состоянии  сна почти не совершает движений, ментальное тело перерабатывает  мысли и идеи, надуманные человеком за весь день,  потребления астрального тела так же сведены к минимуму),  а выработанная  и сохраненная  во время сна энергия  делает возможным снова плодотворно трудиться на  следующий день. По этой причине  мы  чувствуем себя отдохнувшим и полными энергии во время сна. Но не у всех этот процесс происходит равномерно. Было выявлено, что экстравертам не хватает той энергии, которую они вырабатывают во время сна. И поэтому, чтобы жизнь была полноценной, им приходится  искать  и потреблять энергию в течение дня в окружающем мире. Им это удается с помощью передачи энергии им от других людей в процессе коммуникаций. Одним словом, именно это заставляет экстравертов постоянно находится  в общество других людей, быть в центре внимания, пусть даже неосознанно. А вот интровертам  хватает той энергии, которая выработалась у них во время сна и они целый день живут за счет нее, не нуждаясь в подпитке. Это позволяет им, не отвлекаясь,  заниматься своими делами в одиночестве, не требуя при этом общения. Им  комфортно и наедине с собой.[3].

 

 

6. Базовые психологические функции по Юнгу.

Мышление -  это  психологическая функция, приводящая  данные представлений в понятийную связь. Мышление связано с  истинностью и в основе лежит  логические и объективные критерии. 
Чувство - функция, которая придает  содержанию  ценность при  принятия или отвержении его.  Основана эта функция  на оценочных суждениях, таких как 
хорошо  или  плохо, красиво  или  некрасиво.  
Интуиция – это  психологическая функция,  передающая  нам восприятие с помощью бессознания. Можно сказать, что интуиция – это инстинктивное запечатление информации, достоверность которой  находится на определенных психических данных, осуществление и наличность действий, связанных с интуицией зачастую остаются неосознанными. 
Ощущение – такая  психологическая функция, которой свойственно  воспринимать  физическое раздражение, то есть то, что мы ощущаем в реальности: холод, боль, тепло, удовольствие, вкус и многое другое. Это свойство основано  на  опыте восприятия конкретных фактов.

 

По одной  из этих ведущих функций, накладывающей  отпечаток на характер человека, были выделены следующие  типы: мыслительный, чувствующий, интуитивный,  ощущающий.  
Эти функции разделены были Юнгом на два больших класса: рациональные, куда относятся мышление и чувство,  и иррациональные, туда относятся интуиция и ощущение. Доминирующая функция не дает проявляться всем  остальным, но не в одинаковой  степени. «Рациональное – означает  разумное и  соотносится  с разумом, который ему соответствует». С точки зрения  Юнга, наш  разум  ориентирован  на объективные нормы и  ценности,  которые  накопило общество. Иррациональное лежит вне разума, но на нем  основано. 
Оба подхода играют немаловажную роль в принятии каких-либо решений. 

Но нужно  понимать, что человек – существо живое,  пусть он принадлежит к  какому-либо типу личности, он не всегда будет проявлять склонные для  него черты. Имеются в виду только его предпочтения: он делает и поступает  так, как  ему удобнее и проще  в соответствии с его психологическим  типом. Каждому человеку  будет  легче, если он будет заниматься той  деятельностью, которая ему соответствует, но при желании он может развивать  и применять и свои слабые качества. Но нужно знать, что такая деятельность ведет к проблемам в отношении  психики и нервной системы, а  эффективность такой деятельности будет гораздо ниже. [2].

 

Если сравнивать экстравертов  с интровертами, то первые склонны  выбирать профессии, которые связаны  с социальными контактами. В. В. Близнова и М. Н. Шевцов  в 1977 году проводили исследование на студентах отделения театральной режиссуры института культуры на выявление степени общительности и сравнивали результаты с данными обычных университетов. Общительность у первых были на среднем уровне, это получается, что у вторых ее вообще не должно быть? Именно поэтому есть некая опасность, что работники-интроверты могут испытывать напряжение, если их профессиональная деятельность требует значительного количества контактов с людьми из других организаций и в ней отсутствуют рутинные операции. Блант (Р. Blunt, 1978) предположил, что по этой этой самой причине менеджеры-интроверты  выбирают профессии,  которые связаны с относительно такими обыденными обязанностями как финансы, технический менеджмент, производство и многое другое. А вот менеджеры-экстраверты, наоборот, хотят работать в области торговли, маркетинга, транспорта. Эти факты были подтверждены  выводами, которые сделал A. Фернхем когда изучал  торговых агентов: экстраверты обладали  высокими оценками  выполненной работы и общего потенциала, нежели у интровертов.

Хок (Hough, 1992) писал, что экстраверсия включает такие компоненты, как аффилиация, сила (potency) и достижение, а кроме того другие факторы, которые выражают индивидуализм, среди которых присутствует решительность, ориентация на активность, независимость, отсутствие сентиментальности, а так же   локус контроля.

Л. Стернс и его коллеги (L. Sterns et al., 1983) выявили, что экстраверты выбирают профессии с более высокими уровнями творчества и разнообразия. Их не устраивает канцелярской работой.

Д. Бертрам (D. Bartram, 1995) исследовал экстраверсию и нейротизм у абитуриентов, поступавших на курсы военных летчиков, и установил, что у них уровни экстраверсии и эмоциональной стабильности выше, чем у общей популяции. Следовательно, происходит «самоотбор» людей в определенные профессиональные сферы.[6].

 

Профессиональное  самоопределение – база самоутверждения личности в обществе, а так же одно из основных решений в жизни.

Есть  много   определений этого понятия, однако в каждом из них содержится мысль о том, что профессиональное самоопределение – это некий  выбор, который делается на основе анализа  своих внутренних ресурсов у субъектов, а потом соотносится с требованиями, предъявляемыми профессией. Содержание определения показывает нам, что  оно имеет две  стороны явлений  выбора профессии: с одной стороны, субъект выбора (кто выбирает), с  другой стороны, объект выбора (кого выбирают). И субъект, и объект имеют очень  характеристик, чем объясняется  неоднозначность процесса профессионального  самоопределения.

Профессиональное  самоопределение – это не одномерный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которых зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.

В психологической  литературе по этой проблеме есть очень много различных точек зрения, в защиту каждой из которых приводятся убедительные аргументы. Несомненно, это объясняется сложностью процесса профессионального самоопределения и двусторонностью самой ситуации выбора профессии.

Ряд исследователей  придерживается распространенной точки  зрения на выбор профессии как  на выбор деятельности. В этом случае предметами исследования выступают, с  одной стороны, характеристики человека как субъекта деятельности, а с  другой – характер, содержание, виды деятельности и ее объект. Профессиональное самоопределение понимается здесь  как процесс развития субъекта труда. Следовательно, о правильности выбора профессии можно говорить тогда, когда психофизиологические данные личности будут соответствовать  требованиям профессии, трудовой деятельности [1]. Однако этот взгляд недооценивает  активного начала личности выбирающего.

Информация о работе Влияние экстра-интроверсии на выбор профессии