Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 19:02, дипломная работа
Предмет исследования – динамика межличностных отношений в семье ребёнка с задержкой в развитии речи
Гипотеза исследования – в процессе игротерапии происходит существенная гармонизация межличностных отношений в семье с задержкой в развитии речи
Исходя из цели и гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи:
1. Анализ зарубежной и отечественной научной литературы по проблеме исследования.
2. Изучение типов родительского отношения воспитывающего ребёнка с отклонениями в состоянии здоровья
3. Выявить особенности общего интеллектуального и речевого развития ребёнка в дошкольном возрасте
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...4
ГЛАВА I. Возможности коррекции межличностных отношений в семьях детей с задержкой развития речи средствами игротерапии.
1.1. Концептуальный аппарат психологии семейных отношений……...8
1.1.2. Функции семьи………………………………………………………...9
1.1.3. Границы семьи……………………………………………………… 11
1.1.4. Структура семьи………………………………………………………12
1.1.5. Динамика семьи……………………………………………………….13
1.1.6. Распределение ролей в семье………………………………………...14
1.1.7. Жизненный цикл семьи………………………………………………15
1.1.8. Понятие межличностных (межперсональных) отношений……......16
1.2. Типы родительского отношения воспитывающего
ребёнка с отклонениями в состоянии здоровья……………………………19
1.2.1. Три элемента родительских отношений по В.И.Гарбузову………..20
1.2.2. Формы и этапы адаптации семьи, воспитывающей
ребёнка с трудностями в речевом развитии………………………………..22
1.2.3. Психическое состояние матерей, воспитывающих
детей с отклонением в развитии…………………………………………….25
1.3 Особенности общего интеллектуального и речевого развития
ребёнка в дошкольном возрасте…………………………………………….27
1.3.1. Становление речи у нормально развивающегося ребёнка………....27
1.3.2. Понятие нарушений речевого развития…………………………......29
1.3.3. Классификация нарушений речевого развития…………………......31
1.3.4. Педагогическая характеристика групп детей с недостатками речи..32
1.3.5. Основные задачи обучения и воспитания детей
с нарушением речи………………………………………………………......33
Выводы……………………………………………………………………….36
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование межличностных взаимоотношений супругов и их влияние на удовлетворенность браком.
2.1. Задачи, методы и организация исследования…………………………38
2.2. Описание методов и методик исследования…..………………………40
2.3. Описание и анализ результатов исследования…………………….......43
2.4. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР (Ш уровня) в возрасте 6-7 лет и их родителей средствами игротерапии…………………………..........................................51
2.5. Результаты программы………………………………………………….60
ВЫВОДЫ……..………………….……………………………………….......62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..…………………..………………………………………64
ЛИТЕРАТУРА…………..……………………………………………………67
2) В Результате дисперсионного анализа было выявлено, что в логопедической группе ребёнок является центром семьи, вокруг которого объединяются родители и направляют всё своё внимание, заботу и ласку на ребёнка, учитывая его интересы, увлечения, мысли и его чувства. А в группе нормы во главе семейной системы стоит любовь родителей и сильное стремление взрослых не отпускать от себя ребёнка, ощущать себя с ним единым целым, стремится удовлетворить любую его потребность, оградить от трудностей и неприятностей в жизни.
3) Опираясь на полученные данные, была составлена программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР (III уровня) в возрасте 6-7 лет и их родителей, средствами игротерапии, которая помогает успешно решать задачи, которые стоят в логопедических группах и помогает менять восприятие родителем своего ребёнка как отстающего, некоммуникабельного и неловкого.
Заключение
Проведённое исследование было посвящено изучению межличностных отношений в семьях детей с задержкой развития речи.
Был изучен и учтён накопленный в психологии и дефектологии теоретический и экспериментально-практический опыт исследования межличностных отношений и детей с задержкой речи. Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам межличностных отношений, семейного воспитания, типов родительского отношения определил важное значение семьи в формировании личности ребёнка, её первостепенную роль в дальнейшей её социализации. Проблема семейных отношений определяется как важнейшая в течение последних десятилетий. Однако до сих пор эта область изучена еще недостаточно. Поэтому особенно важным, сегодня становится вопрос всестороннего изучения этой области. Изучение семейных межличностных взаимоотношений осложнено многими факторами:
Во-первых, сложностью семьи как социальной и психологической системы. Семья включает в себя большое число всевозможных отношений и взаимосвязей, для формирования которых имеют значение личностные особенности членов семьи, ее социального окружения, обычаи, традиции, социально-экономические условия и т.д.
Во-вторых, отсутствием единого подхода к проблемам семьи, единого понимания ее сущности и структуры. Пока не выработана общая теория, которая могла бы стать основой для изучения семьи, вместо нее имеется значительное количество школ, течений и направлений с различными, нередко трудно сопоставимыми подходами.
В-третьих, тем, что предметом семейной психологии является та область жизни, которая подвержена влиянию социальных стереотипов, и представление о которой испытывает значительное воздействие обыденного опыта. Каждый человек имеет свой собственный семейный опыт и зачастую исходит только из него, пытаясь понять, что такое семейные отношения вообще.
В-четвертых, изучение семьи осложняется скрытностью (интимностью) многих происходящих в семье событий, а также их изменчивостью и отсутствием четких контуров.
Теоретический анализ литературы по проблеме межличностных отношений в семьях с детьми с задержкой речевого развития показал, что для понимания ситуации необходимо с одной стороны, восприятие семейных отношений ребёнком. С другой стороны, важно иметь представление о реакции родителей на дефект ребёнка, проанализировать их взгляды на возможность взаимодействия с ним, а так же выявить субъективное отношение родителей на личные отношения супругов друг с другом.
На основе результатов исследования были получены данные об особенностях детско-родительских и межличностных отношениях.
В семьях нормально
развивающихся детей отношение
к ребёнку характеризуется
В семьях детей с общим недоразвитием речи отношение к ребёнку, характеризуются принятием, симбиозом и инфантилизацией. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему, одобряет его интересы и планы, считает неудачи ребёнка разрешимыми и верит в его способности, при этом учитывая интересы, мысли, желания, чувства и поступки. Поэтому говорить о межличностных отношениях между супругами очень сложно, т.к. во главе семейной системы стоит ребёнок, вокруг которого объединяются родители и направляют всё своё внимание, заботу и ласку на него.
На основе проведённого
исследования была составлена программа
коррекционно-развивающей
В ходе проведённого экспериментального исследования была подтверждена гипотеза, о том, что в процессе игротерапии происходит существенная гармонизация межличностных отношений в семье с ребёнком, имеющим задержку развития речи.
Список литературы
1.Альберти Р.Е., Эммонс М.Л.: Умейте постоять за себя. Ключ к самоутверждающему поведению. 32 с
2.Андреева Г.М. Социальная психология.- М.: Аспект Пресс, 1996. 376 с
3.Арцишевская И.Л. работа
психолога с гиперактивными
4.Багдасарьян И.С.
5. Белякова Л.И. , Дьякова Е.А. Заикание//Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности Логопедия М.: В. Секачев, 1998. 304 с.
6.Борич А.А. Умственно отсталый ребёнок в семье// Воспитание учащихся специальных школ в процессе овладения основами наук: Сб. трудов: В 2 ч.Ч.1. М.: АПН. РСФСР, 1979. 176 с
7.Варга А.Я. Роль
родительского отношения в
8.Варга А.Я. Структура
и типы родительского
9.Волкова Л.С., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В.Логопедия// Методическое наследие. В 5 книгах. Книга 5. Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи. Пособие для логопедов и вузов. М.: Владос, 2007. 479 с
10.Выготский Л.С. Полн.собр.
11.Выготский Л.С.
12.Вылегжанина Г.Г.
Взаимодействие родительских
13.Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. логопедические занятия с детьми 6-7 лет. СПБ.: Каро, 2004. 176 с
14.Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. М.: Медицина, 1977. 272 с
15.Громова Г.Н., Соломатина
Г.Н. Лексические темы по
16.Дубровина И.В., Лисина
М.И. особенности психического
развития детей в семье и
в не семьи// В кн.: Возрастные
особенности психического
17.Забрамная С.Д. Ваш
ребёнок учится во
18.Захаров А.И.
19.Ипполитова М.В. Воспитание
детей с церебральным
20.Клюева А.И. Исследование
особенностей речевого и
21.Леви В.Л. Нестандартный ребенок. - 3-е изд. М.: Знание, 1989. 256 с.
22.Леонтьев А.А. Избранные психологические произведения. В.2 т.М.:1983
23.Мастюкова Е.М. Московина
А.Г. нравственно-эстетические
24.Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии/Пер. с англ. А.Д. Иорданского - М.: Независимая фирма "Класс", 1998. - 304с
25.Мишина Т.М.
26.Мясищев В.Н. Психология отношений/ Под ред. А.А.Бодалева. М.: Институт практической психологии,1995.356 с
27.Нагорная А.Ф.
28.Нищева Н.В. конспекты
подгрупповых логопедических
29.Обозов Н.Н. Межличностные отношения. ЛГУ, 1979. 151 с
30.Основы специальной психологии. Под. ред. Л.В.Кузнецовой.-5-е изд., стер.- М.: Академия, 2008. 480 с
31.Петрова В.Г. Практическая
и умственная деятельность
32.Психология семейных отношений с основами семейного консультирования// Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под. Ред. Е. Г. Силяевой. – М.: Издательский центр Академия, 2002. 192с.
33.Спиваковская А.С. Обоснование психологической коррекции неадекватности родительских позиций// Семья и формирование личности. – М., 1981.
35.Розенгард-Пупко Д.Л. Формирование речи у ребенка раннего возраста. М., Изд-во АПН РСФСР, 1963.
36.Сатир В. Как строить себя и свою семью / Пер. с англ. - М.: Педагогика-пресс, 1992. - 190 с.
37.Саранская О.Н.
38.Смелзер Н. Сексуальные роли в Америке // Психология семьи. Самара.: Бахрах . М, 2002.
39.Специальная педагогика// Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др. Под ред. Н.М.Назаровой. М.: Издательский центр «Академия», 2004.
40.Ткачева В.В.
41.Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. Педагогика и психология/ Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. М.: Просвещение, 1989.223 с.
42.Фромм Э. Искусство любить. М.:Азбука.2003. 224 с
43.Черников А.В. Системная семейная терапия// Методы современной психотерапии: Учебное пособие. М.:НФ Класс, 2001
44. Черников А.В. Интегративная модель системной семейной психотерапевтической диагностики// Тематическое приложение к журналу Семейная психология и семейная терапия. М, 1997
45.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис
В.В. Психология и
46.Юнг К.Г. Аналитическая психология. // Психология личности. Хрестоматия. Т. 1. Самара, 1999.