Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 10:10, курсовая работа
Цель курсовой работы: Взаимосвязь разных познавательных процессов в формировании интеллектуальной сферы дошкольника.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме взаимосвязи разных познавательных процессов в формировании интеллектуальной сферы дошкольника.
2. Раскрыть значение познавательных процессов в развитии интеллектуальной сферы дошкольника .
3. Провести диагностику интеллекта дошкольников.
Введение ……………………………………………………………………3
Глава 1 Взаимосвязь познавательных процессов и их роль в
формировании интеллектуальной сферы дошкольника
1.1 Познавательные процессы дошкольника…………………………..5
1.2 Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте………7
Глава 2 Экспериментальное исследование развития интеллектуальных
способностей дошкольников
2.1 Методика проведения констатирующего эксперимента…………...23
2.2 Методика проведения формирующего эксперимента……………...32
2.3 Контрольный эксперимент, сопоставление результатов контрольной
и экспериментальной группы…………………………………………….38
Заключение………………………………………………………………..43
Список использованных источников……………………………………45
Приложение……………………………………………………………….48
Интересны замечания А.Л. Венгер по вопросам дисгармоничного развития ребенка. К дисгармоничному развитию он относит такие «психологические синдромы» как интеллектуализм, вербализм и сужение сферы деятельности. Автор подчеркивает деструктивный характер последующего развития дошкольника, нарушения его эмоционального благополучия в случае бездействия родителей и педагогов.
Для нас представляют ценности
результаты, полученные Л.В. Беловой. Ее
диссертация посвящена проблеме
развития самокомпенсации у учащихся
разных педагогических систем. Л.В. Белова
определяет самокомпенсацию как
«способность субъекта определять и
устранять собственную
Диссертационное исследование
Л.В. Беловой представляет для нас
интерес, поскольку раскрывает этапы
развития самокомпенсации. Автор доказывает,
что самокомпенсация
1. чувство неудовлетворенности
переходит в рефлексивные
2. поиск проблемы и ее причин требуют осознания собственной недостаточности и поиска средств ее устранения;
3. планирование восполняющих
действий приводит к
4. осуществление запланированных
действий на практике приводит
к формированию адекватной
Исходя из данных результатов,
мы считаем, что согласно возрастным
психологическим особенностям и
социальной ситуации развития дошкольник
способен осуществлять подобные переходы.
А именно, чувство неудовлетворенности
актуализирует защитные реакции
ребенка («зато я умею рисовать»
или «я не буду это делать, потому
что у меня не получиться») и способствует
поиску компенсирующих действий. Если
познавательная активность ребенка
не подавляется условиями
М.В. Ермолаева и И.Г. Ерофеева
(2001, 2006) считают, что в дошкольном
возрасте начинает складываться многоуровневая
организация психического развития.
К концу этого периода, «в условиях
целевого, обучающего общения с взрослыми
возникают более сложные
Анализируя развитие познавательных функций в старшем дошкольном возрасте, М.В. Ермолаева и И.Г. Ерофеева выделяют следующие задачи развития:
– Учить детей различению цвета; формы; фактуры; пространственных характеристик; месторасположение.
– Развивать сенсорно-
– Формировать обобщенные представления о конструируемых объектах.
– Формировать обобщенные способы конструирования.
– Развивать умение конструировать объекты в соответствии с определенными условиями.
– Развивать элементарную поисковую деятельность и экспериментирование.
– Развивать умение строить и осуществлять собственный замысел.
– Развивать математические представления.
– Развивать речь детей.
Безусловно, эти задачи должны соотносится с возможностями ребенка, с уровнем его психического развития. Авторы отмечают, что специфика в средствах обучения будет определяться лишь четкими показателями сформированности тех или иных действий. При этом исследователями формулируется основная цель дошкольного периода - психологическая готовность к школе.
М.В. Ермолаева и ИТ. Ерофеева
указывают, что психологическая
готовность к школе включает в
себя такой параметр психического развития,
как владение простыми операциями обобщения.
Кроме того, высокий уровень развития
обобщения характеризуется
Л.А. Парамонова и Е.Ю. Протасова,
анализируя различия в модальности
восприятия учебного материала, пришли
к выводу, что наиболее эффективным
будет такой подход к обучению
дошкольника, при котором в процессе
воспитания и обучения ребенок учится,
«опираясь на свои сильные способности,
компенсировать слабые или отсутствующие»
Они считают, что средствами развития
познавательной сферы для детей
разных когнитивных типов выступает
сочетание разных типов познавательной
активности: визуальной, аудиальной и
моторной. Опираясь на исследования Л.Брэдли
и Б. Хилл, авторы предлагают учитывать
когнитивный стиль ребенка при
познании, а именно предоставлять
возможность совершить присущее
его типу действие. В качестве эффективной
техники предлагается предоставление
ребенку разнообразных игрушек,
воздействующих на разные органы чувств.
Для нашего исследования значим тот
факт, что перечисляются сильные
стороны каждого когнитивного типа.
Для детей-визуалов характерны следующие
особенности познавательной деятельности:
легко дается узнавание, воспоминание,
сравнение, конструирование и
Таким образом, проблема динамики
и средств развития познавательных
процессов дошкольника решается
неоднозначно в психолого-педагогической
литературе. Анализ результатов вышеперечисленных
исследований позволяет сделать
вывод о том, что возможными средствами
развития познавательных процессов
у отдельной категории
– умения ребенка классифицировать предметы по 2-м признакам, что улучшает возрастные показатели распределения внимания;
– навыка сравнения предметов с образцом, которое повышает параметры устойчивости внимания;
– умения устанавливать связи между предметами и явлениями, что компенсирует низкий объем кратковременной памяти;
– мнемонических приемов, которые помогают уменьшить последствия ярко выраженной неравномерности развития мыслительных процессов;
– творческого воображения, которое компенсирует неравномерность развития познавательных процессов и слабое развитие речи.
Глава 2
Экспериментальное исследование влияния познавательных процессов на развитие развития интеллектуальных способностей дошкольников
2.1 Методика проведения констатирующего эксперимента
Эксперимент является методом педагогических исследований, это метод познания, с помощью которого в естественных или искусственно созданных, контролируемых и управляемых условиях исследуются педагогические явления, ищется новый, более эффективный способ решения педагогической проблемы, задачи. Эксперимент позволяет получить ответ на поставленный вопрос при соблюдении всех необходимых требований и условий его проведения.
Структура педагогического эксперимента включает – констатирующий этап эксперимента (сентябрь), формирующий этап (сентябрь-февраль), контрольный эксперимент (март).
Констатирующий эксперимент, иногда также называемый методом срезов, ориентирован на установление фактического состояния исследуемого объекта, констатацию исходных параметров. Главная цель – определить состояние интеллектуальных способностей дошкольников на начало эксперимента. Для этого необходимо было провести тестирование.
Констатирующий эксперимент проводился с детьми шести-семи лет подготовительной к школе группы ясли-сада. Для проведения констатирующего эксперимента мы использовали психодиагностические методики, позволяющие определить уровень интеллектуальных способностей дошкольников. Таким образом, в исследовании мы обратились к области психодиагностики.
Психодиагностические методики успешно используются в случаях, когда необходимо получить оценку той или иной психической особенности конкретного индивида или группы, кроме того, они позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и дать информацию не вообще о человеке, а прицельно о тех или иных его особенностях.
На сегодняшний день из всех существующих диагностических методик наиболее распространёнными и употребляемыми являются тесты – достаточно краткие, стандартизированные пробы, испытания, позволяющие в ограниченный период времени получить характеристики индивидуально-психологических особенностей человека по определённым параметрам.
До и после эксперимента
проводилось индивидуальное психологическое
обследование детей, которое строилось
при обязательном соблюдении постоянства
внешних условий эксперимента. Он
проходил в игровой форме, в одном
и том же помещении, в первой половине
дня, без присутствия посторонних,
с сохранением
Индивидуальному психологическому
обследованию предшествовала беседа,
целью которой было установление
положительного эмоционального контакта
с ребёнком и формирование у него
позитивного отношения к
В исследовании были использованы следующие методики:
1. Тест Гудинаф-Харриса "Нарисуй человека";
2. "Логическая классификация"
– модифицированная методика (Лурия
А.Р. – Карпова С.Н. для
3. Методика оценки уровня
развития общего и
Все методики проводились в 3 этапа, каждая из которых по длительности состояла в среднем 20-40 минут.
Содержание используемых методик состояло в следующем:
Первоначальная стандартизация
методики Гудинаф была осуществлена
в 1926 году. С тех пор вплоть до
1963 года тест использовался без существенных
изменений и приобрёл за это время
широкую популярность. С целью
обновления тестовых норм ученик Ф. Гудинаф
Д. Харрис провёл новую стандартизацию
метода. С этого времени тест "Нарисуй
человека" известен как тест Гудинаф-Харриса.
Основное внимание в тесте уделяется
точности и детальности рисунка,
а не художественным изобразительным
средствам. Именно детальность изображения
выступает основным показателем
уровня умственного развития ребёнка.
В основе такого подхода лежит
гипотеза о том, что в рисунке
знакомого предмета обнаруживаются
те его отличительные, существенные
черты, которые ребёнок выделил
в нём как в представителе
соответствующего класса предметов. Рисунок
рассматривается как выраженное
в графической форме понятие (представление)
ребёнка о предмете. Наблюдаемое
по мере взросления ребёнка усложнение
выполненных им изображений расценивается
в качестве показателя развития понятийного
мышления. Следует отметить, что
данная гипотеза, лежащая в основе
теста, не опирается на какие-либо строгие
теоретические построения. Она выражает
эмпирически наблюдаемую