Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 16:13, реферат
В 1650 г. выходит научный труд английского врача Глиссона о рахите, за этой работой следует серия публикаций Сиденгама, Хабержена, Дженнера, посвященных изучению инфекционных болезней у детей. Примерно через 100 лет после работы Глиссона публикуется первое руководство по педиатрии в 28 главах. Оно было написано в 1764 г. шведским врачом Нилем Розен фон Розенштейном. Через 30 лет его руководство было издано в России на русском языке.
Коммуникативная деятельность
предполагает освоение логики человеческих
отношений. Большинство женщин обладает
более развитым, чем у мужчин,
социальным мышлением, сфера проявления
которого – общение людей. У женщин
тоньше интуиция, такт, они более
склонны к эмпатии.
Половые различия в
поведении детей обусловлены
не столько биологическими и физиологическими
причинами, сколько характером их социального
общения. Ориентация мальчиков и
девочек на разные типы деятельности
задана социально, вследствие культурных
образцов. На самом деле между малышами
мужского и женского пола больше сходства,
чем различий. Различия появляются
позже. В основном же мальчики и девочки
развиваются параллельно и
Так, к трем годам у детей того и другого пола складываются следующие новообразования возраста: начатки самосознания, развитие Я-концепции, самооценка. Ребенок проделывает 90% работы по усвоению языка. За три года человек проходит половину пути своего психического развития.
Первые представления о себе возникают у ребенка к году.
Это представления о частях своего тела, но обобщить их малыш пока не может. При специальном обучении взрослыми к полутора годам ребенок может узнавать себя в зеркале, осваивает идентичность отражения и своей внешности.
К 3 годам – новый этап самоидентификации: с помощью зеркала ребенок получает возможность формировать свое представление о себе настоящем.
Ребенок интересуется всеми способами подтверждения своего Я. Одухотворяя отдельные части тела, в игре он познает волю над самим собой.
Трехлетний малыш интересуется всем, с ним связанным, например, тенью. Начинает использовать местоимение "я", усваивает свое имя, пол. Идентификация с собственным именем выражается в особом интересе к людям, которые носят такое же имя.
Половая идентификация.
К 3 годам ребенок уже знает, мальчик он или девочка. Подобные знания дети черпают из наблюдений за поведением родителей, старших братьев и сестер. Это позволяет ребенку понять, каких форм поведения в соответствии с его половой принадлежностью ждут от него окружающие.
Уяснение ребенком принадлежности к конкретному полу про-исходит в первые 2-3 года жизни, и наличие отца при этом крайне важно. Для мальчиков потеря отца после 4 лет мало сказывается на усвоении социальных ролей. Последствия отсутствия отца у девочек начинают сказываться в подростковом возрасте, когда у многих из них возникают трудности в приспособлении к женской роли при общении с представителями другого пола.
Возникновение самосознания. К трем годам ребенок проявляет начатки самосознания, у него развивается притязание на признание со стороны взрослых. Положительно оценивая те или иные действия, взрослые придают им привлекательность в глазах детей, пробуждают в детях желание заслужить похвалу, признание.
Усвоение языка. Словарный
запас детей 1,5 лет обычно содержит
около 10 слов, в 1,8 – 50 слов, в 2 года –
примерно 200. К трем годам словарный
запас составляет уже 900 – 1000 слов. Установлена
прямая зависимость между качеством
языковой стимуляции в домашнем окружении
и развитием речи ребенка в 3 года.
Критическим периодом
в развитии детской речи является,
по мнению исследователей, возраст
от 10 месяцев до 1,5 лет. Именно в это
время нужны спокойные и
При усвоении языка
дети всех народов проходят стадии
односоставных, двусоставных и полных
предложений. Во всех существующих на
земле языках есть правила грамматики,
синтаксиса, семантики. Поначалу дети
предельно обобщают правила.
Умственное развитие
Главным стимулом совершенствования умственной деятельности у "ходячих" детей является их чувственно-двигательная активность. Дети 1-2 лет находятся в первом (сенсомоторном) периоде умственного развития, который Пиаже разделил на 6 стадий. 4 из них ребенок проходит до года (см. выше).
5 стадия – третичные
круговые реакции (1 – 1,5 лет)
– экспериментирование с
6 стадия (1,5 – 2 года).
Появление символического
Для восприятия внешнего мира на данной стадии умственного развития характерен эгоцентризм. Ребенок 1,5 – 2 лет уже осознает свою обособленность, отделенность от других людей и предметов, а также понимает, что некоторые события могут происходить и независимо от их желаний. Однако продолжает считать, что все видят мир так же, как и он. Формула восприятия младенца: "Я центр вселенной", "Весь мир вращается вокруг меня".
Страхи в раннем
детстве
У детей от 1 до 3 лет
больший диапазон страхов, чем у
младенцев. Это объясняется тем,
что с развитием их способностей
восприятия, а также умственных способностей
расширяются и рамки жизненного
опыта, из которого черпается все
новая и новая информация. Замечая,
что некоторые объекты могут
исчезать из их поля зрения, дети боятся,
что и сами они могут исчезнуть.
Они могут опасаться
Обычно страхи исчезают со временем сами по мере освоения ребенком более тонких способов мышления. Чрезмерная раздражительность, нетерпимость, гнев родителей могут лишь усугубить детские страхи и способствовать появлению у ребенка чувства отверженности. Чрезмерная родительская опека тоже не избавляет ребенка от страха. Более эффективным способом является постепенное приучение их к общению с предметами, вызывающими страх, а также наглядный пример.
Базовая потребность
возраста
Если в младенческом
возрасте потребность в безопасности
была насыщена, то актуализируется
потребность в любви. Дети в возрасте
от 1 до 3 лет все еще зависят
от родителей, они постоянно хотят
чувствовать физическую близость отца
и матери. Ведущая роль в удовлетворении
базовой потребности отдается родителю
противоположного пола. 3-4 года – формирование
эдипова комплекса и комплекса
Электры. Важное значение приобретает
тактильный контакт. Ребенок осваивает
язык ощущений. Если потребность не удовлетворена,
человек остается тактильно бесчувствен
( например, именно в указанном возрасте
происходит формирование эрогенных зон).
РАННЕЕ ДЕТСТВО (ОТ 1 ГОДА ДО 3 ЛЕТ)
6.1. Социальная ситуация
развития
Раннее детство
– это период от 1 года до 3 лет. В
этом возрасте происходят изменения
в личностном развитии, познавательной
сфере, социальной ситуации развития.
Новообразования младенческого
возраста приводят к тому, что меняются
отношения между ребенком и взрослым,
что в свою очередь ведет к
формированию новой социальной ситуации
развития, которая заключается в
возникновении совместной деятельности
ребенка и взрослого, а также
в том, что данная деятельность становится
предметной. Суть совместной деятельности
состоит в усвоении общественно
выработанных способов употребления предметов,
т. е. взрослый учит ребенка правильно
пользоваться окружающими предметами,
а также объясняет, для чего они
нужны и где их надо использовать.
Социальная ситуация развития ребенка
в этом возрасте выглядит так: «Ребенок
– ПРЕДМЕТ – взрослый». Как
видно из этой триады, важным для
ребенка является предмет. Убедиться
в этом можно, наблюдая за тем, как
ребенок играет: он постоянно смотрит
на тот предмет, которым увлечен,
будь то машинка, стул, кукла, ложка
и т. д. Может возникнуть ощущение,
что ему ничего больше не требуется
и никто не нужен, его внимание
сосредоточено только на объекте
увлечения. Но это не так, поскольку
без взрослого ребенок не может
овладеть человеческими способами
употребления предметов.
Совместная деятельность становится предметной, потому что мотив этой деятельности заключается в самом предмете и способе его употребления. Общение в этом возрасте приобретает форму организации предметной деятельности. Иными словами, оно происходит в момент объяснения правильности употребления того или иного предмета. Общение развивается интенсивно и становится речевым, потому что овладение предметами с использованием только эмоциональной окраски не может быть эффективным.
6.2. Развитие познавательной
сферы ребенка
В этом возрасте развиваются
восприятие, мышление, память, речь. Этот
процесс характеризуется
Развитие восприятия
определяется тремя параметрами: перцептивными
действиями (целостностью воспринимаемого
предмета), сенсорными эталонами (возникновением
эталонов ощущений: звуковых, световых,
вкусовых, тактильных, обонятельных) и
действиями соотнесения. Иначе говоря,
процесс восприятия заключается
в выделении наиболее характерных
для данного предмета или ситуации
качеств, признаков, свойств; составлении
на их основе определенного образа; соотнесении
данных образов-эталонов с предметами
окружающего мира. Так ребенок учиться
делить предметы на классы: куклы, машины,
мячи, ложки и т. д.
С года начинает активно
развиваться процесс познания окружающего
мира. Ребенок в возрасте от одного
года до двух лет для выполнения
одного и того же действия использует
различные варианты, а с полутора
до двух лет у него появляется способность
решать проблему путем догадки (инсайта),
т. е. ребенок внезапно находит решение
данной проблемы, избегая метода проб
и ошибок.
Со второго года
жизни восприятие ребенка меняется.
Научившись воздействовать одним предметом
на другой, он оказывается способным
предвидеть исход ситуации, например,
возможность протаскивания
Благодаря развитию
восприятия к концу раннего возраста
у ребенка начинает складываться
мыслительная деятельность. Это выражается
в появлении способности к
обобщению, переносу полученного опыта
из первоначальных условий в новые,
в установлении связи между предметами
путем экспериментирования, запоминании
их и использовании при решении
проблем. Полуторагодовалый ребенок
может прогнозировать и указывать
направление движения объекта, место
расположения знакомого предмета, преодолевать
препятствия на пути достижения желаемой
цели. А после полутора лет появляется
реакция выбора объекта по наиболее
ярким и простым признакам: форме
и цвету.
В раннем детстве
продолжается развитие мышления, которое
от наглядно-действенного постепенно
переходит в наглядно-образное, т.
е. действия с материальными предметами
заменяются действиями с образами.
Внутреннее развитие мышления идет таким
образом: развиваются интеллектуальные
операции и формируются понятия.
Наглядно-действенное
мышление возникает к концу первого
года жизни и остается ведущим
до 3,5–4 лет. Сначала ребенок может
абстрагироваться и выделять форму
и цвет, поэтому при группировке
предметов в первую очередь обращает
внимание на размер и цвет предмета.
В возрасте около двух лет он выделяет
предметы, основываясь на существенных
и несущественных признаках. В 2,5 года
ребенок выделяет предметы по существенным
признакам: цвет, форма, величина.
Особенностью мышления
в раннем детстве является синкретизм.
Синкретизм означает нерасчлененность:
ребенок, решая задачу, не выделяет
в ней отдельных параметров, воспринимая
ситуацию как целостную картину. Роль
взрослого в данном случае заключается
в выделении из ситуации и анализе отдельных
деталей, из которых ребенок потом выделит
главные и второстепенные.
Наглядно-образное мышление
возникает в 2,5–3 года и остается
ведущим до 6–6,5 лет. Формирование этого
мышления связано со становлением элементарного
самосознания и началом развития
способности к произвольной саморегуляции,
сопровождаемой развитым воображением.
Развитие памяти.
К двум годам у ребенка развивается
оперативная память. Ему доступны
легкие логические и тематические игры,
он может составлять план действий
на короткий промежуток времени, не забывает
цель, поставленную несколько минут
назад.
Развитие речи. До
года ребенок уже может называть
вещи своими именами. Он имеет богатый
опыт познания окружающего мира, у
него сложилось представление о
родителях, пище, об окружающей обстановке,
игрушках. И все же из множества
качеств, заключенных в слове
как в понятии, ребенок сначала
усваивает только отдельные свойства,
характерные для того предмета, с
которым первоначально это
Годовалый ребенок
реагирует на слова как на ситуацию
в целом. Слово оказывается связанным
с обстановкой, а не с представляющим
ее предметом. Ребенок внимательно
наблюдает за мимикой, жестами говорящего
взрослого, улавливая по ним смысл
того, что говорится.
С 11 месяцев начинается
переход от дофонемной речи к фонемной
и становление фонематического
слуха, который заканчивается к
двум годам, когда ребенок может
различать слова, отличающиеся друг
от друга одной фонемой. Переход
от дофонемной к фонемной речи продолжается
3 года и заканчивается на четвертом
году жизни. В 3 года ребенок научается
правильно применять падежи, начинает
пользоваться сначала однословными
предложениями, затем, в возрасте от
1,5 до 2,5 лет, может комбинировать
слова, объединяя их в двух-трехсловные
фразы или предложения из двух
слов, где есть и подлежащее и
сказуемое. Потом благодаря развитию
грамматической структуры речи он овладевает
всеми падежами и способен с помощью
служебных слов строить сложные
предложения. В это же время возникает
сознательный контроль за правильностью
произношения речевых высказываний.