Возможности коррекции межличностных отношений в семьях детей с задержкой развития речи средствами игротерапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 19:02, дипломная работа

Описание

Предмет исследования – динамика межличностных отношений в семье ребёнка с задержкой в развитии речи
Гипотеза исследования – в процессе игротерапии происходит существенная гармонизация межличностных отношений в семье с задержкой в развитии речи
Исходя из цели и гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи:
1. Анализ зарубежной и отечественной научной литературы по проблеме исследования.
2. Изучение типов родительского отношения воспитывающего ребёнка с отклонениями в состоянии здоровья
3. Выявить особенности общего интеллектуального и речевого развития ребёнка в дошкольном возрасте

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...4
ГЛАВА I. Возможности коррекции межличностных отношений в семьях детей с задержкой развития речи средствами игротерапии.
1.1. Концептуальный аппарат психологии семейных отношений……...8
1.1.2. Функции семьи………………………………………………………...9
1.1.3. Границы семьи……………………………………………………… 11
1.1.4. Структура семьи………………………………………………………12
1.1.5. Динамика семьи……………………………………………………….13
1.1.6. Распределение ролей в семье………………………………………...14
1.1.7. Жизненный цикл семьи………………………………………………15
1.1.8. Понятие межличностных (межперсональных) отношений……......16
1.2. Типы родительского отношения воспитывающего
ребёнка с отклонениями в состоянии здоровья……………………………19
1.2.1. Три элемента родительских отношений по В.И.Гарбузову………..20
1.2.2. Формы и этапы адаптации семьи, воспитывающей
ребёнка с трудностями в речевом развитии………………………………..22
1.2.3. Психическое состояние матерей, воспитывающих
детей с отклонением в развитии…………………………………………….25
1.3 Особенности общего интеллектуального и речевого развития
ребёнка в дошкольном возрасте…………………………………………….27
1.3.1. Становление речи у нормально развивающегося ребёнка………....27
1.3.2. Понятие нарушений речевого развития…………………………......29
1.3.3. Классификация нарушений речевого развития…………………......31
1.3.4. Педагогическая характеристика групп детей с недостатками речи..32

1.3.5. Основные задачи обучения и воспитания детей
с нарушением речи………………………………………………………......33
Выводы……………………………………………………………………….36
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование межличностных взаимоотношений супругов и их влияние на удовлетворенность браком.
2.1. Задачи, методы и организация исследования…………………………38
2.2. Описание методов и методик исследования…..………………………40
2.3. Описание и анализ результатов исследования…………………….......43
2.4. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР (Ш уровня) в возрасте 6-7 лет и их родителей средствами игротерапии…………………………..........................................51
2.5. Результаты программы………………………………………………….60
ВЫВОДЫ……..………………….……………………………………….......62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..…………………..………………………………………64
ЛИТЕРАТУРА…………..……………………………………………………67

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа Джуран М.В..doc

— 402.50 Кб (Скачать документ)

1.3.5. Основные  задачи обучения и воспитания  детей с нарушениями речи.

Как указывает Г.В.Чиркина, основными особенностями познавательной сферы детей с речевыми нарушениями являются: недостаточная сформированность и дифференцированность мотивационной сферы, недостаточная концентрация и устойчивость внимания, слабость в развитии моторики, пространственные трудности. Без направленной коррекционной работы эти имеющиеся у детей трудности в дальнейшем могут принять большую выраженность и привести к отсутствию интереса к обучению, снижению объема памяти, ошибкам запоминания, трудностям в овладении письмом, несформированности счетных операций, слабому овладению грамматикой.

Для обеспечения нормального  развития ребенка в целом в  программу обучения включается комплекс заданий, направленных на развитие когнитивных  процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, эмоционально-личностной сферы и предпосылок их нормального развития.

Упражнения, направленные на развитие познавательной сферы, должны быть включены в структуру занятия  и осуществляться параллельно с  реализацией учебных и воспитательных целей или в форме самостоятельных  упражнений в виде игры, беседы или  зарядки. Так как познавательные процессы развиваются в тесной взаимосвязи между собой и представляют сложные системные образования, то каждое упражнение, адресованное к какому-либо определенному познавательному процессу, одновременно влияет и на другие. Так, например, упражнения, направленные на развитие моторики ребенка, одновременно укрепляют его внимание и моторную память; рисование помимо развития моторики положительно влияет на внимание, пространственные представления, мышление. В процессе обучения необходимо сочетать упражнения, направленные на развитие различных познавательных функций (например, в течение одного занятия предъявляются задания на развитие моторной сферы и на внимание). Для того чтобы занятия дали максимальный результат, рекомендуется использовать различные игры, как индивидуальные, так и групповые, повышающие заинтересованность ребенка в достижении результата и в самом процессе деятельности, вовлекающие в процесс познавательной деятельности эмоциональные и личностные аспекты детей данного возраста. Большое значение придается развитию произвольного внимания, коммуникативно-речевой активности, организации речевого поведения в группе. [41]

Итак, развитие детской  речи — это сложный и многообразный  процесс. Дети не сразу овладевают лексико-грамматическим строем, словоизменениями, словообразованием, звукопроизношением и слоговой структурой. Одни языковые группы усваиваются раньше, другие — значительно позже. Поэтому на различных стадиях развития детской речи одни элементы языка оказываются уже усвоенными, а другие — лишь частично. Таким образом, к концу дошкольного периода дети должны владеть развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной. Уровень развития фонематического слуха позволяет им овладеть навыками звукового анализа и синтеза, что является необходимым условием усвоения грамоты в школьный период. Как отмечал А. Н. Гвоздев, к семи годам ребенок овладевает речью как полноценным средством общения (при условии сохранности речевого аппарата, если нет отклонений в психическом и интеллектуальном развитии, если ребенок воспитывается в нормальном речевом и социальном окружении). Речь является важнейшей психической функцией, присущей только человеку. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании одного человека постоянно пополняется и обогащается тем, что отражается в общественном сознании, связывается с достижениями всей общественно-производственной и культурной деятельности человечества. Речь формируется в процессе общего психофизического развития ребенка. К условиям формирования нормальной речи относятся нормальная центральная нервная система, наличие нормального слуха, зрения и достаточный уровень активного речевого общения взрослых с ребенком.[39]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

 

Таким образом, проанализировав литературные источники по проблеме исследования, можно сделать выводы о том, что в психологической науке существуют различные точки зрения на определение основных понятий семейной психологии.

1. Семья является одним  из самых древних социальных  институтов. Сложность ее изучения вызвана тем, что семья, как малая группа, является закрытой системой, не терпящей постороннего вмешательства в ее дела. Семья отличается от других малых групп многообразием, глубиной и длительностью связей, объединяющих её членов. Семья способствует самоутверждению ребёнка, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность, оказывает психологическую поддержку и защиту, спасает от стрессов и перегрузок, возникающих при контактах с внешним миром. Многими исследователями отмечается значимость межличностных взаимоотношений в семье (Л. П.Буева, А.С.Макаренко, В.Н.Мясищев, В.Сатир,Э.Фромм и т.д.).

2. Опираясь на анализ  литературных источников, можно  сказать, что на формирование  типов родительского отношения влияют такие факторы как личностные особенности родителей, психологические особенности ребёнка и особенности семейных взаимоотношений. Тип родительского отношения к болеющему ребёнку относят привязывающее-подавляющий, симбиотически-авторитарный, принятие-отвержение, инфантилизация. Исследования показывают,что позитивные взаимоотношения в родительской семье, отношение к ребёнку со стороны родителей могут сформировать положительный взгляд на мир ребёнка и на самого себя. Негативные взаимоотношения нередко приводят к ущербному развитию потребностей, мотивов, низкому самоуважению и недоверию к окружающим.

3. Речевая функция  играет важную роль в психическом  развитии ребёнка, в процессе  которого происходит становление  познавательной деятельности, способности  к понятийному мышлению. Среди причин, вызывающих нарушения речи, различают биологические, психологические и  социальные факторы риска. Выделяются органические и функциональные причины нарушения и характерные симптомокомплексы речевых нарушений: расстройства фонационного оформления речи (афония, дисфония, брадилалия, тахилалия), нарушения в применении языковых средств общения в речевой деятельности (заикание, проявление речевого негативизма), нарушение языковых средств общения (фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН), общее недоразвитие речи (ОНР)) и многие другие причины.

4. Теоретический анализ  литературы по проблеме межличностных  отношений в семье показал,  что для понимания ситуации  необходимо, с одной стороны, познание  мира субъективных переживаний и оценок ребёнка. С другой стороны важно иметь представление о реакции родителей на интеллектуальный дефект ребёнка, проанализировать их взгляды на возможности взаимодействия с ним.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. Эмпирическое исследование особенностей межличностных взаимоотношений в семье, воспитывающих ребёнка с трудностями речевого развития

 

2.1. Задачи, методы и организация исследования

В ходе изучения теоретических  подходов, точек зрения и данных различных исследований по проблеме межличностных взаимоотношений, понимаемых как двусторонний процесс взаимодействия, который включал отношения детей к родителям, родителей к детям и супружеские отношения, была сформулирована цель исследования:

Цель исследования - продемонстрировать возможности игротерапии как метода коррекции межличностных отношений в семье ребёнка с задержкой в развитии речи

Объект исследования -  межличностные отношения в семье ребёнка с задержкой в развитии речи

Предмет исследования – динамика межличностных отношений в семье ребёнка с задержкой в развитии речи

Гипотеза исследования – в процессе игротерапии происходит существенная гармонизация межличностных отношений в семье с задержкой в развитии речи

Исходя из цели и гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи:

1. Провести анализ  психолого-педагогической литературы по проблеме взаимоотношений в семьях с детьми, имеющими отклонение в развитии.

2. Разработать и апробировать  методику диагностики межличностных  отношений в семье с ребёнком,  имеющим задержку речевого развития.

3. Разработать и апробировать программу игротерапевтической коррекции межличностных отношений для семей, воспитывающих ребёнка с задержкой речевого развития.

4. Обобщить полученные  результаты.

Методы исследования: опросник родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столин; шкалы любви и симпатии 3. Рубина; методика «кинетический рисунок семьи» (КРС); методы математической статистики (дисперсионный анализ, описательная статистика); психокоррекционные занятия на основе игротерапии.

База исследования – исследование проводилось в городе Москве. Экспериментальной базой служил детский сад комбинированного вида с логопедическими группами №1234. Общее количество обследованных  составило 20 детей 6-ти летнего возраста и 20 родителей - матерей состоящих в браке и  имеющие одного ребёнка. Исследование проводилось индивидуально с каждым ребёнком и их родителем.

Исследование проводилось  в несколько этапов:

На первом этапе проводилось  изучение и анализ точек зрения и  подходов к изучаемой проблеме. Исходя из полученного материала, определялись методы исследования.

На следующем этапе  была сформирована выборка в количестве 20 матерей и 20 детей 6-ти летнего возраста, проведен ряд психодиагностических мероприятий. Основным критерием отбора было добровольное участие в исследовании родителей и их согласие для диагностики ребёнка.

На заключительном этапе  исследования проводилась игротерапевтическая  коррекция с детьми, имеющими задержку речевого развития и их родителями. Согласно задачам, поставленным в результате анализа литературных источников по изучаемой проблеме, в процессе исследования использовался комплекс методик. На основе полученных данных, проведен подробный качественно-количественный анализ исследовательского материала и сделаны соответствующие выводы.

 

2.2. Описание методик исследования

 

Тест-опросник родительского  отношения (ОРО) А.Я.Варга и В,В.Столин представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения к детям. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков. Тест – опросник включает в себя 61 утверждение и состоит из 5 шкал:

      1. «Принятие-отвержение». Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку.
      2. «Кооперация» – социально желательный образ родительского отношения.
      3. «Симбиоз» – шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком.
      4. «Авторитарная гиперсоциализация» – отражает форму и направление контроля за поведением ребенка.
      5. «Маленький неудачник» – отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем.

Адаптированная методика З. Рубина состоит из 7 вербальных утверждений  шкалы любви и 7 — шкалы симпатии. Каждое утверждение оценивается с помощью 4 альтернатив: «да, это так (4 балла); вероятно, это так (3); вряд ли это так (2); это совсем не так (1). Результаты по каждой шкале подсчитываются отдельно, они варьируют от 7 до 28, суммарный балл по двум шкалам как индекс общего уровня эмоциональности отношений в диаде колеблется от 14 до 56. Утверждения теста любви отражают три компонента: привлекательность, заботу и степень интимности отношений, соответственно тест симпатии — степень уважения, восхищения и воспринимаемого сходства.

Методика «Кинетический рисунок семьи» А.Л. Венгера является модификацией теста «рисунок семьи» и направлена на диагностику внутрисемейных отношений в восприятии ребенка, начиная с 4-5 летнего возраста, а так же на прогноз индивидуального стиля поведения, переживания и аффективного реагирования в значимых и конфликтных ситуациях, выявление неосознаваемых аспектов личности.   По сравнению с традиционной методикой в инструкцию вводится следующее добавление: «Нарисуй свою семью так, чтобы каждый что-нибудь делал». Авторы методы считают, что это позволяет получить более полную информацию о распределении ролей в семье.

В зависимости от наблюдаемого варианта взаимоотношений (просматриваемых  в рисунке), присваивается балльная оценка:   
1.отверженность, 2.изоляция, 3.конфликтные отношения, агрессия, 4. эмоциональная дистанция,5.эмоциональная близость. 
Критерием является наличие совместной деятельности людей на рисунке, взаимное расположение фигур, выражение лиц.

 

 

 

2.3. Описание  и анализ результатов исследования

 

 

Логопедическая группа

Группа нормы

Значимость различий по однофакторному дисперсионному анализу

Значимость различий между группами

ОРО1

40,2480

58,9110

0,173

Уровень тенденции

ОРО2

16,7610

35,4250

0,019

Значимо

ОРО3

62,4970

74,8150

0,218

Незначимо

ОРО4

44,7330

71,8520

0,027

Значимо

ОРО5

32,9060

39,9330

0,632

Незначимо

Рубин

(любовь)

3,3400

3,6200

0,271

Незначимо

      Рубин

(симпатия)

3,0700

3,5600

0,066

Значимо

Рисунок

3,9000

4,4000

0,392

незначимо

Информация о работе Возможности коррекции межличностных отношений в семьях детей с задержкой развития речи средствами игротерапии