Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 03:56, дипломная работа
целью нашей работы явилось изучение взаимосвязи представлений об успешности женщин и мужчин и мотивации достижения.
Задачи:
-Провести теоретический анализ проблемы взаимосвязи мотивации к достижению и представлений об успешности.
-Раскрыть сущность и структуру мотивации к достижению, а также сущность представлений об успешности у лиц как мужского, так и женского полов.
-Провести эмпирическое исследование взаимосвязи мотивации к достижению с успешностью и ее основными критериями.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ УСПЕШНОСТИ И МОТИВАЦИИ К ДОСТИЖЕНИЮ. 6
1.1. ПОНЯТИЕ УСПЕШНОСТИ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХОЛОГОВ 6
1.2. ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ К ДОСТИЖЕНИЮ И МОТИВАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ПСИХОЛОГИИ. 10
1.3. СПЕЦИФИКА ПОТРЕБНОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ УСПЕШНОСТИ У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН 23
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УСПЕШНОСТИ И МОТИВАЦИИ К ДОСТИЖЕНИЮ. 28
2.1. ПРОГРАММА И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 28
2.2. ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ УСПЕШНОСТИ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН 33
2.3. ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ К УСПЕХУ У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН 36
2.4. ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ УСПЕШНОСТИ И МОТИВАЦИИ К УСПЕХУ У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 48
Были получены следующие результаты. Эмпирическое значение r Пирсона оказалось равным 0,92, что говорит о статистической достоверности корреляционной связи.
Таблица 6 - Результаты корреляционной связи между двумя признаками у женщин
Номер испытуемого | Мотивация к успеху
(в баллах) |
Потребность в
успешности
(в баллах) |
1 | 14 | 13 |
2 | 17 | 14 |
3 | 12 | 22 |
Продолжение таблицы № 6 - Результаты корреляционной связи между двумя признаками у женщин
Номер испытуемого | Мотивация к
успеху
(в баллах) |
Потребность в успешности(в баллах) |
4 | 13 | 11 |
5 | 22 | 12 |
6 | 13 | 14 |
7 | 11 | 109 |
8 | 14 | 13 |
9 | 21 | 10 |
10 | 11 | 12 |
11 | 20 | 11 |
12 | 12 | 14 |
13 | 19 | 9 |
14 | 13 | 15 |
15 | 18 | 10 |
16 | 23 | 13 |
17 | 15 | 14 |
18 | 13 | 15 |
19 | 23 | 15 |
20 | 13 | 10 |
21 | 25 | 13 |
22 | 26 | 10 |
23 | 15 | 12 |
24 | 17 | 12 |
25 | 14 | 14 |
Были получены следующие результаты. Эмпирическое значение r Пирсона оказалось равным 0,87, что также говорит о статистической достоверности корреляционной связи
Следовательно, есть корреляции между мотивацией достижения успеха и мотивацией избегания неудач достоверно статистически значимы, значит, мы делаем вывод о том, что существует взаимосвязь между мотивацией и успешностью, то есть чем выше мотивация достижения, тем выше успешность и наоборот, чем мотивация достижения ниже, тем ниже успешность.
Резюмируя проведенные исследования, можно прийти к заключению, что, высокая мотивация достижения успеха направляет будущего специалиста, движет его к цели, способствует его развитию. Настоящий профессионал всегда обладает сильной и устойчивой мотивационной сферой на осуществление определенной деятельности и на достижение в ней уникального, неординарного результата.
Будущие специалисты, обладающие мотивацией боязни неудачи, как правило, малоинициативны, избегают ответственных заданий и всегда пытаются найти причины отказаться от этих заданий в своей профессиональной деятельности. Достаточно часто они ставят перед собой неоправданно завышенные цели, плохо оценивают свои возможности либо стремятся выбирать легкие задания, не требующие особых интеллектуальных и физических затрат.
Между выраженностью стремления к успеху и избеганием неудачи наблюдается положительная корреляция, так как скорее всего речь идет о преобладании у субъекта стремления к успеху или избеганию неудачи при наличии того и другого. Причем это преобладание может быть как на высоком, так и на низком уровне выраженности обоих стремлений.
Чтобы будущим специалистам повысить мотивационный комплекс для достижения успешной профессиональной деятельности, необходимо составить исходную схему мотивации стремления к успеху, состоящую из трех переменных - мотива стремления к успеху, субъективной вероятности успеха и побудительной ценности к успеху. Мотив стремления к успеху определяется способностью переживать гордость и наслаждение при достижении успеха профессиональной деятельности. Субъективная вероятность успеха состоит в ожидании, что выполнение данной деятельности приведет к успеху, к достижению заданной цели. Побудительная вероятность успеха характеризуется эффективностью профессиональной деятельности.
Необходимо изменить требования, предъявляемые к самому себе. Тот, кто предъявляет к себе повышенные требования, в большей мере старается добиться успеха, чем тот, чьи требования к себе невысоки.
Иметь четкое представление о способностях, необходимых для достижения цели профессиональной деятельности. Те, кто имеет высокое мнение о наличии у них таких способностей, в случае неудачи в деятельности меньше переживают, чем те, кто считает, что соответствующие способности у них развиты слабо.
Контролировать уровень личностной тревожности, так как высокотревожные индивиды эмоционально острее, чем низкотревожные, реагируют на сообщения о неудаче, а стимулирующей силой для них является сообщение об успехе.
Очень важно создать ситуацию успеха, четко спланировав этапы достижения цели данной профессиональной деятельности.
Итак, можно сделать вывод, что характер мотивации, как и характер самой профессиональной деятельности, определяется доминирующим мотивом – мотивом достижения, который характеризуется своей потребностью – успехом. При этом развитие мотива достижения успеха осмысливается будущим специалистом для достижения цели профессиональной деятельности и получения желаемого результата – высокой эффективности. В этом случае цель деятельности как ожидаемый успешный результат будет вызывать позитивные переживания, и стимулировать тем самым его профессиональное саморазвитие и творчество.
В начале работы была сформулирована гипотеза, гипотезу, что существует положительная взаимосвязь между успешностью и мотивацией к достижению, то есть чем выше мотивация достижения, соответственно больших успехов он может добиться, и наоборот.
В теоретической части были сделаны выводы, что у человека есть два разных мотива, функционально связанных с деятельностью, направленной на достижение успеха. Это - мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи.
В практическом исследовании благодаря тестам, был выведен тезис, что женщины более ориентированы на избегание неудач, а мужчины – на стремление к успеху. Сопоставляя теоретические знания и полученный практический результат, можно предположить, что взаимосвязь успешности и мотивации у мужчин и у женщин имеют существенные отличия.
Для
выяснения взаимосвязи
В связи с этим имело место быть анкетирование по специально разработанным вопросам (Приложение 2).
В
анкетировании принимали
Выборка составила 50 человек. Из них 25 мужчин и 25 женщин.
Исследование проводилось на добровольной основе. По итогам анкетирования, были получены следующие результаты.
В современном мире очень важно быть успешным, это было отмечено 96% респондентов.
Можно говорить, что успешность человека в обществе проявляется в реализации собственных целей, способностей и возможностей. Этот критерий считают важным и женщины (67%), и мужчины (80%). При этом женщины важным составляющим успеха считают удовлетворение от работы и уровня своих достижений (67%), а также в семейных отношениях. У мужчин же реализация целей и способностей является единственным доминирующим показателем.
Также исследование показало, что у женщин личные мотивы имеют различную природу – 50% - материальные, а 50% - психологические. Мужчины, напротив, ни в одном случае не указали материальных мотивов! Доминирующими мотивами являются психологические, такие как собственная удовлетворённость, получение удовольствия от жизни, в различных ситуациях.
Большинство мужчин считает себя уже успешными (67%) , в то время как только 50% женщин считают себя успешными.
Как показало исследование, респонденты, считающие себя успешными, вели и ведут активный социальный и физический образ жизни, имеют интересы в различных сферах, т.е. являются мотивированными, как правило, не только материально, но и присутствует внутренняя мотивация, реализация поставленных целей, получение удовлетворения от того, чем сейчас занимается респондент. Также имеет место быть и достижение определённых стабильных финансовых результатов, либо результатов в учёбе или карьере. И каждый подчёркивал, что испытывает удовольствие от имеющихся результатов, либо от собственного состояния – или материального или любого другого: успехов в спорте, социального благополучия, душевного равновесия.
Как правило, исследуемые не ограничивались только одной, внешней стороной успешности, поэтому можно сделать вывод, что успешность – понятие весьма субъективное, видение человеком своей и чужой успешности может быть весьма неоднозначным, потому как у каждого свои, сугубо индивидуальные представления о том, что есть такое успешность. Человек, заостренный на одних ценностях, может не считать успешным человека, достигающего целей, связанных с другими ценностями. С точки зрения объективной успешности, успешным является тот, кто достигает поставленных целей.
Успешность личности также зависит от ее направленности. Направленность человека - это то, что ему действительно дорого, женщинам например, важнее отношения, мужчинам же дело, самореализация, карьера. Люди, направленные на себя, ищут успешность в достижении карьерных вершин, получении материальных благ, в укреплении своего здоровья, личном росте и саморазвитии. Человек, направленный на общении, ищет реализации себя в социуме, в общественном признании, в завоевании авторитета и поощрении окружающих его людей-семьи, друзей, коллег. Личность, имеющая направленность на дело, как правило, ценит успешность в делах, в работе, в социальной успешности. Направленность личности - это то, что человеку действительно дорого, к чему он на самом деле стремится. Таким образом, основными критериями успешности в современном мире являются хорошее здоровье, финансовое благополучие, творческая самореализация, реализация поставленных целей, гармоничные семейные отношения
Таким
образом, мы подтвердили, что, главный
критерий успешных людей – чувство
удовлетворенности своей
Кроме того, проведя исследование по всем трём тестам и анкетированию с соответствующим сопоставлением результатов, мы увидели, что потребность в достижении, критерии успешности могут отличаться не только по половому признаку, а также и по возрасту, по образованию и семейному положению, даже по сфере деятельности человека.
Существует
положительная взаимосвязь
Основными составляющими этой работы являются теоретическая часть, которая включает в себя обзор литературы по проблеме мотивации человека, и изучение понятия успешности в трудах отечественных и зарубежных психологов, и эмпирическая часть, где описывается порядок организации и проведения исследования, также описаны использованные методы в исследовании, процедуры обработки и анализа исходных данных.
Теоретической основой работы явились фундаментальные труды по изучению мотивации достижения таких ученых, как: Дж. Иткинсону, Д. Мак-Клелланд, Х. Хекхаузен и др.