Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 03:56, дипломная работа
целью нашей работы явилось изучение взаимосвязи представлений об успешности женщин и мужчин и мотивации достижения.
Задачи:
-Провести теоретический анализ проблемы взаимосвязи мотивации к достижению и представлений об успешности.
-Раскрыть сущность и структуру мотивации к достижению, а также сущность представлений об успешности у лиц как мужского, так и женского полов.
-Провести эмпирическое исследование взаимосвязи мотивации к достижению с успешностью и ее основными критериями.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ УСПЕШНОСТИ И МОТИВАЦИИ К ДОСТИЖЕНИЮ. 6
1.1. ПОНЯТИЕ УСПЕШНОСТИ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХОЛОГОВ 6
1.2. ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ К ДОСТИЖЕНИЮ И МОТИВАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ПСИХОЛОГИИ. 10
1.3. СПЕЦИФИКА ПОТРЕБНОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ УСПЕШНОСТИ У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН 23
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УСПЕШНОСТИ И МОТИВАЦИИ К ДОСТИЖЕНИЮ. 28
2.1. ПРОГРАММА И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 28
2.2. ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ УСПЕШНОСТИ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН 33
2.3. ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ К УСПЕХУ У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН 36
2.4. ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ УСПЕШНОСТИ И МОТИВАЦИИ К УСПЕХУ У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 48
Для достижения поставленной цели были использованы следующие методики: методика диагностики мотивации к достижению успеха Т. Элерса и методика диагностика потребности в достижении успеха, а также методика диагностики избегания неудачи Т.Элерса. Первый опросник предназначен для определения уровня мотивации к достижению цели к успеху. Испытуемым предлагалось ответить на 41 вопрос, выражая свое согласие или несогласие ответами "да" или "нет". Ответы суммируются по одному баллу при совпадении с ключом. Мотивация к достижению цели считается высокой при числе баллов больше или равном 22; средней — 11-21; невысокой — меньше или равной 10. А также методика тестирования «Потребность в достижении успеха». Испытуемым предлагалось ответить на 22 вопроса. Обработка проводилась следующим образом:
За каждое совпадение ответа с ключом испытуемому дается 1 балл. Подсчитывается общее количество набранных баллов. Если количество набранных баллов от 1 до 7, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи). Если количество набранных баллов от 14 до 20, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех). Если количество набранных баллов от 8 до 13; то следует считать, что мотивационный полюс ярко не выражен. При этом можно иметь в виду, что если количество баллов 8,9, есть определенная тенденция метизации на неудачу, а если количество баллов 12,13, имеется определенная тенденция мотивации на успех.
Следующим методом исследования является анкетирование. Оно проводится с целью узнать о личных предпочтениях, жизненных ценностях респондентов. Анкетирование используется с целью получения информации(в данном случае психологической), социологические и демографические данные имеют вспомогательную роль. Контакт психолога и респондента сведен к минимуму.
Анкета является одним из условий получения объективно значимых результатов в различных опросах населения. В представленной работе имела место быть необходимость выяснить представления мужчин и женщин об успешности, а также, какие существенные факторы мотивации для них существуют. При разработке программы исследований, в анкету закладываются гипотезы, сформулированные задачи, которые нам предстоит решить в ходе психологического исследования.
Анкета заполняется респондентом самостоятельно. Контакт психолога и респондента сведен к минимуму, поэтому конструкция анкеты, все ее комментарии должны быть предельно ясны для всех опрашиваемых. Последовательность смысловых разделов нашей анкеты такова:
Примечание: титульный лист можно исполнять вместе с вводной частью. Во вводной части описывается цель исследования, характер использования результатов, а также способ заполнения анкеты. В основной части заданы вопросы, непосредственно связанные с гипотезой исследования, а в социально-демографической части выявляются объективные данные респондента, такие как возраст, образование и прочее. Данное анкетирование проводилось с целью выяснить представления об успешности у мужчин и женщин, поэтому социально-демографическая часть анкеты играет вспомогательную роль.
У этой проблемы две стороны – внешняя и внутренняя. С внешней стороны критерии успешности – его видимые достижения - материальное благополучие, общественное признание, достойный внешний вид, финансовый ресурсы. Внутренний критерий успешности зависит от индивидуальной картины мира каждого субъекта – ощущение гармоничности своей жизни, удовлетворенность от обладания приобретенными благами, позитивное мировосприятие; отсутствие чувства нереализованности. Итак, начальное изучение проблемы успешности привело к выводу, что есть два основных типа успешных людей: делающие акцент на внешний успех (люди карьеры и славы) и ориентирующиеся больше на внутреннее состояние.
Исследования показывают, что в обыденном сознании происходит дифференциация понятий «успех» и «успешность». В понятии « успех» фиксируются, скорее, объективные достижения какой- либо поставленной цели, а понятие «успешность» отражает субъективное переживание и условия достижения успеха. При этом в качестве условий достижения успеха для большинства испытуемых выступают личностные, а не внешние ресурсы.
Психологические исследования позволяют выявить существующие в обществе устоявшиеся стереотипные представления об успехе и успешном человеке, прототипы успешной личности, существующие в культуре.
В данном исследовании необходимо подтвердить или опровергнуть гипотезу, что существует положительная взаимосвязь между успешностью и мотивацией к достижению, то есть, чем выше мотивация к достижению - тем человек успешнее, и наоборот. Также в данном исследовании необходимо учитывать и половой аспект, предположительно, мотивация по силе у мужчин и женщин различаются, следовательно, представления об успешности так же не совпадают.. Как правило, в достижении успеха женщины более опираются на внутренние мотивы, а мужчины стремятся к внешним критериям успешности. И при этом достигают равных по значимости успехов.
Изучая сложившиеся стереотипы успешности мужчин и женщин, мы провели опрос в свободной форме в Томске, среди мужчин и женщин от 18 до 55 лет. Среди опрошенных было 50 человек, из них 25 женщин и 25 мужчин.
По итогам опроса мужчин и женщин, направленного на выявление представлений об успешности мы получили результаты, которые можно разделить на следующие категории:
1.Представления мужчин о критериях мужской успешности. Показатели успеха:
Большинство мужчин, участвовавших в исследовании, ставят на первое место карьеру. Согласно гендерной психологии, это показатель выраженной мускулинности.
На
втором и третьем месте у сильного
пола стоит желание иметь
Большая часть опрошенных мужчин в будущем хотели бы либо занимать руководящие должности, либо открыть собственное дело. На четвертом по значимости месте, мужчинами была выделена семья. Это не означает, что мужчины не выделяют семью, как область, в которой ему хотелось бы стать успешным, но для того чтобы создавать собственную семью, по мнению сильного пола, нужно иметь стабильное материальное обеспечение. Кроме того, мужчинами выделялись такие показатели, как умение сглаживать конфликты, благополучное состояние в жизни и успех среди женщин.
Материальные и социально-общественные мотивы являются для мужчин приоритетными в достижении к успеху.
2.Представления мужчин о женской успешности:
Согласно проведённому опросу, большинство мужчин видят успешность женщины в реализации её женского материнского начала, что в гендерной картине мира говорит о выраженной феминности.
Также для мужчин важными качествами в женщине видятся те, которые обеспечивают её гармоничное присутствие в социальной среде: воспитанность, умение подать себя и ладить с окружающими, что также может обуславливать успех среди мужчин.
Дополнительно также указывались следующие качества женщин: воспитанность, умение подать себя и ладить с окружающими, содействовать мужчине, быть музой ему, а также указывался успех среди мужчин.
3.Представления женщин о критериях женской успешности:
Исследование женского представления женской успешности показывают, что большая часть женщин ставят на первое место для себя реализацию своего женского и материнского предназначения – замужество, рождение и воспитание детей, создание в дому уюта. Но при этом, у женщин также имеется желание реализовать и другие цели - успешность в построении карьере и расширении границ ответственности на работе, продвижении по карьерной лестнице, активной социальной работе, реализации себя как личности, гармонии, самосовершенствовании.
Большая часть респондентов женского пола считали, что принципиальной разницы в различии между успешностью у мужчин и женщин нет, что женщина может не хуже чем мужчина работать, не меньше зарабатывать, при этом сохраняя свой статус хранительницы очага. Личными мотивами, способствующими достижению успешности, женщины называли собственную удовлетворенность, гармоничное развитие, благополучие.
4.Представления женщин о мужской успешности:
Кроме
того, выделялись также такие критерии,
как власть, уверенность в себе
и признание мужчины как
В мужчинах женщины видят успешного человека, когда он сделал или делает хорошую карьеру, либо имеет перспективную работу или бизнес, что сопровождается хорошим доходом и благосостоянием. Также важными критериями успешного мужчины выделяются власть, сила, способность защитить себя и свою семью, его уверенность в себе и признание мужчины как профессионала. Это говорит о том, что успешным видится мужчина с выраженной маскулинностью. При этом, как было упомянуто выше, принципиальной разницы в представлениях об успешности мужской и успешности женской, представительницы женского пола не видят.
Таким образом, мы вывили, что, по мнению, как мужчин, так и женщин, женская успешность выражается в наличии семьи, хорошего мужа и счастливых детей, в возможности реализоваться и получать удовлетворение от собственной жизнедеятельности. Но при этом женщины выделяют карьеру и расширение сферы ответственности как показатель успешности. Таким образом, женское представление о женской успешности является более широким понятием, чем просто реализация её общепринятой социальной роли.
Мужская успешность и
Следует также отметить, что практически все респонденты отметили, что проблема успешности в современное время весьма актуальна, важно быть успешным человеком, иметь престижную и прибыльную работу, семью, получать удовольствие от реализации поставленных целей, способностей и возможностей, добиваться новых вершин в карьере. Мужчинами было отмечено принципиальное различие между успешностью у мужчин и женщин, успешность женщины – это успешность ее мужчины, здоровые дети, красивый уютный дом. Опрошенные отметили, что важно не только быть богатым, получившим признание и имеющим определенное социальное положение в обществе, для того чтобы быть успешным. Кроме того огромное значение придавалось физическому здоровье, и внутреннему ощущению, что ты движешься вперед и все делаешь правильно, получать удовольствие от собственной деятельности. То есть, для современных людей важна не только внешняя сторона успешности, но и внутренняя – удовлетворенность собственной жизнью.
Сопоставляя
теоретические данные и полученные исследованием
результаты, мы видим, что четких научных,
проверенных специальными исследованиями
различий между успешностью мужчин и женщин
совсем не много. При этом можно с уверенностью
говорить именно о доминирующем влиянии
социального, а не биологического фактора
на различия в критериях успешности мужчин
и женщин. Таким образом, профессиональная
успешность мужчин и женщин зависит не
только от половой принадлежности, но
от очень многих факторов – исторических
канонов, социальных стереотипов и установок, а также
от воспитания, уровня потребностей и
мотивации достижения, от конкретных ситуаций,
в которых им приходится жить и работать.
2.3. Особенности мотивации к успеху у мужчин и женщин
Для выявления особенностей мотивации мужчин и женщин, был изучен ряд исследовательских материалов.
При мотивации своего поведения человек часто руководствуется теми ценностями, которые у него сформированы в жизни и воспитанием. В ряде работ выявлены различия в значимости тех или иных ценностей у субъектов мужского и женского пола. Однако полученные данные весьма разноречивы и с трудом укладываются в какую-то схему. Различия зависят как от набора предъявляющихся ценностей, так и от возрастных и социальных особенностей опрашиваемых, а также от социальной обстановки в обществе.