Влияние мышления на развитие речи дошкольников 4-5 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 17:39, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение влияния мышления на развитие речи дошкольников 4-5 лет.

Теория развития мышления и речи породила большие споры в психологии. В связи с этим, исследование развития мышления и речи дошкольников достаточно актуально и может помочь доказать или опровергнуть некоторые основные заключения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава1. Теоретическое изучение……………….……………………………..….5

1.1.Общая характеристика мышления дошкольников……………………..…..5

1.2.Общая характеристика развития речи в дошкольном возрасте…..………11

1.3.Влияние мышления на развитие речи дошкольников……………….……………………………………………….…..18

Глава 2. Эмпирическое исследование влияния мышления у детей дошкольного возраста 4-5 лет на развитие речи…………………...…………………………………………………………..20

2.1. Констатирующий эксперимент исследования развития мышления и его влияние на речь………………………………………..……………………..….20

2.2 Контрольный эксперимент исследования развития связной речи………………………………………………………………………….…...34

Анализ и выводы…………………………………………..……………....…...41

Заключение…………………………………………………………………..….43

Список использованной литературы……………………………… ……..…...45

Работа состоит из  1 файл

10%%%Эмпирическое исследование влияния мышления у детей дошкольного возраста 4.doc

— 715.00 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Коми  государственный педагогический институт

Факультет педагогики и методики начального образования

Специальность «Дошкольная педагогика и психология»

Кафедра психологии развития

(заочное  отделение) 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

Тема: Влияние  мышления на развитие речи дошкольников 4-5 лет. 
 
 
 

                       Исполнитель:

                    Студентка 4 курса 3 группы

                       Евсеева Ю.С.

                       Научный руководитель:

                    к.псих.н., доцент        Аверин А.В  
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

Сыктывкар, 2009 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава1. Теоретическое изучение……………….……………………………..….5

1.1.Общая характеристика мышления дошкольников……………………..…..5

1.2.Общая  характеристика развития речи  в дошкольном возрасте…..………11

1.3.Влияние мышления на развитие речи дошкольников……………….……………………………………………….…..18

Глава 2. Эмпирическое исследование влияния мышления у детей дошкольного возраста 4-5 лет на  развитие  речи…………………...…………………………………………………………..20

2.1. Констатирующий эксперимент исследования развития мышления и его влияние на речь………………………………………..……………………..….20

2.2 Контрольный эксперимент исследования развития связной речи………………………………………………………………………….…...34

Анализ  и  выводы…………………………………………..……………....…...41

Заключение…………………………………………………………………..….43

Список  использованной литературы……………………………… ……..…...45 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Дошкольный  возраст характеризуется возникновением новой социальной ситуации развития ребенка.

    У дошкольника появляется круг элементарных обязанностей, с одной стороны, под руководством взрослого, который создает условия и обучает, а с другой – под воздействием «детского общества». Дошкольники общаются между собой, действуют совместно, в процессе этой деятельности создается их общественноt мнение. Совместная деятельность сменяется самостоятельным выполнением указаний взрослого. Взрослый в этот период очень авторитетен.

    Собственная внутренняя позиция дошкольника  по отношению к другим людям характеризуется  осознанием собственного Я, осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых.

    Психическими  новообразованиями этого возраста являются:

    • становление иерархии мотивов деятельности;
    • возникновение потребности в общественно-значимой деятельности.(1,с.173-174)

    Целью данной курсовой работы является изучение влияния мышления на развитие речи дошкольников 4-5 лет.

    Теория  развития мышления и речи породила большие споры в психологии. В  связи с этим, исследование развития мышления и речи дошкольников достаточно актуально и может помочь доказать или опровергнуть некоторые основные заключения.

      Мышление  и речь были определены как объекты исследования, а мышление и речь детей дошкольного возраста предметом исследования. В ходе данной работы были сформулированы задачи исследования по определению уровня развития мышления, изучению словарного состава, грамматического и синтаксического строя речи, по изучению умения вычленять причинно – следственные связи в предложении.

      На  основе проделанного обзора литературы по данной теме предлагаю следующую  рабочую гипотезу для проведения исследования:  мышление влияет на развитие речи дошкольников в возрасте 4-5 лет.

      При написании работы была использована следующая литература:

  1. Волков В.С. Детская психология: Логические схемы: учеб. пособие для студентов учреждений среднего проф.образования, обучающихся по спец. пед. профиля/ Б.С.Волков, Н.В.Волкова.- 2-е изд., стереотипное – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2007.-252.
  2. Детская психология. Учебное пособие/Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько – М.: Инфра-М, 2000. - 386 стр.;
  3. Мухина В.С. Возрастная психология: феномен развития, детство, отрочество. Учебник., 7-е изд. - М.: Академия, 2003. - 456 стр.;
  4. Хрестоматия  по детской психологии: от младенца до подростка. Учебное пособие/Ред-сост П.В. Бурменская., 2-е изд. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005.- 656 стр.;
  5. Немов Р.С. Общие основы психологии. Кн.1. - М.: Просвещение, 1994 – 235 стр.;
  6. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика. Учебник - М.: Академия, 2004. - 232 ср.; и другие источники.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретическое  изучение.

1.1.Общая  характеристика мышления  дошкольников.

    Дошкольный  возраст - это пора бесконечных детских  вопросов. Как отмечают Я. Л. Коломинский  и Е. А. Панько, у детей младшего дошкольного возраста преобладают  вопросы, вызванные любопытством. В четыре-пять лет ребенок начинает проявлять интерес к более "далекой" действительности, возникают вопросы по поводу своего появления на свет. В пять-шесть лет все чаще звучат вопросы, вызванные любознательностью, выражающие причинное отношение в форме "Почему?" Вопросы шести - семилетнего ребенка вызываются уже не столько любопытством, сколько потребностью убедиться в истине.(2, с.164)

    Ж. Пиаже считал центральной характеристикой  детского мышления его эгоцентризм. При решении любых задач точкой отсчета для ребенка является он сам. Дошкольник не в состоянии четко отделить свое существование и свои возможности от внешнего мира.(3,с.175)

    Одним из следствий эгоцентризма мышления Ж. Пиаже считал его синкретизм: когда  вместо объяснения ребенок связывает "все со всем" и дает не аргументы, а описание ситуации. Первоначально дети одухотворяют все, даже неживые предметы (если по камню ударить, ему будет больно), чуть позже - только те, которые движутся, затем - только предметы и явления, способные к самостоятельному движению (вода, ветер), наконец, приписывают способность думать и чувствовать только животным и человеку. Эту особенность детского мышления Жан Пиаже назвал анимизмом (от лат. animus – душа). Важной особенность мышления дошкольника - его "глобальность". Дошкольник может выделять в объекте форму, цвет, объем, но все это еще слито для него в один сложный, сплошной конгломерат, точная связь между разными свойствами объекта малышу еще непонятна. Ребенок-дошкольник отнюдь не всегда спешит перестроить свои практические действия на "научной основе", даже если такую основу ему удалось получить. Знание - знанием, а вернее все-таки полагаться на то, что кажется моему зрению (слуху, вкусу, осязанию). Это свойство детского практического мышления - склонность опираться не на знание об истинных отношениях вещей, а на их кажущиеся отношения -  феноменальность. (3,с.176)

    Мышление  ребенка связано с его знаниями. Н. Н. Поддьяковым обнаружены такие  тенденции в развитии знаний у  детей. Первая заключается в том, что в процессе мыслительной деятельности происходит расширение объема и углубление четких, ясных знаний об окружающем мире. Эти стабильные знания составляют ядро познавательной сферы ребенка. Вторая тенденция предполагает, что в это же время возникает и растет круг неопределенных, не совсем ясных знаний, выступающих в форме догадок, предположений, вопросов.(4,с.149)

    По  мере развития любознательности, познавательных интересов мышление все шире используется детьми для освоения окружающего мира, которое выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью.

    Образное  мышление – основной вид мышления дошкольника. В простейших формах оно  появляется уже в раннем детстве, обнаруживаясь в решении узкого круга практических задач, связанных  с предметной деятельностью ребенка, с применением простейших орудий. К началу дошкольного возраста дети решают в уме только такие задачи, в которых действие, выполняемое рукой или орудием, прямо направлено на достижение практического результата, – перемещение предмета, его использование или изменение. (3, с.178)

    Младшие дошкольники решают подобные задачи при помощи внешних ориентировочных  действий, т.е. на уровне наглядно-действенного мышления. В среднем дошкольном возрасте при решении более простых, а  потом и более сложных задач с косвенным результатом дети постепенно начинают переходить от внешних проб к пробам, совершаемым в уме. После того как ребенка познакомят с несколькими вариантами задачи, он может решить новый ее вариант, уже не прибегая к внешним действиям с предметами, а получив необходимый результат в уме.

    Наглядно-образное мышление лежит в основе интеллектуальной деятельности. Это мышление связано  с правым мозгом. Основное назначение его – верно оценивать наглядную  ситуацию. При наличии наглядно-образного мышления мы знаем, с чем имеем дело, что представляет из себя этот предмет, умеем верно на него реагировать, но не знаем, как он называется. И без помощи левого полушария наглядно-образное мышление не в состоянии сформировать никакого полного высказывания.

    Мышление  ребёнка раннего возраста протекает  в виде отдельных умственных процессов  и операций, включённых в игровую  или практическую деятельность. В  отличие от этого дошкольник постепенно научается мыслить о вещах, которые  он непосредственно не воспринимает, с которыми он в данный момент не действует. Ребёнок начинает выполнять различные мыслительные операции, опираясь не только на восприятие, но и на представления о ранее воспринятых предметах и явлениях.

    Мышление  приобретает у дошкольника характер связного рассуждения, относительно независимого от непосредственных действий с предметами. Теперь перед ребёнком можно поставить познавательные, мыслительные задачи (объяснить какое либо явление, отгадать загадку, решить какую-либо головоломку).

    В процессе решения подобных задач ребёнок начинает связывать свои суждения друг с другом, приходить к определённым выводам или заключениям. Таким образом, возникают простейшие формы индуктивных и дедуктивных умозаключений. На ранних этапах развития у младших дошкольников, в связи с ограниченностью их опыта и недостаточным умением пользоваться умственными операциями, рассуждения часто оказываются очень наивными, не соответствующими действительности. Уже у ребёнка среднего дошкольного возраста можно наблюдать относительно сложные рассуждения, в которых он тонко учитывает все новые данные, обнаруживающиеся в процессе решения задачи.(5,с.224)

    Ребёнок приобретает ряд новых знаний об окружающей действительности и вместе с тем научается анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать свои наблюдения, т. е. производить простейшие умственные операции. Важнейшую роль в умственном развитии ребёнка играет воспитание и обучение.

    В возрасте от 3 до 7 лет у детей происходит формирование понятий и использование  символов. Эти понятия ограничены их личным непосредственным опытом. Дети познают мир в основном через собственные действия, не делают обобщений в целом классе объектов. При решении подобных задач с косвенным результатом дети четырех-пяти лет начинают переходить от внешних действий с предметами к действиям с образами этих предметов, совершаемым в уме. Так развивается наглядно-образное мышление, которое опирается на образы: ребенку необязательно брать предмет в руки, достаточно отчетливо представить его. В процессе наглядно-образного мышления идет сравнение зрительных представлений, вследствие чего задачка решается.(6,с.178)

    Возможность решения задач в уме возникает  благодаря тому, что образы, которыми пользуется ребенок, приобретают обобщенный характер. То есть в них отображаются не все особенности предмета, а только те, которые существенны для решения определенной задачи. То есть в сознании ребенка возникают схемы, модели. Особенно ярко модельно-образные формы мышления развиваются и проявляются в рисовании, конструировании и других видах продуктивной деятельности.

    Психологи отмечают, что наглядно - образное мышление является основой для образования  логического мышления, связанного с  использованием и преобразованием  понятий. Образные формы обнаруживают свою ограниченность, когда перед ребенком возникают задачи, которые требуют выделения таких свойств и отношений, которые нельзя наглядно представить. (6,с.179)

Информация о работе Влияние мышления на развитие речи дошкольников 4-5 лет