Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 11:57, лекция
Психология аномального детского развития – наука о закономерностях психического дизонтогенеза. Дизонтогенез - любое отклонение от нормального психического онтогенетического развития .
Объект психологии аномального развития – психическое развитие ребенка .
Предмет – законы психического дизонтогенеза .
ЛЕКЦИЯ №1. ПСИХОЛОГИЯ АНОМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КАК ОТРАСЛЬ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.
Психология аномального
Объект психологии аномального развития – психическое развитие ребенка .
Предмет – законы психического дизонтогенеза .
Методологические основы психологии аномального развития были заложены Л.С Выготским , сформулировавшим принципы отражающие законы психического онтогенеза .
Прижизненное опосредованное и произвольное формирование высших психических функций.
Зависимость строения психических процессов от способов их формирования: разные пути формирования ВПФ , в зависимости от характера повреждения функции , возможность формирования обходным путем .
Механизмы направления психической деятельности при дизонтогенезе подобны механизмам формирования психики в норме .
Психический дефект формирующийся в процессе дизонтогенеза имеет сложное многоуровневое строение и охватывает все стороны психической жизни .
Задачи стоящие перед
Теоретические-Проблема нормы и
патологии. Общепсихологические задачи.
Выработка критериев для
Выделение специфических законов , механизмов формирования нарушений психики . Существуют единые законы развития для аномального и нормального развития , но есть специфичные закономерности для аномалий развития . Общие механизмы : нарушение функций общения , нарушение процесса социализации , нарушение усвоения универсальных социальных знаний . Общие закономерности действуют при всех типах дисонтогенеза . Есть специфические закономерности , характерные для определенного вида дисонтогенеза .
Выявление структуры дефекта и
механизмов его формирования при
различных вариантах
Практические –
4)Клинико-диагностическая - описание структуры дефекта зависит от использования диагностических методик .
Воздействие – коррекция отклонений в развитии.
Экспертная оценка , оценка уровня
развития ребенка с помощью
Психология аномального
Место психологии аномального развития .
Дисциплина наиболее связана с другими отраслями клинической психологии, нейропсихологией, психосоматикой, патопсихологией детского возраста. Связь с возрастной психологией , психологической педагогикой – то есть другие области , изучающие онтогенез . Область междисциплинарного исследования – медицина , психиатрия , невро- и психопатология детского возраста . Педагогика , социология , этнология , дефектология (сурдо- и тифло- педагогика).
Психология аномального
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ АНОМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ .
1.Вклад дефектологии. На первом
этапе мало активное
Позже к этому критерию были добавленны другие критерии, такие как сформированность навыков. До сих пор эта классификация используется в медицине, добавлены градации : Легкая , средняя , сильная в каждой степени .
2. В середине 19 века предпринимались
попытки систематического
3. вопрос дифференциальной
Эта акция сопровождалась бумом попыток создать методики изучающие интеллектуальное развитие . В 20-30х годах 20 века , в период активного развития психометрического подхода в психологии . В психологии доминировало убеждение , что любую психическую функцию можно измерить . Попытки создать методики характерны для зарубежных и для отечественных школ. Активное адаптирование зарубежных методик, создание собственных методик , тестов определяющих учебные способности.
Затем наступили годы гонений и репрессий. Педологические исследования в этой сфере были свернуты как преступные . Направление педологии было забыто на 20-30 лет. Отбор детей вернулся в сферу деятельности психиатров .
ВКЛАД ПСИХИАТРИИ В ПСИХОЛОГИЮ АНОМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ .
Долго психиатры считали, что в
детстве возможно только одно психическое
заболевание- умственная отсталость. Такой
подход вытекал из позиции, что детская
психика еще не сформирована, то
есть не может быть и заболевания.
В начале 20 века систематическое
изучение психически больных детей
, показало, что у детей возможны
и галлюцинации и бред . Ранее
это отвергалось . Специфические
особенности детской психиатрии
: в детской клинике можно
В 50х годах создание новых психотропных
препаратов снимающих психотическое
состояние ( аминазин). Это изменило
отношение к душевно больным
. До этого к ним относились как
к преступникам, заковывали в цепи
и ограждали от общества . В середине
50х годов стали появляться стационары.
Общество перестало рассматривать
этих больных как угрозу для себя,
изменилось отношение близких людей
к психически не здоровым родственникам,
отношение персонала в
Собственное развитие психологии аномального
развития началась в 20 веке с появлением
диагностических методик для
оценки развития. Наиболее продуктивный
этап начался после второй мировой
войны. Систематическое
Термин дизонтогения в 1927 году был предложен немецким психиатром- Швальбе . Термин обозначал отклонение во внутриутробном формировании плода . Позже приобрело более широкое значение обозначающее период с начало зачатия до достижения зрелого развития .
ЭТИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
1.биологические .
Эндогенные, изначально существующие
внутри нервной системы.
аномалии и наследственные заболевания.
Пр. Опухоли головного мозга по отношению к организму могут быть вызваны эндогенно , а к нервной системе экзогенно – пример черепно-мозговой травмы .
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ДИЗОНТОГЕНЕЗА.
В едущими являются генетически обусловленные нарушения : возникновение вследствие генных мутаций, хромосомных абераций и наследование гена определенного заболевания (гемофилия , дальтонизм , предрасположенность к соматическим заболеваниям ,к невротическим расстройствам , к психическим заболеваниям, маниакально-депрессивному психозу, шизофрении). Существует наследственная предрасположенность к алкоголизму, гипертонической болезни, сахарному диабету, бронхиальной астме .
ГЕНЕТИЧЕСКИЕ АНОМАЛИИ ПРИВОДЯЩИЕ К ОТСТАВАНИЮ В РАЗВИТИЯ.
1.Патология хромосомного
Поломка одного из генов может привести к обменным заболеваниям приводящих к умственной отсталости ( фенилкетонурия , галактозозурия ).
Недоразвитие головного мозга – микроцефалия.
До пятисот вариантов
2. Внутриутробные нарушения
: токсикоз беременности, острые
и хронические вирусные
Обострение хронических
Интоксикация матери в период беременности
: алкогольное , наркотическое отравление,
медикаментозное воздействие