Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 17:04, курсовая работа
теория+ практика
Введение……………………………………………………………………...……3
Теоретическая глава………………………………………………………………7
Процесса профессионального самоопределения личности в психолого - педагогической литературе………………………………….……………….7
Профессиональное самоопределение………………………..………………9
Три подхода к проблеме профессионального самоопределения…………………………………………………………...9
Психологические особенности периода юность ………............11
Влияние экстра и интроверсии на профессиональное самоопределение…………………………………………………………….12
Базовые психологические функции по Юнгу……………………….……..15
Типы профессий по Е.А.Климову………………………………………….19
Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)……………..…….23
Выводы по теоретической главе………………………………………………..25
Экспериментальная глава…………………………………………………….…26
Выводы по экспериментальной главе…………………………………………35
Заключение…………………………………………………………………..…37
Для развития профессиональной направленности необходима такая организация деятельности студентов, которая актуализировала бы противоречие между требованиями предпочитаемой деятельности и ее личностным смыслом для человека.
Для формирования основных подструктур человека, для достижения им зрелости и субъекта общения, познания и деятельности, как индивидуальности благоприятным является период ранней зрелости.
Встреча с деятельностью, для которой у человека имеются специфические данные, актуализирует психические особенности, повышающие реактивность в отношении всего, что касается данной деятельности. При этом данная деятельность становится все более притягательной для человека, все сильнее влияет на различные стороны его психической деятельности.
Для определенных видов профессиональной
деятельности большинство личностных
качеств является специфическими. Отечественными
и зарубежными психологами
Экспериментальная глава.
Цель исследования: Доказать, что выбор профессии зависит от экстра-интровертированности личности.
Были сформулированы задачи для подтверждения нашей гипотезы и достижения поставленной цели:
Задача №1 – необходимо сделать анализ психологической и педагогической литературы, для того чтобы понять, какие личностные характеристики оказывают влияние на выбор профессии;
Задача №2 - экспериментально изучить экстра-интроверсию студентов, которая выступает как личностная характеристика, влияющая на профессиональное самоопределение;
Задача №3 - анализировать влияние направленности личности на выбор профессии;
Задача №4 – Обработка, анализ и интерпретация результатов психодиагностического исследования.
Что же касается базы исследования, то в нашем исследовании были задействованы 20 студентов: 11 девушек и 9 юношей (17 -20 лет). 10 испытуемых получают образование на специальности «Психология» (2 курс), а еще 10 – на специальности «Экономика» (2 курс). В итоге мы должны сопоставить полученные результаты опрошенных по экстра-интровертированности с выбранной ими профессией (психология и экономика).
Чтобы получить объективные данные по проведенному исследованию, нам пришлось воспользоваться таким методом как тестирование: использовались тест-опросник EPI Айзенка и ДДО Климова.
1)Дифференциально-
Этот опросник имеет шкалы(типы профессий) –«Ч-Хо»- профессия человек-художественный образ, «Ч-Ч»- профессия человек-человек, «Ч-З»- профессия человек-знаковая система, «Ч-Т»- профессия человек-техника, «Ч-П»-профессия человек-природа. Эта методика используется для выявления склонностей людей к различным профессиям в сопоставлении с теми типами профессий, которые нам предлагает классификация Климова. Эту методику можно применять при определении профориентации, как подростков, так и людей в зрелом возрасте. Испытуемому необходимо ответить на 20 вопросов, выбирая в каждой из 20 пар что-то одно, наиболее ему подходящее и отметить выбранный ответ знаком «+». По времени тест не имеет ограничений, однако над вопросами долго размышлять не следует. Приблизительно испытуемый справляется с тестом за 20–30 мин. ДДО Климова можно использовать индивидуально, а можно в группе испытуемых.
2)Методика Айзенка – EPI.
Этот опросник используется при изучении индивидуально-психологических черт личности, чтобы диагностировать степень выраженности свойств, которые являются выдвигаемых существенными компонентами личности для нашего эксперемента: экстра-интроверсия.
Опросник EPI включает 57 вопросов и содержит следующие шкалы:
-экстраверсия – интроверсия;
-нейротизм;
-шкала искренности.
По времени тест ограничений не имеет, но и нет смысла слишком затягивать с тестом.
Обработка полученных данных по анкете проводилась в два этапа. Первичная обработка протоколов ответов была выполнена вручную. Затем все показатели были занесены в таблицу и включены в общую матрицу для статистической обработки.
Испытуемые были разделены на две группы.
Первую группу составили студенты, имеющие специализацию – экономист.
Вторую - студенты, имеющие специализацию – психолог.
Сравнительный анализ средних величин показателей по различным тестам выявили достоверные различия по показателям экстра и интроверсии.
Усредненные результаты по всей выборке
выявили взаимосвязь между
Таблица абсолютных частот распределения.
(экстра-интроверсия)
№ |
интервалы |
fa |
fo |
fситуат. |
% |
1 |
1-7 |
1 |
0.05 |
0.05 |
5 |
2 |
8-11 |
2 |
0.1 |
0.15 |
10 |
3 |
12-18 |
13 |
0.65 |
0.8 |
65 |
4 |
19-24 |
4 |
0.2 |
1.00 |
20 |
Σ |
20 |
1 |
(тип профессии)
Тип про-и |
fa |
fo |
fситуат. |
% |
Ч-П* |
1 |
0,04 |
0,04 |
4 |
Ч-Т* |
3 |
0,12 |
0,16 |
12 |
Ч-Ч* |
9 |
0,36 |
0,52 |
36 |
Ч-З* |
6 |
0,24 |
0,76 |
24 |
Ч-Хо* |
6 |
0,24 |
1,00 |
24 |
Σ |
25 |
1 |
Примечания: Ч-П* - человек-природа
Ч-Т* - человек-техника
Ч-Ч* - человек-человек
Ч-З* - человек-знак
Ч-Хо* - человек- художественный образ
Личн.хар-ки |
fa |
fo |
fситуат. |
% |
экстраверт |
17 |
0.85 |
0.85 |
85 |
итроверт |
3 |
0.15 |
0.1 |
15 |
Σ |
20 |
1 |
Тип про-и |
fa |
fo |
fситуат. |
% |
Ч-П* |
1 |
0,04 |
0,04 |
4 |
Ч-Т* |
3 |
0,12 |
0,16 |
12 |
Ч-Ч* |
9 |
0,36 |
0,52 |
36 |
Ч-З* |
6 |
0,24 |
0,76 |
24 |
Ч-Хо* |
6 |
0,24 |
1,00 |
24 |
Σ |
25 |
1 |
Примечания: Ч-П* - человек-природа
Ч-Т* - человек-техника
Ч-Ч* - человек-человек
Ч-З* - человек-знак
Ч-Хо* - человек- художественный образ
Таблица сопряженности.
Направленность личности | ||
Пол |
экстраверты |
интроверты |
Женский |
11 |
0 |
Мужской |
6 |
3 |
Σ |
17 |
3 |
Направленность личности | ||
Тип проф. |
экстраверты |
интроверты |
Ч-П* |
1 |
0 |
Ч-Т* |
2 |
1 |
Ч-Ч* |
8 |
0 |
Ч-З* |
3 |
2 |
Ч-Хо* |
3 |
0 |
Σ |
17 |
3 |
Примечания: Ч-П* - человек-природа
Ч-Т* - человек-техника
Ч-Ч* - человек-человек
Ч-З* - человек-знак
Ч-Хо* - человек- художественный образ
Различие критерия. Критерий U-Манна –Уитни.
№ |
Выборка 1 |
Ранг 1 |
Выборка 2 |
Ранг 2 |
1 |
17 |
15 |
9 |
2.5 |
2 |
13 |
6 |
9 |
2.5 |
3 |
15 |
11.5 |
7 |
1 |
4 |
14 |
8.5 |
||
5 |
16 |
14 |
||
6 |
21 |
18 |
||
7 |
14 |
8.5 |
||
8 |
18 |
16 |
||
9 |
23 |
20 |
||
10 |
13 |
6 |
||
11 |
15 |
11.5 |
||
12 |
15 |
11.5 |
||
13 |
13 |
6 |
||
14 |
15 |
11.5 |
||
15 |
22 |
19 |
||
16 |
12 |
4 |
||
17 |
19 |
17 |
||
Суммы: |
204 |
6 |
Tx=204
N1 =17
N2=3
Nx=17
=17*3+(17*(17+1))/2-204=51+
Результат: UЭмп = 0
Критические значения
Uкр: |
Ось значимости:
Зона значимости! U0.01 U0.05
2 6
Полученное эмпирическое значение Uэмп(0) находится в зоне значимости.
Вывод: Uэмп<Uкр для уровня значимости 5% и 1%, что говорит о том, что различия между показателями экстраверсии и интроверсии ,влияющие на выбор профессии – значимы( применяется альтернативная гипотеза).Таким образом, личности с экстравертированной направленностью выбирают профессию типа «Ч-Ч», а личности-интроверты – профессии «Ч-Т», «Ч-П», «Ч-З», «Ч-Хо». Однако, если бы выборка была больше, эти различия были бы четче выражены.
Гистограммы и графики по средним данным.
Выводы по экспериментальной главе.
В результате теоретического анализа
и экспериментальным путём мы
доказали, что при выборе профессии
важно учитывать
Взрослый должен сообщить молодому
человеку, что при выборе профессии
можно действовать двумя
Не выбирать профессии, к которым не подходят имеющиеся у него свойств экстра и интроверсии.
Приспособиться к требованиям профессии:
индивидуализация
предложение отрицательного влияния темперамента посредством формирования положительного отношения к деятельности;
Информация о работе Влияние экстра-интроверсии на выбор профессии