Возможности коррекции межличностных отношений в семьях детей с задержкой развития речи средствами игротерапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 19:02, дипломная работа

Описание

Предмет исследования – динамика межличностных отношений в семье ребёнка с задержкой в развитии речи
Гипотеза исследования – в процессе игротерапии происходит существенная гармонизация межличностных отношений в семье с задержкой в развитии речи
Исходя из цели и гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи:
1. Анализ зарубежной и отечественной научной литературы по проблеме исследования.
2. Изучение типов родительского отношения воспитывающего ребёнка с отклонениями в состоянии здоровья
3. Выявить особенности общего интеллектуального и речевого развития ребёнка в дошкольном возрасте

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...4
ГЛАВА I. Возможности коррекции межличностных отношений в семьях детей с задержкой развития речи средствами игротерапии.
1.1. Концептуальный аппарат психологии семейных отношений……...8
1.1.2. Функции семьи………………………………………………………...9
1.1.3. Границы семьи……………………………………………………… 11
1.1.4. Структура семьи………………………………………………………12
1.1.5. Динамика семьи……………………………………………………….13
1.1.6. Распределение ролей в семье………………………………………...14
1.1.7. Жизненный цикл семьи………………………………………………15
1.1.8. Понятие межличностных (межперсональных) отношений……......16
1.2. Типы родительского отношения воспитывающего
ребёнка с отклонениями в состоянии здоровья……………………………19
1.2.1. Три элемента родительских отношений по В.И.Гарбузову………..20
1.2.2. Формы и этапы адаптации семьи, воспитывающей
ребёнка с трудностями в речевом развитии………………………………..22
1.2.3. Психическое состояние матерей, воспитывающих
детей с отклонением в развитии…………………………………………….25
1.3 Особенности общего интеллектуального и речевого развития
ребёнка в дошкольном возрасте…………………………………………….27
1.3.1. Становление речи у нормально развивающегося ребёнка………....27
1.3.2. Понятие нарушений речевого развития…………………………......29
1.3.3. Классификация нарушений речевого развития…………………......31
1.3.4. Педагогическая характеристика групп детей с недостатками речи..32

1.3.5. Основные задачи обучения и воспитания детей
с нарушением речи………………………………………………………......33
Выводы……………………………………………………………………….36
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование межличностных взаимоотношений супругов и их влияние на удовлетворенность браком.
2.1. Задачи, методы и организация исследования…………………………38
2.2. Описание методов и методик исследования…..………………………40
2.3. Описание и анализ результатов исследования…………………….......43
2.4. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР (Ш уровня) в возрасте 6-7 лет и их родителей средствами игротерапии…………………………..........................................51
2.5. Результаты программы………………………………………………….60
ВЫВОДЫ……..………………….……………………………………….......62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..…………………..………………………………………64
ЛИТЕРАТУРА…………..……………………………………………………67

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа Джуран М.В..doc

— 402.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Факультет Психологии

Кафедра психологического консультирования

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ:

Возможности коррекции  межличностных отношений в семьях детей с задержкой развития речи средствами игротерапии

 

 

Выполнила:                                                        Студентка 6 курса                                                                      

                                                                              Очной-заочной формы обучения                                                      

                                                                              Джуран Марина Владимировна

 

Научный руководитель:                                     к. психол. наук,  доцент

                                                                              Цветков Андрей Владимирович

 

К защите допустить

 

Декан факультета психологии                          д. психол. н., профессор

                                                                              Булгаков Александр Владимирович

 

Заведующий кафедрой       к.психол.наук. профессор

                                                                              Крук Владимир Михайлович

 

 

 

 

 

Москва 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

                                                                                                                            Стр

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...4

ГЛАВА I. Возможности коррекции  межличностных отношений в семьях детей с задержкой развития речи средствами игротерапии.

1.1.   Концептуальный аппарат психологии семейных отношений……...8

1.1.2. Функции семьи………………………………………………………...9

1.1.3. Границы семьи………………………………………………………   11

1.1.4. Структура семьи………………………………………………………12

1.1.5. Динамика семьи……………………………………………………….13

1.1.6. Распределение ролей в семье………………………………………...14

1.1.7. Жизненный цикл семьи………………………………………………15

1.1.8. Понятие межличностных  (межперсональных) отношений……......16

1.2.    Типы родительского отношения воспитывающего

ребёнка с отклонениями в состоянии здоровья……………………………19

1.2.1. Три элемента родительских  отношений по В.И.Гарбузову………..20

1.2.2. Формы и этапы  адаптации семьи, воспитывающей

ребёнка с трудностями  в речевом развитии………………………………..22

1.2.3. Психическое состояние  матерей, воспитывающих

детей с отклонением в развитии…………………………………………….25

1.3    Особенности общего  интеллектуального и речевого развития

ребёнка в дошкольном возрасте…………………………………………….27

1.3.1. Становление речи у нормально развивающегося ребёнка………....27

1.3.2. Понятие нарушений речевого развития…………………………......29

1.3.3. Классификация нарушений речевого развития…………………......31

1.3.4. Педагогическая характеристика  групп детей с недостатками речи..32

 

1.3.5. Основные задачи обучения и воспитания детей

с нарушением речи………………………………………………………......33

Выводы……………………………………………………………………….36

ГЛАВА II. Эмпирическое исследование межличностных  взаимоотношений      супругов и их влияние на удовлетворенность браком.

2.1. Задачи, методы и организация исследования…………………………38

2.2. Описание методов и методик исследования…..………………………40

2.3. Описание и анализ результатов исследования…………………….......43

2.4. Программа коррекционно-развивающей  работы в логопедической группе  для детей с ОНР (Ш уровня) в возрасте 6-7 лет       и их родителей средствами игротерапии…………………………..........................................51

2.5. Результаты программы………………………………………………….60

ВЫВОДЫ……..………………….……………………………………….......62

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..…………………..………………………………………64

ЛИТЕРАТУРА…………..……………………………………………………67

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Огромное значение для  развития общества имеет семья, статус которой во многом определяется уровнем  и состоянием внутрисемейных межличностных  взаимоотношений. Изучением межличностных  отношений в семьях нормально развивающего ребёнка, занималась большая группа учёных (А.А.Бодалев, Л.И.Божович, И.В.Дубровина, М.И.Лисина, А.С.Спиваковская). Исследованию же проблем семьи, межличностных отношений в семьях, имеющих ребёнка с трудностями речевого развития, посвящено сравнительно немного работ. Анализ отдельных проблем семьи с отклонениями у ребёнка изложена в трудах Т.Г.Богдановой, Т.А.Добровольской, С.Д.Забрамной, В.В.Ткачёвой, Г.А.Мишиной, А.С.Спиваковской и др. Авторы обращают внимание на различные стороны сложных процессов взаимодействия особо развивающегося ребёнка с окружающими, восприятия этого ребёнка близкими для него людьми и развития самого ребёнка как личности. В социальной ситуации развития болеющего ребёнка дошкольного возраста первостепенное значение имеет родительское отношение к нему, препятствующее преодолению болезни (В.В.Николаева, А.А.Михеева, В.Н.Касаткин, И.В.Равич-Щербо, А.Г.Румянцев). Поэтому без анализа детско-родительских отношений невозможно целостное понимание развитие личности ребёнка. Необходимо подчеркнуть один важный аспект, заключающийся в том, что семья играет важную роль в адаптации и интеграции ребёнка в общество. Социально-психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие и детей, и взрослых.

Межличностные взаимоотношения  в семье занимают одно из важных мест в процессе развития ребёнка. Под  руководством родителей ребёнок  приобретает свой первый жизненный  опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе, закладываются основы нравственности, формируются базовые стереотипы поведения и культурные нормы, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества ребёнка, реализуются эмоциональные предпочтения. Семья способствует самоутверждению ребёнка, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность, оказывает психологическую поддержку и защиту, спасает от стрессов и перегрузок, возникающих при контактах с внешним миром.

Исследование данной проблемы  даёт возможность выявить особенности родительского отношения к своим детям, отношение детей к родителям, особенности общего  интеллектуального и речевого развития ребёнка в дошкольном возрасте. В повседневной жизни родители детей с отклонениями в развитии сталкиваются с множеством проблем. С одной стороны они испытывают трудности при выборе воспитательных и образовательных средств воздействия на своих детей, а с другой – глубокие, внутренние, психологические проблемы, обусловленные рождением нездорового ребёнка. Именно это не позволяет супругам оптимально организовать между собой межличностные отношения, а так же  со своим ребёнком.

Выявление особенностей межличностных отношений в семьях, имеющих ребёнка с задержкой  речи, позволит наметить пути и способы психокоррекционной работы по оптимизации детско-родительских отношений, что определяет актуальность избранной темы исследования.

Таким образом, в качестве проблемы нашего исследования избраны особенности межличностных взаимоотношений в семье, имеющей детей с отклонениями в развитии речи, которые во многом зависят от глубины и проявления дефекта, а так же микросоциальных условий в которых находится ребёнок (семья, детское образовательное учреждение). Исходя из актуальности проблемы, были сформулированы цели и задачи, определен предмет исследования.

Цель исследования - продемонстрировать возможности игротерапии как метода коррекции межличностных отношений в семье ребёнка с задержкой в развитии речи

Объект исследования -  межличностные отношения в семье ребёнка с задержкой в развитии речи

Предмет исследования – динамика межличностных отношений в семье ребёнка с задержкой в развитии речи

Гипотеза исследования – в процессе игротерапии происходит существенная гармонизация межличностных отношений в семье с задержкой в развитии речи

Исходя из цели и гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи:

1. Анализ зарубежной  и отечественной научной литературы  по проблеме исследования.

2. Изучение типов родительского  отношения воспитывающего ребёнка  с отклонениями в состоянии здоровья

3. Выявить особенности  общего  интеллектуального и речевого  развития ребёнка в дошкольном  возрасте

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

Теория культурно-исторического  развития высших психических функций  и положения о структуре дефекта Л.С.Выготского, Б.В.Зейгарник; труды представителей феноменологической парадигмы Э. Фромма, К.Роджерса; деятельностный подход  А.Н. Леонтьева, С.Л.Рубинштейна; базовые положения о роли родительских установок, позиций и родительского отношения в детском развитии (А.Я.Варга, Ю.Е. Алешиной, Э.Г. Эйдемиллера, и др.)

Методы исследования: анализ психологической литературы по проблеме исследования; психологическое тестирование с применением тестовых методик: опросник родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столин; шкалы любви и симпатии 3. Рубина; методика «кинетический рисунок семьи» (КРС); Психокоррекционные занятия на основе игротерапии.

База исследования – исследование проводилось в городе Москве. Экспериментальной базой служил детский сад комбинированного вида с логопедическими группами №1234. Общее количество обследованных  составило 20 детей 6-ти летнего возраста и 20 родителей - матерей состоящих в браке и  воспитывающих одного ребёнка. Исследование проводилось индивидуально с каждым ребёнком и их родителем.

Практическая  значимость данного исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в работе практического психолога для оптимизации межличностных отношений в семье при оказании консультативной помощи, как родителям, так и детям с недоразвитием речи, работниками образования, здравоохранения для повышения эффективности форм и способов работы с родителями, для развития активности детей к деятельности, а так же на курсах повышения квалификации работников образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. Теоретические основы исследования особенностей межличностных взаимоотношений в семье, воспитывающих ребёнка с трудностями речевого развития

 

1.1. Концептуальный  аппарат психологии семейных  отношений

 

Внимание учёных к  семье как одному из важнейших факторов формирования личности проявилась уже в 20-х и начале 30-х годов. Семья - важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Значимость её влияния на личность, её сложность, многогранность и проблематичность обуславливают большое количество различных подходов к изучению семьи, а также определений, встречающихся в научной литературе.

В.Сатир определяла семью, как первичную социальную группу общества, основанную на супружеском союзе и родственных связях, где они живут вместе и ведут домашнее хозяйство.[36]

В то время как Э.Фромм  считал, что семья - это открытая система, она находится в постоянном взаимообмене с окружающей средой, т.е. поведение системы целесообразно, и источник преобразований системы лежит внутри ей самой. [43]

С точки зрения А.В.Черникова, семья – это сложная система взаимоотношений, в которой каждый ее член занимает определенное место, участвует в выполнении определенных  функций,  своей деятельностью удовлетворяет   потребности   других членов,   поддерживает взаимоотношения.[44]

Эту точку зрения дополнила  А.Я.Варга, определив семью, как вид социальной системы, характеризующейся определенными связями и отношениями ее членов, проявляющими себя в круговых паттернах взаимодействий в их структуре, иерархии, в распределении ролей и функций.[8]

Важнейшими характеристиками семьи являются ее функции, структура  и динамика. К.Г.Юнг считал, что сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется функцией. Реализуя свои функции, семья, с одной стороны, удовлетворяет естественные биологические потребности человека. С другой стороны, позволяет человеку достигать определенных целей в общении, в личностном и духовном росте. При этом с развитием семьи ее цели закономерно меняются: одни утрачиваются, другие появляются в соответствии с новыми социальными условиями.[46]

1.1.2. Функции  семьи

Если рассматривать  семью как социальный институт, как  малую группу и как систему  взаимоотношений, можно заметить, что представления о семье все больше отходят от, безусловно признанных строгих функций, заданных обществом, и все более приближаются к образу семьи как малой группы, в которой функции, роли и ценности зависят от составляющих ее личностей. Основными функциями семьи  утверждал А.В.Черников, являются следующие:

1. воспитательная функция семьи состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве, воспитании, самореализации в детях. Семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, а также взаимовлияние членов семьи друг на друга.

2. хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей и сохранении здоровья ее членов. В ходе выполнения этой функции обеспечиваются необходимые и приемлемые условия жизнедеятельности семьи.

3. эмоциональная функция семьи состоит в удовлетворении ее членами потребностей в симпатии, уважении, эмоциональной поддержке, психологической защите. Семья способствует эмоциональной стабилизации ее членов, активно содействует сохранению их психического здоровья.

Информация о работе Возможности коррекции межличностных отношений в семьях детей с задержкой развития речи средствами игротерапии