Взаимосвязь гармоничности образа жизни и эмоционального выгорания в семейной жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:07, курсовая работа

Описание

Целью нашего исследования будет являться изучение особенностей взаимосвязи гармоничности образа жизни и эмоционального выгорания в семейной жизни.
Из поставленной цели вытекает ряд задач:
1. рассмотреть и провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования:
- рассмотреть основные теоретические подходы к понятию «эмоциональное выгорание», его симптомы, причины;
- рассмотреть понятие «образ жизни»;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ 5
1.1 Определение понятия «эмоциональное выгорание» 5
1.1.1 Структура синдрома эмоционального выгорания 9
1.1.2 Факторы, влияющие на формирование эмоционального выгорания 11
1.2 Образ жизни как фактор профилактики и способ преодоления эмоционального выгорания 14
1.3 Эмоциональное выгорание в семейной жизни 16
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ГАРМОНИЧНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ 20
2.1 Цель, задачи, объект, предмет, гипотеза исследования 20
2.2 Методики исследования 20
2.3 Результаты и их обсуждение 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 481.00 Кб (Скачать документ)

 

Примечание: В - высокий уровень, ПВ - псевдовысокий уровень, С - средний уровень, Н - низкий уровень гармоничности силы Интересов, Занятий, Образа Жизни

Таким образом, уровень гармоничности образа жизни выражается только собственно уровнем, а не числом. Из таблицы 2 видно, что этот уровень в большинстве случаев совпадает с уровнем гармоничности занятий Гз (кроме случаев резкой дисгармонии соотношений "Н - В" и "Н - ПВ", которые в результате были отнесены к среднему уровню Гож).

В Шкале определения уровня Гож (таблица 2.2) соотносимые уровни Ги и Гз расположены в порядке предпочтения. Это сделано для облегчения последующей процедуры ранжирования полученных данных  изучаемой группы испытуемых.

 

2.3 Результаты и их обсуждение

 

Исследование проводилось на 1 группе семейных пар. Выборка составила 10 семей. Основным условием выбора семей являлось стаж семейной жизни до 10 лет.

В ходе исследования был поставлен ряд задач:

Задача 1: Определить уровень эмоционального выгорания респондента в семейной жизни.

Данная задача реализовывалась посредством методики диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко. Сводные данные представлены в Приложении 1. В таблице 2.3 отражены результаты каждого из 12 симптомов «эмоционального выгорания», показатели их выраженности.

Таблица 2.3 Показатели выраженности 12 симптомов «выгорания»

№ пары

Напряжение

Резистенция

Истощение

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

 

1

М

0

0

0

1

3

3

0

2

1

2

1

0

Ж

0

0

1

0

0

1

2

1

1

0

1

0

 

2

М

0

0

0

1

1

0

0

1

0

0

1

1

Ж

0

1

0

0

1

0

0

1

1

0

0

0

 

3

М

3

0

0

1

1

0

0

1

1

0

0

0

Ж

1

0

0

0

1

0

2

0

0

0

0

0

 

4

М

1

1

1

0

1

3

1

0

1

1

0

0

Ж

1

0

0

0

1

1

1

0

1

1

1

0

 

5

М

1

1

0

0

2

2

1

0

0

0

0

0

Ж

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

 

6

М

0

0

0

0

1

0

1

0

0

0

0

0

Ж

0

1

0

2

1

0

0

0

1

0

0

0

 

7

М

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

Ж

1

0

0

0

0

0

0

0

1

2

0

0

 

8

М

0

0

0

0

0

0

0

0

1

2

0

0

Ж

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

 

9

М

3

1

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

Ж

0

1

0

0

3

0

0

1

0

0

0

0

 

10

М

0

0

0

1

1

1

0

0

0

0

0

0

Ж

3

1

0

0

0

0

1

1

1

1

1

1

Примечание: 0- нет симптома, 1-складывается симптом, 2-сложившиеся, 3- доминирующий в фазе.

Качественный анализ данных показывает, что у 55% респондентов не наблюдается такой симптом в фазе «напряжения» как переживание психотравмирующих обстоятельств; у 35% - данный симптом складывается, а у остальных 10% этот симптом относится к доминирующему в фазе.

- 65% респондентов не фиксируют симптом в фазе «напряжения»: неудовлетворенность собой; у 35% - симптом складывается.

Такой симптом как «загнанность в клетку» у испытуемых не наблюдается.

У 70% респондентов симптом тревога и депрессия не сложившиеся, у 25% - симптом складывается.

Качественный анализ фазы «резистенция» показывает, что у 50% респондентов симптом неадекватное избирательное эмоциональное реагирование находится в стадии формирования. У 10% - данный симптом доминирующий в фазе.

Симптом эмоционально-нравственная дезориентация отсутствует у 80% испытуемых. Такой симптом как расширение сферы экономии эмоций также у 80% респондентов не сложившийся.

Симптом редукция профессиональных обязанностей в фазе резистенция у 55% находится в процессе формирования.

В фазе «Истощение» наблюдается следующее: симптом эмоциональный дефицит у большинства опрошенных(60%) на стадии формирования, 40% испытуемых показывают отсутствие симптома; симптом эмоциональная отстраненность – отсутствует(70%), у остальных(25%) он сложившийся.

У 75% такой симптом как личностная отстраненность (деперсонализация) наблюдается его отсутствие; у оставшийся группы испытуемых на стадии формирования. Психосоматические и психовегетативные нарушения у 90% не сложившийся симптом. И всего лишь у 10% этот симптом складывается.

В таблице 2.4 отражены результаты симптомов для каждой из 3-х фаз формирования «эмоционального выгорания».

Таблица 2.4 Показатели фаз развития стресса

№ пары

Напряжение

Резистенция

Истощение

1

м

не сформирована

сформирована

в стадии формирования

ж

не сформирована

в стадии формирования

в стадии формирования

2

м

не сформирована

не сформирована

в стадии формирования

ж

не сформирована

в стадии формирования

не сформирована

3

м

в стадии формирования

в стадии формирования

не сформирована

ж

не сформирована

в стадии формирования

не сформирована

 

 

 

 

 

Продолжение таблицы 2.4

Напряжение

Резистенция

Истощение

4

м

в стадии формирования

в стадии формирования

в стадии формирования

ж

не сформирована

в стадии формирования

в стадии формирования

5

м

в стадии формирования

в стадии формирования

не сформирована

ж

не сформирована

не сформирована

не сформирована

6

м

не сформирована

в стадии формирования

не сформирована

ж

в стадии формирования

не сформирована

не сформирована

7

м

не сформирована

не сформирована

в стадии формирования

ж

не сформирована

не сформирована

не сформирована

8

м

не сформирована

не сформирована

в стадии формирования

ж

в стадии формирования

в стадии формирования

в стадии формирования

9

м

сформирована

не сформирована

не сформирована

ж

не сформирована

в стадии формирования

не сформирована

10

м

не сформирована

не сформирована

не сформирована

ж

в стадии формирования

в стадии формирования

в стадии формирования

 

Качественный анализ полученных данных показывает:

По результатам симптомов можно говорить, что у 65% респондентов фаза «напряжения» не сформирована. А 35% - фаза находится в стадии формирования. Т.е. данные показатели показывают, что нервное (тревожное) напряжение не служит предвестником и "запускающим" механизмом в формировании эмоционального выгорания у респондентов.

Исходя из полученных результатов по фазе «резистенция» можно сказать, что у 55% опрошенных данная фаза находится в стадии формирования. У 40% - фаза не сформирована. Т.е. у большинства респондентов наблюдается достаточное сопротивление нарастающему стрессу. В этой фазе человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений.

Показатели по фазе «истощения» говорят о том, что у большинства(55%) респондентов данная фаза не сформирована. А 45% фаза на стадии формирования. То есть можно сделать вывод, что результаты этой фазы позволяют говорить об отсутствии у большинства наших испытуемых общего падения энергетического тонуса и ослабления нервной системы, оскудения психических ресурсов. Но при этом все же данная фаза на стадии формирования у оставшихся респондентов.

Итак, исходя из выше сказанного, по результатам методики Бойко можно сделать вывод:

                   75% респондентов показывают низкий итоговый показатель синдрома «эмоционального выгорания». То есть у большинства семейных пар, принявших участие в исследовании не наблюдаются частые конфликты между собой, они могут сопереживать и не отгораживаются от переживаний партнера, нет ощущения потери ценности жизни, не утратили веры в собственные силы.

                   но все же у 25% семейных пар один из партнеров имеет итоговый средний показатель феномена «эмоциональное выгорание», что может говорить о частых конфликтах в семье, выработанном личностью такой механизме психологической защиты в форме частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия, которые возникают между партнерами.

                   по результатам можно наблюдать, что такие симптомы как неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, редукция профессиональных обязанностей, эмоциональный дефицит более всего отягощают эмоциональное состояние респондентов.

                   что касается гендерных отличий у данной группы испытуемых по феномену эмоционального выгорания, то в данном исследовании проследить данный факт целью не ставилось.

 

Задача 2: Определить образ жизни респондента.

Данный показатель определялся при помощи теста «Образ жизни» О.И. Мотков. Сводные данные представлены в Приложении 2. В таблице 2.5 отображены результаты по уровню гармоничности выраженности интересов к адаптивно необходимым занятиям Ги и уровню гармоничности осуществления необходимых видов занятий Гз.

Таблица 2.5 Показатели уровня гармоничности интересов(Ги) и уровня гармоничности занятий(Гз)

№ пары

Гармоничность силы интересов Ги

%

Гармоничность времени занятий и образа жизни

%

1

м

Низкий

40

Низкий

30

ж

средний

55

низкий

40

2

м

низкий

42,5

средний

52,5

ж

низкий

45

средний

45

 

 

 

 

 

 

Продолжение таблицы 2.5

3

м

средний

47,5

высокий

62,5

ж

высокий

65

средний

45

4

м

низкий

32,5

средний

57,5

ж

средний

52,5

высокий

65

5

м

низкий

45

высокий

67,5

ж

низкий

37,5

высокий

67,5

6

м

средний

62,5

высокий

75

ж

высокий

67,5

высокий

65

7

м

низкий

45

средний

50

ж

низкий

47,5

средний

62,5

8

м

средний

62,5

низкий

37,5

ж

низкий

35

высокий

75

9

м

высокий

67,5

средний

55

ж

средний

52,5

средний

62,5

10

м

средний

62,5

средний

45

ж

низкий

45

средний

60

 

Качественный анализ полученных данных показывает:

       50% респондентов имеют низкий уровень гармоничности выраженности интересов к адаптивно необходимым занятиям;

       у 35% - наблюдается средний уровень гармоничности интересов;

       15 % - с высоким уровнем гармоничности интересов.

По выявленным данным по уровню гармоничности осуществления необходимых видов занятий видно:

       50% испытуемых показывают средний уровень гармоничности;

       у 40% опрошенных высокий уровень Гз;

       и всего лишь у 10% низкий уровень Гз.

Таким образом, 50% респондентов с низким уровень гармоничности выраженности интересов к адаптивно необходимым занятиям и со средним уровнем гармоничности осуществления необходимых видов занятий. То есть можно говорить о слабой выраженности силы интересов к адаптивно необходимым занятиям, и о достаточном времени, затрачиваемое в течение недели на осуществление адаптивно необходимых занятий у опрошенных нами респондентов.

В таблице 2.6 показаны результаты уровня гармоничности образа жизни респондентов путем соотнесения полученных уровней гармоничности интересов(Ги) и занятий(Гз) .

Таблица 2.6 Показатели уровня гармоничности образа жизни Гож

№ пары

Уровень Ги

(по шкале А)

Уровень Гз

(по шкале Б)

Уровень Гож

 

1

м

Н

Н

Н

ж

С

Н

Н

2

м

Н

С

С

ж

Н

С

С

3

м

С

В

В

ж

В

С

С

4

м

Н

С

С

ж

С

В

В

5

м

Н

В

С

ж

Н

В

С

6

м

С

В

В

ж

В

В

В

7

м

Н

С

С

ж

Н

С

С

8

м

С

Н

Н

ж

Н

В

С

9

м

В

С

С

ж

С

С

С

10

м

С

С

С

ж

Н

С

С

Информация о работе Взаимосвязь гармоничности образа жизни и эмоционального выгорания в семейной жизни