Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 17:39, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение влияния мышления на развитие речи дошкольников 4-5 лет.
Теория развития мышления и речи породила большие споры в психологии. В связи с этим, исследование развития мышления и речи дошкольников достаточно актуально и может помочь доказать или опровергнуть некоторые основные заключения.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава1. Теоретическое изучение……………….……………………………..….5
1.1.Общая характеристика мышления дошкольников……………………..…..5
1.2.Общая характеристика развития речи в дошкольном возрасте…..………11
1.3.Влияние мышления на развитие речи дошкольников……………….……………………………………………….…..18
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния мышления у детей дошкольного возраста 4-5 лет на развитие речи…………………...…………………………………………………………..20
2.1. Констатирующий эксперимент исследования развития мышления и его влияние на речь………………………………………..……………………..….20
2.2 Контрольный эксперимент исследования развития связной речи………………………………………………………………………….…...34
Анализ и выводы…………………………………………..……………....…...41
Заключение…………………………………………………………………..….43
Список использованной литературы……………………………… ……..…...45
4) Учить
детей строить полные и
5) Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.
Первый используемый вид модели - сериационный ряд (сказка «Репка»).
Материал и оборудование: Книжки-сказки «Репка», посылка, бандероль, настольный театр, крупные иллюстрации к сказкам. У каждого ребенка - конверты с набором условных заместителей к сказке «Репка» ( шесть полосок разной длины, один желтый круг) и конверты, в которых кружки одинаковой величины, но разного цвета. Фланелеграф с крупными условными заместителями персонажей двух сказок, мелки, краски, карандаши, бумага.
Приемы и методы: Беседа, рассказывание сказок воспитателем, показ иллюстраций, игровые приемы, мозаика к сказке «Репка», , дидактическая игра «Почтальон».
Ход занятия:
1. Дети играют в группе. Заходит почтальон и вручает воспитателя посылку и бандероль. С ребятами подходит к столу и вскрывает бандероль, достает книжку «Репка».
Воспитатель: Интересная сказка, кто прислал нам ее, здесь письмо, оно от кота Леопольда.
Читает детям письмо: Дорогие ребята, посылаю вам свои любимые книги. Хочу, чтобы вы научились составлять сказки, хорошо их рассказывать и прислали мне ответ, понравились ли вам мои сказки? Кот Леопольд.
2. Воспитатель: Эта книга-сказка про «Репку». Мы с вами е читали, пересказывали, обыгрывали. Вспомните, какие герои в этой сказке? (Дети перечисляют: репка, дед, бабка, внучка, жучка, кошка, мышка). Давайте мы с вами поиграем и попробуем составить эту сказку. Пройдите за свои столы, сядьте, возьмите конверт, на котором нарисована полоска. Вынимаем то, что в конверте. (Дети выполняют задания воспитателя).
Воспитатель: Чем отличаются полоски друг от друга? (Размером).
Чем они похожи? (Цветом).
Какого они цвета? (Оранжевого).
Еще есть геометрическая фигура, какая? (Круг).
Какого цвета? (Желтого).
3. У каждого героя сказки своя, определенного цвета полоска.
Какую возьмем по размеру полоску для деда? Почему? (Самую длинную - дед самый высокий).
Какую возьмем по размеры полоску для бабки? Почему? (Покороче, чем у деда - бабка ниже ростом, и т.д.).
Далее дети берут полоски для внучки, Жучки, кошки и мышки, и объясняют, почему именно эти полоски. Самая короткая полоска для мышки. Почему? (Мышка самая маленькая, серенькая).
Воспитатель рассказывает детям сказку, а они составляют. Дети сначала кладут репку, затем полоску - деда, полоску - бабку, внучку, Жучку, кошку, мышку.
Воспитатель: Сказка закончилась. Вы эту сказку составили, используя полоски разного размера. Кто расскажет сказку по выполненным полоскам? (Выбираем желающего). Артем будет рассказывать, а все ребята следят по своим полоскам и помогают. (Один ребенок рассказывает сказку).
Воспитатель: Хорошо, сказка получилась интересная. (Физминутка).
Отодвиньте все полоски на край стола. Мы не открыли посылку. Посмотрим, что в ней?
4. Вместе
с детьми берем посылку и
располагаемся на ковре.
Воспитатель: Еще одну сказку прислал кот Леопольд. Называется она? (Ответы детей). И еще настольный театр. Рассказываем сказку и расставляем героев сказки.
Воспитатель: Дети, хорошо ли поступила лиса с зайцем? (Нет). Какая лиса в этой сказке? (Хитрая, коварная, умная, бессердечная и т.д.)
А какой зайчик? (Добрый, доверчивый, горемыка).
Почему не помогли зайчику волк и медведь? (Они струсили и убежали).
Кто оказался настоящим героем-помощником? Какой он? (Петушок - он смелый, храбрый).
Воспитатель: Интересная сказка? (Да).
Кто назовет присказку к этой сказке?
(Лиса по лесу ходила,
Звонки песни выводила,
Лиса лычки драла,
Лиса лапотки плела - это еще не сказка - присказка, сказка вся впереди!)
Подвижная игра «Лиса и зайцы».
5. Воспитатель: Садитесь дети за столы и возьмите конверт, на котором нарисован круг. Выньте все, что есть в конверте. (Выполняют задание).
Какие геометрические фигуры? (Круги). Чем они похожи? Чем отличаются? (Одинаковые по размеру, разные по цвету). Какие цвета у кругов? (Оранжевый, белый, серый, коричневый, красный).
Эту сказку будем составлять по цвету. Для каждого героя сказки - круг определенного цвета. Для зайца - белый, почему? Лиса - какой круг, почему? Волк - какой круг, почему? Медведь - какой круг, почему? И петушок - какой круг, почему? (Дети объясняют, почему круги разного цвета, каждый цвет соотносят с «нарядом» животного). Кроме кружков разного цвета, есть избушки, тоже разного цвета, какого? Почему? (Избушка лисы - ледяная (голубая), зайца - лубяная (коричневая, из бревен) и есть еще кустик).
6. Воспитатель: А теперь слушаем сказку и составляем.
Рассказывает сказку, а дети составляют, используя двигательный вид моделирования.
Воспитатель: Молодцы дети, правильно справились с заданием. А теперь давайте сами по очереди расскажем и покажем эту сказку. Хорошо ребята, я вижу, что вы все справились с заданием. Надо отослать ответ коту Леопольду о том, какие наши любимые сказки и как мы их рассказываем и составляем. Я напишу письмо, а вы нарисуете своих любимых героев из сказок.
Выводы по проведенному занятию:
Результаты диагностики показали, что у детей хороший уровень развития. Дети стали активнее использовать в речи антонимы, синонимы, сравнения, прилагательные.
На
вопросы воспитателя стали
2.2 Контрольный эксперимент исследования развития связной речи.
Контрольный эксперимент проводился при помощи тех же методик, что и констатирующий эксперимент. В результате проведенной работы мы получили следующие результаты.
Проведение контрольного эксперимента по методике № 1.
Данные первой средней группы
Имя ребенка | Название предмета | Название части | Свойства | Количество баллов Уровень развития |
Эдик П. | + | + | + | 3В |
Максим Р. | + | + | 2С | |
Катя Г. | + | + | 2С | |
Саша Г. | + | + | + | 3В |
Маша М. | + | + | + | 3В |
Матвей К. | + | + | 2С | |
Даша С. | + | + | 2С | |
Сережа А. | + | + | 2С | |
Вадим К. | + | + | 2С | |
Лера К. | + | + | + | ЗВ |
Никита О. | + | + | 2С | |
Андрей И. | + | + | + | ЗВ |
Алеша А | + | 2С | ||
Света Ж | + | + | 2С | |
Лена К | + | + 3В | ||
Анна М | + | + | + 2 С |
Высокий уровень (В) - 7 детей (41,65%) Средний уровень (С) - 9 детей (58,35%) Низкий уровень (Н) — 0
Дети | Название предмета | Название части | Свойства |
16 | 100% | 58,3% | 83,35% |
Данные второй средней группы.
Имя ребенка | Название предмета | Название части | Свойства | Количество баллов Уровень развития |
Женя Б. | + | 1Н | ||
Олеся Ж. | + | + | 2С | |
Игорь Д. | + | + | + | 3В |
Саша К. | + | + | 2С | |
Настя А. | + | + | 2С | |
Данил Р. | + | + | 2С | |
Никита В. | + | 1Н | ||
Настя К. | + | + | 2С | |
Вадим Ч. | + | + | 2С | |
Таня Ш. | + | 1Н | ||
Данил Я. | + | + | 2С | |
Артем Ж. | + | 1Н | ||
Андрей А | + | 1Н | ||
Алена Ш | + | + | 2С | |
Ника М | + | + | 2С | |
Оля А | + | + | 2С |
Информация о работе Влияние мышления на развитие речи дошкольников 4-5 лет