Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 17:39, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение влияния мышления на развитие речи дошкольников 4-5 лет.
Теория развития мышления и речи породила большие споры в психологии. В связи с этим, исследование развития мышления и речи дошкольников достаточно актуально и может помочь доказать или опровергнуть некоторые основные заключения.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава1. Теоретическое изучение……………….……………………………..….5
1.1.Общая характеристика мышления дошкольников……………………..…..5
1.2.Общая характеристика развития речи в дошкольном возрасте…..………11
1.3.Влияние мышления на развитие речи дошкольников……………….……………………………………………….…..18
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния мышления у детей дошкольного возраста 4-5 лет на развитие речи…………………...…………………………………………………………..20
2.1. Констатирующий эксперимент исследования развития мышления и его влияние на речь………………………………………..……………………..….20
2.2 Контрольный эксперимент исследования развития связной речи………………………………………………………………………….…...34
Анализ и выводы…………………………………………..……………....…...41
Заключение…………………………………………………………………..….43
Список использованной литературы……………………………… ……..…...45
Во второй средней группе значительных изменений не наблюдается. Количество детей с уровнем развития речи выше среднего во время констатирующего эксперимента составило 16,65%, после контрольной проверки - 25%. Детей с уровнем развития речи ниже среднего было 33,35%, стало 16,7%-25%.
В результате проведенного нами исследования, поставленные задачи решены, цели достигнуты. Поскольку уровень развития речи детей с помощью мышления в первой средней группе повысился, будем считать гипотезу, сформулированную в исследовании, подтвержденной.
Заключение
Развитие речи нужно тесно связывать с развитием мышления ребенка. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.
Об
одной из общих задач развития речи детей
Е. И. Тихеева писала так: «Прежде всего
и главнейшим образом надо заботиться
о том, чтобы всеми мерами при поддержке
слова содействовать формированию в сознании
детей богатого и прочного внутреннего
содержания, способствовать точному мышлению,
возникновению и упрочению значительных
по ценности мыслей, представлений и творческой
способности комбинировать их. При отсутствии
всего этого язык утрачивает свою цену
и значение.
...Сущность слова
слагается из его содержания и формы. Гармоническое
единение того и другого обусловливает
ценность слова».
В процессе проведения исследования были выявлены типичные проблемы развития речи дошкольника:
Отсюда вытекают соответствующие задачи, которые ставятся перед воспитателями детских садов по развитию речи:
4. Формирование разговорной (диалогической) речи: умения детей слушать и понимать обращенную к ним речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать. Уровень связной разговорной речи зависит от состояния словаря ребенка и от того, насколько он овладел грамматическим строем языка.
5. Обучение рассказыванию (монологической речи). Овладение монологической речью очень важно для подготовки детей к школе, где этот навык будет закрепляться. Связная речь способствует формированию мышления, различных его качеств. Кроме того, рассказ ребенка помогает выявить запас его слов, умение строить фразы, композиционно оформлять содержание. У детей формируется умение слушать устные рассказы, не всегда сопровождаемые показом, понимать их, затем подражать прослушанному. В дошкольном возрасте детей также учат самим составлять простейшие рассказы, в содержании и форме которых должны проявляться самостоятельность и творческая активность ребенка.
6.Ознакомление с художественной литературой. В дошкольном учреждении детей знакомят с лучшими произведениями детской литературы. Воспитатель формирует у детей некоторые элементарные умения: слушать и понимать художественные произведения, высказывать суждения об их героях. Дети должны научиться запоминать и выразительно читать наизусть небольшие доступные по содержанию стихотворения.
7.
Подготовка детей к обучению грамоте.
Вся педагогическая работа по развитию
речи ребенка в детском саду подготавливает
его к обучению в школе, где необходимы
правильная устная речь, умение слушать
других, вникать в содержание их речи,
при необходимости дополнить или исправить
ответ товарища. Речь становится предметом
анализа детей, что представляет для них
большую трудность
Список используемой литературы
«КТО У КОГО»
Цель: соотносить цазвания животных и их детенышей, подбирать действия к названию животных.
Ребенок рассматривает рисунки животных с детенышами: курица и цыпленок клюют зернышки (или пьют воду), кошка и котенок лакают молоко (вариант — играют клубочком), собака и щенок грызут кость (вариант — лают), корова и теленок щиплют траву (вариант — мычат), лошадь и> жеребенок жуют сено (вариант — скачут), утка и утенок плавают (крякают).
— Назовите животных и их детенышей.
— Подберите
определения к названиям
Информация о работе Влияние мышления на развитие речи дошкольников 4-5 лет