Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 10:10, курсовая работа
Цель курсовой работы: Взаимосвязь разных познавательных процессов в формировании интеллектуальной сферы дошкольника.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме взаимосвязи разных познавательных процессов в формировании интеллектуальной сферы дошкольника.
2. Раскрыть значение познавательных процессов в развитии интеллектуальной сферы дошкольника .
3. Провести диагностику интеллекта дошкольников.
Введение ……………………………………………………………………3
Глава 1 Взаимосвязь познавательных процессов и их роль в
формировании интеллектуальной сферы дошкольника
1.1 Познавательные процессы дошкольника…………………………..5
1.2 Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте………7
Глава 2 Экспериментальное исследование развития интеллектуальных
способностей дошкольников
2.1 Методика проведения констатирующего эксперимента…………...23
2.2 Методика проведения формирующего эксперимента……………...32
2.3 Контрольный эксперимент, сопоставление результатов контрольной
и экспериментальной группы…………………………………………….38
Заключение………………………………………………………………..43
Список использованных источников……………………………………45
Приложение……………………………………………………………….48
Содержание
Введение ………………………………………………………
Глава 1 Взаимосвязь познавательных процессов и их роль в
формировании интеллектуальной сферы дошкольника
1.1 Познавательные процессы дошкольника…………………………..5
1.2 Развитие познавательных
процессов в дошкольном
Глава 2 Экспериментальное исследование развития интеллектуальных
способностей дошкольников
2.1 Методика проведения
констатирующего эксперимента……
2.2 Методика проведения
формирующего эксперимента……………
2.3 Контрольный эксперимент,
сопоставление результатов
и экспериментальной группы………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………45
Приложение……………………………………………………
Введение
Проблема интеллектуального развития и воспитания детей дошкольного возраста через познавательные процессы является одной из самых актуальных проблем педагогики XXI века, века информационных технологий.
С одной стороны, она учитывает новые социальные и психолого-педагогические условия, предъявляющие детям повышенные требования к развитию восприятия и мышления, умственной работоспособности и т.д.
С другой стороны, появление
детских садов с приоритетом
интеллектуального развития свидетельствует
о том, что эта проблема выходит
далеко за пределы управления качеством
процесса умственного воспитания детей,
требует изменения подхода к
определению целей, принципов, методов
и содержания дидактического и психолого-педагогического
компонентов воспитательно-
Степень научной разработанности темы. В педагогике и психологии накоплен обширный научный материал, раскрывающий особенности и закономерности интеллектуального развития ребенка в процессе обучения. Закономерностям развития интеллекта посвящены исследования Д. Векслера, Р. Кеттела, А.Р. Лурии, К. Пиаже, С.Л. Рубинштейна, Ч. Спирмена, Н.Ф. Талызиной, О.К. Тихомирова и других, особенностями интеллектуального развития дошкольников в процессе занимались Л.С. Выготский, З.И. Калмыкова, Н.А. Менчинская, Л.А. Пономарёв, М.А. Холодная, Н.И. Чуприкова и другие.
Как показывал анализ, к
настоящему времени накоплен научный
фонд, характеризующий в той или
иной степени закономерности развития
интеллектуальных способностей дошкольников
в развивающей системе
Цель курсовой работы: Взаимосвязь разных познавательных процессов в формировании интеллектуальной сферы дошкольника.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-
2. Раскрыть значение
3. Провести диагностику интеллекта дошкольников.
4. Оценить эффективность использования игр в развитии познавательных процессов и интеллектуальных способностей дошкольников.
Объект: дети дошкольного возраста.
Предмет: интеллектуальные способности дошкольников.
Гипотеза: Если целенаправленно и систематически использовать игры на развитие познавательных способностей, то можно повысить уровень интеллектуальных способностей дошкольников.
Методологической основой курсовой работы является теория познания, психолого-педагогическая теория активной деятельности человека в формировании и развитии его личности.
Методы исследования. Для решения поставленных в исследовании задач использовалась совокупность методов. Общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Эмпирические методы: наблюдение, тестирование, методы количественной и качественной обработки результатов исследования.
Глава 1
Взаимосвязь познавательных процессов и их роль в формировании интеллектуальной сферы дошкольника
В дошкольном возрасте активно
развивается сенсорная сфера. Ребенок
совершенствуется в точности восприятия
цвета, величины, формы, веса и т. д. Он
способен заметить различие между разновысотными
звуками, звуками, похожими по произношению,
усвоить ритмический рисунок, определить
положение предметов в
К старшему дошкольному возрасту резко возрастает осмысленность восприятия т е. представления об окружающем расширяются и углубляются.
Мышление дошкольника
представлено тремя видами: наглядно-действенным,
наглядно-образным словесно-логическим.
В начале дошкольного периода
большинство задач ребенок
На фоне его бурного
развития начинает закладываться фундамент
логического мышления. Внимание ребенка
на протяжении всего дошкольного
возраста продолжает оставаться непроизвольным,
хотя и приобретает большую
Память дошкольника имеет следующие особенности:
1) наиболее развита образная
память, в том числе такая ее
разновидность, как
2) запоминание происходит
лучше, если оно организовано
в ходе игровой деятельности,
характерно непроизвольное
3) при постановке мнемической
задачи запоминание происходит
механически, т. е. путем
4) дошкольник с удовольствием слушает уже слышанное ранее, таким образом тренируя свою память;
5) хорошо развита эмоциональная память.
Особенности воображения дошкольника:
1) образы воображения легко возникают;
2) «продукты» фантазии
отличаются противоречивостью:
3) образы воображения
дошкольника отличаются
4) часто фантазии ребенка направлены на будущее, хотя в этих образах он очень непостоянен.
В дошкольном возрасте продолжает активно совершенствоваться речь ребенка. Этому способствует игровая деятельность, по ходу которой дети договариваются о правилах, распределяют роли и т. д.
В качестве средства общения ребенок употребляет речь следующих видов:
1) ситуативную;
2) контекстную;
3) объяснительную.
Ситуативная речь часто бывает понятной лишь собеседнику, посторонним остается недоступной, в ней много словесных шаблонов, наречий, отсутствуют имена собственные, выпадает подлежащее.
По мере овладения ребенком более сложными видами деятельности, речь становится развернутой, включая пояснения ситуации.
Такая речь называется контекстной.
В старшем дошкольном возрасте у
ребенка складывается объяснительная
речь, когда сохраняется
1.2 Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте
Анализ научной литературы
показывает, что вопросы динамики
познавательного развития неразрывно
связаны с проблемой
В работах целого ряда исследователей
(Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец,
Ж.Пиаже, Дж. Брунер, Н.И. Чуприкова и
др.) было установлено, что во всех сферах
психики дошкольника
Согласно культурно-
При этом имеет значение
аффект, побуждающий ребенка
А.Н. Леонтьев в своих исследованиях изучал процесс опосредованного запоминания у дошкольников. Результаты показали, что в среднем дошкольном возрасте опосредованное запоминание повышает успешность запоминания, а в старшем дошкольном возрасте дети одинаково успешно запоминают и при использовании дополнительных средств, и без них. Исследователь объясняет данный факт переходом дополнительных средств запоминания во внутренний план действий, т.е. успешность непосредственного запоминания вырастает до уровня опосредованного. Этот закон, выведенный А.Н. Леонтьевым, получил название закона «параллелограмма развития». Согласно этому закону задачей нашего исследования является обучение дошкольника способам опосредования учебного материала.
А.А. Смирнов, изучая корреляции
в области памяти, пришел к выводу,
что с возрастом изменяются интраиндивидуальные
различия, а не интериндивидуальные.
Т.е. дошкольник учится пользоваться специальными
мнемическими приемами и тем самым
изменяет продуктивность запоминания.
Поэтому многообразие способов запоминания
и недостаточный уровень
А.В. Запорожцем была выдвинута
гипотеза о том, что при усвоении
общечеловеческого опыта