Влияние экстра-интроверсии на выбор профессии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 17:04, курсовая работа

Описание

теория+ практика

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……3

Теоретическая глава………………………………………………………………7
Процесса профессионального самоопределения личности в психолого - педагогической литературе………………………………….……………….7
Профессиональное самоопределение………………………..………………9
Три подхода к проблеме профессионального самоопределения…………………………………………………………...9
Психологические особенности периода юность ………............11
Влияние экстра и интроверсии на профессиональное самоопределение…………………………………………………………….12
Базовые психологические функции по Юнгу……………………….……..15
Типы профессий по Е.А.Климову………………………………………….19
Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)……………..…….23

Выводы по теоретической главе………………………………………………..25

Экспериментальная глава…………………………………………………….…26

Выводы по экспериментальной главе…………………………………………35

Заключение…………………………………………………………………..…37

Работа состоит из  1 файл

курсовая кучина.docx

— 161.38 Кб (Скачать документ)

формирование индивидуального  стиля деятельности.

Чтобы помочь в этом подростку психолог должен использовать методы морально-эмоциональной  поддержки:

группы общения (создание благоприятной  атмосферы взаимодействия);

тренинги общения (позволяют освоить  некоторые коммуникативные навыки поведения);

сложные методы индивидуальной и групповой  психотерапии (НЛП, гештальт-группы, логотерапия и др.); позволяют лучше осознать смысл выбираемой деятельности или смысл самого процесса самостоятельного решения проблем, связанных с самоопределением;

профориентационные и профконсультационные активизирующие методы (игры) с элементами психотренинга (здесь психологам полезно посоветовать подросткам с разными типами темперамента «примерить» на себя одну и ту же «профессию);

«праздники труда», повышающие престиж  конкретных профессий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Заключение

 

В работе рассматривались понятия  «экстра-интроверсия», «профориентация», «профессия», «профессия»; классификация  профессий; психофизиологические качества личности.

Обобщая весь изложенный в первой главе материал, удалось прийти к  следующим основным выводам.

Выбор профессии – важнейший  этап в жизни любого человека. Неудачное  профессиональное самоопределение  и недостаточная самореализация могут стать причиной многих собственно психологических, жизненных проблем. Помочь школьниками в правильном профессиональном выборе призвана профориентационная работа. Проблема выбора профессии была актуальна во все времена (и в России, и в СССР, и в РФ)

На современном этапе главная  задача профориентации – формирование профессионального призвания.

В профориентации традиционно выделяются следующие направления: профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика и профконсультация.

Профориентация – сложная система, имеющая свои этапы, цели, задачи, принципы, методы.

При выборе профессии очень важно  соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии.

Профессия – это общественно  полезная деятельность, предполагающая специальную подготовку, которая  выполняется за определённое вознаграждение и которая даёт человеку определённый социальный и общественный статус.

Мир профессий многообразен: от 7 до 35 тыс. их наименований.

Каждая профессия требует, чтобы  у человека присутствовали так называемые «профессионально значимые качества личности». Сюда относятся и психофизиологические качества личности, которые фиксируются  в аналитической профессиограмме. Среди них важное место занимает темперамент.

Характеризуя типичного экстраверта, можно отметить его общительность  и обращенность индивида вовне, широкий  круг знакомств, необходимость в  контактах. Он действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив, беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.  
 
Типичный интроверт – это спокойный, застенчивый человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям, серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.

Необходимо учитывать роль направленности личности  в деятельности: в труде, в учёбе, в общении, в выборе профессии.

Дальнейшее исследование было направлено на обоснование предложения о  том, что учащиеся с различными показателями экстра-интроверсии выбирают разные типы профессий и разные виды профессиональной деятельности.

В результате теоретического анализа  литературы и экспериментальным  путём было доказано, во-первых, влияние  экстраверсии и интроверсии на выбор  определённого типа профессии, а, во-вторых, влияние направленности  на выбор  вида профессиональной деятельности (руководитель-исполнитель).

На основе полученных экспериментальных  данных были сделаны выводы о том, что профессии типа «Ч.-Ч.» выбирают Экстраверты, они же выбирают профессии  типа Ч.-Хо., Ч.-П.Интроверты выбирают в основном профессии типа «Ч-Т» и «Ч-З»

Таковы основные выводы исследования.

 

 

Список используемой литературы:

 

1. Абрамова  Г.С. «Возрастная психология»,  М., 1999г.

2.Статья  «Помощь психолога. Экстраверсия  и интроверсия» http://www.vsempsyholog.ru/razvitie/extra.shtml

3.Статья про экстравертов и интровертов http://www.chakrachka.ru/tonkie_tela/efirnoe/ekstraverty_i_intr.htm

4.Климов  Е.А. «Как выбирать профессию», Ростов-на-Дону,2004г.

5.Климов  Е.А. «Психология профессионального  самоопределения», Ростов-на-Дону, «Феникс», 1996г.

6.Ильин  Е.П. « Дифференциальная психология  профессиональной деятельности»,  М.,1999г., http://fictionbook.ru/author/evgeniyi_pavlovich_ilin/differencialnaya_psihologiya_professiona/read_online.html?page=2

 

7.Махаева  О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю  профессию. М., 2005 г.

8.Столяренко  Л.Д. «Основы психологии», Ростов-на-Дону, 1996г.

9.Столяренко  Л.Д. «Общая психология», Ростов-на-Дону, 2000г.

10.Столяренко  Л.Д. «Педагогическая психология»,  Ростов-на-Дону, 2000г.

11.Статья о типологии профессий по  Климову:

http://spravochnikprof.narod.ru/klimov.html

12. Серый А. В. Ценностные ориентации личности в структуре профессионально значимых качеств практических психологов: Автореф. дис. канд. псих. наук. – Иркутск, 1996. – 25 с.

13. Титма М. Х. Выбор профессии как социальная проблема (на материалах конкретных исследований в ЭССР)/ М. Х. Титма. – М., 1975. – 198 с.

14. Физиологические и психологические  основы труда/ ред. В. И. Дорогайченко. – М., 1974. – 231 с

15.   Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990. – 366 с.

16. Человек как объект социологического  исследования / Под ред. Л. И. Спиридонова, Я. И. Гилинского. – Л., 1977. – 197 с.

17. Шавир П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. – М., 1981. – 95 с.

18. Шадриков В. Д. Деятельность и способности. – М., 1994. – 320 с.

19.Шишкина Л. И. Социально-правовые  вопросы профориентации молодежи/ Л. И. Шишкина; Ленингр. гос. ун-т им. А. А. Жданова. - Л., 1976.- 62 с.

20. Юпитов А.В. Проблематика и особенности психологического консультирования в ВУЗе.// Вопр. психол. - 1995. -  № 4. - С. 50-56.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Приложение.

 

                                Таблица исходных данных.

Тип профессии

№ исп.

Обр.*

Э-И*

Ч-П*

Ч-Т*

Ч-Ч*

Ч-З*

Ч-Хо*

Исп.1

1

9

0

6

4

7

2

Исп.2

1

17

1

5

5

7

2

Исп.3

1

13

2

1

6

5

5

Исп.4

1

15

2

6

2

6

4

Исп.5

1

14

1

3

6

2

7

Исп.6

1

9

1

4

5

7

4

Исп.7

1

16

2

5

5

4

4

Исп.8

1

21

1

6

4

6

4

Исп.9

1

7

0

6

4

5

4

Исп.10

1

14

1

3

6

7

4

Исп.11

2

18

1

4

6

4

3

Исп.12

2

23

2

4

5

4

6

Исп.13

2

13

4

0

7

4

4

Исп.14

2

15

4

2

5

1

7

Исп.15

2

15

0

3

6

5

6

Исп.16

2

13

6

0

4

3

6

Исп.17

2

15

5

1

6

2

6

Исп.18

2

22

5

2

8

1

4

Исп.19

2

12

1

3

6

5

5

Исп.20

2

19

3

3

7

1

6


 

Примечания: Обр.*- получаемое образование

                         Э-И* – экстра-интроверсия: 1-«Экономика», 2- «Психология»

                       Ч-П* - человек-природа

Ч-Т* - человек-техника

Ч-Ч* - человек-человек

Ч-З* - человек-знак

Ч-Хо* - человек- художественный образ 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Влияние экстра-интроверсии на выбор профессии