Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:07, курсовая работа
Целью нашего исследования будет являться изучение особенностей взаимосвязи гармоничности образа жизни и эмоционального выгорания в семейной жизни.
Из поставленной цели вытекает ряд задач:
1. рассмотреть и провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования:
- рассмотреть основные теоретические подходы к понятию «эмоциональное выгорание», его симптомы, причины;
- рассмотреть понятие «образ жизни»;
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ 5
1.1 Определение понятия «эмоциональное выгорание» 5
1.1.1 Структура синдрома эмоционального выгорания 9
1.1.2 Факторы, влияющие на формирование эмоционального выгорания 11
1.2 Образ жизни как фактор профилактики и способ преодоления эмоционального выгорания 14
1.3 Эмоциональное выгорание в семейной жизни 16
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ГАРМОНИЧНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ 20
2.1 Цель, задачи, объект, предмет, гипотеза исследования 20
2.2 Методики исследования 20
2.3 Результаты и их обсуждение 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
Примечание: В - высокий уровень, ПВ - псевдовысокий уровень, С - средний уровень, Н - низкий уровень гармоничности силы Интересов, Занятий, Образа Жизни
Таким образом, уровень гармоничности образа жизни выражается только собственно уровнем, а не числом. Из таблицы 2 видно, что этот уровень в большинстве случаев совпадает с уровнем гармоничности занятий Гз (кроме случаев резкой дисгармонии соотношений "Н - В" и "Н - ПВ", которые в результате были отнесены к среднему уровню Гож).
В Шкале определения уровня Гож (таблица 2.2) соотносимые уровни Ги и Гз расположены в порядке предпочтения. Это сделано для облегчения последующей процедуры ранжирования полученных данных изучаемой группы испытуемых.
2.3 Результаты и их обсуждение
Исследование проводилось на 1 группе семейных пар. Выборка составила 10 семей. Основным условием выбора семей являлось стаж семейной жизни до 10 лет.
В ходе исследования был поставлен ряд задач:
Задача 1: Определить уровень эмоционального выгорания респондента в семейной жизни.
Данная задача реализовывалась посредством методики диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко. Сводные данные представлены в Приложении 1. В таблице 2.3 отражены результаты каждого из 12 симптомов «эмоционального выгорания», показатели их выраженности.
Таблица 2.3 Показатели выраженности 12 симптомов «выгорания»
№ пары | Напряжение | Резистенция | Истощение | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||
1 | М | 0 | 0 | 0 | 1 | 3 | 3 | 0 | 2 | 1 | 2 | 1 | 0 |
Ж | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 2 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | |
2 | М | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 |
Ж | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | |
3 | М | 3 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 |
Ж | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
4 | М | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 3 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 |
Ж | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | |
5 | М | 1 | 1 | 0 | 0 | 2 | 2 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Ж | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
6 | М | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Ж | 0 | 1 | 0 | 2 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | |
7 | М | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 |
Ж | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 2 | 0 | 0 | |
8 | М | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 2 | 0 | 0 |
Ж | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
9 | М | 3 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Ж | 0 | 1 | 0 | 0 | 3 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
10 | М | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Ж | 3 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Примечание: 0- нет симптома, 1-складывается симптом, 2-сложившиеся, 3- доминирующий в фазе.
Качественный анализ данных показывает, что у 55% респондентов не наблюдается такой симптом в фазе «напряжения» как переживание психотравмирующих обстоятельств; у 35% - данный симптом складывается, а у остальных 10% этот симптом относится к доминирующему в фазе.
- 65% респондентов не фиксируют симптом в фазе «напряжения»: неудовлетворенность собой; у 35% - симптом складывается.
Такой симптом как «загнанность в клетку» у испытуемых не наблюдается.
У 70% респондентов симптом тревога и депрессия не сложившиеся, у 25% - симптом складывается.
Качественный анализ фазы «резистенция» показывает, что у 50% респондентов симптом неадекватное избирательное эмоциональное реагирование находится в стадии формирования. У 10% - данный симптом доминирующий в фазе.
Симптом эмоционально-нравственная дезориентация отсутствует у 80% испытуемых. Такой симптом как расширение сферы экономии эмоций также у 80% респондентов не сложившийся.
Симптом редукция профессиональных обязанностей в фазе резистенция у 55% находится в процессе формирования.
В фазе «Истощение» наблюдается следующее: симптом эмоциональный дефицит у большинства опрошенных(60%) на стадии формирования, 40% испытуемых показывают отсутствие симптома; симптом эмоциональная отстраненность – отсутствует(70%), у остальных(25%) он сложившийся.
У 75% такой симптом как личностная отстраненность (деперсонализация) наблюдается его отсутствие; у оставшийся группы испытуемых на стадии формирования. Психосоматические и психовегетативные нарушения у 90% не сложившийся симптом. И всего лишь у 10% этот симптом складывается.
В таблице 2.4 отражены результаты симптомов для каждой из 3-х фаз формирования «эмоционального выгорания».
Таблица 2.4 Показатели фаз развития стресса
№ пары | Напряжение | Резистенция | Истощение | |
1 | м | не сформирована | сформирована | в стадии формирования |
ж | не сформирована | в стадии формирования | в стадии формирования | |
2 | м | не сформирована | не сформирована | в стадии формирования |
ж | не сформирована | в стадии формирования | не сформирована | |
3 | м | в стадии формирования | в стадии формирования | не сформирована |
ж | не сформирована | в стадии формирования | не сформирована | |
|
|
|
|
|
Продолжение таблицы 2.4 | ||||
№ | Напряжение | Резистенция | Истощение | |
4 | м | в стадии формирования | в стадии формирования | в стадии формирования |
ж | не сформирована | в стадии формирования | в стадии формирования | |
5 | м | в стадии формирования | в стадии формирования | не сформирована |
ж | не сформирована | не сформирована | не сформирована | |
6 | м | не сформирована | в стадии формирования | не сформирована |
ж | в стадии формирования | не сформирована | не сформирована | |
7 | м | не сформирована | не сформирована | в стадии формирования |
ж | не сформирована | не сформирована | не сформирована | |
8 | м | не сформирована | не сформирована | в стадии формирования |
ж | в стадии формирования | в стадии формирования | в стадии формирования | |
9 | м | сформирована | не сформирована | не сформирована |
ж | не сформирована | в стадии формирования | не сформирована | |
10 | м | не сформирована | не сформирована | не сформирована |
ж | в стадии формирования | в стадии формирования | в стадии формирования |
Качественный анализ полученных данных показывает:
По результатам симптомов можно говорить, что у 65% респондентов фаза «напряжения» не сформирована. А 35% - фаза находится в стадии формирования. Т.е. данные показатели показывают, что нервное (тревожное) напряжение не служит предвестником и "запускающим" механизмом в формировании эмоционального выгорания у респондентов.
Исходя из полученных результатов по фазе «резистенция» можно сказать, что у 55% опрошенных данная фаза находится в стадии формирования. У 40% - фаза не сформирована. Т.е. у большинства респондентов наблюдается достаточное сопротивление нарастающему стрессу. В этой фазе человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений.
Показатели по фазе «истощения» говорят о том, что у большинства(55%) респондентов данная фаза не сформирована. А 45% фаза на стадии формирования. То есть можно сделать вывод, что результаты этой фазы позволяют говорить об отсутствии у большинства наших испытуемых общего падения энергетического тонуса и ослабления нервной системы, оскудения психических ресурсов. Но при этом все же данная фаза на стадии формирования у оставшихся респондентов.
Итак, исходя из выше сказанного, по результатам методики Бойко можно сделать вывод:
75% респондентов показывают низкий итоговый показатель синдрома «эмоционального выгорания». То есть у большинства семейных пар, принявших участие в исследовании не наблюдаются частые конфликты между собой, они могут сопереживать и не отгораживаются от переживаний партнера, нет ощущения потери ценности жизни, не утратили веры в собственные силы.
но все же у 25% семейных пар один из партнеров имеет итоговый средний показатель феномена «эмоциональное выгорание», что может говорить о частых конфликтах в семье, выработанном личностью такой механизме психологической защиты в форме частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия, которые возникают между партнерами.
по результатам можно наблюдать, что такие симптомы как неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, редукция профессиональных обязанностей, эмоциональный дефицит более всего отягощают эмоциональное состояние респондентов.
что касается гендерных отличий у данной группы испытуемых по феномену эмоционального выгорания, то в данном исследовании проследить данный факт целью не ставилось.
Задача 2: Определить образ жизни респондента.
Данный показатель определялся при помощи теста «Образ жизни» О.И. Мотков. Сводные данные представлены в Приложении 2. В таблице 2.5 отображены результаты по уровню гармоничности выраженности интересов к адаптивно необходимым занятиям Ги и уровню гармоничности осуществления необходимых видов занятий Гз.
Таблица 2.5 Показатели уровня гармоничности интересов(Ги) и уровня гармоничности занятий(Гз)
№ пары | Гармоничность силы интересов Ги | % | Гармоничность времени занятий и образа жизни | % | ||
1 | м | Низкий | 40 | Низкий | 30 | |
ж | средний | 55 | низкий | 40 | ||
2 | м | низкий | 42,5 | средний | 52,5 | |
ж | низкий | 45 | средний | 45 | ||
|
|
|
|
|
| |
Продолжение таблицы 2.5 | ||||||
3 | м | средний | 47,5 | высокий | 62,5 | |
ж | высокий | 65 | средний | 45 | ||
4 | м | низкий | 32,5 | средний | 57,5 | |
ж | средний | 52,5 | высокий | 65 | ||
5 | м | низкий | 45 | высокий | 67,5 | |
ж | низкий | 37,5 | высокий | 67,5 | ||
6 | м | средний | 62,5 | высокий | 75 | |
ж | высокий | 67,5 | высокий | 65 | ||
7 | м | низкий | 45 | средний | 50 | |
ж | низкий | 47,5 | средний | 62,5 | ||
8 | м | средний | 62,5 | низкий | 37,5 | |
ж | низкий | 35 | высокий | 75 | ||
9 | м | высокий | 67,5 | средний | 55 | |
ж | средний | 52,5 | средний | 62,5 | ||
10 | м | средний | 62,5 | средний | 45 | |
ж | низкий | 45 | средний | 60 |
Качественный анализ полученных данных показывает:
50% респондентов имеют низкий уровень гармоничности выраженности интересов к адаптивно необходимым занятиям;
у 35% - наблюдается средний уровень гармоничности интересов;
15 % - с высоким уровнем гармоничности интересов.
По выявленным данным по уровню гармоничности осуществления необходимых видов занятий видно:
50% испытуемых показывают средний уровень гармоничности;
у 40% опрошенных высокий уровень Гз;
и всего лишь у 10% низкий уровень Гз.
Таким образом, 50% респондентов с низким уровень гармоничности выраженности интересов к адаптивно необходимым занятиям и со средним уровнем гармоничности осуществления необходимых видов занятий. То есть можно говорить о слабой выраженности силы интересов к адаптивно необходимым занятиям, и о достаточном времени, затрачиваемое в течение недели на осуществление адаптивно необходимых занятий у опрошенных нами респондентов.
В таблице 2.6 показаны результаты уровня гармоничности образа жизни респондентов путем соотнесения полученных уровней гармоничности интересов(Ги) и занятий(Гз) .
Таблица 2.6 Показатели уровня гармоничности образа жизни Гож
№ пары | Уровень Ги (по шкале А) | Уровень Гз (по шкале Б) | Уровень Гож
| |
1 | м | Н | Н | Н |
ж | С | Н | Н | |
2 | м | Н | С | С |
ж | Н | С | С | |
3 | м | С | В | В |
ж | В | С | С | |
4 | м | Н | С | С |
ж | С | В | В | |
5 | м | Н | В | С |
ж | Н | В | С | |
6 | м | С | В | В |
ж | В | В | В | |
7 | м | Н | С | С |
ж | Н | С | С | |
8 | м | С | Н | Н |
ж | Н | В | С | |
9 | м | В | С | С |
ж | С | С | С | |
10 | м | С | С | С |
ж | Н | С | С |