Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:07, курсовая работа
Целью нашего исследования будет являться изучение особенностей взаимосвязи гармоничности образа жизни и эмоционального выгорания в семейной жизни.
Из поставленной цели вытекает ряд задач:
1. рассмотреть и провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования:
- рассмотреть основные теоретические подходы к понятию «эмоциональное выгорание», его симптомы, причины;
- рассмотреть понятие «образ жизни»;
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ 5
1.1 Определение понятия «эмоциональное выгорание» 5
1.1.1 Структура синдрома эмоционального выгорания 9
1.1.2 Факторы, влияющие на формирование эмоционального выгорания 11
1.2 Образ жизни как фактор профилактики и способ преодоления эмоционального выгорания 14
1.3 Эмоциональное выгорание в семейной жизни 16
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ГАРМОНИЧНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ 20
2.1 Цель, задачи, объект, предмет, гипотеза исследования 20
2.2 Методики исследования 20
2.3 Результаты и их обсуждение 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
Исходя из сформулированных цели и задач исследования, а также для проверки выдвинутой гипотезы нами был разработан экспериментальный план психодиагностических методик:
методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко[8, с.98];
тест «Образ жизни» О.Мотков[25, с.8].
2.2 Методики исследования
1. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко
Каждый вариант ответа предварительно оценен компетентными судьями тем или иным числом баллов - указывается в "ключе" рядом с номером суждения в скобках. Это сделано потому, что признаки, включенные в симптом, имеют разное значение в определении его тяжести. Максимальную оценку - 10 баллов получил от судей признак, наиболее показательный для симптома.
В соответствии с "ключом" осуществляются следующие подсчеты: 1) определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов "выгорания", 2) подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования "выгорания", 3) находится итоговый показатель синдрома "эмоционального выгорания" - сумма показателей всех 12-ти симптомов.
«НАПРЯЖЕНИЕ»
1. Переживание психотравмирующих обстоятельств:
+ 1 (2),+ 13 (3),+ 25 (2), -37 (3),+ 49 (10),+ 61 (5), -73 (5)
2. Неудовлетворенность собой:
-2 (3),+ 14 (2),+ 26 (2), -38 (10), -50 (5),+ 62 (5),+ 74 (3)
3. " Загнанность в клетку":
+ 3 (10),+ 15 (5),+ 27 (2),+ 39 (2),+ 51 (5),+ 63 (1), -75 (5)
4. Тревога и депрессия:
+ 4 (2).+ 16 (3),+ 28 (5),+ 40 (5),+ 52 (10),+ 64 (2),+ 76 (3)
«РЕЗИСТЕНЦИЯ»
1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование:
+ 5 (5), -17 (3),+ 29 (10).+ 41 (2),+ 53 (2),+ 65 (3),+ 77 (5)
2. Эмоционально-нравственная дезориентация:
+ 6 (10), -18 (3),+ 30 (3), '+ 42 (5),+ 54 (2),+ 66 (2), -78 (5)
3. Расширение сферы экономии эмоций:
+ 7 (2),+ 19 (10), -31 (2),+ 43 (5),+ 55 (3),+ 67 (3), -79 (5)
4. Редукция профессиональных обязанностей:
+ 8 (5),+ 20 (5),+ 32 (2), -44 (2),+ 56 (3),+ 68 (3),+ 80 (10)
«ИСТОЩЕНИЕ»
1. Эмоциональный дефицит:
+ 9 (3),+ 21 (2),+ 33 (5), -45 (5),+ 57 (3), -69 (10),+ 81 (2)
2. Эмоциональная отстраненность:
+ 10 (2),+ 22 (3), -34 (2),+ 46 (3),+ 58 (5),+ 70 (5),+ 82 (10)
3. Личностная отстраненность (деперсонализация):
+ 11 (5),+ 23 (3).+ 35 (3),+ 47 (5),+ 59 (5),+ 72 (2),+ 83 (10)
4. Психосоматические и психовегетативные нарушения:
+ 12 (3),+ 24 (2),+ 36 (5),+ 48 (3),+ 60 (2),+ 72 (10),+ 84 (5)
Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома "выгорания", можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции. Освещаются следующие вопросы:
- какие симптомы доминируют;
- какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается "истощение";
- объяснимо ли "истощение" (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику "выгорания", или субъективными факторами;
- какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности;
- в каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение;
- какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное "выгорание" не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.
Интерпретация результатов:
Предложенная методика дает подробную картину синдрома "эмоционального выгорания". Прежде всего, надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:
-- 9 и менее баллов - не сложившийся симптом,
--10-15 баллов - складывающийся симптом,
--16 и более - сложившийся.
Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме "эмоционального выгорания".
Методика позволяет увидеть ведущие симптомы " выгорания". Существенно важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.
Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса - осмысление показателей фаз развития стресса - "напряжение", "резистенция" и "истощение". В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, не правомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные - реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:
- 36 и менее баллов - фаза не сформировалась;
- 37-60 баллов - фаза в стадии формирования;
- 61 и более баллов - сформировавшаяся фаза.
2. Тест «Образ жизни» О.Мотков
С помощью данной методики изучается степень гармоничности образа жизни респондента. Все 12 представленных в методике адаптивно необходимых линий жизни, видов деятельности (занятий) равноценны по значимости. Они разбиты на полярные пары. Каждый член такой пары (например, преимущественно умственные и преимущественно физические занятия) является позитивной характеристикой, объективно необходимой для поддержания оптимального функционирования человека.
Определяются три основных показателя:
- выраженность силы интересов к адаптивно необходимым занятиям и уровень их гармоничности;
- выраженность осуществления адаптивно необходимых занятий - через среднее условное время, затрачиваемое в течение недели на эти занятия - и уровень их гармоничности;
- уровень гармоничности образа жизни - совокупный показатель, учитывающий характер соотношения уровней гармоничности занятий и интересов. Преимущество при его определении отдается показателю уровня гармоничности занятий, указывающему на степень реального совершения необходимых видов жизнедеятельности в образе жизни отвечающего.
Кроме того, интересно проанализировать наиболее яркие противоречия между силой интереса к какому-либо занятию и временем, которое на него затрачивается. Если между ними разница в 2 и более баллов, то это указывает на наличие резкого противоречия. Чем больше таких противоречий, тем больше дисгармонизирован образ жизни испытуемого. Соответственно рекомендации респонденту строятся и с учетом этих ярких противоречий.
Рекомендуется применение методики с 12 лет.
Возможно как групповое, так и индивидуальное предъявление, как бланковое, так и без бланка.
Разработан также вариант методики для учащихся начальной школы и младших подростков "Образ жизни" (для начальной школы). В нем те же 12 пунктов сформулированы в виде вопросов. Применена лишь оценка степени осуществления различных видов занятий в жизни ребенка (шкала Б).
Предъявляется следующая инструкция:
«Вам предлагается оценить силу своих интересов к определенным видам занятий (по 5-балльной шкале А) и время, которое у Вас реально уходит в течение обычной семидневной недели на совершение этих занятий (по 5-балльной шкале Б). Всего нужно ответить на 12 пунктов.
Свой ответ выбирайте по Шкалам возможных ответов А и Б:
Шкала А - оценка степени интереса к определенному виду занятий:
1 – нет интереса;
2 – слабый интерес;
3 – средний интерес;
4 – сильный интерес;
5 – очень сильный интерес
Шкала Б - оценка затрат времени на соответствующий вид занятий:
1 – не трачу время;
2 – мало времени;
3 – среднее время;
4 – много времени;
5 – очень много времени
На Бланке вверху укажите дату, фамилию и инициалы (по желанию), пол, место учебы (работы). Напротив номера вопроса записывайте свои ответы цифрами, обозначающими силу интереса к данному виду занятий (по шкале А) и затраты времени на эти занятия (по шкале Б). Не пропускайте ни одного пункта и ни одного ответа!»
Интерпретация результатов:
1. Определяеся выраженность интересов к адаптивно необходимым занятиям - И - подсчитываеся среднее арифметическое ответов по шкале А (сумму баллов по А делим на 12). По таблице уровней гармоничности характеристик образа жизни (таблица 2.1) определяеся уровень гармоничности выраженности интересов к адаптивно необходимым занятиям Ги.
2. Определяеся выраженность осуществления адаптивно необходимых занятий – З - подсчитываеся среднее арифметическое балльных ответов по шкале Б (сумму баллов по Б делим на 12, т.е. на общее число пунктов). По той же таблице 2.1 уровней гармоничности определяеся уровень гармоничности осуществления необходимых видов занятий Гз.
3. Наконец, определяеся уровень гармоничности образа жизни - Гож - путем соотнесения уже полученных уровней гармоничности интересов и занятий Ги и Гз по специальной Шкале определения уровня Гож (таблица 2.2).
4. Выделяеся по отдельным пунктам наиболее яркие противоречия между силой интереса (А) и его осуществлением (Б). Противоречия в 2 и более баллов говорят о внутренней дисгармонии и требуют оперативных решений по гармонизации образа жизни с целью их смягчения или устранения.
Таблица 2.1 Примерные уровни гармоничности характеристик образа жизни
(по балльным показателям)
УРОВЕНЬ | Гармоничность силы интересов (Хср = 3,25 балла) | % | Гармоничность времен занятий и образа жизни (Хср = 3,15 балла) | % |
высокий | 3,61 – 5,00 | 65,1 - 100,0 | 3,51 - 4,50 | 62,6 - 87,5 |
псевдовысокий | -- |
-- | 4,51 - 5,00 | 87,6 - 100,0 |
средний | 2,91 - 3,60 | 47,6 - 65,0 | 2,81 - 3,50 | 45,1 - 62,5 |
низкий | 1,00 - 2.90 | 0,00 - 47,5 | 1,00 - 2,80 | 0,00 - 45,0 |
Примечание: Как видно из таблицы, требования к уровням гармоничности занятий несколько ниже (Хср = 3,00), чем к уровням гармоничности интересов (Хср = 3,25), что соответствует средним данным большинства обследованных нами групп.
Шкала перевода в проценты любых балльных ответов, выбранных по 5-балльной системе:
балл 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 1,9 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6
% 0,0 2,5 5 7,5 10 12,5 15 17,5 20 22,5 25 27,5 30 32,5 35 37,5 40
балл 2,7 2,8 2,9 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 3,8 3,9 4,0 4,1 4,2 4,3
% 42,5 45 47,5 50 52,5 55 57,5 60 62,5 65 67,5 70 72,5 75 77,5 80 82,5
балл 4,4 4,5 4,6 4,7 4,8 4,9 5,00.
% 85 87,5 90 92,5 95 97,5 100,0
Таблица 2.2 Шкала определения уровня гармоничности образа жизни Гож
№ | Уровень Ги (по шкале А) | Уровень Гз (по шкале Б) | Уровень Гож |
1 | В | В | В |
2 | С | В | В |
3 | В | ПВ | ПВ |
4 | С | ПВ | ПВ |
5 | В | С | С |
6 | С | С | С |
7 | Н | В | С |
8 | Н | ПВ | С |
9 | Н | С | С |
10 | В | Н | Н |
11 | С | Н | Н |
12 | Н | Н | Н |