Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:07, курсовая работа
Целью нашего исследования будет являться изучение особенностей взаимосвязи гармоничности образа жизни и эмоционального выгорания в семейной жизни.
Из поставленной цели вытекает ряд задач:
1. рассмотреть и провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования:
- рассмотреть основные теоретические подходы к понятию «эмоциональное выгорание», его симптомы, причины;
- рассмотреть понятие «образ жизни»;
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ 5
1.1 Определение понятия «эмоциональное выгорание» 5
1.1.1 Структура синдрома эмоционального выгорания 9
1.1.2 Факторы, влияющие на формирование эмоционального выгорания 11
1.2 Образ жизни как фактор профилактики и способ преодоления эмоционального выгорания 14
1.3 Эмоциональное выгорание в семейной жизни 16
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ГАРМОНИЧНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ 20
2.1 Цель, задачи, объект, предмет, гипотеза исследования 20
2.2 Методики исследования 20
2.3 Результаты и их обсуждение 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БРЕСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА»
Кафедра психологии
Курсовая работа на тему:
психолого-педагогического
факультета
специальности Психология
Научный руководитель:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | ||
1 | ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ | |
1.1 | Определение понятия «эмоциональное выгорание» | 5 |
1.1.1 | Структура синдрома эмоционального выгорания | 9 |
1.1.2 | Факторы, влияющие на формирование эмоционального выгорания | 11 |
1.2 | Образ жизни как фактор профилактики и способ преодоления эмоционального выгорания | 14 |
1.3 | Эмоциональное выгорание в семейной жизни | 16 |
2 | ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ГАРМОНИЧНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ | 20 |
2.1 | Цель, задачи, объект, предмет, гипотеза исследования | 20 |
2.2 | Методики исследования | 20 |
2.3 | Результаты и их обсуждение | 26 |
| ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 35 |
| СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ | 36 |
| ПРИЛОЖЕНИЯ |
|
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования определяется часто возникающими проблемами у человека на работе, в семье, в межличностном взаимодействии. Далеко не каждый может адаптироваться, эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность и социальную роль, а потому возрастает вероятность развития неблагоприятных психических состояний.
В связи с этим, одной из приоритетных задач психологии развития, акмеологии, медицинской психологии, психологии труда является исследование специфических социально-психологических явлений, к числу которых относится и «эмоциональное выгорание» среди профессионалов разных областей труда, социальных ролей, приобретаемых личностью, разработка программ по их предупреждению и коррекции.
Одним из частых негативных проявлений у представителей различных профессий является феномен «эмоционального выгорания» или, в другой редакции, синдром эмоционального выгорания. Данный синдром возникает в ситуациях интенсивного профессионального общения под влиянием множества внешних и внутренних факторов (Фреденберг, К. Маслач, Т.В. Форманюк, В.В. Бойко, Н.Е.Водопьянова, Н.В. Гришина, Т.Н. Ронгинская, и др.) и проявляется как «приглушение» эмоций, исчезновение остроты чувств и переживаний, увеличение числа конфликтов с партнёрами по общению, равнодушие и отгороженность от переживаний другого человека, потеря ощущения ценности жизни, утрата веры в собственные силы и др.
Понятие «эмоционального выгорания» впервые появилось в зарубежной психологии в конце 20-го века (Фреденберг, К. Маслач и др.). В отечественной психологии есть немало исследований, посвященных феномену «выгорания» в среде педагогов (А.А. Реан, Л.М. Митина, Т.И. и др.), у медицинских работников (Г.С.Абрамова, Ю.А. Юдчиц и др.), социальных работников (Н.Е.Водопьянова, Е.С. Старченкова и др.), (Н.Е.Водопьянова, А.Б.Серебрякова и др.), у психологов (А.Н. Моховиков и др.) и других профессий. Что касается «выгорания» в семейной жизни, то специальных исследований, посвященных данной проблеме, нами не обнаружено.
Также наиболее значимым в последнее время становится рассмотрение такого вопроса как гармоничный образ жизни (О. Мотков, В.Е. Орел и др.), который представляется как оптимально организованный самим человеком процесс жизнедеятельности, способствующий сохранению здоровья, личностному росту и творческому функционированию. В данной работе мы будем рассматривать образ жизни как фактор профилактики и способ преодоления эмоционального выгорания.
Таким образом, актуальность исследования определяется недостаточной изученностью феномена «эмоционального выгорания» в семейной жизни, и насколько гармоничный образ жизни может быть способом преодоления эмоционального выгорания в семье.
Исходя из выше сказанного, целью нашего исследования будет являться изучение особенностей взаимосвязи гармоничности образа жизни и эмоционального выгорания в семейной жизни.
Из поставленной цели вытекает ряд задач:
1. рассмотреть и провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования:
- рассмотреть основные теоретические подходы к понятию «эмоциональное выгорание», его симптомы, причины;
- рассмотреть понятие «образ жизни»;
2. подбор диагностического инструментария;
3. проведение эмпирического исследования по изучению особенностей взаимосвязи образа жизни и эмоционального выгорания в семейной жизни.
4. количественный и качественный анализ полученных данных.
Предмет нашего исследования: взаимосвязь гармоничности образа жизни и эмоционального выгорания в семейной жизни.
Объектом будет являться эмоциональное выгорание в семейной жизни.
Исходя из поставленной цели, гипотезой нашего исследования будет являться тезис о том, что высокий уровень гармоничности образа жизни у респондентов будет определять низкий уровень их эмоционального выгорания в семейной жизни.
Диагностические методики:
1. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко;
2. Тест «Образ жизни» О.Мотков.
1. СОВРЕМЕННАЯ СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНАЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА
1.1 Определение понятия «эмоциональное выгорание»
Термин "эмоциональное выгорание" впервые введен в оборот американским психологом Фреденбергом в 1974 году. Им обозначается психическое состояние людей, интенсивно и тесно общающихся с другими.
Другой основоположник идеи выгорания - Кристина Маслач - социальный психолог, определила это понятие как синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, а также что выгорание — это не потеря творческого потенциала, не реакция на скуку, а скорее «эмоциональное истощение, возникающее на фоне стресса, вызванного межличностным общением»[6].
Синдром эмоционального выгорания представляет собой состояние эмоционального, психического, физического истощения, развивающегося как результат хронического неразрешенного стресса. Развитие данного синдрома характерно для альтруистических профессий, где доминирует забота о людях (социальные работники, врачи, медицинские сестры, учителя и др.).
Р. Шваб (1982) расширяет группу профессионального риска. Это прежде всего учителя, полицейские, тюремный персонал, политики, юристы, нижнее звено торгового персонала, менеджеры всех уровней.
Зарубежные исследователи (С. Маслач, Р. Джексон) рассматривают синдром эмоционального выгорания как трехфакторную модель, представленную эмоциональным истощением, деперсонализацией и редукцией личных достижений.
Ганс Селье, основоположник учения о стрессе, рассматривал его как неспецифическую (то есть всеобщего действия) защитную реакция организма в ответ на психотравмирующие факторы разного свойства. При эмоциональном выгорании налицо все три фазы стресса:
1) нервное (тревожное) напряжение — его создают хроническая психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответственность, трудность контингента;
2) резистенция, то есть сопротивление, — человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений;
3) истощение — оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным. Соответственно каждому этапу, возникают отдельные признаки, или симптомы, нарастающего эмоционального выгорания[2].
В данной работе мы принимаем за исходное определение эмоциональное выгорание, с точки зрения В.В.Бойко: под эмоциональным выгоранием понимает выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.
В качестве основных симптомов эмоционального выгорания Е. Малер выделяет:
усталость, утомление, истощение; психосоматические недомогания; бессонницу; негативное отношение к клиентам; негативное отношение к самой работе;
скудность репертуара рабочих действий; негативную Я-концепцию; агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, гнев);
упадническое настроение и связанные с ним эмоции: цинизм, пессимизм, чувство безнадежности, апатия, депрессия, чувство бессмысленности; переживание чувства вины[12].
В 10-ом пересмотре Международной классификации болезней синдром выгорания был описан под рубрикой Z.73.0 как «Выгорание — состояние полного истощения». Люди с синдромом выгорания обычно имеют сочетание психопатологических, психосоматических, соматических симптомов и признаков социальной дисфункции. У них наблюдаются хроническая усталость, когнитивная дисфункция (нарушения памяти и внимания), личностные изменения, ухудшение отношений с коллегами и родственниками, нарастающий негативизм по отношению к клиентам (коллегам), утрата чувства юмора, постоянное чувство неудачи и вины, повышенная раздражительность — и на работе, и дома, упорное желание переменить род занятий, то и дело возникающая рассеянность, нарушение сна с трудностями засыпания и ранними пробуждениями, обостренная восприимчивость к инфекционным заболеваниям, повышенная утомляемость, чувство усталости на протяжении всего рабочего дня. Возможно развитие тревожного и депрессивного расстройств, которые могут привести к суициду. Также прослеживается связь между СЭВ и развитием зависимостей от психоактивных веществ. Общими соматическими симптомами являются головная боль, гастроинтестинальные расстройства (симптом раздраженного желудка, диарея), кардиоваскулярные нарушения (тахикардия, аритмия, гипертония). Наблюдаются частые простудные заболевания, возможно обострение хронических болезней: бронхиальной астмы, дерматитов, псиориаза и др. К признакам социальной дисфункции можно отнести социальную изоляцию, проблемы в семье, на рабочем месте[13].
В настоящее время большинство психологов выделяют три ключевых признака этого синдрома — это предельное истощение, чувство личностной отстраненности от клиентов (пациентов, учеников) и от работы, и ощущение неэффективности и недостаточности своих достижений.
Выделяют пять ключевых групп симптомов, характерных для синдрома выгорания [2]:
1. Физические симптомы
усталость, физическое утомление, истощение;
уменьшенный или увеличенный вес;
недостаточный сон, бессонница;
плохое общее состояние здоровья ( в том числе по ощущениям);
затрудненное дыхание, отдышка;
тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожание;
гипертензия (повышенное давление);
язвы, нарывы;
сердечные болезни.
2. Эмоциональные симптомы
недостаток эмоций , неэмоциональность;
пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни;
безразличие и усталость;
ощущения фрустрации и беспомощности, безнадежность;
раздражительность, агрессивность;
тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться;
депрессия, чувство вины;
нервные рыдания. Истерики. Душевные страдания;
потеря идеалов или надежд или профессиональных перспектив;
увеличение деперсонализации своей или других. (люди становятся безликими, как манекены);
преобладает чувство одиночества.
3. Поведенческие симптомы
рабочее время больше 45 часов в неделю;
во время рабочего дня появляется усталость и желание прерваться, отдохнуть;
безразличие к еде; стол скудный, без изысков;
малая физическая нагрузка;
оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств;
несчастные случаи (например, травмы, падения, аварии и т.д.);
импульсивное эмоциональное поведение.
4. Интеллектуальное состояние
уменьшение интереса к новым теориям и идеям в работе;
уменьшение интереса к альтернативным подходам в решении проблем (например, в работе);
увеличение скуки, тоски, апатии или недостаток куража, вкуса и интереса к жизни;