Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 14:54, курсовая работа
Актуальность исследования. Проблемы семьи и внутрисемейных отношений были актуальны всегда. Особый интерес к вопросам семейной жизни появился в последние годы в связи с кризисным состоянием современной семьи.
За последнее десятилетие ситуация области практической психологии существенно изменилась. В различных учреждениях возникают психологические службы. Почти в каждой школе работают психологи, которые стараются максимально содействовать развитию подрастающего поколения. Создано много интересных развивающих и коррекционных программ для детей, которые активно используются практическими психологами [24].
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..……........3
1. РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ И ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА….........................6
1.1 Родительская семья как модель формирования жизненного стиля ребёнка…………………………....…………................6
1.2 Стили семейного воспитания и их взаимосвязь с формированием личности ребёнка...........................................................10
2. ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ..................................21
2.1 Физиологическая готовность ребенка к обучению в школе.....................................................................................21
2.2 Социально - личностная, готовность ребенка к обучению в школе.....................................................................24
2.3 Психологическая готовность к обучению ребенка в школе..............................................................................................................31
2.4 Взаимосвясь стилей семейного воспитания при подготовке ребенка к школьному обучению...................................................................................35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.........................................................................................56
5) Функция первичного
6) Сексуально-эротическая
7) Репродуктивная функция – продолжение рода, воспроизводство населения.
Функции родителей по отношению к своему ребенку, состоят не только и не столько в воспитании, сколько в:
• создании оптимальных условий для роста и развития ребенка;
• удовлетворении естественных потребностей ребенка;
• обеспечении безопасности;
• обеспечении адаптации к жизни;
• в воспитании ребенка.
Обеспечить выполнение перечисленных
функций может полноценная
«Важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества. Существенное влияние оказывает семья на выбор профессии» [7, с. 145].
Типы семей:
а) по составу поколений:
• однопоколенная;
• нуклеарная, (семья, в которой вместе живут мать, отец и дети) – простая
• многопоколенная, или традиционная, (где вместе живут мать, отец, дети и старшее поколение – бабушки и дедушки) – сложная.
б) по составу родителей:
• полная (дети и оба родителя)
• неполная (детей воспитывает один из родителей).
в) по количеству детей:
• семья с одним ребенком;
• семья с двумя и более детьми.
г) по родству:
• семьи с родными детьми;
• смешанные семьи (где воспитываются дети от разных браков);
• семьи с приемными детьми;
• опекунские семьи (где оформлено опекунство взрослых над детьми).
Таким образом, семья осуществляет социализацию личности, является концентрированным выражением её усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию. Из семьи выходят члены общества: какая семья – такое общество. Семья обеспечивает преемственность традиций. В семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье сформированы быть не могут. Влияние семьи на ребёнка сильнее всех воспитательных воздействий. С возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью.
1.2 Стили семейного воспитания
и их взаимосвязь с
Среди многочисленных социальных институтов, пожалуй, трудно выделить такой, который мог бы сравниться с семьёй по степени её воздействия, как на личность, так и на многие процессы общественной жизни.
«Отечественные и зарубежные психологи, изучая особенности воспитания в разных семьях, пришли к выводу, что формирование личностных качеств детей напрямую зависит от стиля воспитания и взаимодействия в их семье. Рассмотрим некоторые примеры стилей родительского воспитания и проанализируем их влияние на развитие личности ребёнка» [16, с. 245].
А.Болдуин выделил два
стиля родительского
Демократический стиль характеризуется следующими параметрами: высокая степень вербального общения между родителями и детьми, включённость детей в обсуждение семейных проблем, успешность ребёнка при готовности родителей всегда прийти на помощь, стремление к снижению субъективности в видении ребёнка.
Контролирующий предполагает существенные ограничения поведения ребёнка при отсутствии разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер, чёткое понимание ребёнком смысла ограничений. Требования родителей могут быть достаточно жёсткими, но они предъявляются ребёнку постоянно и последовательно и признаются ребёнком как справедливые и обоснованные.
Выделяют следующие стили семейного воспитания:
Проявляется стиль семейного воспитания в позиции родителей по отношению к детям, которую характеризуют типы родительского отношения:
«В рассмотренных характеристиках переплетаются эмоциональное отношение родителей к детям (принятие – отвержение) и сочетание требовательности и контроля за поведением ребенка» [15, с. 123].
Некоторые ученые выделяют несколько иные модели родительских отношений, опираясь на сочетание требовательности и ответственности в отношении взрослых к ребенку.
В зависимости от стиля семейного воспитания и типа родительского отношения взрослые члены семьи выбирают и осуществляют определенное поведение по отношению к детям. В этом случае выделяются следующие стили родительского поведения, само название которых отражает сущность позиции родителя в различных ситуациях взаимодействия с ребенком: содействующий, сочувствующий, компромиссный, объяснительный, автономный, строгий, потакающий, зависимый, ситуативный [15].
«Для психологического комфорта наиболее приемлемыми являются содействующий, сочувствующий, компромиссный и объяснительный стили, так как при взаимодействии с ребенком такие родители проявляют понимание возрастных и индивидуальных особенностей детей, стараются объяснять свои требования или запреты, дают возможность детям принимать решения, отстаивать собственные позиции» [ Там же. С. 123].
Потакающий и зависимый стили характеризуются зависимостью родителей от эмоций ребенка, отсутствием четкой собственной позиции, что приводит к потере родительского авторитета, уважения к родителям со стороны детей, а в подростковом возрасте зачастую и любви к родителям (особенно эта проблема касается взаимоотношений мальчиков и отцов).
Автономный и строгий стили отражают в некоторой степени не только родительские педагогические установки, но и особенности их личности, так как такие родители в общении с детьми следуют избранной ими позиции: «родитель – взрослый человек, он старше, умнее». Не всегда это поведение приобретает крайние формы эмоциональной холодности, но в целом характеризуется отстраненностью родителей от детей, которые не получают необходимого им эмоционального тепла.
Ситуативный стиль наименее благоприятный,
так как отражает зависимость
поведения родителей от различных
ситуативных факторов (настроения,
присутствия других людей, обстановки
в семье). Это приводит к тому,
что дошкольники постоянно
Многообразие этих характеристик
проявляется в типах воспитания
детей, которые в психолого-
Гиперопека – тип воспитания, который характеризуется чрезмерной опекой родителями своих детей, проявляется в желании взрослых по возможности «облегчить» жизнь детей, осуществляя вместо них множество действий по самообслуживанию, игровой и продуктивной деятельности, учения. Это приводит к множеству деформаций развития: выученной беспомощности, отсутствию самостоятельности, капризности, отсутствию навыков деятельности и другим. Образно можно описать этот тип фразой: «Настелить бы соломки ребенку на всю жизнь».
«Кумир семьи», «Кронпринц» – крайнее проявление тенденций гиперопеки, когда ребенок является в семье главным лицом, желания которого есть закон и обязательны для исполнения. Взрослые члены семьи, стараясь угодить всеобщему любимцу, часто соревнуются в реализации его пожеланий. Часто такой тип воспитания встречается в семьях, где ребенок поздний и единственный, кроме того, один среди нескольких взрослых (родителей, бабушек, дедушек, тетей и дядей). Психологические характеристики такого ребенка: любовь к себе и любование собой, эгоизм, неумение сопереживать и сочувствовать, нежелание следовать общественным нормам поведения [17].
«Культ болезни» характеризуется тем, что все внимание родителей и других родственников сосредоточено на здоровье ребенка, вернее, на его болезнях, к сожалению, как реальных, так и мнимых. Если ребенок какое-то время не болеет, родители начинают «видеть» в этом зарождение в организме малыша еще более сложного заболевания, которое пока не поддается диагностике, и усиливают свою активность по поиску лучших врачей, лекарств, нетрадиционных средств и способов лечения, вариантов возможного оздоровления ребенка. Причем простейшие способы оздоровления (закаливание, рациональное питание, двигательный режим, оптимальный для каждой погоды подбор одежды), воспринимаются родителями отрицательно. В таких семьях и царит так называемый «культ болезни», когда главное желание родителей – «беречь» ребенка всеми силами, чтобы он не болел.
Гипоопека – противоположный всем предыдущим тип воспитания, в котором проявляются родительские установки на максимальную самостоятельность ребенка без учета индивидуальных возможностей и характера ситуаций. Безусловно, такой подход дает возможность ребенку развивать собственную самостоятельную позицию (мнения, убеждения). Однако в жизни каждому ребенку необходимы эмоциональная поддержка, совет, иногда жесткие и четкие указания. При гипоопеке дети лишены такой поддержки, так как родители следуют принципу: «Жизнь сама всему научит».
Безнадзорность – крайнее выражение гипоопеки, когда родители вообще не уделяют внимания ребенку, и он сам добывает опыт жизнедеятельности во взаимодействии со средой и социальным миром. Как правило, такой тип воспитания характерен для неблагополучных семей, в которых родители страдают алкоголизмом, наркоманией, проявляют антисоциальное поведение. Психологический портрет детей, вырастающих в таких условиях, в основном выражен следующими общими чертами: повышенной тревожностью, агрессивностью, часто озлобленностью, неподчинением общественным правилам и нормам [17].
Повышенная моральная