Влияние организационной культуры на эффективность работы организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 20:47, курсовая работа

Описание

Целью работы является теоретическое осмысление организационных культур организаций.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1. Дать определение организационной культуре.
2. Рассмотреть процесс формирования организационной культуры.
3. Рассмотреть и проанализировать структуру организационной культуры.
4. Определить типы организационных культур.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. Организационная культура: основополагающие аспекты.
1.1. Определение организационной культуры и процесс ее формирования.
1.2. Структура организационной культуры.
ГЛАВА 2. Влияние организационной культуры на эффективность работы организации.
2.1. Типы организационных культур.
2.2. Следствия организационной культуры и ее изменение.
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Кур. раб. Организационная культура.doc

— 135.50 Кб (Скачать документ)


План

Введение

ГЛАВА 1. Организационная культура: основополагающие аспекты.

1.1.           Определение организационной культуры и процесс ее формирования.

1.2.           Структура организационной культуры.

ГЛАВА 2. Влияние организационной культуры на эффективность работы организации.

2.1.    Типы организационных культур.

2.2.    Следствия организационной культуры и ее изменение.

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность проведения исследований проблем  связанных с организационной структурой обусловлена следующими фактами:

1.                      Организационная культура играет важную роль в функционировании организации.

2.                      Изучение организационной культуры представляется чрезвычайно важной составляющей образования будущих управленцев в связи с этим организационную культуру необходимо рассматривать как системную характеристику, в которой отражается не только морально-психологический климат, складывающийся в коллективе, но и ее имидж в глазах потребителей, акционеров, поставщиков, партнеров, общества в целом, в ней находит выражение миссия, стратегия, цели организации, отношение к персоналу, роль лидеров и многие другие черты организационного бытия. Любое значительное изменение в жизни организации невозможно без соответствующего изменения культуры, и наоборот: перемены в культуре отражаются на деятельности организации.

3.                      Известно, что руководители, проводящие процесс преобразований в своей компании, сталкиваются с очень серьезными трудностями. Главным образом эти трудности связаны с сопротивлением, которое встречают изменения со стороны персонала. Это обусловлено тем, что любая организация вне зависимости от ее размеров и сферы деятельности является не только технико-экономической, но и социальной системой, и трудности на пути реализации новой стратегии развития в значительной степени связаны с уже сложившейся организационной культурой.

4.                      Многочисленные исследования подтвердили  тот факт, что попытки повышения эффективн6ости организации без одновременных попыток соответствующего  культуры  оказываются, как правило, безуспешными. Ключом к успеху бывает именно культурное изменение.

Объектом исследования является организационная культура организации.

Предметом  - опыт организационной культуры в различных организациях, учреждениях и компаниях.

Целью работы является теоретическое осмысление организационных культур организаций.

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

1.                  Дать определение организационной культуре.

2.                  Рассмотреть процесс  формирования организационной культуры.

3.                  Рассмотреть и проанализировать структуру организационной культуры.

4.                  Определить типы организационных культур.

5.                  Проанализировать влияние организационной культуры на эффективность работы организации.

Методы исследования теоретическое изучение организационной культуры организаций, учреждений, предприятий и компаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Организационная культура: основополагающие аспекты

1.1           Определение организационной культуры и процесс ее формирования

Известный антрополог М.Мид характеризует культуру, в том числе  организационную, как основу усвоенного поведения, которую группа людей, имеющих общее прошлое, передает новым членам коллектива. Исходя из этого, под организационной культурой мы понимаем идеи, интересы и ценности, разделяемые группой. Сюда входят опыт, навыки, традиции, процессы коммуникации и принятия решений, мифы, страхи, надежды, устремления и ожидания, испытанные сотрудниками. Б. Феган так описал культуру организации: «Ваша организационная культура – это как люди относятся к хорошо сделанной работе, так и то, что позволяет оборудованию и персоналу гармонично работать вместе, это клей, который держит, это масло, которое смягчает… Это то, почему люди занимаются различной работой в рамках компании. Это то, как одни части компании видят другие ее части, и какие формы поведения выбирает для себя каждое из подразделений в результате этого видения. Она проявляет себя открыто в шутках и шаржах на стенах, либо держится взаперти и объявляется только своим. Это то, о чем знают все, за исключением, возможно, лишь руководителя».[1]

Таким образом, организационную культуру можно определить следующим образом: это система разделяемых членами организации материальных и духовных ценностей, идей, эталонов поведения, настроений, символов, отношений и способов ведения бизнеса, обуславливающих «индивидуальность» компании и отражающих ее восприятие себя и окружающей среды.

Центральным понятием в этом определении является «ценности». Ценностью обозначается положительная и отрицательная значимость для личности предметов или явлений социальной действительности. Кроме личностных ценностей, в процессе совместной деятельности группы вырабатываются и групповые, определяющие отношение членов группы к различным социальным событиям. По сути, в каждой организации стержень культуры составляет специфический набор и иерархия ценностей, система которых является орудием социальной регуляции. Ценности ориентируют индивида в том, какое поведение следует считать допустимым или недопустимым. Так, в некоторых организациях считается, что «клиент всегда прав», поэтому в них недопустимо обвинять клиента за неудачу в работе членов организации. В других – может быть все наоборот. Однако и в том, и другом случае принятая группой ценность помогает индивиду понять то, как он должен действовать в конкретной ситуации.

Как же формируется организационная культура? Общепринятой в современной литературе по менеджменту является модель формирования культуры, предложенная американским теоретиком Э. Шейном. Он считает, что организационная культура формируется в процессе совместного преодоления людьми, работающими в данной организации, трудностей внешней адаптации и внутренней интеграции.

К трудностям внешней адаптации  относится все то, что связано с выживанием организации во внешнем окружении: поиск и определение своей рыночной нише, установление контактов с партнерами, поставщиками и потребителями, выстраивание отношений с властями, местным населением, обществом в целом, характер конкурентной борьбы. Результатом внешней адаптации становятся согласованные представления:

- о миссии, основном предназначении организации;

- о целях, отражающих миссию;

- о средствах достижения этих целей;

- о профильном для компании рынке и ее месте (позиции) на рынке;

- о принципах и способах обслуживания клиентов;

- о тактике взаимодействия с конкурентами;

- о критериях  оценки результатов работы.

Таким образом, речь идет об имидже компании «со стороны» - с точки зрения клиентов, партнеров, поставщиков и т.п., о формировании ее лица.

К трудностям внутренней интеграции относится формирование единого коллектива сотрудников: распределение власти (полномочий, ответственности), преодоление конфликтов между отдельными людьми и группами, «притирка» личностей, стилей работы, поведения, общения и т.д. При преодолении этих трудностей формируются общие:

- язык;

- внутренняя идеология;

- границы групп и критерии вхождении и выхода из групп, установление критериев членства в организации и ее группах;

- власть и статус, установление правил по приобретению, поддержанию и потере власти, определение и распределение статусов в организации;

- поощряемые и осуждаемые поведенческие модели и «образ мышления», критерии распределения поощрений и наказаний;

- правила «неформальных отношений» внутри организации – внутренний «устав», определение допустимого уровня открытости в работе.

Таким образом, речь идет о видении организации глазами ее сотрудников. Своеобразными индикаторами организационной культуры в этом случае будут: наличие и качество коллективного договора, кадровая политика, социально-психологический климат, внешний вид и манера поведения на работе и др.

Создание культуры, если этим не заниматься специально, происходит стихийно, она складывается из «обломков» культур, принесенных разными людьми из коллективов, где они работали ранее. Основными источниками формирования культуры организации являются:

- взгляды и ценности основателя организации;

- коллективный опыт;

- новые взгляды и ценности, привнесенные недавно появившимися членами организации и руководителями («новичками»).

Философия и образ жизни основателя компании, а также его видение организации – все это оказывает значительное влияние на критерии, по которым набираются новые сотрудники. В молодых компаниях культура, как правило. Практически полностью зависит от взглядов лидера –основателя.

Велика роль  и топ-менеджеров компании. Ведь именно от их решения во многом зависит, будут ли продолжены культурные традиции компании или они подвергнуться реформам. Поэтому важно, чтобы менеджер, желающий влиять на культуру организации, сформулировал для себя основные ценности своей организации или своего подразделения.

Исследования показали, что есть сходство между компаниями, работающими в одной и той же отрасли. Например, культура консалтинговых фирм более сходна между собой, чем культура аудиторских фирм. Исследователи также выявили связь между культурой и различными характеристиками отрасли промышленности. Вообще культура связана с тем родом работы, которую выполняет компания.

Итак, культура играет несколько важных ролей в организациях. Наиболее очевидная из них – организационная культура дает чувство принадлежности к коллективу каждому члену команды. Чем точнее определены ценности и восприятия в компании, тем сильнее люди ассоциируют себя с целями организации и чувствуют себя важной частью фирмы.

Вторая важная роль культуры – проводить чувство ответственности за достижение целей организации. Иногда для людей бывает трудно не задумываться о своих интересах при принятии организационных решений. Они как бы спрашивают себя: что я от этого выиграю, а что потеряю? Когда в организации существует устойчивая культура, люди чувствуют, что они часть чего-то большого, общего и что они полностью вовлечены в работу организации. Больше, чем какой бы то ни было индивидуальный интерес, культура влияет на людей и заставляет думать о своей организации.

Третья важная функция культуры – прояснение и укрепление образцов, моделей поведения. В сущности, культура управляет словами и действиями работников, и благодаря  ей становится ясно, что они должны говорить или делать в данной ситуации. В известном смысле культура обеспечивает стабильность поведения, учитывая, что может человек в различных ситуациях  и что должны делать разные люди в одной и той же ситуации.

 

1.2. Структура организационной культуры

Структурно организационная культура является сложным многоуровневым образованием. Э. Шейн выделил в ней три основных уровня:

1.                      «Поверхностный» или «символический» уровень включает в себя внешние факторы, т.е. то, что сразу бросается в глаза: технология и архитектура, наблюдаемые образы поведения,  способы вербальной и невербальной коммуникации, лозунги, сувенирная продукция, с символикой фирмы  т.п. Здание одной фирмы – из стекла и бетона, в офисах много света, на светлых стенах висят яркие постеры, стоит легкая авангардная мебель, а зайдя в другую компанию вы можете увидеть бархатные кресла, темные ковры, полированные столы, бронзовые люстры, в третьей вас могут ожидать голые облезлые стены, покрашенные ядовитой краской, неуютные коридоры с продавленными стульями для посетителей. Разумеется, такие внешние факторы отражают, прежде всего, организационную культуру. Считают ли владельцы важным создание удобных мест для работы сотрудников или, по их мнению, люди должны довольствоваться малым? Относятся ли сотрудники к месту своей работы с любовью, как ко второму дому или рассматривают офис как место восьмичасовой каторги? Внешние факторы говорят и об отношении внутри организации: например, если для руководства отведен отдельный этаж, пол на котором в отличие от других этажей, покрыт толстым ковром, а двери руководителей весит строгая табличка с часами приема сотрудников, очевидно, что в такой организации господствует административный стиль управления, рядовые сотрудники мало общаются с руководством, в организации существует строгая иерархия.

Важность таких видимых проявлений культуры часто недооценивается, но на самом деле они оказывают колоссальное воздействие на жизнь организации. Недаром С.П. Королев ужаснулся, впервые посетив завод, где делались ракеты: везде грязь, неряшливые люди открывают двери ногами. И буквально со следующего дня было принято постановление, предписывающие всем ходить на работу в белых халатах и перчатках. От ответственного и аккуратного отношения к любым даже самым мелким, деталям возникает серьезное отношение к труду в целом.

Информация о работе Влияние организационной культуры на эффективность работы организации