Возможности коррекции межличностных отношений в семьях детей с задержкой развития речи средствами игротерапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 19:02, дипломная работа

Описание

Предмет исследования – динамика межличностных отношений в семье ребёнка с задержкой в развитии речи
Гипотеза исследования – в процессе игротерапии происходит существенная гармонизация межличностных отношений в семье с задержкой в развитии речи
Исходя из цели и гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи:
1. Анализ зарубежной и отечественной научной литературы по проблеме исследования.
2. Изучение типов родительского отношения воспитывающего ребёнка с отклонениями в состоянии здоровья
3. Выявить особенности общего интеллектуального и речевого развития ребёнка в дошкольном возрасте

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...4
ГЛАВА I. Возможности коррекции межличностных отношений в семьях детей с задержкой развития речи средствами игротерапии.
1.1. Концептуальный аппарат психологии семейных отношений……...8
1.1.2. Функции семьи………………………………………………………...9
1.1.3. Границы семьи……………………………………………………… 11
1.1.4. Структура семьи………………………………………………………12
1.1.5. Динамика семьи……………………………………………………….13
1.1.6. Распределение ролей в семье………………………………………...14
1.1.7. Жизненный цикл семьи………………………………………………15
1.1.8. Понятие межличностных (межперсональных) отношений……......16
1.2. Типы родительского отношения воспитывающего
ребёнка с отклонениями в состоянии здоровья……………………………19
1.2.1. Три элемента родительских отношений по В.И.Гарбузову………..20
1.2.2. Формы и этапы адаптации семьи, воспитывающей
ребёнка с трудностями в речевом развитии………………………………..22
1.2.3. Психическое состояние матерей, воспитывающих
детей с отклонением в развитии…………………………………………….25
1.3 Особенности общего интеллектуального и речевого развития
ребёнка в дошкольном возрасте…………………………………………….27
1.3.1. Становление речи у нормально развивающегося ребёнка………....27
1.3.2. Понятие нарушений речевого развития…………………………......29
1.3.3. Классификация нарушений речевого развития…………………......31
1.3.4. Педагогическая характеристика групп детей с недостатками речи..32

1.3.5. Основные задачи обучения и воспитания детей
с нарушением речи………………………………………………………......33
Выводы……………………………………………………………………….36
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование межличностных взаимоотношений супругов и их влияние на удовлетворенность браком.
2.1. Задачи, методы и организация исследования…………………………38
2.2. Описание методов и методик исследования…..………………………40
2.3. Описание и анализ результатов исследования…………………….......43
2.4. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР (Ш уровня) в возрасте 6-7 лет и их родителей средствами игротерапии…………………………..........................................51
2.5. Результаты программы………………………………………………….60
ВЫВОДЫ……..………………….……………………………………….......62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..…………………..………………………………………64
ЛИТЕРАТУРА…………..……………………………………………………67

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа Джуран М.В..doc

— 402.50 Кб (Скачать документ)

Описание:

Один из играющих - "бабочка", другой - "ветерок". "Ветерок" протягивает "бабочке" руки ладошками  вверх. "Бабочка" слегка касается ладошек кончиками пальцев и закрывает глаза. Звучащая музыка начинает импровизированный танец рук, в котором "ветерок" управляет руками-"крылышками" "бабочки". В процессе танца партнеры меняются ролями ("бабочка" открывает глаза и поворачивает свои руки ладошками вверх).

Игра: «загадочный мешочек» 5-7 мин

Цель: развитие речи, снятие тревожности, развитие эмоциональной сферы, воображения, тактильных ощущений, моторики.

Описание:

В мешочек складываются разные игрушки (посуда, животные, транспорт, овощи, фрукты и т.д.), ребёнку завязываются глаза. После чего ребёнок достаёт  игрушку и пытается рассказать какая она?(холодная - тёплая, мягкая - твёрдая и т.д.) и понять, что это.

Игра: «полёт на воздушном шаре» -5-7 мин

Цель: развитие воображения, развитие речи, дать каждому ребёнку выразить свои эмоции и чувства.

Описание:

Дети располагаются  лёжа на ковре с закрытыми глазами и слушают  рассказ, который психолог читает медленно, с паузами, под музыкальное сопровождение. В конце, дети открывают глаза, и каждый делится впечатлениями и ощущениями.

 

Вторник:

Индивидуальная работа с родителями (консультации по запросу, анкетирование, беседа о ребёнке с родителем о его трудностях и успехах в обучении)-60мин

Цель: повышение психологической компетентности родителей, направленное на  обучение их эффективности взаимодействия с детьми.

 

Среда:

Материалы: картинки с изображением положительных и отрицательных действий детей, магнитофон с записью спокойной (расслабляющей) музыки, например (шум дождя, пение птиц, журчание ручейка).

Релаксационное упражнение: «Неваляшка» и «Незнайка» -1 мин

Цель: снятие мышечного напряжения

Описание:

1.В положении сидя  голову уронить на правое плечо,  затем на левое плечо, покрутить,  а затем уронить вперёд.

2. Поднять плечи как  можно выше, а затем свободно  опустить их вниз.

 

Игра «доскажи словечко» -1 мин

Цель: развитие речи, пальчиковой моторики и внимания.

Описание:

Дети заканчивают предложение, называя пальцы.

Пять пальцев  на руке своей назвать по имени  сумей.

Первый палец  боковой, называется…Большой.

Палец второй-указчик  старательный,

Не зря называют его…Указательный.

Третий твой палец как раз посередине.

Значит, какое  ему дано имя?...Средний.

Неповоротливый  и упрямый палец четвёртый.

Он…Безымянный.

Палец последний-всеобщий любимец,

По счёту  он пятый, зовётся…Мизинец.

Игра: «я прошу микрофон»-10 мин

Цель: умение эмоционально и выразительно передавать содержимое рассказа, развитие детей оценивать как положительные, так и отрицательные поступки, снятие тревожности.

Описание:

Перед детьми кладётся несколько  картинок (с положительными и отрицательными поступками), психолог даёт время, чтобы их рассмотрели и потом убирает. Микрофон просит тот, кто запомнил картинку и почему. Далее читается рассказ, из которого дети должны определить хорошие и плохие поступки и объяснить их.

Игра «мои эмоции»-2 мин

Цель: умение чувствовать настроение окружающих (невербальные сигналы) и умение передавать свои эмоции.

Описание:

Ребенку предлагается нахмуриться, как рассерженный человек, как осенняя  туча, позлиться, как голодный волк, как злая ведьма, испугаться, как  зайчик-трусишка, как котенок, увидевший  собаку, улыбнуться, как хитрая лисица, как счастливый ребенок, обрадоваться, как цветы солнышку, как птицы весне.

Игра «Найди меня»-5-7 мин

Цель: развитие речи, звукового анализа слова, эмоциональной сферы, и сплочённости группы.

Описание:

Дети делятся на две команды. У команд одинаковые поля. Ведущий (он в каждой команде меняется) загадывает предмет (например на «Б» начинается, на «Т» заканчивается). Дети из другой команды в поисках правильного ответа задают вопросы.

Игра: «Волшебная кисточка»-7 мин

Цель: развитие воображения, развитие речи, моторики, дать каждому ребёнку выразить свои эмоции и чувства.

Описание:

Дети располагаются  лёжа на ковре с закрытыми глазами  и слушают  рассказ, который психолог читает медленно, с паузами, под музыкальное  сопровождение. В конце, дети открывают глаза, и каждый делится впечатлениями и ощущениями.

 

Четверг

Групповая работа с родителями (родительские собрания, семинары, семинары-практикумы, круглые столы)-60мин

Цель: повышение психологической компетентности родителей, направленное на  обучение их эффективности взаимодействия с детьми.

 

Пятница: (родители и дети)

Материалы: магнитофон с записью спокойной (расслабляющей) музыки, например (шум дождя, пение птиц, журчание ручейка), бумага, ручки, карандаши, конверты, платки.

Релаксационное упражнение: «Ралли»

Цель: снятие мышечного напряжения -2 мин

Описание:

Сесть прямо на кончик стула. После команды: «Едем на гоночной машине»!!! вытянуть ноги вперёд, слегка подняв их, руки согнуть в локтях и сжать в кулаки, туловище слегка отклонено назад. Сосредоточить внимание на напряжении мышц всего тела. Через 10-15 сек  сесть, расслабившись, руки положить на колени, слегка опустить, обратить внимание на приятное чувство расслабления.

Игра: «Семья»-2 мин

Цель: развитие пальчиковой моторики и внимания.

Описание:

Начиная с мизинца, загибаем пальцы по - одному. Ритмично сжимаем  пальцы в кулак. Движения обязательно  должны сопровождаться словами. Сначала  гимнастику делаем одной рукой, затем  другой, затем обеими руками.

Этот пальчик  – дедушка, 
Этот пальчик – бабушка, 
Этот пальчик – папа, 
Этот пальчик – мама, 
Этот пальчик – я, 
Вот и вся моя семья!

Игра: «тряпичная кукла»-7 мин

Цель: развитие бережного отношения в паре, повышение эмоциональной сферы

Описание:

Взрослый и ребенок  образуют пару. Один в паре изображает тряпичную куклу - мягкую, расслабленную, которой легко управлять. Второй - играет с куклой: придумывает для нее танцевальные движения под музыку, управляет ее руками, головой, туловищем и т. д. В процессе игры партнеры обязательно меняются ролями, и у взрослого есть возможность продемонстрировать оригинальные творческие решения в придумывании движений для "куклы", "задать тон".

Игра: «Почта»-15 мин

Цель:повышение эмоциональной сферы, сплочённости группы, снятие тревожности

Описание:

На грудь каждому игроку прикрепляется номер, который будет играть роль его адреса. Перед игрой можно предложить играющим отгадать загадки, которые связаны с почтой. Каждый участник игры затем решает, кому он хочет отправить свое письмо или бандероль, и ставит на них соответствующий номер-адрес. Если кому-нибудь из детей никто ничего не послал, пошлите ему сами — в этой игре никто не должен чувствовать себя одиноким и обиженным. После этого вся почта отдается заранее выбранному почтальону, который доставляет письма и бандероли адресатам.

Игра: «танец с платком» (только родители)-5 -7 мин

Цель: снятие тревожности, повышение эмоциональной сферы, развитие творческого потенциала.

Описание:

Играющие стоят в  произвольном порядке по одному и держат в руках легкие платки. С началом звучания мелодии каждый начинает играть со своим платком, придумывая движения, соответствующие характеру музыки. Необходимо дать время играющим поэкспериментировать в процессе манипуляций с платком, найти свои варианты движений. Затем участники игры встают в круг. Музыка начинает звучать с самого начала. Каждый по очереди выходит в центр круга и становится ведущим, показывая свой, уже найденный, вариант пластического решения музыкального образа. Все остальные копируют движения ведущего. Вместо платка в руках у играющих могут быть другие предметы, соответствующие музыкальному образу.

Игра: «моё настроение»-10 мин

Цель: помочь детям и родителям раскрепоститься двигательно и эмоционально.

Описание:

Психолог предлагает детям и родителям походить по комнате и найти такое место, где они почувствуют своё настроение. Через несколько минут поочерёдно с помощью жестов, мимики и звуков изобразить своё настроение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5. Результаты программы

 

В результате коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР (III уровня) в возрасте 6-7 лет и их родителей, средствами игротерапии были достигнуты следующие результаты:

Так как у детей  была плохо развита мелкая моторика, благодаря пальчиковым упражнениям, дети стали более внимательны, усидчивее и повысился уровень моторных функций.

Развитие речи осуществлялось благодаря пальчиковым упражнениям, играм-драматизациям, словесно-дидактическим, музыкальным, сюжетно-ролевым играм, тем самым достигалась сплочённость детей, доверие друг к другу, повышение эмоциональной сферы, снижение тревожности, возбудимости и синдрома гиперактивности, но эта работа требует большего времени и более частого повторения.

Через релаксационные и  телесно-ориентированные упражнения, дети развивают воображение, эмоциональную сторону, становятся более спокойными, повышается произвольность, развивается концентрация внимания, что особенно важно именно при работе с детьми с задержкой речи.

При работе с родителями на индивидуальной консультации им давалась информация о содержании работы с ребёнком, о его достижениях и неудачах и озвучивались рекомендации при работе со своими детьми, а так же, проводились беседы по интересующим их вопросам и проблемам.

 Групповая работа с родителями  проводилась в виде родительских собраний, семинаров, семинаров-практикумов, бесед, круглых столов, в которых участвовали как психолог, так и другие педагоги дошкольного учреждения. Благодаря этому повысился уровень заинтересованности в воспитании своих детей, взрослые смогли поделиться опытом с другими родителями и при этом в дальнейшем применять знания, полученные при данной работе.

Благодаря совместной деятельности родителей со своими детьми при участии  психолога, дети стали постепенно раскрываться, раскрепощаться, становились увереннее. Так как дети зачастую бояться совершить ошибку, поступить неправильно, то данная работа оказалось очень продуктивной, как для детей, так и для их родителей. У взрослых установились  более доверительные отношения друг с другом, появились общие темы, они увидели не только дефект своего ребёнка, но и остальных, поняли, что они не одиноки в данной проблеме.

Итак, данная программа  помогает успешно решать задачи, которые  стоят в логопедических группах - развивать речь и подготавливать детей для успешной учёбы к общеобразовательной школе. А так же помогает менять восприятие родителем своего ребёнка как отстающего, некоммуникабельного и неловкого. Так как вся работа проводилась средствами  игротерапии и деятельность постоянно менялась, то не только у детей, но и у их родителей данная работа вызвала восторг, удивление и огромное желание взаимодействовать со специалистом данного учреждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

 

В результате проведённого исследования были получены данные об особенностях детско-родительских отношений. Таким образом,  работа позволяет сделать следующие выводы:

1) Данные полученные  при анализе средних величин  показали, что родители здоровых  детей склонны относится к  ним с отвержением, воспринимают плохим и неудачливым, испытывают к ребенку досаду, раздражение, обиду, не доверяют и  не уважает его, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Но при этом взрослый проявляет интерес к тому, что интересует ребенка, поощряет его самостоятельность и инициативу, стараясь быть с ним на равных. Говоря о межличностных отношениях в данных супружеских парах любовь и симпатия ярче выражены, нежели у родителей детей логопедической группы, т.е. у группы нормы отношение к ребёнку характеризуется активностью и противоречивостью. А родители логопедической группы, напротив, уважают индивидуальность ребенка, симпатизирует ему, одобряют его интересы и планы, считают неудачи ребёнка разрешимыми и верят в его способности, при этом учитывая интересы, мысли, желания, чувства и поступки, т.е. в данной группе отношения характеризуются принятием, симбиозом и инфантилизацией, что может быть связано с чувством вины за больного ребёнка.

Информация о работе Возможности коррекции межличностных отношений в семьях детей с задержкой развития речи средствами игротерапии