Влияние мышления на развитие речи дошкольников 4-5 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 17:39, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение влияния мышления на развитие речи дошкольников 4-5 лет.

Теория развития мышления и речи породила большие споры в психологии. В связи с этим, исследование развития мышления и речи дошкольников достаточно актуально и может помочь доказать или опровергнуть некоторые основные заключения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава1. Теоретическое изучение……………….……………………………..….5

1.1.Общая характеристика мышления дошкольников……………………..…..5

1.2.Общая характеристика развития речи в дошкольном возрасте…..………11

1.3.Влияние мышления на развитие речи дошкольников……………….……………………………………………….…..18

Глава 2. Эмпирическое исследование влияния мышления у детей дошкольного возраста 4-5 лет на развитие речи…………………...…………………………………………………………..20

2.1. Констатирующий эксперимент исследования развития мышления и его влияние на речь………………………………………..……………………..….20

2.2 Контрольный эксперимент исследования развития связной речи………………………………………………………………………….…...34

Анализ и выводы…………………………………………..……………....…...41

Заключение…………………………………………………………………..….43

Список использованной литературы……………………………… ……..…...45

Работа состоит из  1 файл

10%%%Эмпирическое исследование влияния мышления у детей дошкольного возраста 4.doc

— 715.00 Кб (Скачать документ)

      Во  второй  средней группе значительных изменений не наблюдается. Количество детей с уровнем развития речи выше среднего во время констатирующего  эксперимента составило 16,65%, после контрольной проверки - 25%. Детей с уровнем развития речи ниже среднего было 33,35%, стало 16,7%-25%.

      В результате проведенного нами исследования, поставленные задачи решены, цели достигнуты. Поскольку уровень развития  речи детей с помощью мышления  в  первой  средней группе повысился, будем считать гипотезу, сформулированную в исследовании, подтвержденной.

    Заключение

    Развитие речи нужно тесно связывать с развитием мышления ребенка. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.

    Об одной из общих задач развития речи детей Е. И. Тихеева писала так: «Прежде всего и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и значение. 
...Сущность слова слагается из его содержания и формы. Гармоническое единение того и другого обусловливает ценность слова».

    В процессе проведения исследования были выявлены типичные проблемы развития речи дошкольника:

  1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая "ситуативная" речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
  2. Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
  3. Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употребление нелитературных слов и выражений.
  4. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно.
  5. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо!)
  6. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
  7. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.
  8. Плохая дикция.

    Отсюда  вытекают соответствующие задачи, которые  ставятся перед воспитателями детских садов по развитию речи:

  1. Развитие словаря. В период дошкольного детства усваиваются слова из основного словарного фонда языка, отбор их зависит от словаря окружающих, от ориентировки ребенка в окружающем мире и т. д.
  2. Формирование грамматической стороны речи. Словарь является строительным материалом для языка. Грамматика устанавливает нормы изменения слов и способы их соединения в предложении. Кроме того, она определяет конструктивные модели языка (словообразовательные, словоизменительные).
  3. Воспитание звуковой культуры речи. Прежде всего ребенок должен овладеть звуковым строем языка, правильным звукопроизношением. Работа над звуковой стороной речи основывается на данных русской фонетики и орфоэпии. Ребенок, подражая и учась, целенаправленно (под воздействием взрослых) усваивает систему ударений в словах, интонационный строй родного языка, произношение слов. Очень важно научить ребенка и культуре поведения в процессе речевого общения, сделать правильную речевую манеру устойчивой привычкой (приветливый тон, поза внимания и взгляд, обращенный к собеседнику, умение держать себя в новом обществе и т. д.).

   4. Формирование разговорной (диалогической) речи: умения детей слушать и понимать обращенную к ним речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать. Уровень связной разговорной речи зависит от состояния словаря ребенка и от того, насколько он овладел грамматическим строем языка.

    5. Обучение рассказыванию (монологической речи). Овладение монологической речью очень важно для подготовки детей к школе, где этот навык будет закрепляться. Связная речь способствует формированию мышления, различных его качеств. Кроме того, рассказ ребенка помогает выявить запас его слов, умение строить фразы, композиционно оформлять содержание. У детей формируется умение слушать устные рассказы, не всегда сопровождаемые показом, понимать их, затем подражать прослушанному. В дошкольном возрасте детей также учат самим составлять простейшие рассказы, в содержании и форме которых должны проявляться самостоятельность и творческая активность ребенка.

   6.Ознакомление с художественной литературой. В дошкольном учреждении детей знакомят с лучшими произведениями детской литературы. Воспитатель формирует у детей некоторые элементарные умения: слушать и понимать художественные произведения, высказывать суждения об их героях. Дети должны научиться запоминать и выразительно читать наизусть небольшие доступные по содержанию стихотворения.

   7. Подготовка детей к обучению грамоте. Вся педагогическая работа по развитию речи ребенка в детском саду подготавливает его к обучению в школе, где необходимы правильная устная речь, умение слушать других, вникать в содержание их речи, при необходимости дополнить или исправить ответ товарища. Речь становится предметом анализа детей, что представляет для них большую трудность 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  используемой  литературы

  1. Волков В.С. Детская психология: Логические схемы: учеб. пособие для студентов учреждений среднего проф.образования, обучающихся по спец. пед. профиля/ Б.С.Волков, Н.В.Волкова.- 2-е изд., стереотипное – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2007.-252.
  2. Детская психология. Учебное пособие/Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько – М.: Инфра-М, 2000. - 386 стр.;
  3. Мухина В.С. Возрастная психология: феномен развития, детство, отрочество. Учебник., 7-е изд. - М.: Академия, 2003. - 456 стр.;
  4. Хрестоматия  по детской психологии: от младенца до подростка. Учебное пособие/Ред-сост П.В. Бурменская., 2-е изд. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005.- 656 стр.;
  5. Немов Р.С. Общие основы психологии. Кн.1. - М.: Просвещение, 1994 – 235 стр.;
  6. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика. Учебник - М.: Академия, 2004. - 232 ср.;
  7. Развитие речи дошкольника. Сб. науч. трудов/Под ред. О. С. Ушаковой. - М.: Просвящение, 1999. - 137 стр.;
  8. Новотворцева Н. В. Развитие речи детей. - Ярославль: Гринго, 1995. - 236 стр.;
  9. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. - М.: Академия, 1999. - 578 стр.
  10. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок? - М.: Просвещение, 1998. - 157 стр.;
  11. .Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми. - М.: Просвещение, 1993. - 247 стр.;
  12. Гербова В. Занятия по развитию речи в средней группе//Дошкольное воспитание. - 2000. - №3. - с. 76 - 79.
  13. Винокур Т. Г. О некоторых синтаксических особенностях диалогической речи. Исследования по грамматике русского литературного языка. - М.: Академия, 2001. - 154 стр.;
  14. Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2003.-368 с.
  15. Шаграева О.А. Детская психология: Теоретич. и практич. курс: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. завед. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2001. - 368 с.
  16. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Зарубежные психологи о развитии ребенка – дошкольника. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.- 144 с.
  1. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие  для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.
  1. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. — М.: Владос, 1995. — 291 с.

   19.    Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с

Приложение.

О. С. Ушакова. Методика.

«КТО  У КОГО»

Цель: соотносить цазвания животных и их детенышей, подбирать действия к названию животных.

Ребенок рассматривает рисунки животных с детенышами: курица и цыпленок клюют зернышки (или пьют воду), кошка  и котенок лакают молоко (вариант — играют клубочком), собака и щенок грызут кость (вариант — лают), корова и теленок щиплют траву (вариант — мычат), лошадь и> жеребенок жуют сено (вариант — скачут), утка и утенок плавают (крякают).

— Назовите животных и их детенышей.

— Подберите  определения к названиям детенышей  животных. Скажите, какая курица (кошка, собака, корова, утка, лошадь), какой  цыпленок (котенок, щенок, теленок, жеребенок, утенок).

Информация о работе Влияние мышления на развитие речи дошкольников 4-5 лет