Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 16:13, реферат
В 1650 г. выходит научный труд английского врача Глиссона о рахите, за этой работой следует серия публикаций Сиденгама, Хабержена, Дженнера, посвященных изучению инфекционных болезней у детей. Примерно через 100 лет после работы Глиссона публикуется первое руководство по педиатрии в 28 главах. Оно было написано в 1764 г. шведским врачом Нилем Розен фон Розенштейном. Через 30 лет его руководство было издано в России на русском языке.
Искусственные молочные смеси, используемые для вскармливания детей первого года жизни, подразделяются на физиологические, лечебные, профилактические.
Кроме того, все физиологические смеси подразделяются на пресные и кислые, адаптированные и неадаптированные.
Неадаптированные молочные смеси в настоящее время почти не применяются. Адаптированные молочные смеси получают промышленным способом на основе коровьего молока. Наиболее адаптированными в настоящее время являются смеси последнего поколения. Их основными отличиями является то, что их состав пытаются приблизить к составу женского молока. Так, углеводы представлены, кроме лактозы, полимерами глюкозы, патокой из различных растений. Жировой модуль содержит оптимальное количество жирных кислот, оказывающих благоприятное воздействие на развитие центральной и периферической нервной системы. Белковый компонент представлен до 60 % сывороточными белками, отдельными незаменимыми аминокислотами и нуклеиновыми кислотами, принимающими участие в обмене жиров, модуляции иммунитета, формировании слизистой оболочки кишечника и росте всего организма. Минеральный, микроэлементный и витаминный состав и соотношение приближены к женскому молоку Представителями адаптированных молочных смесей последнего поколения являются: Нан, Нутри-лон, Хипп, Галлия, Беби (Семпер), Энфамил, Бебелак.
Менее приближены к составу грудного молока смеси второй возрастной группы, предназначенные для кормления детей с 5-6-месячного возраста. В смесях второй возрастной группы белки представлены на 80 % казеином и на 20 % сывороточными фракциями. Кроме того, расширен углеводный состав за счет крахмала. Энергетически эти смеси соответствуют потребностям детей второго полугодия жизни.
Кисломолочные смеси для вскармливания детей на сегодняшний день представлены неадаптированными смесями. Их рекомендуется вводить в питание не раньше 12-го месяца жизни. На потребительском рынке для детей раннего возраста на сегодняшний день имеются адаптированные кисломолочные смеси - Лактофидус, НАН-кисломолочный, Бифидус и другие, которые можно по показаниям назначать с первого месяца жизни. Это, прежде всего для детей с относительной лактазной недостаточностью, проявляющейся диспептическим и кожным синдромами.
Детские молочные смеси частично или с полностью гидролизированым белком предназначены для лечебного или профилактического питания. Данные смеси как профилактическое питание желательно использовать в момент перевода детей с естественного на искусственное вскармливание, особенно если этого требуют обстоятельства в раннем возрасте (до 3-4 месяцев). Кроме того, эти смеси показаны для вскармливания детей с выраженной аллергией. Представителями гидролизированных смесей являются Нан Г.А., Нутрилон Комфорт, Нутрилон Г.А., Хипп Г.А., Хумана Г.А., Прегестемил, Фрисопеп.
Если есть проблема частичной или транзиторной лактазной недостаточности, клинически проявляющейся диспептическим симптомом, кожными проявлениями, то могут быть рекомендованы искусственные смеси с низким содержанием лактозы (Нутрилак,Nutrilon) или вообще не содержащие лактозы (Нутрилак, NAN). Вскармливание детей соевыми смесями в данном случае неоправданно.
Соевые смеси приготовлены на основе растительного белка (соевого изолята) с добавлением необходимых ингредиентов. Данные смеси должны расцениваться как лечебные. Они используются по показаниям, в определенный промежуток времени, и применяться как базовое длительное питание не должны из-за неполного набора аминокислот и полного отсутствия животных белков. Оправдано их назначение при аллергии на белок коровьего молока, к счастью, встречающейся крайне редко (менее 1 %). Смеси на основе гидролизатов соевого белка: Галлия Соя, Прособи, ПроСойел, Фрисосой, Алсой, Нутрисоя, Бона-соя и другие.
Специальные
молочные смеси для
вскармливания недоношенных
отличаются от физиологических
молочных смесей для
вскармливания здоровых
доношенных детей
повышенным содержанием
энергетических, микроэлементных
и минеральных
компонентов. Такими
смесями рекомендуется
кормить недоношенных
детей по достижении
ими массы 3 килограммов.
Представителями этих
смесей являются Энфалак,
Альпрем, Ненатал, Фрисопре.
Период
грудного возраста продолжается
до одного года. Это период дальнейшего
бурного роста и развития организма ребенка.
За год длина тела ребенка увеличивается
в среднем на 25 см, к 4—5-му мес. его вес
удваивается, а к году — утраивается и
достигает в среднем 10—11 кг. Изменение
веса ребенка по месяцам представлено
на рис. 6. Очень быстро развиваются двигательная
и психическая сферы ребенка: вначале
он начинает сидеть, стоять, узнавать близких,
а к году уже ходит, начинает говорить
первые слова и из маленького беспомощного
существа превращается в человечка, еще
не совсем совершенного, но со своими чувствами,
переживаниями и заботами. В этом периоде
все органы и системы организма ребенка
все более развиваются, однако в функциональном
отношении довольно несовершенны и имеют
свои особенности. Как и у новорожденных,
кожные покровы нежные, легко ранимые
и требуют тщательного ухода. В первые
3—4 мес. 2 мес Новорожденный 3 мес 8700±750
М 8000 ±950 Д 7800 ±800 М 7400 ±950 Д 9500 ±1000 М 8500±1000
Д 5 мес 6 мес 8900 ±10 00 М 8300±950 Д 1070011200 М 101001
1200 Д 990011200 М 9300±1000Д 10400 ±1200 М 950011300 Д 10500±1000
М 980011000 Д 9 мес Ю мес 12 мес Рис. 6. Схема изменения
веса тела грудного ребенка (в граммах
по месяцам; М — мальчиков, Д — девочек).
явлением жидкого стула. При появлении
этих симптомов необходимо обратиться
к врачу. Мышечная система развита еще
недостаточно, однако по мере того как
ребенок начинает сидеть, вставать, ходить,
она все больше совершенствуется, мышцы
становятся более сильными, выносливыми.
Сгибание мышц перестает быть преобладающим
к 3—4 мес, в связи с этим характерная поза
новорожденного с согнутыми руками и ногами
постепенно меняется. Наиболее правильно
и гармонично мышечная система развивается
при систематических занятиях ребенка
физкультурой. По сравнению с новорожденными
в этом возрасте дыхательная мускулатура
более развита и грудная клетка активно
участвует в дыхании. Увеличивается емкость
легких. Дыхание становится более глубоким,
его частота постепенно урежается и к
году достигает 30—35 в 1 мин. Легкие в этом
возрасте несут большую нагрузку, слизистая
оболочка дыхательных путей нежная, поэтому
при плохом уходе за ребенком легко возникают
заболевания органов дыхания. Сердечнососудистая
система все более развивается и совершенствуется,
нарастает вес сердца. Особенности строения
сердца и сосудов облегчают циркуляцию
крови. Частота пульса постепенно уменьшается,
а артериальное давление с возрастом увеличивается.
На первом году жизни органы пищеварения
продолжают развиваться. К 4—6 мес. увеличивается
количество слюны, больше вырабатывается
пищеварительных соков, желчи. С 3—4-го
мес. ребенку начинают постепенно вводить
в питание, помимо молока, необходимые
ему продукты растительного и животного
происхождения строго по возрасту, т. е.
по мере совершенствования жел.-киш. тракта.
Количество опорожнений кишечника постепенно
уменьшается и к году составляет 1—2 раза
в сутки. Органы пищеварения несут нагрузку
большую, чем у взрослых (на 1 кг веса ребенку
требуется пищи в 2—27г раза больше, чем
взрослому). При неправильном вскармливании
в этом возрасте легко] развиваются жел.-киш.
заболевания и различные нарушения обмена
веществ. Мочеполовая система продолжает
также развиваться. Увеличивается объем
мочевого пузыря, его стенки становятся
более эластичными. Число мочеиспусканий
к концу года уменьшается до 15—16 раз в
сутки. Развитие нервной системы ребенка
на первом году жизни происходит очень
быстро. К концу первого года вес мозга
увеличивается в 272 раза. Происходит развитие
органов чувств, движения ребенка становятся
все более сложными, появляются положительные
и отрицательные эмоции, начинает развиваться
речь. Периферические нервы (отходят от
головного и спинного мозга) к концу года
покрываются миелшювой оболочкой, к-рая
служит своего рода изолятором — на различные
раздражения ребенок начинает реагировать
не хаотичными движениями, а целенаправленными.
Появляются и развиваются все новые условные
рефлексы, к-рые вырабатываются в процессе
жизни ребенка. Так, горизонтальное положение
ребенка на руках, запах молока заставляют
его крутить головой, искать грудь. В возрасте
1 мес. ребенок начинает фиксировать взгляд
на предмете, при появлении чувства голода
— плакать, сосать пальцы. При близости
материнской груди оживляется — поворачивает
голову, открывает рот, производит сосательные
и глотательные движения. Несколько секунд
может удерживать голову в вертикальном
положении, а лежа на животе старается
поднять ее. При прикосновении к подошвам
в положении ребенка на животе он отталкивается
ногами и пытается ползти. Если его под-
держивать под мышки, он опирается ногами.
При пеленании размахивает руками и ногами,
поворачивает голову, улыбается. В этом
возрасте дети спят ок. 20 часов в сутки.
В возрасте 2 мес. ребенок обычно хорошо
поднимает голову и удерживает ее в вертикальном
положении 1—1*/2 мин., лежа на животе приподнимает
голову и грудь и некрое время удерживает
их в этом положении. Ребенок уже хорошо
следит за движущимися предметами, реагирует
на голос поворотом головы, при появлении
яркого предмета или достаточно громкого
звука перестает сосать. Исчезает рефлекс
ползания при прикосновении к подошвам.
В ответ на обращение к нему ребенок реагирует
более определенно и разнообразно — улыбается
в ответ на улыбку, при разговоре с ним
«гулит» или издает неопределенные звуки,
активно реагирует на пеленание. Предметы
охватывает всей ладонью и крепко их удерживает.
В возрасте 3 мес. ребенок свободно удерживает
голову в вертикальном положении в течение
5—б мин. Он хорошо улавливает направление
звука, поворачивается в его сторону и
активно следит за движущимся предметом.
Появляется четкая зрительная реакция
на кормление — при близости груди матери,
бутылочки с молоком или ложки ребенок
открывает рот, тянется к груди или в сторону
предмета. Лежа на животе, приподнимается
и опирается на предплечья и локти, переворачивается
со спины на бок. Движения рук становятся
более свободными и целесообразными —
ребенок тянется за игрушкой, засовывает
пальцы в рот, тянет пеленку. Любит, если
с ним играют взрослые, улыбается, начинает
узнавать мать и кричит, если с ним перестают
заниматься. В возрасте 4 мес. ребенок свободно
переворачивается со спины на живот, лежа
на животе приподнимается и следит за
движущимся предметом. Может сидеть при
поддержке. Начинает совершенно определенно
реагировать на знакомые и незнакомые
лица. Играет с висящими над кроваткой
игрушками, берет в руки, ощупывает, тянет
в рот. Когда приподнимается, то опирается
только на ладони. Постоянно гулит, появляются
мелодичные звуки, во время игры не только
улыбается, но и смеется. В этом возрасте
ребенок уже различает некрые цвета. В
возрасте 5 мес. ребенок хорошо знает мать,
не идет на руки к чужим. Хорошо различает
тон голоса, с к-рым к нему обратились.
Движения его становятся все более уверенными,
он крепко берет игрушки и подолгу удерживает
их в руках. При поддержке или опоре садится,
но удерживать прямо спину еще не может.
Поддерживаемый под мышки, стоит ровно
на ножках. В возрасте б мес. самостоятельно
садится и сидит ровно без поддержки. Переворачивается
с живота на спину, при поддержке за руки
или за грудь встает и делает попытки переступать
ногами. Пытается ползать на четвереньках.
Свободно играет с игрушками — перекладывает
их из одной руки в другую, размахивает
ими, поднимает упавшую погремушку. При
виде пищи открывает рот, может есть из
ложки. Начинает произносить первые слоги:
«ма», «ба» и т. д. В возрасте 7 мес. ребенок
свободно ползает, поднимается на четвереньки,
сидит самостоятельно и уверенно, при
опоре встает на колени. Поддерживаемый
под мышки, хорошо переступает ногами.
Тянется к своему изображению в зеркале,
с рук на руки. Хорошо повторяет слоги:
«мама», «папа», «баба». В возрасте 8 мес.
свободно ползает, цепляясь за кроватку,
встает и сам садится. Пытается хлопать
в ладоши, повторяет выученные движения.
Встает и пробует ходить при поддержке
за руки. Мимика становится разнообразной
— появляется интерес и удивление при
появлении новой игрушки, незнакомого
лица. Ищет взглядом нужный ему предмет
и проявляет настойчивое стремление достать
его. Много играет с игрушками, рассматривает
их, постукивает одной о другую и т. д. В
возрасте 9 мес. ребенок может выполнять
довольно сложные движения — перебирает
кубики, собирает мелкие предметы, выполняет
простые просьбы: «дай ручку», «помаши
ручкой, до свидания» и т. д. Ищет упавший
или спрятанный предмет, отыскивает предметы,
находящиеся в разных местах. Пытается
стоять без опоры, держась за предметы
или руку, ходит. Садится из вертикального
положения. В возрасте 10 мес. сам поднимается
и стоит без опоры. Может ходить, держась
лишь за одну руку, за стулом или за коляской.
Мелкие предметы берет двумя пальцами
и не отдает понравившуюся игрушку. Очень
хорошо подражает движениям взрослых.
Выполняет простые требования, просьбы.
Начинает произносить| простые слова,
окружающие предметы и животных называет
отдельными слогами. В возрасте 11—12 мес.
ребенок хорошо ориентируется в пространстве
— встает, садится, нагибается, ходит при
поддержке за руку, в конце первого года
делает первые шаги без поддержки. Ребенок
знает названия многих предметов и показывает
названную игрушку, части своего тела
и т. д. Понимает запрещения и выполняет
многие требования. Произносит отдельные
короткие слова и знает их. Словарный запас
ребенка этого возраста ок. 10 слов. Спит
он 14—16 час. в сутки. Схема развития статических
и двигательных функций у грудного ребенка
дана на рис. 8. Уход за ребенком грудного
возраста Основные принципы ухода те же,
что и за новорожденными, но имеют свои
особенности, связанные с возрастом. Высота
стенок кроватки не должна быть ниже уровня
груди ребенка (ок. 60 см) во избежание его
падения из нее, т. к. во втором полугодии
дети становятся достаточно активными
и подвижными. Все, что находится в руках
ребенка (пища, игрушки, соска и т. д.), должно
быть тщательно вымыто или прокипячено.
Недопустимо упавшую на пол игрушку или
соску снова давать ребенку. В первые 6
мес. ребенка нужно купать ежедневно, а
позже — 2—3 раза в неделю (время купания
до 8 мин.). Примерно с месячного возраста
ему уже можно надевать ползунки, вязаные
башмачки. По мере того как ребенок начинает
стоять, ему необ- ходима одежда, не стесняющая
движения, — штанишки, колготки, гольфы
и т. д. Необходимо помнить, что все навыки,
к-рые ребенок приобретает на первом году
жизни, во многом зависят от ухода за ним,
правильного режима, питания, воспитания.
Большую роль в развитии ребенка играют
занятия с ним родителей, правильно подобранные
игрушки. В период бодрствования ребенок
должен получить достаточно зрительных,
двигательных и слуховых впечатлений,
к-рые не должны, однако, его утомлять.
Физическое воспитание и закаливание
в период грудного возраста играют огромную
роль в правильном формировании и развитии
организма ребенка. Физически развитые
и закаленные дети легче приспосабливаются
к окружающей среде, реже болеют и лучше
переносят различные заболевания. В основе
физ. воспитания и закаливания лежит правильный
уход за ребенком, рациональная, соответствующая
погоде одежда. Прогулки, начатые еще в
периоде новорожденности, в грудном возрасте
являются важным фактором закаливания.
Грудной ребенок должен бывать на воздухе
ежедневно, независимо от времени года
и погоды, за исключение)! сильного ветра,
дождя и т. д. Зимой с ребенком гуляют 2—3
раза в день: месячный ребенок должен находиться
на воздухе ок. 40 мин. в день. Затем, постепенно
увеличивая прогулки на 5—10 мин., доводят
их продолжительность приблизительно
к 3-месячному возрасту до 4 час. в день
(в зимнее время). Летом грудной ребенок
должен гулять по возможности целый день.
Во время прогулки надо следить, чтобы
нос и руки ребенка оставались теплыми,
а по возвращении домой малыш не был потным.
Небольшой насморк при отсутствии температуры
не является противопоказанием для прогулки.
Воздушные ванны летом можно проводить
на воздухе, а зимой — в помещении, в любом
случае температура окружающего воздуха
не должна быть ниже 20—22*. Начинают воздушные
ванны с 1—11/2 мес, оставляя ребенка обнаженным
на 1—2 мин. 2—3 раза в день. Затем это время
постепенно увеличивают к 6 мес. до 8—10
мин., а к концу года — до 12—15 мин. Во время
воздушной ванны надо менять положение
ребенка; одновременно можно проводить
массаж или гимнастику. Летом воздушные
ванны необходимо проводить в тени, т.
к. у детей до года прямые солнечные лучи
могут легко вызвать перегревание (тепловой
удар или ожоги кожи). Водные процедуры
начинают обычно с 3—4-месячного возраста
с влажных обтираний, постепенно и осторожно.
Вначале в течение 17г—2 нед. 2 раза в день
кожу ребенка растирают сухой фланелью
или кусочком мягкой шерстяной ткани до
покраснения. После сухих обтираний начинают
влажные. Для этого пользуются обычно
варежкой, сшитой из мягкой махровой ткани.
Ее смачивают в воде, отжимают и равномерно
растирают кожу ребенка на туловище и
конечностях. Растирают постепенно отдельные
участки тела, остальные в это время должны
находиться под одеялом. В воду для растирания
рекомендуют добавлять 1 чайн. л. пова-
ренной соли или 1 стол. л. 40—70% этилового
спирта на стакан воды. Температура воды
вначале должна быть 35—36°, через неделю
ее снижают до 32—33°, затем каждый месяц
температуру снижают на 1°, но не ниже 30°.
Обтирания проводят обычно после утреннего
сна в течение 4—6 мин. Закаливание должно
вызывать у ребенка только положительные
эмоции. При заболевании ребенка, остановке
в весе, повышенной возбудимости все процедуры
необходимо прекратить и посоветоваться
с врачом. После перерыва закаливание
возобновляют, после разрешения врача,
с начальных этапов. Массаж и гимнастика
являются важными факторами правильного
физ. и психического развития ребенка,
способствуют развитию всех органов и
систем организма, правильному формированию
скелета и мышц. Подробно комплекс упражнений
и технику массажа можно узнать в поликлинике
у участкового врача или медсестры. Массаж
и гимнастику начинают проводить обычно
с IV2—2 мес. Комната, где они проводятся,
должна хорошо проветриваться, температура
воздуха в ней не должна быть ниже 20°. Летом
все процедуры можно проводить на воздухе,
в тени, при температуре не ниже 20—22°.
Массаж и гимнастику удобно проводить
на столе высотой ок. 70 см, покрытом сложенным
в несколько слоев одеялом, клеенкой и
пеленкой. Занятия нужно проводить в одно
и то же время, за 30 мин. до еды или через
1—1*/г часа после нее. Каждое упражнение
или прием массажа проводят от 2 до 6 раз
с общей продолжительностью занятия не
больше 10—12 мин. Занятия можно проводить
2 раза в день. Под влиянием массажа в коже
и мышцах улучшается кровообращение, обмен
веществ, они становятся более эластичными
и упругими. Основными приемами массажа
для ребенка грудного возраста в домашних
условиях являются поглаживание и растирание.
Они должны проводиться легкими, нежными
и плавными движениями от периферии к
центру (от кисти к плечу, от стопы к паховой
складке и т. д.). Перед началом массажа
необходимо вымыть руки. Во время массажа
рук и ног им придают положение легкого
полусгибания (рис. 9—11). Под влиянием физ.
упражнений улучшается деятельность всех
органов и систем организма, лучше и быстрее
развиваются двигательные навыки, ребенок
растет более быстро. Основное внимание
при занятиях гимнастикой в грудном возрасте
необходимо уделять развитию правильных
движений ребенка. До 3—4 мес. активно сгибать
и разгибать конечности ребенка не следует,
т. к. в этом периоде преобладает сгибание
конечностей и можно растянуть мышцы и
связки. В возрасте 1*/г—3 мес. проводят
упражнения, основанные на безусловных
рефлексах,— так наз. пассивные (рис. 12—20);
проведение пальцами по позвоночнику
вызывает его разгибание, при укладывании
на живот ребенок старается приподнять
голову, при прикосновении к стопам —
отталкивается ногами и т. д. Полезно вызывать
у ребенка активные движения ногами, руками
и всем телом в ответ на поглаживание и
обращение к нему. В возрасте 3—6 мес. вводят
пассивные движения конечностями ребенка
— скрещивание рук и ног, растягивание
мышц — разгибателей спины и др. В конце
этого периода вводят активные упражнения,
стимулирующие ползание, движения рук,
к-рые лучше проводить с яркими игрушками
(рис. 21—22). Можно несколько раз в день
класть ребенка на живот. В возрасте 6—10
мес. основное внимание нужно обратить
на ползание, к-рое укрепляет многие группы
мышц туловища и конечностей. В этом возрасте
во время упражнений надо как можно больше
разговаривать с малышом; по указанию
он может выполнять некрые упражнения,
а кроме того, это способствует развитию
речи ребенка. В комплекс упражнений вводят
повороты со спины на живот, круговые движения
руками, выгибание, присаживание и т. д.
(рис. 23—26). Необходимо для занятий использовать
яркие, разные по форме игрушки. В 10—14
мес. ребенок начинает вставать и ходить,
понимать речь. Поэтому вводятся такие
упражнения, как поднимание ног, приседание
при держании за руки, наклон и выпрямление
туловища и т. д. Занятия во многом способствуют
пониманию ребенком речи, приобретению
двигательных навыков, развивают его активность
и самостоятельность . Питание. Период
грудного возраста характеризуется бурным
развитием всех органов и систем организма
ребенка. Поэтому потребность организма
детей этого возраста в питательных веществах
очень велика. В то же время органы пищеварения
грудного ребенка еще недостаточно развиты.
Поэтому правильное и рациональное вскармливание
имеет огромное значение для гармоничного
роста и развития детей, состояния их здоровья.
Если ребенок питается неправильно и получает
недостаточное количество необходимых
ему пищевых веществ, то это существенно
сказывается на его физич. и умственном
развитии, снижает сопротивляемость к
различным инфекциям. Необходимо избегать
и перекорма — полные, тучные дети хуже
развиваются, часто болеют. Помимо количества,
важен и качественный состав пищи — определенное
соотношение белков, жиров, углеводов
и солей» Ребенку необходимо достаточное
количество витаминов, к-рые прилимают
активное участие в обмене вешеств. Естественное
вскармливание. Для детей первого года
жизни, особенно в первые 6 мес, наиболее
физиологичным является так наз. естественное
вскармливание, т. е. вскармливание материнским
молоком (см. Грудное молоко). Молоко матери
приспособлено самой природой к особенностям
пищеварения и обмена веществ ребенка.
Оно содержит все необходимые для его
правильного роста и развития питательные
вещества — белки, жиры, углеводы, соли,
воду, витамины. Кроме того, с грудным молоком
в организм ребенка поступают от матери
защитные вещества — так наз. антитела,
предохраняющие ребенка в первые месяцы
жизни от некрых инфекционных болезней.
Грудное молоко переваривается лучше,
чем всякая другая пища, имеет оптимальную
температуру, почти полностью усваивается
организмом ребенка, не содержит микробов.
К кормлению грудью необходимо готовиться
еще до рождения ребенка, т. к. уже со 2—3-го
мес. беременности грудные железы начинают
усиленно развиваться и подготавливаться
к выработке молока. Во время беременности
женщина должна правильно и полноценно
питаться (см. Питание, питание беременной
женщины и кормящей матери), потреблять
достаточное количество жидкости, соков,
совершать ежедневные прогулки на воздухе,
нормально спать, выполнять нетяжелую
работу. Категорически запрещается курить,
употреблять спиртные напитки. Плоские
или втянутые соски (рис. 27) Рис. 27. Схематическое
изображение различных форм сосков: / —
нормальный сосок; 2 — плоский; 3 — втянутый.
можно попытаться своевременно вытянуть
молокоотсосом. Приложив его к соску, производят
несколько насасываний, а потом оставляют
на некрое время в вытянутом положении.
Эту процедуру повторяют 2 раза в день.
Необходимо закаливать кожу соска и груди,
для этого 2—3 раза в день обмывают грудь
водой или делают обтирания мягкой тканью.
Полезно делать массаж груди — поглаживание
от основания груди к соску. Кормящей матери,
помимо правильного питания и режима,
необходимо выпивать достаточное количество
жидкости (не менее 0,5 л молока в сутки).
Категорически запрещается употребление
алкоголя, пива, курение. Необходимо строго
соблюдать правила личной гигиены, 2—3
раза в день обмывать грудь, принимать
душ. Грудь вытирают жестким полотенцем,
стараясь не повредить кожу сосков. Кроме
того, следует обмывать грудь перед каждым
кормлением. Для предупреждения трещин
ссеков можно делать воздушные ванны грудных
желез продолжительностью 10—15 мин., летом
эту процедуру можно проводить на свежем
воздухе. Солнечные ванны в этот период
противопоказаны. На период вскармливания
ребенка необходимо отказаться от утомляющих
развлечений и стараться устранять поводы
к волнению и т. д. Грудные железы начинают
выделять молоко не сразу. В первые несколько
дней после родов они выделяют так наз.
молозиво — густую, желтоватого цвета
жидкость, к-рая свертывается при кипячении.
По сравнению со зрелым молоком молозиво
содержит гораздо больше жиров и солей.
Молозиво служит наиболее подходящей
пищей для детей первых дней жизни. С конца
первой недели после родов начинает вырабатываться
переходное молоко, богатое жирами. Только
со 2—3-й нед. молоко приобретает постоянный
состав, появляется зрелое молоко. У здоровой
кормящей женщины в сутки выделяется до
1—1,5 л молока, иногда больше. Перед каждым
кормлением необходимо тщательно вымыть
руки, протереть сосок и околососковую
область кусочком ваты, смоченным кипяченой
водой или р-ром борной к-ты (1 чайн. л. на
стакан воды — рис. 28). Несколько первых
капель молока сцеживают и сливают. С конца
первой недели после родов кормление грудью
производят сидя. Садятся удобно; под ногу,
соответственно груди, к-рой кормят, подставляют
скамеечку (рис. 29). Одной рукой поддерживают
голову и спинку ребенка, а другой вкладывают
сосок в рот. Захватив грудь средним и
указательным пальцами, оттягивают ее
несколько кзади, чтобы ребенок мог свободно
дышать (рис. 30). Необходимо следить за
тем, чтобы во время сосания ребенок охватывал
губами не только сосок, но и околососковый
кружок — это предупреждает заглатывание
воздуха и последующее срыгивание. При
каждом кормлении кормят ребенка только
одной грудью. Необходимое количество
молока ребенок в среднем высасывает за
10—15 мин. В любом случае длительность
кормления не должна превышать 20—30 мин.
Если ребенок сосет вяло или у матери тугая
грудь, лучше через 20 мин. отнять его от
груди и докормить сцеженным молоком.
Необходимо взвешивать ребенка до и после
кормления для определения количества
высосанного им молока. Иногда встречаются
так наз. ленивые сосуны, когда ребенок,
вначале довольно активно сосавший грудь,
через 5—7 мин. засыпает. В таких случаях
слегка вытягивают сосок у него изо рта
или нежно трогают за уши или нос, чтобы
разбудить ребенка. По окончании кормления
ребенка кладут в кроватку; промывают
сосок р-ром борной к-ты, обсушивают тонкой
мягкой салфеткой, смазывают вазелиновым
или подсолнечным (простер илизованным)
маслом и прикрывают кусочком марли. После
кормления оставшееся в груди молоко,
даже если его очень мало, сцеживают до
«последней капли». Это способствует увеличению
количества молока и является дополнительным
массажем. Между кормлениями ребенка необходимо
поить кипяченой водой, чуть под- Рис. 28.
Обработка соска перед кормлением: сосок
и околососковую область протирают кусочком
ваты, смоченной ки« пяченой водой или
раствором борной кисолоты. Частота кормления
ребенка меняется в зависимости от возраста.
Кормление ребенка должно проводиться
в строго определенные часы. Первые 3 мес.
ребенка кормят 6—7 раз в сутки (каждые
3—3*/2 часа с 6-часовым ночным перерывом),
затем 5 раз в сутки (через каждые 4 часа
с 8-часовым ночным перерывом). Ослабленных
детей в первые 3 мес. можно кормить 7 раз
в сутки (каждые 3 часа с 6-часовым ночным
перерывом), с 3 до 6 мес. 6 раз в сутки, а
затем 5 раз в сутки. Если наступают часы
кормления, а ребенок спит, то будить его
не следует, лучше пропусстить кормление.
Если ребенок здоров, хорошо сосет и часто
просыпает одно из кормлений, его уже до
3-месячного возраста можно перевести
на 5-разовое кормление. Ночью ребенка
кормить не следует, а при необходимости
можно поить. Только в крайнем случае,
когда никакие уговоры не действуют, ребенка
кормят ночью. Количество молока, необходимое
ребенку по возрасту на сутки, рассчитывают
по следующим формулам. Для детей первых
7—8 дней жизни пользуются формулой Финкелынтейна
(несколько измененной): и X 70 (при весе
меньше 3200 г) или п X 80 (при весе ребенка
более 3200 г), где п — день жизни ребенка.
Объем каждого кормления вычисляют, разделив
полученную цифру jia число кормлений. К
8— 10-му дню жизни ребенок высасывает за
сутки в среднем 500 мл. Ориентировочный
расчет количества молока в сутки на каждый
месяц первого года жизни рассчитывается
по трем формулам (можно пользоваться
одной из них или брать средний результат).
1. В формуле Шкарина исходят из того, что
ребенок в возрасте 2 мес. (8 нед.) должен
получать 800 мл молока в сутки. Если ребенок
младше, то он должен получать молока на
50 мл меньше на каждую неделю жизни, недостающую
до 8 нед.; напр., ребенок 5-недельного возраста
должен получать 800 — (50 X 3) = 650 мл. Если
ребенок старше 2 мес, то он должен получать
на 50 мл больше на каждый месяц после 2-месячного
возраста; напр., ребенок в 3 мес. должен
получать 800 + (50 X 1) = 850 мл. 2. Объемный метод
учитывает не только возраст, но и вес
ребенка; ребенок должен получать следующее
количество молока: от 2 до 6 нед.— 7s веса,
от 6 нед. до 4 мес. — Ve веса, от 4 до 6 мес.—
h веса, от 6 до 9 мес.— */8 веса. 3. Самый точный
— калорийный метод. Исходят из того, что
ребенок в 1-й четверти года должен получать
ок. 130—120 ккал1кг, во 2-й — ок. 120—110 ккал\кг,
в 3-й — ок. 110—100 ккал/кг, в 4-й — ок. 100—
90 ккал/кг. Зная, что 1л женского молока
содержит ок. 700 ккал, можно легко рассчитать
необходимое количество молока в сутки.
Общее количество молока, получаемое ребенком
в сутки, не должно превышать 1 л. Показателем
здоровья ребенка и правильности вскармливания
является хорошая прибавка в весе, равномерное
и достаточное развитие подкожного жирового
слоя. Иногда ребенок прибавляет в весе
неравномерно по месяцам, но в дальнейшем
вес, как правило, выравнивается. В среднем
ребенок к 4—5 мес. удваивает, а к году —
утраивает свой вес. Все приведенные расчеты
в полной мере можно отнести только к здоровому
доношенному ребенку. При заболеваниях,
недоношенности (см. Недоношенный ребенок)
количество и качество пищи, норму прибавки
в весе устанавливает врач индивидуально
для каждого ребенка. При вскармливании
грудью могут возникать различные затруднения.
Тугая грудь затрудняет сцеживание молока
и сосание. Ребенок недоедает, становится
беспокойным, хотя молока у матери достаточно.
В таких случаях перед кормлением нужно
сцедить небольшую часть молока, что улучшает
его отток и уменьшает напряжение груди.
При неправильной форме сосков, если не
проводилось их вытягивание, ребенка можно
кормить через накладку (рис. 31, слева);
после кормления нужно сцеживать молоко
молокоотсосом (рис. 31, справа) или рукой
(рис. 32). При возникновении на сосках трещин
и ссадин кормления становятся очень болезненными
для матери, но их надо Рис. 31. Накладка
на плоский или вытянутый сосок (слева)
и молокоотсос (справа). продолжать хотя
бы через накладку и обязательно обратиться
к врачу. Ухаживать за грудью в это время
надо особенно тщательно. Если у матери
появились признаки мастита (грудницы),
необходимо срочно обратиться к врачу.
До прихода врача ребенка кормят здоровой
грудью, из больной молоко сцеживают и
дают ребенку только простерилизованным
(бутылочку с молоком держат в кипящей
воде 30—40 мин.). Из питания матери необходимо
исключить острые блюда и приправы, лук,
чеснок и т. д., т. к. они придают молоку
специфический вкус и запах и могут быть
причиной отказа ребенка от груди. Если
у матери мало молока, ей необходимо создать
наиболее благоприятные условия питания,
сна и отдыха, увеличить количество выпиваемой
жидкости, но не больше 2 л в день (при этом
стараться больше употреблять молочных
продуктов). Употреблять с этой целью пиво
противопоказано. После каждого кормления
тщательно и систематически сцеживают
оставшееся в груди молоко «до последней
капли». Сцеживание производят плавными
сдавливающими движениями руки от основания
груди к соску. Кожу груди и область соска
необходимо смазывать вазелиновым маслом.
При любом количестве молока у матери
кормить ребенка начинают грудью и только
недостающее количество молока заменяют
донорским, молочной смесью или специально
приготовленным кефиром. Несоблюде ние
этого правила может привести к пол ному
исчезновению молока у матери. Смешанное
вскармли- Рис. 33. Весы для взвешивания
грудных детей. вание — возмещение недостающего
количества грудного молока у матери путем
докармливания ребенка донорским молоком,
молочными смесями или специально приготовленным
кефиром. Докорм составляет не менее 4/3
суточного рациона ребен-; ка. П ри переходе
на смешанное вскармливание очень важно
точно определить количество недостающего
ребенку молока. Для этого ребенка взвешивают
до и после кормления и определяют количество
высосанного молока — так наз. контрольное
взвешивание, к-рое производят на весах
(рис. 33), предварительно положив на них
теплую пеленку. Если весов дома нет, контрольное
взвешивание проводят в поликлинике. Докорм
детям старше 3—4 мес. лучше, по возможности,
давать с ложечки, а не из соски, к к-рой
они быстро привыкают (через соску легче
сосать), и могут отказаться сосать грудь.
Отверстие в соске должно быть маленьким;
его лучше делать прокаленной иглой (рис.
34). Положение бутылочки при кормлении
должно быть правильным (рис. 35). Постепенно,
когда ребенок привыкнет к докорму, его
количество можно увеличивать и заменить
им полностью несколько кормлений. Но
грудь нужно обязательно давать не реже
3 раз в сутки (в противном случае количество
молока у матери быстро убывает). Вид пищи
для докорма зависит от возраста ребенка.
Детям до 3 мес. лучше давать донорское
молоко, и только Рис. 34. Прокалывание соски
при помощи прокаленной иглы. при его отсутствии
применяют молочные смеси — продукты,
полученные с молочной кухни по назначению
врача. Детям до 2 мес. лучше назначать
В-кефир. Смесь «Малютка» можно давать
только при отдельных кормлениях, в ограниченном
количестве, т. к. она гораздо слаще молока
и дети могут отказаться от груди. Если
ребенок плохо ест кефир, ему можно давать
смеси из коровьего молока — В-гречу, В-рис,
В-овес. При введении докорма после 2 мес.
ребенку в течение первой недели дают
В-кефир, В-гречу и т. д., а затем" переходят
на цельный кефир и смеси из коровьего
молока. Пища должна быть подогрета до
36— 37 (для этого удобно использовать электрический
подогреватель детского питания). Искусственное
вскарм ливание необходимо в том случае,
если молоком матери обеспечивается менее
*/s суточного рациона ребенка. В первые
2—3 мес. такого ребенка нуж но постараться
обеспечить донорским молоком. Молочные
смеси применяют ся те же, что и при докорме,
с соблюде нием вышеперечисленных правил.
Ис кусственное вскармливание проводить
горазд^ труднее смешанного, поэтому необходимо
строго выполнять все реко мендации врача.
Лучше пользоваться кисломолочными смесями,
т. к. они по давляют рост в кишечнике
болезнетвор ных микробов, уменьшают
брожение, хорошо усваиваются. При повышенном
количестве сахара в смесях брожение усиливается,
ухудшается пищеварение, нарушается обмен
веществ; дети слиш ком много прибавляют
в весе, чего не следует допускать, т. к.
«рыхлые» дети часто болеют. При искусственном
вскармливании ребенка нужно раньше обычных
сроков переводить на 5-ра- зовое кормление,
т. к. молочные и ке фирные смеси задерживаются
в же лудке и перевариваются в кишечнике
дольше грудного молока. , Независимо от
характера вскармливания дети первого
года жизни нуждаются, помимо грудного
молока, в дополнительном введении витаминов,
продуктов животного и растительного
происхождения, минеральных солей. В возрасте
1—IV2 мес. ребенку начинают давать соки
— фруктовые, ягодные или овощные, с к-рыми
он получает необходимое количество витаминов
и солей. Соки дают после основного кормления,лучше
яблочный,морковный, томатный, черносмородиновый,
лимонный, вишневый, малиновый, абрикосовый.
По нескольку капель сока можно добавлять
в воду для питья. При непереносимости
того или иного сока (появление сыпи на
коже, расстройство стула) его необходимо
отменить и посоветоваться с врачом. Чаще
непереносимость и аллергические реакции
возникают к таким сокам, как апельсиновый,
мандариновый, клубничный. Виноградный
сок усиливает процессы брожения, поэтому
до года его не дают. Для предупреждения
возникновения аллергических реакций
соки вводят постепенно, очень осторожно.
Начинают с 3—5 капель и, прибавляя каждый
день примерно столько же, постепенно
доводят их количество в день к 5 мес. до
50 мл. Каждый день давать один и тот же
сок не следует, лучше чередовать несколько
соков. При введении нового сока его количество
увеличивают постепенно. Суточное количество
сока делят на 2—3 приема. Все соки лучше
готовить в домашних условиях, в зимнее
время можно пользоваться покупными, приготовленными
специально для детей. В возрасте V/2—2
мес. в питание можно добавить яблочное
пюре. Начинают с 7г чайн. л. и постепенно
увеличивают, доводя до 50 г в день. Оно
содержит витамины, минеральные соли,
а также клетчатку, к-рая улучшает пищеварение
и предупреждает запоры. Можно давать
пюре и из других фруктов. Пюре можно делать
самим или пользоваться покупными, приготовленными
специаль- 35. Кормление из бутылки. но для
детского питания (см. Смеси для детского
питания). В возрасте 3 7г мес. в питание
ребенка добавляют творог (начинают постепенно
с 7г чайн. л. и доводят его количество до
30—40 г), сливки (начинают с 3—5 капель, доводят
их количество до 5—10 мл). Творог и сливки
можно давать не чаще 2—3 раз в неделю.
В возрасте 4—47г мес. в рацион можно добавить
яичный желток; начинают с 1/4 желтка и постепенно
увеличивают до 7г. Яйцо варят вкрутую,
желток протирают через сито и разводят
грудным или коровьим молоком до кашицы.
Прикорм. По мере роста и развития ребенка
его организму требуется все большее количество
белков, жиров, углеводов, минеральных
солей и витаминов. Грудное вскармливание
(молоко матери) не может уже полностью
обеспечить необходимое количество питательных
веществ. Поэтому необходимо дополнительно
при любом" виде вскармливания в рацион
ребенка вводить разнообразные продукты
животного и растительного происхождения.
При этом надо обязательно выполнять следующие
правила: 1) любое новое блюдо прикорма
вводят очень осторожно, постепенно, маленькими
порциями; 2) необходимо постоянно следить
за стулом и кожей ребенка (его расстройство
или появление сыпи на коже, «диатеза»
— на щеках являются показателями непереносимости
организмом ребенка вводимого продукта);
3) для питания ребенка можно использовать
только самые свежие доброкачественные
продукты, тщательно обработанные и приготовленные
в легкоусвояемом виде (сок, пюре, каша-«размазня»
и т. д.); 4) нельзя начинать прикорм или
вводить новое блюдо в жаркие дни, а также
во время болезни ребенка. В возрасте 47г—5
мес. вводят первое блюдо прикорма — овощное
пюре. Его лучше готовить в домашних условиях,
но можно пользоваться и покупными, особенно
приготовленными из смеси разных овощей.
Начинать надо с наиболее легко усваивающихся
овощей — картофеля, моркови, репы, а потом
давать другие или примешивать их к указанным
выше. Овощи варят на пару или тушат в небольшом
количестве воды, протирают через сито
и добавляют при сбивании небольшое количество
соли, кипяченое коровье или грудное молоко
в количестве 7з—7j объема овощей. В пюре
можно добавить небольшое количество
растительного масла, творога, а позже
и мяса. Начинают давать пюре с 1—2 чайн.
л. ив течение 2 нед. доводят его количество
до 150— 160 г. Овощное пюре, как и любое другoe
блюдо прикорма, следует давать в середине
дня, в одно из грудных кормлений, уменьшая
соответственно количество грудного молока.
Начинать прикорм с манной каши и киселя
не следует, т. к. они содержат много углеводов
(сахара), к-рые ухудшают пищеварение, предрасполагают
к экссудативному диатезу, делают ребенка
полным и рыхлым. С момента введения прикорма
начинают кормить ребенка ложкой. К 5 мес.
ребенок должен получать 4 раза труднее
молоко, один раз овощное пюре, соки, творог,
сливки. Только после консультации врача
и по показаниям можно давать рыбий жир.
В возрасте 5—6 мес. вводят второй прикорм
в виде различных каш. Лучше кормить ребенка
гречневой, рисовой, овсяной кашей. Готовят
их на коровьем или грудном молоке в виде
каши-«размазни». В кашу можно добавлять
2—3 г масла, творог, сливки. Начинают давать
их, как и пюре, постепенно доводя до количества,
к-рым можно заменить одно кормление. Можно
готовить каши из смеси различных круп,
а также пользоваться специальными измельченными
крупами для детского питания. В возрасте
6—7 мес. ребенка прикармливают мясным
бульоном; начинают с 1—2 чайн. л. и постепенно
доводят до 50 мл. Бульоном с сухариками
кормят в дневное время, на второе дают
овощное пюре, на третье — сок; т. о., получается
полный обед. К 8 мес. ребенка следует кормить
грудью 3 раза, 1 раз — кашей, 1 раз — бульоном
и овощным пюре. К этому добавляют все
остальные блюда прикорма. В возрасте
7*/г—8 мес. можно начинать вводить в рацион
ребенка мясо, вначале в виде дважды провернутого
через мясорубку фарша (постепенно увеличивают
до 1 стол. л. в сутки). К 10 мес. он может есть
фрикадельки, к концу года — паровые котлеты.
Вместо мяса можно давать нежирные сорта
рыбы тоже в виде фарша или фрикаделек.
С 8 мес. вместо одного из трех кормлений
грудью ребенка кормят цельным молоком
или кефиром. Режим питания в этом возрасте
молено построить следующим образом: в
6 час.— грудное молоко, в 10 час.— каша,
творог или желток + фруктовое пюре; в 14
час.— мясной бульон с сухарем + овощное
пюре с мясным фаршем + фруктовый сок; в
18 час.—¦ кефир или творог + фруктовое
пюре; в 22 часа — грудное молоко. Постепенно
к концу года пищу следует делать более
густой, меньше протирать и меньше разводить
жидкостью. К году ребенок получает достаточно
полноценное и разнообразное питание
и может быть отнят от груди. Сначала заменяют
утреннее кормление грудью кефиром, творогом
или цельным молоком. Через неделю то же
делают с вечерним кормлением. Нельзя
ребенка отнимать от груди в жаркое время
года или во время болезни. Чтобы уменьшить
и прекратить образование молока у матери,
ей необходимо несколько дней меньше пить,
плотно забинтовывать грудь или надевать
стягивающий бюстгальтер. Молоко перестает
вырабатываться примерно через 3—4 дня.
Воспитание ребенка должно начинаться
с самого раннего возраста, без насилия,
ко настойчив®. На это прихо- дится затрачивать
много труда и терпения. В процессе воспитания
постепенно переходят от простого к более
сложному, постоянно повторяя и закрепляя
пройденное. В возрасте до 1 года воспитание
следует направить в основном на организацию
правильного режима дня ребенка, развитие
его двигательных навыков, зрительного
и слухового восприятия, речи. Прежде всего
необходимо установить строгий режим
дня — определенное время сна и бодрствования,
кормления, прогулок и т. д. Это не только
облегчает уход за ребенком, но и постепенно
с возрастом приучает его к порядку, опрятности.
Дети быстро привыкают к установленному
режиму и распорядку дня. При несоблюдении
режима ребенок плохо спит, капризничает;
беспорядочное кормление снижает аппетит,
ребенок плохо ест и теряет в весе. При
правильном уходе за ребенком, выполнении
всех гиг. правил у него формируется привычка
к чистоте одежды и пеленок, частой смене
белья. Дети хорошо привыкают к ежедневным
умываниям, ваннам и с удовольствием принимают
их. После 6 мес. следует купать ребенка
с игрушками, разрешать поиграть в воде.
Гиг. навыки, прививаемые ребенку с детства,—
важный мЪ-мент воспитания и закаливания.
Приучать ребенка к горшку нужно после
того, как он начинает уверенно сидеть.
Перед сном и после сна его надо обязательно
высаживать на горшок, к-рый должен стоять
в определенном месте. Нельзя детей высаживать
на горшок ночью, прерывая сон. Долго держать
ребенка на горшке не следует, лучше эту
процедуру повторить через некрое время.
Слишком часто высаживать на горшок также
не рекомендуется. Необходимо развивать
двигательную активность ребенка. Массаж
и гимнастика являются основным фактором
выработки двигательных навыков. Однако
нельзя заниматься с ребенком форсированно,
заставлять делать то, что он еще не может
по возрасту. Ни в коем случае нельзя вываживать
детей в подушки, ставить на ноги раньше
положенного возраста, по мере роста и
развития ребенок начнет это делать сам.
Только с этого момента можно развивать
эти навыки. В противном случае могут возникнуть
искривления позвоночника и ног. Помогают
развитию ребенка игра и игрушки, к-рые
совершенствуют у него не только движения,
но и вырабатывают самостоятельность,
умение сосредоточиться. Необходимо правильно
выбирать время для занятий с ребенком;
они доставят ему удовольствие, только
если он сыт и выспался. С 3 мес. ребенок
начинает активно следить за окружающим,
проявляет интерес к различным предметам,
тянется к ним. С этого времени детям становятся
необходимы разнообразные по форме и цвету
яркие игрушки (рис. 36). Разговаривать с
ребенком надо четко и ясно, короткими
фразами. При общении с ребенком надо произносить
названия окружающих предметов. С 7 мес.
дети понимают некрые слова, поворачиваются
в сторону названного предмета. В это время
можно начинать учить ребенка выполнять
простые просьбы, отыскивать названную
игрушку, разучивать с ним слова, при этом
важно,что- Л Рис. 36. Положение ребенка
по отношению к подвешенным игрушкам бы
ему были видны движения губ. При разговоре
с ребенком нельзя искажать слова. Играя
и занимаясь с ребенком, следует быть осторожным:
место для игр выбирать дальше от горячих
предметов; беря его на рзжи, держать свободно,
но двумя руками, не подбрасывая вверх.
Период грудного
возраста
Грудной период—
от 4нед до 1года жизни —характеризуется
интенсивным нарастанием массы
тела и роста, интенсивным физическим,
нервно-психическим, интеллектуальным
развитием. К 4 мес масса тела удваивается,
а к 1 году — утраивается.
За первую четверть
года ребенок ежемесячно вырастает
на 3 см, за вторую четверть — на 2,5 см,
за третью четверть — на 1,5 см и за
четвертую четверть года ребенок
каждый месяц прибавляет в росте
1 см. В грудной период наблюдаются
большие сдвиги в психомоторном
развитии ребенка, в этот период закладывается
фундамент здоровья, физического
и умственного развития. Оно оценивается
каждую четверть года.
В развитии зрительного
анализатора происходит следующее:
к концу 1-го месяца наблюдается зрительное
сосредоточение; ко 2 — 3-му месяцу —
фиксация взора с одновременными
реакциями мышц шеи и головы; к
3,5 мес — различение окружающих предметов,
длительное сосредоточение, слежение
за предметами; к 5 мес проявляется
способность рассматривать
Реакции слухового
восприятия проявляются, помимо слухового
сосредоточения (конец 2-й недели), четкой
ориентировкой на звуки (1-й месяц)
и отыскиванием его источника
с конца 2-го месяца. В 2–3 мес ребенок
прислушивается к звукам, а в 3–3,5
мес безошибочно отыскивает источник
звука. В 3–7 мес проявляется постоянная
активность на разнообразные звуковые
раздражители, а с 10–11 мес — реакция
на звук в связи с содержанием
и значением этого звука.
Развитие моторики
ребенка — удерживает голову, если
держать его в вертикальном положении
(на 5–6-й неделе), приподнимает голову
или поворачивает ее в сторону
в положении на животе (на 5-й неделе),
переворачивается на бок из положения
лежа на спине (4–4,5 мес), сидит самостоятельно
(6–7 мес), ходит на четвереньках (на 8-м
месяце), встает и стоит, придерживаясь
опоры (7–8 мес), ходит самостоятельно (на
11–12-м месяце).
Развитие хватательной
способности — протягивает руку
к предмету (на 3-м месяце), схватывает
предмет (4,5 мес), держит по предмету в
каждой руке (6 мес), приводит все тело
в активное состояние при хватании
(на 7-м месяце), зачатки специфических
манипуляций (на 11-м месяце).
Прорезывание зубов
с 5–7 мес.
С 4–6 нед наблюдаются
зрительно-слуховой поиск и зрительное
сосредоточение на лице взрослого, а
с 3 мес выраженная потребность в
общении со взрослыми. У ребенка
грудного возраста ведущей линией двигательной
активности в 7–8 мес является ползание,
на 12-м месяце— зачатки
Происходит развитие
I и II сигнальных систем ЦНС, функционируют
зобная и щитовидная железы; функция
надпочечников ослаблена; начало функции
гипофиза.
Могут проявляться
рахит, дистрофия, пищевая и респираторная
аллергия, заболевания органов дыхания
и острые желудочно-кишечные заболевания.
В каждом периоде
для правильного развития ребенка
требуется создание определенных условий
окружающей среды, режима, воспитания.
Особенности роста
и развития. Характерны значительные
темпы роста — длина тела (рост)
увеличивается на 50% длины при
рождении, к 1 году достигает 75–77 см. Окружность
головы к году составляет 46–47 см, окружность
груди — 48 см. Происходит быстрое
развитие моторики и двигательных умений.
Выделяют три пика двигательной активности:
I — 3-4 мес — комплекс оживления,
радости при первом общении со
взрослыми; II — 7-8 мес — активация
ползания, формирование бинокулярного
зрения (овладение пространством); III
пик — 11-12 мес — начало ходьбы.
Определяют их сенсорно-моторные связи.
Скелетная мускулатура и
Особенности центральной
нервной системы. Происходит увеличение
массы мозга к одному году в 2-2,5
раза, наиболее интенсивная дифференцировка
нервных клеток в первые 5-6 мес
жизни. Недостаточна активность -аминомасляной
кислоты (тормозного фактора) и мало миелина,
что способствует быстрому распространению
любого возбуждения.
Сохраняется ориентировочный
рефлекс, отражающий врожденную потребность
в движении и деятельности органов
чувств. Нервные связи между ребенком
и окружающими людьми устанавливаются
посредством мимики, жеста, голосовых
интонаций. Развитие тонких движений рук
способствует развитию мозга и речи.
Возникают связи между словами
и ответными двигательными
Электроэнцефалограмма
в 2-3 мес — устойчивая ритмика; в
4-6 мес — изменения
Особенности эндокринной
системы. В грудном периоде происходит
усиление функции гипофиза и щитовидной
железы. Они стимулируют рост и
развитие ребенка, метаболизм, обеспечивают
нормальную дифференцировку головного
мозга и интеллектуальное развитие.
Усиливается функция
Особенности иммунитета.
Происходит некоторое снижение количества
Т- и В-клеток в крови по сравнению
с периодом новорожденноcти. Выражено
снижение материнского IgG с 2–3 мес, синтез
собственного IgG нарастает с 2–3 мес;
постоянный уровень его устанавливается
после 8 мес — 1 года. Уровень IgM к
концу года составляет 50% от уровня
взрослого. Концентрация IgA медленно нарастает.
IgE у здорового ребенка содержится
в незначительном количестве, уровень
его зависит от проявлений аллергии
(повышается). Второй критический период
иммунитета отмечается в 4–6 мес и
характеризуется: самым низким уровнем
специфических антител —
Неспецифические факторы
резистентности. Типично высокое
содержание лизоцима и пропердина.
К концу первого месяца жизни
быстро нарастает и достигает
уровня взрослого уровень комплемента.
С 2–6 мес формируется завершающая
фаза фагоцитоза лейкоцитов к патогенным
микроорганизмам, за исключением пневмококка,
стафилококка, клебсиеллы, гемофильной
палочки.
Характер патологии.
Часто развиваются болезни
Оценку физического
развития, моторики, развития речи, нервно-психического
развития с учетом ведущей линии
развития в грудном периоде проводят
ежеквартально.
В раннем возрасте происходит
разделение линий психического развития
мальчиков и девочек. Им присущи
разные типы ведущей деятельности.
У мальчиков на основе предметной
деятельности формируется предметно-
Предметно-орудийная деятельность включает манипуляцию с человеческими предметами, зачатки конструирования, в результате чего у мужчин лучше развито отвлеченное, абстрактное мышление.