Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 17:39, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение влияния мышления на развитие речи дошкольников 4-5 лет.
Теория развития мышления и речи породила большие споры в психологии. В связи с этим, исследование развития мышления и речи дошкольников достаточно актуально и может помочь доказать или опровергнуть некоторые основные заключения.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава1. Теоретическое изучение……………….……………………………..….5
1.1.Общая характеристика мышления дошкольников……………………..…..5
1.2.Общая характеристика развития речи в дошкольном возрасте…..………11
1.3.Влияние мышления на развитие речи дошкольников……………….……………………………………………….…..18
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния мышления у детей дошкольного возраста 4-5 лет на развитие речи…………………...…………………………………………………………..20
2.1. Констатирующий эксперимент исследования развития мышления и его влияние на речь………………………………………..……………………..….20
2.2 Контрольный эксперимент исследования развития связной речи………………………………………………………………………….…...34
Анализ и выводы…………………………………………..……………....…...41
Заключение…………………………………………………………………..….43
Список использованной литературы……………………………… ……..…...45
Выводы
об уровне развития: Высокий уровень (В)
— 1 ребенок (8,3%) Средний уровень (С) - 10
детей (58,3%) Низкий уровень (Н) — 5 детей
(33,3%)
Дети | Название предмета | Название части | Свойства |
16 | 100% | 33,5% | 41,6% |
Проведение контрольного эксперимента по методике № 2.
Данные первой средней группы.
Имя ребенка | Словарный состав речи | Виды предложений | |||||||||
Существительные | Глаголы | Прилаг. | Нареч. | Местоимения | Междометия | простые | сложносочиненн | сложноподчиненн | Уровень | ||
собст. | нариц. | ||||||||||
Эдик П. | + | + | + | + | + | С | |||||
Максим Р. | + | + | + | Н | |||||||
Катя Г. | + | + | + | Н | |||||||
Саша Г. | + | + | + | + | + | С | |||||
Маша М. | + | + | + | + | + | С | |||||
Матвей К. | + | + | + | Н | |||||||
Даша С. | + | + | + | + | + | + | С | ||||
Сережа А. | + | + | + | + | + | + | С | ||||
Вадим К. | + | + | + | + | + | С | |||||
Лера К. | + | + | + | + | С | ||||||
Никита О. | + | + | + | Н | |||||||
Андрей И. | + | + | + | + | + | + | + | + | В | ||
Алеша А | + | + | + | + | С | ||||||
Света Ж | + | + | + | + | В | ||||||
Лена К | + | + | + | + | + | С | |||||
Анна М | + | + | + | + | + | В |
Выводы об уровне развития экспериментальной группы:
Высокий уровень (В) — 6 детей (33,35%)
Средний уровень (С) - 10 детей (66,65%)
Низкий уровень (Н) – 0
Дети | Словарный состав речи | Виды предложений | ||||||||
Существительные | Глаголы | Прилаг. | Нареч. | Местоимения | Междометия | простые | сложносочиненн | сложноподчиненн | ||
собст. | нариц. | |||||||||
16 | 25 | 100 | 91,6 | 100 | 41,7 | 41,65 | 13,35 | 100 | 8,35 | 16,65 |
Данные второй средней группы
Имя ребенка | Словарный состав речи | Виды предложений | |||||||||
Существительные | Глаголы | Прилаг. | Нареч. | Местоимения | Междометия | простые | сложносочиненн | сложно-подчиненн | Уровень | ||
собст. | нариц. | ||||||||||
Женя Б. | + | + | + | + | Н | ||||||
Олеся Ж. | + | + | + | Н | |||||||
Игорь Д. | + | + | + | + | + | + | + | + | В | ||
Саша К. | + | + | + | + | + | C | |||||
Настя А. | + | + | + | + | + | C | |||||
Данил Р. | + | + | + | + | + | + | С | ||||
Никита В. | + | + | + | Н | |||||||
Настя К. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | В | |
Вадим Ч. | + | + | + | + | + | С | |||||
Таня Ш. | + | + | + | + | + | + | С | ||||
Данил Я. | + | + | + | + | + | С | |||||
Артем Ж. | + | + | + | + | Н | ||||||
Андрей А | + | + | + | + | В | ||||||
Алена Ш | + | + | + | В | |||||||
Ника М | + | + | С | ||||||||
Оля А | + | + | + | + | * | + | С |
Выводы об уровне развития второй средней группы: Высокий уровень (В) - 4 ребенка (16,65%) Средний уровень (С) — 8 детей (50%)
Низкий уровень (Н) - 4 ребенка (33,35%)
Обработка данных таблицы № 11.
Дети | Словарный состав речи | Виды предложений | ||||||||
Существительные | Глаголы | Прилаг. | Нареч. | Местоимения | Междометия | простые | сложносочиненн | сложно-подчиненн | ||
собст. | нариц. | |||||||||
16 | 16,7 | 100 | 100 | 100 | 50 | 58,35 | 33,35 | 91,6 | 25 | 16,65 |
Проведение контрольного эксперимента по методике № 3.
Данные первой средней группы
Обработка данных первой средней группы
ребенка | Употребление имен сущ. в род. падеже ед. числа | Употребление имен сущ. В род. падеже мн. числа |
Эдик П. | 2С | 2С |
Максим Р. | 2С | 2С |
Катя Г. | 2С | 2С |
Саша Г. | ЗВ | ЗВ |
Маша М. | ЗВ | 3В |
Матвей К. | 2С | 2С |
Даша С. | 2С | 2С |
Сережа А. | 2С | 2С |
Вадим К. | 2С | 2С |
Лера К. | ЗВ | 3В |
Никита О. | 2С | 2С |
Андрей И. | ЗВ | 3В |
Алеша А | 2С | 1Н |
Света Ж | 1С | 2С |
Лена К | 2С | 2С |
Анна М | 2С | 2С |
Выводы об уровне развития:
Высокий уровень (В) - 4 ребенка (33,35%) Средний уровень (С) - 12 детей (66,66%) Низкий уровень (Н) – 0
Обработка данных второй средней группы
Имя ребенка | Употребление имен сущ. в род. падеже ед. числа | Употребление имен сущ. В род. падеже мн. числа |
Женя Б. | 1С | 1С |
Олеся Ж. | 2С | 2С |
Игорь Д. | 3В | 3В |
Саша К. | 2С | 2С |
Настя А. | 2С | 2С |
Данил Р. | 2С | 2С |
Никита В. | 1С | 1С |
Настя К. | 3В | 3В |
Вадим Ч. | 2С | 2С |
Таня Ш. | 2С | 2С |
Данил Я. | 1С | 1С |
Артем Ж. | 1С | 1С |
Андрей А | 2С | 2С |
Алена Ш | 1С | 2С |
Ника М | 2С | 1С |
Оля А | 1С | 2С |
Выводы об уровне развития:
Высокий уровень (В) — 2 ребенка (16,65%)
Средний уровень (С) - 14 детей (50%)
Низкий
уровень (Н) - 0 ребенка
Анализ и выводы
Нами был проведен констатирующий эксперимент исследования развития связной речи. В методику проверки включили разные задания. Выявлялось состояние словаря, грамматического строя, влияние мышления на развитие речи.
Словарный запас выявлялся в умении называть предметы, свойства, выделять части предмета.
Для проверки умения связно, логично, последовательно и самостоятельно передавать содержание литературного произведения детям предлагалось рассказать сказку «Репка».
Для
определения состояния
Развитие речи нужно тесно связывать с развитием мышления ребенка. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. Рассматривали виды связного высказывания. Можно отметить, что развитие речи детей дошкольного возраста происходит в тесной взаимосвязи с развитием других сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Преимущественное внимание необходимо уделять работе над смысловой стороной слова.
В результате проведенного эксперимента мы получили, что подготовленная и проведенная нами работа по влиянию мышления на развитие речи является эффективной.
В экспериментальной части нашей работы мы провели предварительную диагностику по развитию мышления и влияния на речь у детей среднего дошкольного возраста в первой средней и во второй средней группе. После формирующей части эксперимента была проведена контрольная диагностика обеих групп.
В результате эксперимента были получены следующие результаты: количество детей с уровнем развития речи выше среднего увеличилось, было 8,3% , стало 33,35% - 41,65%. Наблюдается значительное уменьшение детей с уровнем развития речи ниже среднего. После констатирующего эксперимента было 33,35%, стало — 8,3%. Средний уровень составили 58,35% детей.
Информация о работе Влияние мышления на развитие речи дошкольников 4-5 лет