Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 17:04, курсовая работа
теория+ практика
Введение……………………………………………………………………...……3
Теоретическая глава………………………………………………………………7
Процесса профессионального самоопределения личности в психолого - педагогической литературе………………………………….……………….7
Профессиональное самоопределение………………………..………………9
Три подхода к проблеме профессионального самоопределения…………………………………………………………...9
Психологические особенности периода юность ………............11
Влияние экстра и интроверсии на профессиональное самоопределение…………………………………………………………….12
Базовые психологические функции по Юнгу……………………….……..15
Типы профессий по Е.А.Климову………………………………………….19
Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)……………..…….23
Выводы по теоретической главе………………………………………………..25
Экспериментальная глава…………………………………………………….…26
Выводы по экспериментальной главе…………………………………………35
Заключение…………………………………………………………………..…37
В контексте понимания выбора профессии как выбора деятельности распространена также точка зрения, что основной детерминантой правильного выбора является профессиональный интерес или профессиональная направленность [8]. Несомненно, этот подход более продуктивен, так как утверждает активность самого субъекта выбора профессии.
Понятие «самоопределение» можно соотнести с такими современными понятиями как самоактуализация, самореализация, самоосуществление, самосознание. Причем многие ученые связывают эти процессы с трудовой деятельностью. К примеру, А. Маслоу считает, что самоактуализация проявляет себя «через увлеченность значимой работой»; К. Ясперс связывает самореализацию с делом, которое делает человек. И. Кон говорит, что самореализация проявляется через труд, работу, общение. П.Г. Щедровицкий отмечает, что «смысл самоопределения – в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность».
7. Типы профессий по Е.А.Климову.
Е.А. Климов выделяет два уровня профессионального самоопределения: 1) гностический (перестройка сознания и самосознания); 2) практический (реальные изменения социального статуса человека). Так же он классифицирует профессии на типы «Ч-Ч», «Ч-Т», «Ч-П», «Ч-Хо», «Ч-З».[9]
Технономические профессии
(«Человек – Техника»):
Профессии данного типа объединяют в себе
те виды деятельности, в которых происходит
активное взаимодействие с разнообразными
приборами, машинами, механизмами.
Связаны:
Склонности и предпочтения: |
Выраженные способности: |
|
|
Биономические профессии («Человек –
Природа»):
В основе биономических профессий лежит
работа с природными объектами и явлениями.
Связаны:
Склонности и предпочтения: |
Выраженные способности: |
|
|
Сигнономичегкие профессии
(«Человек — Знаковая система»):
В качестве знаковой системы могут выступать
цифры, числовые значения, коды, символы,
тексты.
Профессии, связанные:
Склонности и предпочтения: |
Выраженные способности: |
|
|
Артономические профессии («Человек
— Художественный образ»):
Традиционно труд представителей профессий
— «человек — художественный образ»,
а также область их деятельности называют
искусством. В этом, как и в слове «художник»
(от старославянского «худог» — искусный),
воплотилась оценка особенностей мастерства
таких специалистов. Художественный образ
— результат мыслительной, познавательно-духовной
и практической деятельности человека.
Профессия данного типа связаны:
Склонности и предпочтения: |
Выраженные способности: |
|
|
Социономические профессии («Человек
- Человек»):
Предполагают постоянную работу с людьми
и связаны:
Склонности и предпочтения: |
Выраженные способности: |
|
|
Для каждого человека характерно более
или менее чётко выраженное предпочтение
видов деятельности, соответствующих
тому предмету труда, который ему
более близок. Это происходи в
силу преобладания определённых интересов
и личностных особенностей. Кому-то
нравится работать с техникой, и
это ему легко даётся, а кто-то,
наоборот, от одного вида бытовых приборов
испытывает ужас, зато его конек
– общение.
8. Дифференциально-
Е. А.Климов классифицирует профессии по предмету труда. Этот опросник может оказать существенную помощь в выявлении индивидуального предпочтении предмета труда, а, следовательно, и определенной группы профессий.
Самоопределение предполагает не только «самореализацию», но и расширение своих изначальных возможностей – «самотрансценденцию» (по В. Франклу): «полноценность человеческой жизни определяется через его трансцендентность, то есть способность «выходить за рамки самого себя», а главное – в умении человека находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни». Таким образом, именно смысл определяет сущность самоопределения, самоосуществления.
Н.А. Бердяев в работе «Самопознание» отмечает, что еще «на пороге отрочества и юности был потрясен однажды мыслью: «Пусть я не знаю смысла жизни, но искание смысла уже дает смысл жизни, и я посвящу жизнь этому исканию смысла».
Если
процесс самоопределения
Указание
на избирательно-положительное
Теоретический анализ данной проблемы
показал, что высокий уровень
профессиональной направленности - это
та качественная особенность структуры
мотивов личности, которая выражает
единство интересов и личности в
системе профессионального
Информация о работе Влияние экстра-интроверсии на выбор профессии