Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 10:10, курсовая работа
Цель курсовой работы: Взаимосвязь разных познавательных процессов в формировании интеллектуальной сферы дошкольника.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме взаимосвязи разных познавательных процессов в формировании интеллектуальной сферы дошкольника.
2. Раскрыть значение познавательных процессов в развитии интеллектуальной сферы дошкольника .
3. Провести диагностику интеллекта дошкольников.
Введение ……………………………………………………………………3
Глава 1 Взаимосвязь познавательных процессов и их роль в
формировании интеллектуальной сферы дошкольника
1.1 Познавательные процессы дошкольника…………………………..5
1.2 Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте………7
Глава 2 Экспериментальное исследование развития интеллектуальных
способностей дошкольников
2.1 Методика проведения констатирующего эксперимента…………...23
2.2 Методика проведения формирующего эксперимента……………...32
2.3 Контрольный эксперимент, сопоставление результатов контрольной
и экспериментальной группы…………………………………………….38
Заключение………………………………………………………………..43
Список использованных источников……………………………………45
Приложение……………………………………………………………….48
– умения ребенка классифицировать предметы по 2-м признакам, что улучшает возрастные показатели распределения внимания;
– навыка сравнения предметов с образцом, которое повышает параметры устойчивости внимания;
– умения устанавливать связи между предметами и явлениями, что компенсирует низкий объем кратковременной памяти;
– мнемонических приемов, которые помогают уменьшить последствия ярко выраженной неравномерности развития мыслительных процессов;
– творческого воображения, которое компенсирует неравномерность развития познавательных процессов и слабое развитие речи.
Дидактические игры представляют большую ценность в развитии познавательных процессов и интеллектуальных способностей дошкольников. Интеллектуальные способности ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая является на данном возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. В игре складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребёнка.
В результате нашего исследования нам удалось показать эффективность целенаправленного применения дидактических игр для развития интеллектуальных способностей дошкольников, т.е. цель нашего исследования была достигнута.
В ходе работы была проанализирована
психолого-педагогическая литература
поданной проблеме, было раскрыто значение
дидактических игр в развитии
психических процессов детей, была
проведена диагностика
В результате проведённого
исследования гипотеза о том, что, если
целенаправленно и
Список использованных источников
Приложение А
Результаты выполнения тестовых заданий детей контрольной группы в констатирующем эксперименте и после формирующего эксперимента
№ |
Логическая классификация |
Прогрессивные цветные матрицы | ||
До |
После |
До |
После | |
1 |
2 |
3 |
18 |
19 |
2 |
2 |
3 |
19 |
21 |
3 |
1 |
1 |
24 |
27 |
4 |
2 |
4 |
22 |
25 |
5 |
3 |
4 |
13 |
14 |
6 |
2 |
2 |
20 |
21 |
7 |
4 |
3 |
24 |
26 |
8 |
2 |
2 |
24 |
27 |
9 |
3 |
4 |
19 |
21 |
10 |
2 |
3 |
19 |
22 |
11 |
1 |
3 |
22 |
25 |
12 |
2 |
2 |
21 |
25 |
13 |
2 |
2 |
28 |
30 |
14 |
1 |
2 |
22 |
26 |
15 |
1 |
1 |
14 |
15 |
16 |
1 |
2 |
17 |
17 |
17 |
2 |
2 |
21 |
22 |
18 |
2 |
3 |
17 |
21 |
19 |
1 |
1 |
22 |
25 |
20 |
2 |
2 |
18 |
24 |
21 |
1 |
2 |
16 |
19 |
22 |
2 |
3 |
19 |
21 |
Приложение Б
Результаты выполнения тестовых заданий детьми экспериментальной группы в констатирующем эксперименте и после формирующего эксперимента
№ |
Логическая классификация |
Прогрессивные цветные матрицы | ||
До |
После |
До |
После | |
1 |
1 |
3 |
21 |
24 |
2 |
2 |
4 |
14 |
15 |
3 |
2 |
3 |
15 |
16 |
4 |
2 |
4 |
18 |
19 |
5 |
3 |
3 |
21 |
25 |
6 |
2 |
3 |
24 |
26 |
7 |
1 |
3 |
22 |
25 |
8 |
2 |
3 |
18 |
20 |
9 |
3 |
4 |
19 |
22 |
10 |
2 |
3 |
24 |
28 |
11 |
4 |
5 |
22 |
25 |
12 |
2 |
3 |
13 |
16 |
13 |
3 |
4 |
20 |
23 |
14 |
2 |
3 |
24 |
26 |
15 |
1 |
4 |
24 |
29 |
16 |
2 |
2 |
19 |
22 |
17 |
2 |
3 |
19 |
24 |
18 |
1 |
2 |
22 |
26 |
19 |
1 |
2 |
21 |
25 |
20 |
1 |
3 |
22 |
27 |
21 |
2 |
3 |
14 |
26 |
22 |
2 |
3 |
17 |
29 |
Приложение В
Упражнения и игры для развития тонкой моторики пальцев рук
Комплекс №1 (гимнастический)
1. Выпрямить кисть, плотно
сомкнуть пальцы и медленно
сжимать их в кулак.
2. Руку плотно положить на стол ладонями вниз и поочерёдно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочерёдно каждой рукой.
3. Выпрямить кисть и
поочерёдно присоединять
4. Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях. Сначала поочерёдно каждой рукой. Затем – двумя руками вместе.
5. Сгибать и разгибать
пальцы. Пальцы разомкнуть как
можно шире, затем сомкнуть и
так продолжать дальше. Поочерёдно
каждой рукой, затем сразу
6. Положить руки ладонями
вверх. Ребёнок поднимает по
одному пальцы сначала на
7. Ладони лежат на столе.
Ребёнок поднимает пальцы
8. Ребёнок зажимает карандаш
средним и указательным
9. Положить на стол 10-15
карандашей или палочек.
10. Ребёнок зажимает карандаш
между средним и указательным
пальцами. Далее выполняется движение
так, что сначала впереди
Комплекс №2 (игры для развития тонкой моторики пальцев рук)
Игра "Гребешок"
Пальцы сцеплены в замок. Концы пальцев правой руки нажимают на верхнюю часть тыльной стороны ладоней левой руки, прогибают её так, что пальцы левой руки встают как петушиный гребень. Затем на тыльную сторону правой руки нажимают пальцами левой – и в петушиный гребень превращаются пальцы правой руки.
Игра "Кошка выпускает коготки"
Поджать подушечки пальцев к верхней части ладони. Затем быстро выпрямить и растопырить пальцы.
Игра "Бег"
Указательный и средний
пальцы выпрямлены, остальные пальцы
прижаты к ладони. Переставлять пальцами,
человечек бежит к
Игра "Быстрые вращения"
Сцепить пальцы рук в замок (не сцеплены только большие пальцы). Большими пальцами делать вращательные движения вокруг друг друга, всё быстрее и быстрее.
Игра "Солнышко, заборчик, камешки"
Руки поднять вверх, пальцы обеих рук выпрямлены и широко разведены – это "солнышко".
Теперь пальцы плотно прижать друг к другу и выпрямить – это "заборчик".
Обе руки сжать в кулак – это "камешки".
По вашей команде: "Солнышко, заборчик, камешки" дети показывают пальчиками. Сначала упражнение выполняется в медленном темпе, затем всё быстрее и быстрее.