Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 16:13, реферат
В 1650 г. выходит научный труд английского врача Глиссона о рахите, за этой работой следует серия публикаций Сиденгама, Хабержена, Дженнера, посвященных изучению инфекционных болезней у детей. Примерно через 100 лет после работы Глиссона публикуется первое руководство по педиатрии в 28 главах. Оно было написано в 1764 г. шведским врачом Нилем Розен фон Розенштейном. Через 30 лет его руководство было издано в России на русском языке.
Д.Б. Эльконин
выделил два направления
1. Развитие
действия от совместного со
взрослым до самостоятельного
исполнения.
Путь развития
действия от совместного к самостоятельному
был исследован И.А. Соколянским
и А.И. Мещеряковым. Они показали,
что сначала ориентация, исполнение
и оценка действия находятся в
ведении взрослого. Проявляется
это, например, в том, что взрослый
берет ручки ребенка и
2. Развитие
средств и способов ориентации
ребенка в условиях
а) в неспецифическом
использовании орудий (манипуляция
предметами);
б) использовании
предмета, когда еще не сформированы
способы его применения, например,
ребенок понимает, для чего нужна
ложка, но при еде берет ее очень
низко;
в) овладении
специфическим способом употребления.
Второй этап
наступает, когда ребенок начинает
производить действия в неадекватной
ситуации. Иными словами, происходит
перенос действия с одного предмета
на другой, например, ребенок, научившись
пить из кружки, пьет из стакана. Отмечается
также перенос действия по ситуации,
например, научившись обувать ботинки,
ребенок старается натянуть их на
мячик.
Третий этап
сопровождается возникновением игрового
действия. Здесь взрослый не говорит
ребенку, что ему делать, как надо
играть или употреблять предмет.
Постепенно
ребенок начинает соотносить свойства
предметов с операциями, т. е. учится
определять, что предметом лучше
всего можно делать, какие операции
больше всего подходят к конкретному
предмету.
Этапы формирования
таких закреплений были выявлены
П.Я. Гальпериным. Он считал, что на первой
стадии ребенок варьирует свои действия
исходя не из свойств орудия, которым
он хочет достать нужный ему предмет,
а из свойств самого предмета. Данную
стадию он назвал «целенаправленные
пробы». На второй стадии – «подстерегание»
– ребенок находит эффективный
способ действия с предметом и
пытается повторить его. На третьей
стадии – «стадии навязчивого
вмешательства» – он старается воспроизвести
эффективный способ воздействия
и овладеть им, на четвертой стадии
открывает способы регулирования и изменения
действия, учитывая условия, в которых
его придется выполнять.
Значимыми
для психического развития оказываются
соотносящие и орудийные
Соотносящие
действия состоят в приведении нескольких
предметов в определенные пространственные
взаимодействия – это, например, складывание
пирамидок из колец, использование
сборно-разборных игрушек и т.
д.
Орудийные
действия – это действия, в которых
один предмет употребляется при
воздействии на другие предметы. Орудийными
действиями ребенок овладевает в
процессе обучения под руководством
взрослого.
Было установлено,
что орудийные действия могут
являться показателем интеллектуального
развития детей, а предметные указывают
на степень их обучения, широту контактов
со взрослыми.
К концу
раннего детства в предметно-
Особенности
периода раннего детства
В этом возрасте
происходит разделение линий психического
развития мальчиков и девочек. Им
присущи разные типы ведущей деятельности.
У мальчиков на основе предметной
деятельности формируется предметно-
Предметно-орудийная
деятельность включает манипуляцию
с человеческими предметами, зачатки
конструирования, в результате чего
у мужчин лучше развито отвлеченное,
абстрактное мышление. Коммуникативная
деятельность предполагает освоение логики
человеческих отношений. Большинство
женщин обладает более развитым, чем
у мужчин, социальным мышлением, сфера
проявления которого – общение людей.
У женщин тоньше интуиция, такт, они
более склонны к эмпатии.
Половые различия
в поведении детей обусловлены
не столько биологическими и физиологическими
причинами, сколько характером их социального
общения. Ориентация мальчиков и
девочек на разные типы деятельности
задана социально, вследствие культурных
образцов. На самом деле между малышами
мужского и женского пола больше сходства,
чем различий. Различия появляются
позже. В основном же мальчики и девочки
развиваются параллельно и
Так, к трем
годам у детей того и другого
пола складываются следующие новообразования
возраста: начатки самосознания, развитие
Я-концепции, самооценка. Ребенок проделывает
90% работы по усвоению языка. За три
года человек проходит половину пути
своего психического развития. Первые
представления о себе возникают
у ребенка к году.
Это представления
о частях своего тела, но обобщить их
малыш пока не может. При специальном
обучении взрослыми к полутора годам
ребенок может узнавать себя в
зеркале, осваивает идентичность отражения
и своей внешности.
К 3 годам
– новый этап самоидентификации:
с помощью зеркала ребенок
получает возможность формировать
свое представление о себе настоящем.
Ребенок интересуется
всеми способами подтверждения
своего Я. Одухотворяя отдельные
части тела, в игре он познает
волю над самим собой.
Трехлетний
малыш интересуется всем, с ним
связанным, например, тенью. Начинает использовать
местоимение "я", усваивает свое
имя, пол. Идентификация с собственным
именем выражается в особом интересе
к людям, которые носят такое
же имя.
Половая идентификация
К 3 годам
ребенок уже знает, мальчик он
или девочка. Подобные знания дети черпают
из наблюдений за поведением родителей,
старших братьев и сестер. Это
позволяет ребенку понять, каких
форм поведения в соответствии с
его половой принадлежностью
ждут от него окружающие.
Уяснение
ребенком принадлежности к конкретному
полу происходит в первые 2-3 года жизни,
и наличие отца при этом крайне
важно. Для мальчиков потеря отца
после 4 лет мало сказывается на усвоении
социальных ролей. Последствия отсутствия
отца у девочек начинают сказываться
в подростковом возрасте, когда у
многих из них возникают трудности
в приспособлении к женской роли
при общении с представителями
другого пола.
Возникновение
самосознания
К трем годам
ребенок проявляет начатки
Усвоение
языка
Словарный
запас детей 1,5 лет обычно содержит
около 10 слов, в 1,8 – 50 слов, в 2 года –
примерно 200. К трем годам словарный
запас составляет уже 900 – 1000 слов. Установлена
прямая зависимость между качеством
языковой стимуляции в домашнем окружении
и развитием речи ребенка в 3 года.
Критическим
периодом в развитии детской речи
является, по мнению исследователей, возраст
от 10 месяцев до 1,5 лет. Именно в это
время нужны спокойные и
При усвоении
языка дети всех народов проходят
стадии односоставных, двусоставных и
полных предложений. Во всех существующих
на земле языках есть правила грамматики,
синтаксиса, семантики. Поначалу дети
предельно обобщают правила.
Умственное
развитие
Главным стимулом
совершенствования умственной деятельности
у "ходячих" детей является их
чувственно-двигательная активность.
Дети 1-2 лет находятся в первом
(сенсомоторном) периоде умственного
развития, который Пиаже разделил
на 6 стадий. 4 из них ребенок проходит
до года.
5 стадия
– третичные круговые реакции
(1 – 1,5 лет) – экспериментирование
с предметами. Цель экспериментов
– в них самих: малыши любят
наблюдать, как ведут себя
6 стадия (1,5
– 2 года). Появление символического
мышления, то есть способности
по запечатленным в мозгу
Для восприятия
внешнего мира на данной стадии умственного
развития характерен эгоцентризм. Ребенок
1,5 – 2 лет уже осознает свою обособленность,
отдаленность от других людей и предметов,
а также понимает, что некоторые
события могут происходить и
независимо от их желаний. Однако продолжает
считать, что все видят мир так же, как
и он. Формула восприятия младенца: "Я
центр вселенной", "Весь мир вращается
вокруг меня".
Базовая потребность
возраста
Если в
младенческом возрасте потребность
в безопасности была насыщена, то актуализируется
потребность в любви. Дети в возрасте
от 1 до 3 лет все еще зависят
от родителей, они постоянно хотят
чувствовать физическую близость отца
и матери. Ведущая роль в удовлетворении
базовой потребности отдается родителю
противоположного пола. 3-4 года – формирование
Эдипова комплекса и комплекса
Электры. Важное значение приобретает
тактильный контакт. Ребенок осваивает
язык ощущений. Если потребность не
удовлетворена, человек остается тактильно
бесчувствен (например, именно в указанном
возрасте происходит формирование эрогенных
зон).