Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 10:10, курсовая работа
Цель курсовой работы: Взаимосвязь разных познавательных процессов в формировании интеллектуальной сферы дошкольника.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме взаимосвязи разных познавательных процессов в формировании интеллектуальной сферы дошкольника.
2. Раскрыть значение познавательных процессов в развитии интеллектуальной сферы дошкольника .
3. Провести диагностику интеллекта дошкольников.
Введение ……………………………………………………………………3
Глава 1 Взаимосвязь познавательных процессов и их роль в
формировании интеллектуальной сферы дошкольника
1.1 Познавательные процессы дошкольника…………………………..5
1.2 Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте………7
Глава 2 Экспериментальное исследование развития интеллектуальных
способностей дошкольников
2.1 Методика проведения констатирующего эксперимента…………...23
2.2 Методика проведения формирующего эксперимента……………...32
2.3 Контрольный эксперимент, сопоставление результатов контрольной
и экспериментальной группы…………………………………………….38
Заключение………………………………………………………………..43
Список использованных источников……………………………………45
Приложение……………………………………………………………….48
В игре "Угадай, что спрятано" дети учились рассуждать логически. Игра проводилась на протяжении 3 занятий. Воспитатель показывал ребёнку набор картинок. Незаметно убирал 2 картинки так, чтобы сам он мог их видеть, а ребёнок нет. Ребёнок должен был отгадать, какие картинки отложены. "Положи на нижний ряд таблички картинки, которые, как ты думаешь, я спрятала. Если отгадаешь обе картинки, то я выставлю в этом ряду 2 розовые фишки, если угадаешь одну картинку, то получишь одну розовую фишку, другую белую, а если не угадаешь ни одной картинки – две белые фишки". Ребёнок выкладывает в нижнем ряду таблички 2 картинки и получает соответствующие фишки. Затем ему предлагают (не снимая картинок с нижнего ряда) снова положить, теперь уже во второй ряд, те картинки, которые спрятал воспитатель. Он раздаёт детям фишки. И так продолжается до тех пор, пока ребёнок не отгадает все картинки. Воспитатель поощряет рассуждения детей вслух. Во время игры у детей развивается умение логически рассуждать, внимание.
В игре "Домино", которая
проводилась на протяжении трёх занятий,
развивалось умение детей классифицировать
предметы. Воспитатель раскладывал
перед детьми карточки домино. Все
вместе разбирали, что изображено на
карточках. Дети называли все картинки
и с помощью воспитателя
На занятиях по развитию речи неоднократно проводилась игра "Расскажи". Игра состояла из 5 комплектов картинок, по5 картинок в каждом комплекте. Все картинки каждого комплекта являются эпизодами из рассказов и объединены одной темой. Таких тем в игре пять:
1. Ёлка. 2. Красный шар. 3. Отчего
заболел Миша. 4. Письмо бабушке. 5.
Бобик и домик. Первая
Также в начале каждого
занятия проводились
Во время наблюдений на
прогулке активно использовались элементы
ТРИЗ – игра "Хорошо-плохо", решение
противоречий, фантазирование. Так
во время наблюдения за деревьями, солнцем,
дождём, ветром детям предлагалась
игра "Хорошо-плохо". Дети должны
были ответить что хорошего и что
плохого в деревьях, в разных природных
явлениях. Также им предлагалось пофантазировать,
что было бы, если бы не было деревьев,
солнца, машин и т.д. Таким образом
у детей развивалось
Каждая из игр использовалась по два-три раза, с перерывом в два-три занятия. Наряду с дидактическими играми использовались упражнения на развитие логического мышления, сообразительности, воображения, интеллекта. Эти упражнения использовались на каждом занятии, в начале или в конце занятия.
Проводимые игры и упражнения способствовали интеллектуальному развитию детей, развивали внимание, память, речь, воображение, логическое мышление детей.
Данный эксперимент
Подводя итог формирующему эксперименту, можно сказать, что участники эксперимента с интересом выполняли предложенные им задания. За время проведения формирующего эксперимента был установлен положительный, эмоционально-психологический контакт с испытуемыми. Но для достижения устойчивого педагогического и психологического эффекта необходимы длительные созидательные усилия.
2.3 Контрольный
эксперимент, сопоставление
Для проверки эффективности
разработанной методики использования
дидактических игр для развития
интеллектуальных способностей дошкольников
мы провели контрольный
Данные формирующего эксперимента показали, что после целенаправленного применения дидактических игр уровень интеллекта в экспериментальной группе повысился.
Результаты опытно-
При проведении тестовых испытаний были использованы те же методики, что и в констатирующем эксперименте, т.к для измерения были необходимы постоянные показатели, относительно которых можно проследить динамику развития интеллекта дошкольников в группе.
В таблице № 4 показаны результаты проведения теста Гудинаф-Харриса "Нарисуй человека" после формирующего эксперимента.
Таблица №4 - Оценка интеллекта дошкольников по методике Гуднаф-Харриса "Нарисуй человека"
Показатель уровня интеллекта |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||
человек |
% |
человек |
% | |
высокий |
12 |
48 |
10 |
40 |
средний |
13 |
52 |
13 |
52 |
низкий |
0 |
0 |
2 |
8 |
Полученные данные свидетельствуют о том, что в экспериментальной группе уровень интеллекта по всем показателям повысился, в то время как в контрольной группе этот показатель изменился, но всё же в этой группе есть дети с низким уровнем интеллекта, а в экспериментальной группе этот показатель равен нулю.
Рисунок 4 - Оценка уровня интеллекта дошкольников по методике Гудинаф-Харриса "Нарисуй человека"
В таблице № 5 даны результаты прохождения теста "Логические классификации" после проведения формирующего эксперимента.
Таблица №5 - Оценка уровня вербальных способностей по методике "Логическая классификация"
Показатель уровня интеллекта |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||
человек |
% |
человек |
% | |
высокий |
8 |
32 |
7 |
28 |
средний |
17 |
68 |
16 |
64 |
низкий |
0 |
0 |
2 |
8 |
Рисунок 5. Оценка уровня вербальных способностей по методике "Логическая классификация"
Полученные данные свидетельствуют о том, что средний показатель уровня интеллекта в двух группах одинаков, но в экспериментальной группе процент детей с высоким показателем повысился, с низким – равен нулю. В контрольной группе остались дети с низким показателем уровня интеллекта.
В таблице № 6 приведены результаты проведения теста "Прогрессивные цветные матрицы"
Таблица № 6- Оценка уровня развития невербального интеллекта по методике "Прогрессивные цветные матрицы"
Показатель уровня интеллекта |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||
человек |
% |
человек |
% | |
высокий |
5 |
20 |
4 |
16 |
средний |
20 |
80 |
19 |
76 |
низкий |
0 |
0 |
2 |
8 |
Рисунок 6 - Оценка уровня развития невербального интеллекта по методике "Прогрессивные цветные матрицы"
Результаты опытно-
Выводы
Организация исследования предполагала анализ изменений, произошедших в ходе экспериментальной работы; изменений, произошедших в развитии интеллектуальных способностей дошкольников в результате проведения с ними различных дидактических игр, направленных на развитие памяти, мышления, воображения, восприятия, внимания, то есть познавательных процессов.
Для оценки интеллекта дошкольников мы применили тест Гудинаф-Харриса "Нарисуй человека".
Для выявления умения определять
взаимосвязь предметов и
Для оценки уровня развития общего и невербального интеллекта мы использовали методику "Прогрессивные цветные матрицы" Дж. Равена.
Результаты проведённого психологического анализа позволили сделать следующие выводы:
при сравнении исходного
уровня развития интеллекта у детей
экспериментальной и
после окончания эксперимента
явилось характерным увеличение
показателей уровня интеллекта детей
в экспериментальной группе, что
может быть свидетельством объективных
процессов становления и
Важным моментом при проведении исследования являлся выбор критериев оценки полученных результатов. Оценка полученных результатов проводилась согласно методическим указаниям интерпретации результатов тестирования.
Главной целью формирующего эксперимента являлся подбор и проверка эффективности методов по развитию познавательных процессов, которые способствуют развитию интеллектуальных способностей дошкольников.
Во время формирующего эксперимента была проведена работа по развитию познавательных процессов и интеллектуальных способностей детей, которая включала в себя целенаправленное использование дидактических игр на каждом занятии, использование элементов ТРИЗ при наблюдениях на прогулке, использование пальчиковых игр для развития мелкой моторики рук.
Анализ на заключительном
этапе показал следующее: при
сопоставлении результатов
Заключение
Итак, проблема динамики и
средств развития познавательных процессов
дошкольника решается неоднозначно
в психолого-педагогической литературе.
Анализ результатов вышеперечисленных
исследований позволяет сделать
вывод о том, что возможными средствами
развития познавательных процессов
у отдельной категории