Клиническая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 11:57, лекция

Описание

Психология аномального детского развития – наука о закономерностях психического дизонтогенеза. Дизонтогенез - любое отклонение от нормального психического онтогенетического развития .

Объект психологии аномального развития – психическое развитие ребенка .

Предмет – законы психического дизонтогенеза .

Работа состоит из  1 файл

ЛЕКЦИЯ.docx

— 140.98 Кб (Скачать документ)

ЛЕКЦИЯ №1. ПСИХОЛОГИЯ АНОМАЛЬНОГО  РАЗВИТИЯ КАК ОТРАСЛЬ КЛИНИЧЕСКОЙ  ПСИХОЛОГИИ.

 

Психология аномального детского развития – наука о закономерностях  психического дизонтогенеза.  Дизонтогенез - любое отклонение от нормального психического онтогенетического развития .

 

Объект психологии аномального  развития – психическое развитие ребенка .

 

Предмет – законы психического дизонтогенеза .

 

Методологические основы психологии аномального развития были заложены Л.С Выготским , сформулировавшим принципы отражающие законы психического онтогенеза .

 

Прижизненное опосредованное и  произвольное формирование высших психических  функций.

 

Зависимость строения психических  процессов от способов их формирования: разные пути формирования ВПФ , в зависимости  от характера повреждения функции , возможность формирования обходным путем .

 

Механизмы направления психической  деятельности при дизонтогенезе подобны механизмам формирования психики в норме .

 

Психический дефект формирующийся  в процессе дизонтогенеза имеет сложное многоуровневое строение и охватывает все стороны психической  жизни .

 

Задачи стоящие перед психологией  аномального развития :

 

Теоретические-Проблема нормы и  патологии. Общепсихологические задачи. Выработка критериев для разграничения  нормы и патологии. Кроме того предпологается описание психологической  структуры нормы. Изучая возможные  дисциплины возможно описание психологической  структуры нормы , это возможно через  отрицание отклонений. Но это до сих пор актуальная задача . Задача трансформации критериев , дифференциации нормального и аномального онтогенеза и построение психологической структуры  нормального развития .

 

Выделение специфических законов  , механизмов формирования нарушений  психики . Существуют единые законы развития для аномального и нормального  развития , но есть специфичные закономерности для аномалий развития . Общие  механизмы : нарушение функций общения , нарушение  процесса социализации , нарушение  усвоения универсальных социальных знаний . Общие закономерности действуют  при всех типах дисонтогенеза . Есть специфические закономерности , характерные  для определенного вида дисонтогенеза .

 

Выявление структуры дефекта и  механизмов его формирования при  различных вариантах дисонтогенеза. В структуре дефекта выяснение  соотношения первичных и вторичных  составляющих .

 

Практические –

 

4)Клинико-диагностическая  - описание  структуры дефекта зависит от  использования диагностических  методик .

 

Воздействие – коррекция отклонений в развитии.

 

Экспертная оценка , оценка уровня развития ребенка с помощью количественных методик .

 

Психология аномального развития и другие отрасли психологии, науки .

 

Место психологии аномального развития .

 

Дисциплина наиболее связана с  другими отраслями клинической  психологии, нейропсихологией, психосоматикой, патопсихологией детского возраста. Связь с возрастной психологией , психологической педагогикой – то есть другие области , изучающие онтогенез . Область междисциплинарного исследования – медицина , психиатрия , невро-  и психопатология детского возраста . Педагогика , социология , этнология , дефектология (сурдо- и тифло- педагогика).

Психология аномального развития тесно связана с другими науками  изучающими аномальное развитие , это  имеет историческую обусловленность  и корнями уходит в психиатрию и дефектологию .

 

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ АНОМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ .

 

1.Вклад дефектологии. На первом  этапе мало активное накопление  знаний о аномалиях развития . Первая попытки  классификации  аномального развития предложены  в 18  веке. В качестве дефекта  рассматривались нарушения сенсорного  развития – зрение , слух. Следующая  классификация  предложена Эскиролем  , и касалась отклонением в  умственном развитии . Эскироль в  1838 году впервые отделил умственную  отсталость от других психических  заболеваний . Стал рассматривать  умственную отсталость как стойкое  состояние , следствие нарушенного  развития , обязательно сопровождающееся  интеллектуальным дефектом. Обратил  внимание  на недостатки развития  речи у умственно отсталых  детей. На основе критерия разграничения   речи предложил первую классификацию  умственной отсталости . При этом  учитывается в основном экспрессивная  сторона речи , богатство словаря  , грамматический строй речи. На  основе этого критерия выделено  три степени тяжести умственной  отсталости.  Тяжелая форма умственной  отсталости – идиотия, в этом  случае речь отсутствует, ребенок  способен издавать только нечленораздельные  звуки. Средняя степень –имбицильность  – характеризуется наличием отдельных  слов , даже коротких фраз. Легкая  степень умственной отсталости  – дебильность,  характеризуется  обеднённостью речи.

 

Позже к этому критерию были добавленны другие критерии, такие как сформированность навыков. До сих пор эта классификация  используется в медицине, добавлены  градации : Легкая , средняя , сильная  в каждой степени .

 

2. В середине 19 века предпринимались  попытки систематического организованного  обучения умственно отсталых  детей . основоположником направления  был Эдуард Сеген . Особое внимание  уделяли психологическим особенностям  умственно отсталых детей. Дефекты  в развитии рассматривались как  диагностический критерий . Сеген  – ведущий дефект при умственной  отсталости это недоразвитие  волевой сферы . недоразвитем  воли определяются все другие  нарушения сопровождающие умственную  отсталость . Создана система обучения , сенсорного воспитания детей  . Эти методики можно использовать  как диагностические и как  коррекционные . Доски Сегена  позволяют диагностировать развитие  наглядно- действенного мышления  и использовать при развитии  зрительного восприятия , тонкой  моторики, зрительно-двигательной координации  . Однако в этот период  объектом  изучения и воздействия являлись  дети с явными , сильными отклонениями , сопровождаемые изменениями внешнего  вида . В таком случае вопрос  дифференциальной диагностики не  стоял. 

 

3. вопрос дифференциальной диагностики  встал вначале 20 века . Во многих  странах Европы и Америки встал  вопрос об всеобщем начальном  образовании . Принятие этого  решения подняло проблему , так  как часть детей попавших в  школы оказалась неспособными  обучаться по программе массового  обучения . Возникла необходимость  создания специальных вспомогательных  школ. Французское министерство  образования сделало запрос на  образование народного просвещения  ,комиссий разрабатывающих принципы  отбора детей во вспомогательные  школы . Членами комиссий были  Альфред Бине и Томос Симон  . В рамках деятельности этой  комиссии  в 1905 году создали  первый в мире интеллектуальный  тест , названный именем Бине- Симона .С этого момента начинает свое развитие детская патопсихология. Шкалла Бине-Симона включает несколько заданий , из нескольких областей знаний . по результатам выполнения теста можно получить общее представление об уровне психического развития ребенка . далее это методика модифицировалась , добавлялись исследуемые параметры . В 1911 году вышла книга Бине- Симона на русском языке «Ненормальные дети». Методика имеет ряд существенных недостатков . 1) Не  позволяет судить о развитии отдельных психических функций . Можно вывести некий коэффициент интеллекта . не понятно за счет какой функции изменяется этот показатель . 2) Не позволяет сравнивать особенности развития этих функций у разных людей , разных возрастных групп. Диапазон охваченных психических функций в исследовании крайне узок. Использовались задания на запас знаний об окружающем мире и вербально-логический интеллект . 3) Не позволяет дифференцировать разные нарушения развития , с каким вариантом развития связано интеллектуальное отставание . 4) Не позволяет дифференцировать педагогическую запущенность и нарушения развития . Просто констатация факта отставания . В результате применения этой методики дети из низших слоев населения попали в школы для умственно отстающих . Так как запас сведений ребенка зависит от финансовых возможностей родителей .

 

Эта акция сопровождалась бумом  попыток создать методики изучающие  интеллектуальное развитие . В 20-30х  годах 20 века , в период активного  развития психометрического подхода  в психологии . В психологии доминировало убеждение , что любую психическую  функцию можно измерить . Попытки  создать методики характерны для  зарубежных и для отечественных  школ. Активное адаптирование зарубежных методик, создание собственных методик , тестов определяющих учебные способности.

 

Затем наступили годы гонений и  репрессий. Педологические исследования  в этой сфере были свернуты как  преступные . Направление педологии  было забыто на 20-30 лет. Отбор детей  вернулся в сферу деятельности психиатров .

 

ВКЛАД ПСИХИАТРИИ В ПСИХОЛОГИЮ АНОМАЛЬНОГО  РАЗВИТИЯ .

 

Долго психиатры считали, что в  детстве возможно только одно психическое  заболевание- умственная отсталость. Такой  подход вытекал из позиции, что детская  психика еще не сформирована, то есть не может быть и заболевания. В начале 20 века систематическое  изучение психически больных детей , показало, что у детей возможны и галлюцинации и бред . Ранее  это отвергалось . Специфические  особенности детской психиатрии : в детской клинике можно столкнуться  со всеми психическими заболеваниями , имеют возрастные особенности . Интерес  в психиатрии смещается от сильно выраженных отклонений к менее выраженным – психозам и неврозам .

В 50х годах создание новых психотропных препаратов снимающих психотическое  состояние ( аминазин). Это изменило отношение  к душевно больным . До этого к ним относились как  к преступникам, заковывали в цепи и ограждали от общества . В середине 50х годов стали появляться стационары. Общество перестало рассматривать  этих больных как угрозу для себя, изменилось отношение близких людей  к психически не здоровым родственникам, отношение персонала в клиниках. В нашей стране в психиатрических  клиниках и в обществе до сих пор  предвзятое отношение . Отношение к  психически больным детям различно на западе и в отечественной действительности . Достаточно

 

Собственное развитие психологии аномального  развития началась в 20 веке с появлением диагностических методик для  оценки развития. Наиболее продуктивный этап начался после второй мировой  войны. Систематическое целенаправленное изучение различных аномалий развития. Встал вопрос о разработке качественных диагностических методик ,необходимых  для установления структуры дефекта  и формулировки клинического диагноза . Этого так же недостаточно . так  как необходимо изучение динамики процесса, а не только уровня на котором находится  ребенок на определенный момент . Стоит  задача формулирования функционального  диагноза.

 

Термин дизонтогения в 1927 году был предложен немецким психиатром- Швальбе . Термин обозначал отклонение во внутриутробном формировании плода . Позже приобрело более широкое значение обозначающее период с начало зачатия до достижения зрелого развития .

 

ЭТИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ДИСОНТОГЕНЕЗА .

 

1.биологические .                                                                       2.социальные .

 

Эндогенные, изначально существующие                          экзогенные внешние по

 

 внутри нервной системы. Генетические                           отношению к нервной

 

аномалии и наследственные заболевания.                          системе .

 

Пр. Опухоли головного мозга  по отношению к организму могут  быть вызваны эндогенно , а к нервной  системе экзогенно – пример черепно-мозговой травмы .

 

БИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ДИЗОНТОГЕНЕЗА.

В едущими являются генетически  обусловленные нарушения : возникновение  вследствие генных мутаций, хромосомных абераций и наследование гена определенного заболевания (гемофилия , дальтонизм , предрасположенность к соматическим заболеваниям ,к невротическим расстройствам , к психическим заболеваниям, маниакально-депрессивному психозу, шизофрении). Существует наследственная предрасположенность к алкоголизму, гипертонической болезни, сахарному диабету, бронхиальной астме .

 

ГЕНЕТИЧЕСКИЕ АНОМАЛИИ ПРИВОДЯЩИЕ К ОТСТАВАНИЮ В РАЗВИТИЯ.

 

1.Патология хромосомного набора ( б. Дауна ) .

 

Поломка одного из генов может привести к обменным заболеваниям приводящих к умственной отсталости ( фенилкетонурия , галактозозурия ).

 

Недоразвитие головного мозга  – микроцефалия.

 

До пятисот вариантов олигофрении  связаны с генетическими заболеваниями .

 

2.  Внутриутробные нарушения  : токсикоз беременности, острые  и хронические вирусные заболевания  матери ( краснуха), паразитарные инфекции (мононуклеоз, токсоплазмоз, эхинококкоз), сифилис .

 

Обострение хронических заболеваний  матери, особенно эндокринные, патология  сердечно-сосудистой и мочевыделительных  систем.

 

Интоксикация матери в период беременности : алкогольное , наркотическое отравление, медикаментозное воздействие неправильно  употребляемых, воздействие токсических  веществ .

Информация о работе Клиническая психология