Взаимосвязь стилей семейного воспитания с формированием личности ребенка и подготовкой его к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 14:54, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования. Проблемы семьи и внутрисемейных отношений были актуальны всегда. Особый интерес к вопросам семейной жизни появился в последние годы в связи с кризисным состоянием современной семьи.
За последнее десятилетие ситуация области практической психологии существенно изменилась. В различных учреждениях возникают психологические службы. Почти в каждой школе работают психологи, которые стараются максимально содействовать развитию подрастающего поколения. Создано много интересных развивающих и коррекционных программ для детей, которые активно используются практическими психологами [24].

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..……........3
1. РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ И ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА….........................6
1.1 Родительская семья как модель формирования жизненного стиля ребёнка…………………………....…………................6
1.2 Стили семейного воспитания и их взаимосвязь с формированием личности ребёнка...........................................................10
2. ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ..................................21
2.1 Физиологическая готовность ребенка к обучению в школе.....................................................................................21
2.2 Социально - личностная, готовность ребенка к обучению в школе.....................................................................24
2.3 Психологическая готовность к обучению ребенка в школе..............................................................................................................31
2.4 Взаимосвясь стилей семейного воспитания при подготовке ребенка к школьному обучению...................................................................................35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.........................................................................................56

Работа состоит из  1 файл

Курсовая №1.docx

— 92.17 Кб (Скачать документ)

5) Функция первичного социального  контроля обеспечивает выполнение  социальных норм членами семьи,  в особенности теми, кто в силу  различных обстоятельств (возраста, заболеваний) не обладает достаточной  способностью самостоятельно осуществлять  свое поведение в полном соответствии  с социальными нормами;

6) Сексуально-эротическая функция  удовлетворяет сексуальные, эротические  потребности членов семьи. С  точки зрения общества важно,  что семья при этом осуществляет  регулирование сексуального, эротического  поведения членов семьи, обеспечивая  биологическое воспроизводство  общества, т. е. выполняя репродуктивную  функцию;

7) Репродуктивная функция –  продолжение рода, воспроизводство  населения. 

Функции родителей по отношению  к своему ребенку, состоят не только и не столько в воспитании, сколько  в:

• создании оптимальных условий  для роста и развития ребенка;

• удовлетворении естественных потребностей ребенка;

• обеспечении безопасности;

• обеспечении адаптации к жизни;

• в воспитании ребенка.

Обеспечить выполнение перечисленных  функций может полноценная гармоничная  семья, которая является открытой системой, впитывающей новые тенденции  психолого-педагогической науки, критически оценивая и анализируя их. К таким  семьям можно отнести семьи, в  которых совместно проживает  несколько поколений, растут двое-трое и более детей, что дает им возможность  усваивать сложный мир отношений  между людьми, приобретать обширный опыт общения. Гармоничная семья  отличается и благоприятными взаимоотношениями, и гуманистическими педагогическими  установками взрослых.

«Важнейшей  социальной  функцией  семьи  является  воспитание  гражданина,  патриота,  будущего  семьянина,  законопослушного  члена  общества. Существенное  влияние  оказывает  семья  на  выбор  профессии» [7, с. 145].

         Типы семей:

а) по составу поколений:

• однопоколенная;

• нуклеарная, (семья, в которой  вместе живут мать, отец и дети) –  простая 

• многопоколенная, или традиционная, (где вместе живут мать, отец, дети и старшее поколение – бабушки  и дедушки) –  сложная.

б) по составу родителей:

• полная (дети и оба родителя)

• неполная (детей воспитывает  один из родителей).

в) по количеству детей:

• семья с одним ребенком;

• семья с двумя и более  детьми.

г) по родству:

• семьи с родными детьми;

• смешанные семьи (где воспитываются  дети от разных браков);

• семьи с приемными детьми;

• опекунские семьи (где оформлено  опекунство взрослых над детьми).

Таким образом, семья  осуществляет  социализацию  личности,  является  концентрированным  выражением  её  усилий  по  физическому,   моральному  и  трудовому   воспитанию.  Из  семьи  выходят  члены    общества: какая  семья – такое  общество. Семья  обеспечивает  преемственность  традиций. В  семье  формируются  те  качества,  которые  нигде,   кроме  как  в   семье   сформированы  быть  не  могут. Влияние   семьи   на   ребёнка   сильнее    всех      воспитательных    воздействий.  С возрастом  оно ослабевает,  но  никогда  не   утрачивается  полностью.

 

 

1.2  Стили семейного воспитания  и их  взаимосвязь с                                      формированием   личности  ребёнка.

 

Среди    многочисленных   социальных    институтов,   пожалуй,    трудно   выделить   такой,   который    мог   бы   сравниться  с   семьёй   по   степени её  воздействия,   как   на   личность,   так   и   на   многие   процессы     общественной   жизни.

«Отечественные  и  зарубежные  психологи,  изучая  особенности  воспитания  в  разных  семьях,  пришли  к  выводу,  что  формирование  личностных  качеств  детей  напрямую  зависит  от  стиля  воспитания  и  взаимодействия  в  их  семье.  Рассмотрим  некоторые  примеры  стилей  родительского  воспитания  и  проанализируем  их  влияние  на  развитие  личности  ребёнка» [16, с. 245].

 А.Болдуин  выделил  два   стиля  родительского  воспитания – демократический  и  контролирующий.

 Демократический  стиль характеризуется следующими  параметрами:  высокая степень вербального общения между родителями  и детьми,  включённость  детей в обсуждение  семейных  проблем,  успешность  ребёнка при готовности  родителей всегда  прийти  на  помощь,  стремление  к снижению  субъективности  в видении ребёнка.

  Контролирующий предполагает  существенные  ограничения  поведения ребёнка  при  отсутствии  разногласий  между  родителями   и  детьми  по  поводу  дисциплинарных  мер,  чёткое  понимание  ребёнком  смысла  ограничений.  Требования  родителей  могут  быть  достаточно  жёсткими,  но  они  предъявляются  ребёнку  постоянно  и  последовательно  и  признаются  ребёнком  как  справедливые   и  обоснованные.

Выделяют следующие стили семейного воспитания:

  • эголитарный стиль воспитания существует в семьях, где родители и дети на равных участвуют в принятии решения, а роли в семье не дифференцируются;
  • демократичный стиль позволяет родителям являться организаторами жизни и деятельности всей семьи. Ребёнок вносит свои предложения и может сам принимать решение, но должен сообщить его родителям, от которых зависит окончательное решение;
  • в семье с разрешающим стилем воспитания ребенок занимает наиболее активную позицию в принятии решения;
  • авторитарный – характеризуется властностью родителей, ребенок может принимать участие в обсуждении, но решение остается за лидером в семье. При этом у ребенка вырабатывается привычка беспрекословного подчинения;
  • автократичный – когда ребенок не имеет права выразить свою точку зрения по проблеме, которая его касается;
  • попустительский стиль, где ребенок решает сам, информировать родителей или нет о своем решении;
  • игнорирующий стиль, где родители не знают о решении, которое принимает ребенок, то есть не участвуют в жизни детей.

Проявляется стиль семейного воспитания в позиции родителей по отношению  к детям, которую характеризуют  типы родительского отношения:

  • сотрудничество (баланс любви, уважения, требовательности);
  • опека (освобождение ребенка от проблем, трудностей и требований);
  • невмешательство (предоставление максимума самостоятельности, независимости и свободы);
  • диктат (жесткое введение родителями своих требований и правил в жизнь ребенка).

«В рассмотренных характеристиках переплетаются эмоциональное отношение родителей к детям (принятие – отвержение) и сочетание требовательности и контроля за поведением ребенка» [15, с. 123].

Некоторые ученые выделяют несколько  иные модели родительских отношений, опираясь на сочетание требовательности и  ответственности в отношении  взрослых к ребенку.

В зависимости от стиля семейного  воспитания и типа родительского  отношения взрослые члены семьи  выбирают и осуществляют определенное поведение по отношению к детям. В этом случае выделяются следующие  стили родительского поведения, само название которых отражает сущность позиции родителя в различных  ситуациях взаимодействия с ребенком: содействующий, сочувствующий, компромиссный, объяснительный, автономный, строгий, потакающий, зависимый, ситуативный [15].

«Для психологического комфорта наиболее приемлемыми являются содействующий, сочувствующий, компромиссный и объяснительный стили, так как при взаимодействии с ребенком такие родители проявляют понимание возрастных и индивидуальных особенностей детей, стараются объяснять свои требования или запреты, дают возможность детям принимать решения, отстаивать собственные позиции» [ Там же. С. 123].

Потакающий и зависимый стили  характеризуются зависимостью родителей  от эмоций ребенка, отсутствием четкой собственной позиции, что приводит к потере родительского авторитета, уважения к родителям со стороны  детей, а в подростковом возрасте зачастую и любви к родителям (особенно эта проблема касается взаимоотношений  мальчиков и отцов).

Автономный и строгий стили  отражают в некоторой степени  не только родительские педагогические установки, но и особенности их личности, так как такие родители в общении  с детьми следуют избранной ими позиции: «родитель – взрослый человек, он старше, умнее». Не всегда это поведение приобретает крайние формы эмоциональной холодности, но в целом характеризуется отстраненностью родителей от детей, которые не получают необходимого им эмоционального тепла.

Ситуативный стиль наименее благоприятный, так как отражает зависимость  поведения родителей от различных  ситуативных факторов (настроения, присутствия других людей, обстановки в семье). Это приводит к тому, что дошкольники постоянно находятся  в некоем психическом напряжении, стараясь уловить состояние родителей  и предугадать последствия своего поведения.

Многообразие этих характеристик  проявляется в типах воспитания детей, которые в психолого-педагогической науке имеют названия, в некоторой  степени, образно отражающие и особенности  отношений родителей к детям, и тип семейного воспитания, и  преобладающий стиль родительского  поведения.

Гиперопека – тип воспитания, который характеризуется чрезмерной опекой родителями своих детей, проявляется в желании взрослых по возможности «облегчить» жизнь детей, осуществляя вместо них множество действий по самообслуживанию, игровой и продуктивной деятельности, учения. Это приводит к множеству деформаций развития: выученной беспомощности, отсутствию самостоятельности, капризности, отсутствию навыков деятельности и другим. Образно можно описать этот тип фразой: «Настелить бы соломки ребенку на всю жизнь».

«Кумир семьи», «Кронпринц» – крайнее проявление тенденций гиперопеки, когда ребенок является в семье главным лицом, желания которого есть закон и обязательны для исполнения. Взрослые члены семьи, стараясь угодить всеобщему любимцу, часто соревнуются в реализации его пожеланий. Часто такой тип воспитания встречается в семьях, где ребенок поздний и единственный, кроме того, один среди нескольких взрослых (родителей, бабушек, дедушек, тетей и дядей). Психологические характеристики такого ребенка: любовь к себе и любование собой, эгоизм, неумение сопереживать и сочувствовать, нежелание следовать общественным нормам поведения [17].

«Культ болезни» характеризуется  тем, что все внимание родителей  и других родственников сосредоточено  на здоровье ребенка, вернее, на его  болезнях, к сожалению, как реальных, так и мнимых. Если ребенок какое-то время не болеет, родители начинают «видеть» в этом зарождение в организме  малыша еще более сложного заболевания, которое пока не поддается диагностике, и усиливают свою активность по поиску лучших врачей, лекарств, нетрадиционных средств и способов лечения, вариантов  возможного оздоровления ребенка. Причем простейшие способы оздоровления (закаливание, рациональное питание, двигательный режим, оптимальный для каждой погоды подбор одежды), воспринимаются родителями отрицательно. В таких семьях и царит так  называемый «культ болезни», когда главное желание родителей – «беречь» ребенка всеми силами, чтобы он не болел.

Гипоопека – противоположный всем предыдущим тип воспитания, в котором проявляются родительские установки на максимальную самостоятельность ребенка без учета индивидуальных возможностей и характера ситуаций. Безусловно, такой подход дает возможность ребенку развивать собственную самостоятельную позицию (мнения, убеждения). Однако в жизни каждому ребенку необходимы эмоциональная поддержка, совет, иногда жесткие и четкие указания. При гипоопеке дети лишены такой поддержки, так как родители следуют принципу: «Жизнь сама всему научит».

Безнадзорность – крайнее выражение гипоопеки, когда родители вообще не уделяют внимания ребенку, и он сам добывает опыт жизнедеятельности во взаимодействии со средой и социальным миром. Как правило, такой тип воспитания характерен для неблагополучных семей, в которых родители страдают алкоголизмом, наркоманией, проявляют антисоциальное поведение. Психологический портрет детей, вырастающих в таких условиях, в основном выражен следующими общими чертами: повышенной тревожностью, агрессивностью, часто озлобленностью, неподчинением общественным правилам и нормам [17].

Повышенная моральная ответственность  предполагает наличие у родителей  жестких моральных установок, а  также представлений о том, каким  должен быть их ребенок. Причем, в представлениях взрослых есть только «черное» и «белое», правильное, хорошее (то есть социально одобряемое) и обратное – неправильное, нехорошее. Соответственно, в процессе воспитания детей они реализуют эти требования без учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка. Такие родители развивают у ребенка постоянное чувство вины, комплекс неполноценности. Эти состояния обусловлены тем, что дошкольник не может ежеминутно быть образцом поведения, а именно это и вызывает критику и неодобрение со стороны родителей.

Информация о работе Взаимосвязь стилей семейного воспитания с формированием личности ребенка и подготовкой его к школе