Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:07, курсовая работа
Целью нашего исследования будет являться изучение особенностей взаимосвязи гармоничности образа жизни и эмоционального выгорания в семейной жизни.
Из поставленной цели вытекает ряд задач:
1. рассмотреть и провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования:
- рассмотреть основные теоретические подходы к понятию «эмоциональное выгорание», его симптомы, причины;
- рассмотреть понятие «образ жизни»;
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ 5
1.1 Определение понятия «эмоциональное выгорание» 5
1.1.1 Структура синдрома эмоционального выгорания 9
1.1.2 Факторы, влияющие на формирование эмоционального выгорания 11
1.2 Образ жизни как фактор профилактики и способ преодоления эмоционального выгорания 14
1.3 Эмоциональное выгорание в семейной жизни 16
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ГАРМОНИЧНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ 20
2.1 Цель, задачи, объект, предмет, гипотеза исследования 20
2.2 Методики исследования 20
2.3 Результаты и их обсуждение 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
Примечание: В-высокий уровень, ПВ-псевдовысокий уровень, С-средний уровень, Н-низкий уровень гармоничности силы интересов, занятий, образа жизни.
Из приведенных в таблице показателей видно, что у большинства респондентов(65%) имеется средний уровень гармоничности образа жизни.
20% имеют – высокий уровень гармоничности образа жизни, а у оставшийся части респондентов(15%) наблюдается низкий уровень гармоничности образа жизни. С низким уровнем гармоничности образа жизни человек неосознанно строит такие системы адаптивно необходимых интересов и видов жизненного функционирования, не позволяющих поддерживать физическое, психическое, социальное и духовное здоровье на хорошем уровне и успешно реализовывать свое жизненное предназначение.
Наиболее ярких противоречий между силой интереса (А) и его осуществлением (Б) выявлено в трех случаев, т.е. можно говорить о внутренней дисгармонии у респондентов, требующих оперативных решений по гармонизации образа жизни с целью его смягчения или устранения.
Таким образом, в результате решения второй задачи можно сделать вывод о том, что у большинства респондентов(65%) имеется средний уровень гармоничности образа жизни. То есть испытуемые имеют оптимально организованный процесс жизнедеятельности, способствующий сохранению здоровья, личностному росту и творческому функционированию.
Задача 3:. Определить взаимосвязь гармоничности образа жизни и эмоционального выгорания у респондентов.
Данная задача реализовывалась посредством сравнения полученных данных по 3-м фазам формирования «эмоционального выгорания» и уровням гармоничности образа жизни(Гож). В таблице 2.7 отражена сравнительная характеристика 3-х фаз формирования эмоционального выгорания и Гож.
Таблица 2.7 Сравнительная характеристика фаз эмоционального выгорания и Гож
№ пары | Фаза «напряжения» | Фаза «резистенция» | Фаза «истощения» | Гож | |
1 | м | нет | сформирована | в стадии формирования | Н |
ж | нет | в стадии формирования | в стадии формирования | Н | |
2 | м | нет | нет | в стадии формирования | С |
ж | нет | в стадии формирования | нет | С | |
3 | м | в стадии формирования | в стадии формирования | нет | В |
ж | нет | в стадии формирования | нет | С | |
4 | м | в стадии формирования | в стадии формирования | в стадии формирования | С |
ж | нет | в стадии формирования | в стадии формирования | В | |
5 | м | в стадии формирования | в стадии формирования | нет | С |
ж | нет | нет | нет | С | |
| |||||
| |||||
Продолжение таблицы 2.7 | |||||
6 | м | нет | в стадии формирования | нет | В |
ж | в стадии формирования | нет | нет | В | |
7 | м | нет | нет | в стадии формирования | С |
ж | нет | нет | нет | С | |
8 | м | нет | нет | в стадии формирования | Н |
ж | в стадии формирования | в стадии формирования | в стадии формирования | С | |
9 | м | сформирована | нет | нет | С |
ж | нет | в стадии формирования | нет | С | |
10 | м | нет | нет | нет | С |
ж | в стадии формирования | в стадии формирования | в стадии формирования | С |
Качественный анализ полученных данных показывает, что и с высоким уровнем гармоничности образа жизни и со средним наблюдается низкий показатель уровня эмоционального выгорания, то есть фазы эмоционального выгорания находятся на стадии формирования или вовсе не сформированы.
Низкий уровень гармоничности образа жизни присутствует у тех респондентов(15%), которые имеют выше среднего уровень эмоционального выгорания, то есть фазы эмоционального выгорания находятся на стадии формирования или сформированы.
Прослеживается по результатам данной сравнительной характеристики, что в семейных парах(70%) наблюдаются одинаковые уровни гармоничности образа жизни и достаточно близкие показатели феномена у каждого из них эмоционального выгорания.
Полученные результаты позволяют говорить о том, что гармоничный образ жизни человека может являться одним из способов преодоления феномена эмоционального выгорания в семейной жизни.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что высокий уровень гармоничности образа жизни у респондентов будет определять низкий уровень их эмоционального выгорания в семейной жизни, частично подтверждена.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проделанной работы были сделаны следующие выводы:
1. Термин "эмоциональное выгорание" впервые введен в оборот американским психологом Фреденбергом в 1974 году. В данной работе мы принимаем за исходное определение эмоциональное выгорание, с точки зрения В.В.Бойко: эмоциональное выгорание есть выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Выделяют пять ключевых групп симптомов, характерных для синдрома выгорания, описанных в работе. Выделяют три фазы формирования выгорания: напряжения, резистенции и истощения. Рассматривают две группы факторов, оказывающих влияние на возникновение синдрома эмоционального выгорания у человека: внешние и внутренние. Причины эмоционального выгорания разнообразны: личностные черты или характеристики деятельности, особенности взаимодействия с клиентами или факторы рабочей среды, семейное взаимодействие.
2. Образ жизни личности - система стихийно или целенаправленно сложившихся интересов и видов деятельности, линий жизни. И его может являться фактором профилактики и способом преодоления эмоционального выгорания.
3. В нашей работе мы рассмотрели существование такого феномена как эмоциональное выгорание не только в профессиональной сфере человека, но и в семейной жизни.
4. В ходе эмпирического исследования был поставлен ряд задач:
определить уровень эмоционального выгорания респондента в семейной жизни.
Полученные результаты показывают, что большинство респондентов показывают низкий итоговый показатель синдрома «эмоционального выгорания».
определить образ жизни респондента.
В результате было выявлено, что семейные пары принявшие участие в исследовании имеют высокий или средний уровень гармоничности образа жизни.
определить взаимосвязь гармоничности образа жизни и эмоционального выгорания у респондентов.
Выдвинутая нами гипотеза о том, что высокий уровень гармоничности образа жизни у респондентов будет определять низкий уровень их эмоционального выгорания в семейной жизни, частично подтверждена. Так как выявленные показатели указывают на то, что и при среднем уровне гармоничности образа жизни у респондентов наблюдается низкий уровень их эмоционального выгорания в семейной жизни. Причины таких показателей может быть тот факт, что при среднем и высоком уровне гармоничности образа жизни, человек сам способен оптимально организовывать свой процесс жизнедеятельности семейной жизни, которой способствует сохранение его здоровья, личностному росту и творческому функционированию.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Дружинин, В. Н. Психология семьи / В. Н. Дружинин. – СПб. : Питер, 2006. – 256 с.
2. Абрамова, Г.С., Юдчиц, Ю.А. Психология в медецине: учебное пособие / Г.С. Абрамова, Ю.А. Юдчиц. – М. : Кафедра-М, 1998. – 120 с.
3. Крайг, Г. Психология развития / Г. КрайгИ. – СПб. : Питер, 2000. – 940 с.
4. Шнейдер, Л. Б. Психология семейных отношений / Л. Б. Шнейдер. – М. : НФ Класс, 2000. – 250 с.
5. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис. – СПб. : Питер, 1999. – 405 с.
6. Мотков, О.И. Психология самопознания личности / О.И. Мотков. – М. : ВЛАДОС, 1993. – 230 с.
7. Целуйко, В. М. Психология современной семьи / В. М. Целуйко. – М. : НФ Класс, 2006. – 302 с.
8. Столяренко, Л.Д. Основы психологии. Практикум / Л.Д. Столяренко. – РнД. : Академия, 1999. – 250 с.
9. Никифоров, Г.С. Психология здоровья / Г.С. Никифоров. – СПб. : Питер, 2003. – 330 с.
10. Брехман, Н.Н. Валеология: наука о здоровье / Н.Н. Брехман. – М. : Академия, 1990. – 260 с.
11. Трунов, Д.Г. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме // Журнал практического психолога. – 1998. - №5. – 84-85 с
12. Трухан, Е.А. Симптомы эмоционального выгорания у учителей общеобразовательных школ // Психология. – 2001. - №2. – 113-124 с.
13. Форманюк, Т.В. Синдром профессионального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. – 1994. №6. – 54-67 с.
14. Артамонов, Е. И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Е. И. Артамонов, Е. В. Екжанов, Е. В. Зырянов и др. – М. : Академия, 2002. – 190 с.
15. Орел, В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психологический журнал – 2001г – №1 – 22 с.
16. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов / Г. С. Абрамова. – М. : Академия, 2000. – 672 с.
17. Мотков, О.И. В гармонии с собой и миром // Газета «Школьный психолог», 1998 – № 21 - 22, 8-9 с.
18. Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Под ред. Д. Я. Райгородского. – М. : Академия, 2004. – 560 с.
19. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин. – Мн. : Харвест, 1997. – 705 с.
20. Юрчук, В. В. Современный словарь по психологии / В. В. Юрчук. – Мн. : Элайда, 2000. – 704 с.
21. Психология : словарь /под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М. : Политиздат, 1990. – 494 с.
22. Алиев, X. Защита от стресса / Х. Алиев. – М. : Академия, 1996. – 260 с.
23. Семейное воспитание : краткий словарь / составитель: И.В. Гребенников, Л.В. Новинников. - М. : Политиздат, 1990. – 321 с.
24. Скугаревская, М. М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости.— 2002. - № 7. – 15 с.
25. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. – СПб. : Питер, 2001. – 221 с.
26. Слепкова, В. И. Психологическая диагностика семейных отношений / В. И. Слепкова, Т. А. Заеко. – Мозырь: Содействие, 2007. – 196 с.
27. Бернс, Д. Хорошее самочувствие / Д. Бернс. – М. : Класс, 1995. – 350 с.
3