Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 17:39, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение влияния мышления на развитие речи дошкольников 4-5 лет.
Теория развития мышления и речи породила большие споры в психологии. В связи с этим, исследование развития мышления и речи дошкольников достаточно актуально и может помочь доказать или опровергнуть некоторые основные заключения.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава1. Теоретическое изучение……………….……………………………..….5
1.1.Общая характеристика мышления дошкольников……………………..…..5
1.2.Общая характеристика развития речи в дошкольном возрасте…..………11
1.3.Влияние мышления на развитие речи дошкольников……………….……………………………………………….…..18
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния мышления у детей дошкольного возраста 4-5 лет на развитие речи…………………...…………………………………………………………..20
2.1. Констатирующий эксперимент исследования развития мышления и его влияние на речь………………………………………..……………………..….20
2.2 Контрольный эксперимент исследования развития связной речи………………………………………………………………………….…...34
Анализ и выводы…………………………………………..……………....…...41
Заключение…………………………………………………………………..….43
Список использованной литературы……………………………… ……..…...45
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Коми государственный педагогический институт
Факультет педагогики и методики начального образования
Специальность «Дошкольная педагогика и психология»
Кафедра психологии развития
(заочное
отделение)
Курсовая работа
Тема: Влияние
мышления на развитие речи дошкольников
4-5 лет.
Исполнитель:
Студентка 4 курса 3 группы
Евсеева Ю.С.
Научный руководитель:
к.псих.н.,
доцент Аверин А.В
Сыктывкар,
2009
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава1.
Теоретическое изучение……………….……………………………..….
1.1.Общая характеристика мышления дошкольников……………………..…..5
1.2.Общая характеристика развития речи в дошкольном возрасте…..………11
1.3.Влияние
мышления на развитие речи дошкольников……………….……………………………
Глава
2. Эмпирическое исследование влияния
мышления у детей дошкольного возраста
4-5 лет на развитие речи…………………...…………………………………………
2.1.
Констатирующий эксперимент исследования
развития мышления и его влияние на речь………………………………………..…………………….
2.2
Контрольный эксперимент исследования
развития связной речи……………………………………………………………………
Анализ
и выводы…………………………………………..…………….
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы………………………………
……..…...45
Введение
Дошкольный
возраст характеризуется
У дошкольника появляется круг элементарных обязанностей, с одной стороны, под руководством взрослого, который создает условия и обучает, а с другой – под воздействием «детского общества». Дошкольники общаются между собой, действуют совместно, в процессе этой деятельности создается их общественноt мнение. Совместная деятельность сменяется самостоятельным выполнением указаний взрослого. Взрослый в этот период очень авторитетен.
Собственная внутренняя позиция дошкольника по отношению к другим людям характеризуется осознанием собственного Я, осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых.
Психическими
новообразованиями этого
Целью данной курсовой работы является изучение влияния мышления на развитие речи дошкольников 4-5 лет.
Теория развития мышления и речи породила большие споры в психологии. В связи с этим, исследование развития мышления и речи дошкольников достаточно актуально и может помочь доказать или опровергнуть некоторые основные заключения.
Мышление и речь были определены как объекты исследования, а мышление и речь детей дошкольного возраста – предметом исследования. В ходе данной работы были сформулированы задачи исследования по определению уровня развития мышления, изучению словарного состава, грамматического и синтаксического строя речи, по изучению умения вычленять причинно – следственные связи в предложении.
На основе проделанного обзора литературы по данной теме предлагаю следующую рабочую гипотезу для проведения исследования: мышление влияет на развитие речи дошкольников в возрасте 4-5 лет.
При написании работы была использована следующая литература:
Глава 1. Теоретическое изучение.
1.1.Общая характеристика мышления дошкольников.
Дошкольный возраст - это пора бесконечных детских вопросов. Как отмечают Я. Л. Коломинский и Е. А. Панько, у детей младшего дошкольного возраста преобладают вопросы, вызванные любопытством. В четыре-пять лет ребенок начинает проявлять интерес к более "далекой" действительности, возникают вопросы по поводу своего появления на свет. В пять-шесть лет все чаще звучат вопросы, вызванные любознательностью, выражающие причинное отношение в форме "Почему?" Вопросы шести - семилетнего ребенка вызываются уже не столько любопытством, сколько потребностью убедиться в истине.(2, с.164)
Ж. Пиаже считал центральной характеристикой детского мышления его эгоцентризм. При решении любых задач точкой отсчета для ребенка является он сам. Дошкольник не в состоянии четко отделить свое существование и свои возможности от внешнего мира.(3,с.175)
Одним из следствий эгоцентризма мышления Ж. Пиаже считал его синкретизм: когда вместо объяснения ребенок связывает "все со всем" и дает не аргументы, а описание ситуации. Первоначально дети одухотворяют все, даже неживые предметы (если по камню ударить, ему будет больно), чуть позже - только те, которые движутся, затем - только предметы и явления, способные к самостоятельному движению (вода, ветер), наконец, приписывают способность думать и чувствовать только животным и человеку. Эту особенность детского мышления Жан Пиаже назвал анимизмом (от лат. animus – душа). Важной особенность мышления дошкольника - его "глобальность". Дошкольник может выделять в объекте форму, цвет, объем, но все это еще слито для него в один сложный, сплошной конгломерат, точная связь между разными свойствами объекта малышу еще непонятна. Ребенок-дошкольник отнюдь не всегда спешит перестроить свои практические действия на "научной основе", даже если такую основу ему удалось получить. Знание - знанием, а вернее все-таки полагаться на то, что кажется моему зрению (слуху, вкусу, осязанию). Это свойство детского практического мышления - склонность опираться не на знание об истинных отношениях вещей, а на их кажущиеся отношения - феноменальность. (3,с.176)
Мышление
ребенка связано с его
По мере развития любознательности, познавательных интересов мышление все шире используется детьми для освоения окружающего мира, которое выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью.
Образное мышление – основной вид мышления дошкольника. В простейших формах оно появляется уже в раннем детстве, обнаруживаясь в решении узкого круга практических задач, связанных с предметной деятельностью ребенка, с применением простейших орудий. К началу дошкольного возраста дети решают в уме только такие задачи, в которых действие, выполняемое рукой или орудием, прямо направлено на достижение практического результата, – перемещение предмета, его использование или изменение. (3, с.178)
Младшие дошкольники решают подобные задачи при помощи внешних ориентировочных действий, т.е. на уровне наглядно-действенного мышления. В среднем дошкольном возрасте при решении более простых, а потом и более сложных задач с косвенным результатом дети постепенно начинают переходить от внешних проб к пробам, совершаемым в уме. После того как ребенка познакомят с несколькими вариантами задачи, он может решить новый ее вариант, уже не прибегая к внешним действиям с предметами, а получив необходимый результат в уме.
Наглядно-образное
мышление лежит в основе интеллектуальной
деятельности. Это мышление связано
с правым мозгом. Основное назначение
его – верно оценивать
Мышление ребёнка раннего возраста протекает в виде отдельных умственных процессов и операций, включённых в игровую или практическую деятельность. В отличие от этого дошкольник постепенно научается мыслить о вещах, которые он непосредственно не воспринимает, с которыми он в данный момент не действует. Ребёнок начинает выполнять различные мыслительные операции, опираясь не только на восприятие, но и на представления о ранее воспринятых предметах и явлениях.
Мышление
приобретает у дошкольника
В процессе решения подобных задач ребёнок начинает связывать свои суждения друг с другом, приходить к определённым выводам или заключениям. Таким образом, возникают простейшие формы индуктивных и дедуктивных умозаключений. На ранних этапах развития у младших дошкольников, в связи с ограниченностью их опыта и недостаточным умением пользоваться умственными операциями, рассуждения часто оказываются очень наивными, не соответствующими действительности. Уже у ребёнка среднего дошкольного возраста можно наблюдать относительно сложные рассуждения, в которых он тонко учитывает все новые данные, обнаруживающиеся в процессе решения задачи.(5,с.224)
Ребёнок приобретает ряд новых знаний об окружающей действительности и вместе с тем научается анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать свои наблюдения, т. е. производить простейшие умственные операции. Важнейшую роль в умственном развитии ребёнка играет воспитание и обучение.
В возрасте от 3 до 7 лет у детей происходит формирование понятий и использование символов. Эти понятия ограничены их личным непосредственным опытом. Дети познают мир в основном через собственные действия, не делают обобщений в целом классе объектов. При решении подобных задач с косвенным результатом дети четырех-пяти лет начинают переходить от внешних действий с предметами к действиям с образами этих предметов, совершаемым в уме. Так развивается наглядно-образное мышление, которое опирается на образы: ребенку необязательно брать предмет в руки, достаточно отчетливо представить его. В процессе наглядно-образного мышления идет сравнение зрительных представлений, вследствие чего задачка решается.(6,с.178)
Возможность решения задач в уме возникает благодаря тому, что образы, которыми пользуется ребенок, приобретают обобщенный характер. То есть в них отображаются не все особенности предмета, а только те, которые существенны для решения определенной задачи. То есть в сознании ребенка возникают схемы, модели. Особенно ярко модельно-образные формы мышления развиваются и проявляются в рисовании, конструировании и других видах продуктивной деятельности.
Психологи отмечают, что наглядно - образное мышление является основой для образования логического мышления, связанного с использованием и преобразованием понятий. Образные формы обнаруживают свою ограниченность, когда перед ребенком возникают задачи, которые требуют выделения таких свойств и отношений, которые нельзя наглядно представить. (6,с.179)
Информация о работе Влияние мышления на развитие речи дошкольников 4-5 лет