Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 03:56, дипломная работа
целью нашей работы явилось изучение взаимосвязи представлений об успешности женщин и мужчин и мотивации достижения.
Задачи:
-Провести теоретический анализ проблемы взаимосвязи мотивации к достижению и представлений об успешности.
-Раскрыть сущность и структуру мотивации к достижению, а также сущность представлений об успешности у лиц как мужского, так и женского полов.
-Провести эмпирическое исследование взаимосвязи мотивации к достижению с успешностью и ее основными критериями.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ УСПЕШНОСТИ И МОТИВАЦИИ К ДОСТИЖЕНИЮ. 6
1.1. ПОНЯТИЕ УСПЕШНОСТИ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХОЛОГОВ 6
1.2. ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ К ДОСТИЖЕНИЮ И МОТИВАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ПСИХОЛОГИИ. 10
1.3. СПЕЦИФИКА ПОТРЕБНОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ УСПЕШНОСТИ У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН 23
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УСПЕШНОСТИ И МОТИВАЦИИ К ДОСТИЖЕНИЮ. 28
2.1. ПРОГРАММА И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 28
2.2. ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ УСПЕШНОСТИ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН 33
2.3. ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ К УСПЕХУ У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН 36
2.4. ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ УСПЕШНОСТИ И МОТИВАЦИИ К УСПЕХУ У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 48
Анализ литературных источников показал, что направленность на успех - это осознанное поведение, ориентированное на реализацию общественных норм и ценностей. Согласно устоявшимся представлениям, уровень успешности зависит от многих индивидуально-психологических особенностей личности: развитости воли, познавательных способностей, уровня самоосознания, уровня притязаний, уверенности в себе и способностей к самоутверждению.
С внешней стороны критерии успешности – это материальное и социальное благополучие человека. Внутренний критерий успешности – ощущение гармоничности своей жизни, удовлетворенность от обладания приобретенными благами, позитивное мировосприятие; отсутствие чувства нереализованности. Итак, начальное изучение проблемы успешности привело к выводу, что есть два основных типа успешных людей: делающие акцент на внешний успех (люди карьеры и славы) и ориентирующиеся больше на внутреннее состояние.
К
внешним критериям можно
- материальное благополучие;
- признание
и известность в
- общественное признание (награды, звания);
- доступ
к финансовым ресурсам для
реализации своих идей и
- хорошее здоровье, физическая привлекательность.
Внутренние критерии:
- удовлетворенность своей жизнью (работой, семьей, материальным положением, отношениями и т.д.);
- творческая реализация личности;
- надличностная реализация (внесение творческого вклада в культуру, искусство, в развитие общества);
- ощущение
своей нужности и способности
помогать другим людям,
Безусловно, главный критерий – чувство удовлетворенности своей жизнью.
Данные исследований, посвященных изучению мотивации человеческой деятельности, а также данные исследований личности показывают, что успешность человеческой деятельности определяется тремя факторами: силой мотивации (стремлением к успеху), наличием в ценностной системе человека ценностей достижения, а также освоением необходимых навыков и умений.
У человека есть два разных мотива, функционально связанных с деятельностью, направленной на достижение успеха. Это — мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи. Некоторые исследователи считают, что у мужчин превалирует мотив успеха, а у женщин - мотив избегания неудач
Нами было предположено наличие взаимосвязи представлений об успешности у мужчин и женщин с мотивацией достижения. Основываясь на наблюдениях, мы предположили, что чем выше уровень мотивации у мужчины или у женщины, тем уровень успешности будет выше; при этом существуют различия в мотивации и успешности мужчин и женщин.
В связи с этим было проведено широкое исследование, направленное на изучение мотивации мужчин и женщин, на изучение их представлений об успешности, а также взаимосвязи этих двух понятий. Далее были сделаны различные выводы.
Таким образом, мы вывили, что, по мнению, как мужчин, так и женщин, женская успешность выражается в наличии семьи, хорошего мужа и счастливых детей. Но при этом женщины выделяют карьеру и расширение сферы ответственности как показатель успешности. Таким образом, женское представление о женской успешности является более широким понятием, чем просто реализация её общепринятой социальной роли.
Мужская успешность и
Мужчины мотивированны на успех сильнее, чем женщины. Причём, как показывает анкетирование – критерии успеха преимущественно внешние.
При этом показатели потребности в успехе примерно на одном уровне, хоть мужчины имеют в 8% случаев высокую потребность в успехе. Женские показатели имеют лишь низкую и среднюю потребность в успехе.
У
женщин и мужчин может быть одинаковая
по силе мотивация, и потребность в успехе,
только критерии успешности у них разные
и, соответственно, мотивы и способы достижения
существенно отличаются.
Приложение 1
Вам будет
предложен 41 вопрос , на каждый из которых
следует ответить «да» или «нет». Ответы
рекомендуем записать на листе бумаги:
1— да. 2 — нет. 3 — да и т.д. Время на тест
— 15 минут.
Вопрос | Да | Нет |
1. Когда имеется выбор между двумя вариантами, лучше сделать быстрее первый, а второй отложить на определенное время | ||
2. Я
легко раздражаюсь, когда |
||
3. Когда я работаю, это выглядит так, будто я все ставлю на карту | ||
4. Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних | ||
5. Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой | ||
6. В некоторые дни мои успехи ниже средних | ||
7. По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим | ||
8. Я более доброжелателен, чем другие | ||
9. Если
я отказываюсь от трудного
задания, то потом сурово |
||
10. В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах отдыха | ||
11. Усердие — это не основная моя черта | ||
12. Мои достижения в труде не всегда одинаковы | ||
13. Меня
больше привлекает другая занят |
||
14. Порицание стимулирует меня сильнее, чем похвала | ||
15. Я знаю, что мои коллеги считают меня дельным человеком | ||
16. Препятствия
делают мои решения более |
||
17. Я честолюбив и амбициозен | ||
18. Когда я работаю без вдохновения, это обычно заметно | ||
19. При
выполнении работы я не |
||
20. Иногда я откладываю то, что должен был сделать сейчас | ||
21. Нужно полагаться только на самого себя | ||
22. В жизни мало вещей более важных, чем деньги | ||
23. Всегда, когда мне предстоит выполнить важное задание, я ни о чем другом не думаю | ||
24. Я менее честолюбив, чем многие другие | ||
25. В
конце отпуска я обычно |
||
26. Когда я расположен к работе, я делаю ее лучше и квалифицированнее, чем другие | ||
27. Мне проще и легче общаться с людьми, которые могу? упорно работать | ||
28. Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе | ||
29. Мне приходится выполнять ответственную работу чаще, чем другим | ||
30. Когда
мне приходится принимать |
||
31. Мои друзья иногда считают меня ленивым | ||
32. Мои
успехи в какой-то мере |
||
33. Бессмысленно
противодействовать воле |
||
34. Иногда не знаешь, какую работу придется выполнять | ||
35. Когда
что-то не ладится, я |
||
36. Обычно, я обращаю мало внимания на свои достижения | ||
37. Когда я работаю вместе с другими, моя работа дает большие результаты, чем работа других | ||
38. Многое, за что я берусь, я не довожу до конца | ||
39. Я
завидую людям, которые не |
||
40. Я не завидую тем, кто стремится к власти и положению | ||
41. Когда я уверен, что стою на правильном пути, для доказательства своей правоты я иду вплоть до крайних мер | ||
Ключ к тесту
Вы получили по 1 баллу за отпет «да» на следующие вопросы: 2. 3. 4. 5. 7. 8. 9, 10. 14, 15. 16. 17. 21. 22. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 32. 37. 41.
Вы также получили по баллу за ответ «пег» на вопросы: 6. 13. 18. 20. 24. 31, 36. 38. 39. Подсчитайте сумму набранных баллов: от 1 до 15 баллов — низкая мотивация к успеху; от 16 до 21 балла — средний уровень мотивации:
от 22 до 27 баллов — умеренно высокий уровень мотивации;
от 28 до 33 баллов — высокий уровень мотивации к успеху;
свыше
33 баллов — завышенная оценка мотивации
к успеху.
2. Методика диагностики личности на мотивацию к достижению успеха
(тест Элерса)
Вам будет предложен 22 вопроса, на каждый из которых следует ответить «да» или «нет». Ответы рекомендуем записать на листе бумаги: 1— да. 2 — нет. 3 — да и т.д. Время на тест — 15 минут.
Вопрос | Да | Нет |
1. Думаю, что успех в жизни скорее зависит от случая, чем от расчета | ||
2. Если
я лишусь любимого занятия,
жизнь для меня потеряет |
||
3. В любом деле для меня важнее процесс исполнения и конечный результат | ||
4. Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими людьми | ||
5. По моему мнению, большинство людей живут далекими, а не близкими целями | ||
6. В жизни у меня было больше успеха, чем неудач | ||
7. Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные | ||
8. Даже
в обычной работе я стараюсь
усовершенствовать некоторые |
||
9. Поглощенный мыслям»! об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности | ||
10. Мои близкие считают меня ленивым | ||
11. Думаю, что в моих неудачах повинны скорее обстоятельства, чем я сам | ||
12. Терпения во мне больше, чем способностей | ||
13. Мои
родители слишком строго |
||
14. Лень,
а не сомнение в успехе |
||
15. Думаю, что я уверенный в себе человек | ||
16. Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы не в мою пользу | ||
17. Я усердный человек | ||
18. Когда все идет гладко, моя энергия усиливается | ||
19. Если
бы я был журналистом, то
писал бы скорее об |
||
20. Мои
близкие люди обычно не |
||
21. Мои требования к жизни ниже, чем у моих товарищей | ||
22. Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей |
Ключ к тесту.
Каждый из ваших ответов «да» и «нет», совпадающих с ключевым, оценивается в 1 балл. Если ответ не совпадает с ключевым, балл не присваивается. Ответы «да» на вопросы: 2. 6, 7, 8. 14, 16. 18. 19. 21. 22. Ответы «нет» на вопросы: 1. 3. 4. 5, 9, 10, И, 12, 13. 15. 17. 20. Определите сумму баллов. Затем обратитесь к таблице и сравните свои ответы с ключом теста:
до
11 баллов — низкий уровень мотивации:
от 12 до 15 баллов — средний уровень
мотивации: свыше 15 баллов — высокий
уровень мотивации к успеху.
3. Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач
(тест Элерса)
Инструкция: “Вам предлагается список слов из 30 строк, по 3 слова в каждой строке. В каждой строке выберите только одно из трех слов, которое наиболее точно Вас характеризует, и пометьте его”.
1 | 2 | 3 |
1. Смелый | бдительный | предприимчивый |
2. Кроткий | робкий | упрямый |
3. Осторожный | решительный | пессимистичный |
4. Непостоянный | бесцеремонный | внимательный |
5. Неумный | трусливый | недумающий |
6. Ловкий | бойкий | предусмотрительный |
7. Хладнокровный | колеблющийся | удалой |
8. Стремительный | легкомысленный | боязливый |
9. Незадумывающийся | жеманный | непредусмотрительный |
10. Оптимистичный | добросовестный | чуткий |
11. Меланхоличный | сомневающийся | неустойчивый |
12. Трусливый | небрежный | взволнованный |
13. Опрометчивый | тихий | боязливый |
14. Внимательный | неблагоразумный | смелый |
15. Рассудительный | быстрый | мужественный |
16. Предприимчивый | осторожный | предусмотрительный |
17. Взволнованный | рассеянный | робкий |
18. Малодушный | неосторожный | бесцеремонный |
19. Пугливый | нерешительный | нервный |
20. Исполнительный | преданный | авантюрный |
21. Предусмотрительный | бойкий | отчаянный |
22. Укрощенный | безразличный | небрежный |
23. Осторожный | беззаботный | терпеливый |
24. Разумный | заботливый | храбрый |
25. Предвидящий | неустрашимый | добросовестный |
26. Поспешный | пугливый | беззаботный |
27. Рассеянный | опрометчивый | пессимистичный |
28. Осмотрительный | рассудительный | предприимчивый |
29. Тихий | неорганизованный | боязливый |
30. Оптимистичный | бдительный | беззаботный |