Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 16:13, реферат
В 1650 г. выходит научный труд английского врача Глиссона о рахите, за этой работой следует серия публикаций Сиденгама, Хабержена, Дженнера, посвященных изучению инфекционных болезней у детей. Примерно через 100 лет после работы Глиссона публикуется первое руководство по педиатрии в 28 главах. Оно было написано в 1764 г. шведским врачом Нилем Розен фон Розенштейном. Через 30 лет его руководство было издано в России на русском языке.
Для
ориентировочной
оценки скорости развития
грудной для детей
до 1 года клетки можно
использовать расчет
по следующей формуле:
окружность грудной
клетки 6-месячного
ребенка равна 45 см,
на каждый недостающий
месяц до 6 нужно
из 45 см вычесть 2 см,
на каждый последующий
месяц после 6 прибавить 0,5
см.
ИЗМЕНЕНИЕ
ПРОПОРЦИЙ ТЕЛА. Изменения
длины тела с возрастом
характеризуются
разной степенью удлинения
различных сегментов
тела.
Ориентировочные
представления о
гармоничности телосложения
и состоянии питания
ребенка можно
получить, используя
также индексы
Эрисмана и Чулицкой.
Индекс
Эрисмана - разность
между окружностью
груди и половиной
длины тела (роста).
Чаще используется в
контроле физического
развития школьников.
Индекс
упитанности (Чулицкой)
представляет собой
следующее соотношение : 3
окружности плеча + окружность
бедра + окружность голени -
длина тела. У хорошо
упитанных детей
первого года жизни
величина этого индекса
составляет 20 - 25. Снижение
индекса подтверждает
недостаточность
питания ребенка.
1.2
Нервно-психическое
развитие детей
грудного возраста
Нервная
система с одной
стороны, осуществляет
координацию физиологических
и метаболических
процессов, происходящих
в различных тканях,
органах и системах,
а с другой - при
ее посредстве устанавливается
связь организма
в целом с окружающей
средой. Интенсивность
развитие нервной
системы в период
младенчества способствует
тому, что ребенок
делает огромный скачок
в нервно-психическом
развитии. Темп развития
нервной системы
происходит тем быстрее,
чем меньше ребенок.
Особенно энергично
он протекает в
течение первых 3
месяцев жизни
Масса
головного мозга
удваивается к 9 месяцам (утраивается
к 3 годам) и к году
составляет 1/11-1/12 от
массы тела, масса
спинного мозга удваивается-
к 10 месяцам (утраивается
к 3-5 годам).
Ребенок
рождается с рядом
безусловных рефлексов (стойкие
пожизненные автоматизмы,
транзиторные рудиментарные
рефлексы, автоматизмы,
только появляющиеся).
Основная часть рефлексов
новорожденных угасает
к 3 месяцам (лишь несколько
из них - к 4-6 месяцам).
В
связи с развитием
мозжечка развиваются
моторные функций, а
значит, совершенствуется
координация движений.
Условные
рефлексы формируются
с трудом, в первое
время основным таким
рефлексом является
пищевая доминанта (плачущий
ребенок в положении
при кормлении
грудью успокаивается).
Дифференцировка
условных рефлексов
обычно начинается с
конца 2-го - начала 3-го
месяца жизни. По мере
роста и развития
появляется множество
условных рефлексов,
что проявляется
в различных эмоциях
детей при общении
с ними. Следует
отметить, что характерным
свойством условных
связей, образующихся
у детей, является
их прочность и
скорость образования.
К 6 месяцам уже
возможно образование
условных рефлексов
со всех воспринимающих
органов (глаза, уши,
нос, кожа).
Эмоции
новорожденного исключительно
отрицательны по своему
характеру, однообразны (крик)
и всегда рациональны,
так как служат
надежным сигналом любого
неблагополучия как
во внутренней, так
и во внешней для
ребенка среде. Примерно
с 6 недель формируется
начало улыбки, с 9 до 12
недель к улыбке присоединяется
смех и общее двигательное
оживление со вскидыванием
ручек, перебиранием
ножек, радостным
повизгиванием. Приближение
незнакомого человека
к ребенку
4-5 мес вызывает сначала прекращение движений и гуления, широкое открытие глаз, часто открывание рта (ориентировочная реакция)
В возрасте около 5 мес ребенок узнает мать среди других людей. После 6-7 мес формируется активная познавательная деятельность ребенка, он непрерывно манипулирует с предметами и игрушками. В это время существенно обогащается лепет и возникает сенсорная речь, т.е. понимание значения отдельных слов, произносимых взрослыми.
После 9 мес эмоциональная жизнь ребенка существенно обогащается, усиливается и проявление эмоций. Контакт с незнакомым человеком устанавливается значительно труднее, реакции на разных людей очень дифференцированы. Возникает робость и стеснительность. Сенсорная речь после 9 месяцев обогащается настолько, что может использоваться для организации действий ребенка. Он может понимать запрет и другие простые инструкции. Формируется и настоящая, т.е. моторная речь.
Основные критерии (линии) развития. Аз - анализатор зрительный.
Ас - анализатор слуховой.
Э - эмоции.
До - движения общие.
Др - движения руки.
Ра - речь активная.
Н - навыки.
Рп - речевые понимания,
Ср - сенсорика.
И - игра и действия с предметом.
Д - движения.
НПР - нервно-психическое развитие.
Формулы НПР детей 1-го года жизни.
мес. - Аз Ас До Э Ра.
мес. - Ас Аз До Э Ра.
мес. - Аз До Э Др.
мес. - Аз Ас Э До Др Ра Н.
мес. - Аз Ас Др Ра Н Э До.
мес. - Ас Др До Ра Н.
мес. - Др До Рп Ра Н.
мес. - Э Др До Р Рп Ра Н.
мес. - Э Ас Др До Рп Ра Н.
мес.- Э Др До Рп Ра Н.
11мес - Э Др До Рп Ра Н.
12 мес - Э Аз Др До Рп Ра Н.
1.3 Особенности вскармливания детей грудного возраста
Учитывая главную особенность детского организма - постоянный рост и развитие, - питание для него приобретает первостепенное значение.
«Правильное питание является существенным моментом в жизни ребенка и вместе с тем одним из важнейших и наиболее эффективных факторов в системе общественных и индивидуальных профилактических мероприятий, сохраняющих здоровье и жизнь детей» (А.Ф. Тур).
Если учесть недостаточную секреторную способность пищеварительных желез, незавершенность их развития, станет ясным, что самой целесообразной и естественной пищей детей первого года жизни является молоко, причем наиболее физиологическим продуктом является женское молоко, так как с рождения имеется соответствие ферментативных систем ребенка и пищевых ингредиентов молока матери.
После года совершенствуются отдельные органы и системы, регуляция жизнедеятельности всего организма, бурно развивается вторая сигнальная система. Получают дальнейшее развитие адаптационные и компенсаторные механизмы, изменяется течение патологических процессов и одним из важнейших факторов, обеспечивающих здоровье ребенка в будущем является рациональное вскармливание, так как оно - залог гармоничного физического, умственного, психического развития, высокой сопротивляемости организма различным инфекциям и адекватного реагирования на воздействие различных факторов внешней среды. Вскармливание бывает нескольких видов:
Естественное вскармливание - это такой вид вскармливания, при котором ребенок до 5 мес. получает только материнское молоко, которое имеет полное биологическое сродство с организмом ребенка, а с 5 месяцев - еще и прикормы.
Коррекция питания при естественном вскармливании производится с помощью введения корригирующих добавок и прикормов.
Добавки - это дозированные блюда, которые включаются в рацион как источники витаминов, минеральных веществ, микроэлементов и как дополнительные источники основных ингредиентов (белков, жиров, углеводов), необходимых растущему организму
Прикормы - это блюда, которыми полностью заменяют грудные кормления, вытесняя материнское молоко. Количество прикорма зависит от разового объема пищи конкретного ребенка.
Смешанное вскармливание - это такой вид вскармливания, когда ребенок в первом полугодии жизни получает наряду с грудным молоком еще и докорм в виде молочных смесей и эффективность которого зависит от доли грудного молока в суточном рационе ребенка (приближается к естественному, если количество материнского молока составляет более половины суточного рациона; к искусственному - количество материнского молока составляет менее половины суточного рациона).
Искусственное вскармливание - это кормление ребенка первого года жизни, когда он по объективным причинам (отсутствие или болезнь матери) полностью или почти полностью лишен грудного молока. Искусственное вскармливание рекомендуется проводить только адаптированными искусственными молочными смесями, изготовленными, как правило, на основе коровьего молока. Для вскармливания доношенных здоровых детей лучше использовать физиологические, адаптированные молочные смеси, содержащие все макро- и микронутриенты для оптимального и своевременного развития, а также формирования физического и психического здоровья. Режим питания при искусственном вскармливании существенно отличается от такового при грудном вскармливании, при котором практикуется вскармливание по требованию. Не рекомендуется ночное кормление, необходим расчет количества пищи на сутки, на прием в зависимости от возраста, так как опасность недокорма и особенно перекорма значительно выше, чем при естественном вскармливании. Расчет необходимого количества питания проводится или объемным, или калорийным методом.
Объемный метод. Количество смеси на день ребенку зависит от его возраста и настоящей массы тела:
от 2 до 6 недель - 1/5 массы тела;
от 6 недель до 4 месяцев - 1/6 массы тела; от 4 до 6 месяцев - 1/7 массы тела;
старше 6 месяцев - 1000-1200 мл/день (смесь + продукты прикорма).
Калорийный (энергетический) расчет: на 1 кг массы тела ребенок должен получить:
в I четверть года502 кДж (120 ккал) в сутки
во II » »481 кДж (115 ккал)» »
в III » »460 кДж (110 ккал)» »
в IV четверть года418 кДж (100 ккал) в сутки.
Количество приемов пищи в день при искусственном вскармливании:
до 2 месяцев - 7 раз, с 6-часовым ночным перерывом;
от 2 до 4 месяцев - 6 раз, с ночным перерывом на 6,5 часа;
от 4 до 12 месяцев - 5 раз, с 8-часовым ночным перерывом.
Потребность ребенка первого года жизни в энергии и пищевых ингредиентах
Потребность ребенка в пище более значительна, чем потребность взрослого человека. Это определяется интенсивным обменом веществ, обеспечивающим быстрый рост и накопление массы тела. В то же время отмечаются незрелость ферментативных систем детского организма и относительная бедность резервов.
Энергетическая потребность. Потребность ребенка в энергии складывается из трех составных частей: обеспечение основного обмена; поддержание активности ребенка и постоянства температуры его тела; обеспечение роста.
Энергетическая потребность детей в первые 6 мес жизни равна 502 кДж/кг (120 ккал/кг), с 7 до 12 мес - 481 кДж/кг (115 ккал/кг).
Потребность в белке ребенка первого года жизни зависит от вида вскармливания. Потребность детей при естественном вскармливании до введения прикорма составляет 2 - 2,5 т/кг в сутки, а после введения прикорма вначале повышается в возрасте 4 - 6 мес до 3 г в сутки, с 7 мес - до 3,5 г/кг в сутки. Это объясняется увеличением в пищевом рационе содержания белка коровьего молока (в основном за счет казеина), мяса, растительных белков и т.д., усвояемость которых ниже белка женского молока.
Потребность в жире детей первого года жизни определяется возрастом: в течение первых 3 мес - 6,5 г/кг в сутки, с 4 до 6 мес - 6 г/кг в сутки, а с 7 до 12 мес - 5,5 г/кг в сутки. Такая потребность сохраняется независимо от вида вскармливания.
Потребность в углеводах детей первого года жизни составляет 13 г/кг в сутки. Они не могут быть заменены ни жирами, ни белками. Превышение этого количества вызывает понос вследствие невысокой активности амилазы поджелудочного сока и дисахарида, которые подготавливают дисахариды для всасывания.
Соотношение между пищевыми ингредиентами до введения прикорма при естественном вскармливании (белки, жиры, углеводы) составляет 1:3:6, а после введения прикорма несколько изменяется и равно 1:2:4. Это обеспечивает сбалансированное питание ребенка первого года жизни.
Молочные смеси.
Это продукты детского питания, используемые вместо грудного молока и приближенные к нему по составу.
Учитывая, что искусственные смеси инородны по своей структуре, необходимо более тщательно, с учетом возраста, индивидуальных особенностей, функциональной зрелости, подходить к подбору определенных молочных смесей, отдавая предпочтение смесям последнего поколения.