Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 14:54, курсовая работа
Актуальность исследования. Проблемы семьи и внутрисемейных отношений были актуальны всегда. Особый интерес к вопросам семейной жизни появился в последние годы в связи с кризисным состоянием современной семьи.
За последнее десятилетие ситуация области практической психологии существенно изменилась. В различных учреждениях возникают психологические службы. Почти в каждой школе работают психологи, которые стараются максимально содействовать развитию подрастающего поколения. Создано много интересных развивающих и коррекционных программ для детей, которые активно используются практическими психологами [24].
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..……........3
1. РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ И ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА….........................6
1.1 Родительская семья как модель формирования жизненного стиля ребёнка…………………………....…………................6
1.2 Стили семейного воспитания и их взаимосвязь с формированием личности ребёнка...........................................................10
2. ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ..................................21
2.1 Физиологическая готовность ребенка к обучению в школе.....................................................................................21
2.2 Социально - личностная, готовность ребенка к обучению в школе.....................................................................24
2.3 Психологическая готовность к обучению ребенка в школе..............................................................................................................31
2.4 Взаимосвясь стилей семейного воспитания при подготовке ребенка к школьному обучению...................................................................................35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.........................................................................................56
Федеральное агенство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Уральский государственный
Кафедра психологии личности
ВЗАИМОСВЯЗЬ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО
ВОСПИТАНИЯ С ФОРМИРОВАНИЕМ ЛИЧНОСТИ
РЕБЕНКА И
ПОДГОТОВКОЙ ЕГО К
ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Курсовая работа
Специальность «050706 – Педагогика и психология»
Допущена к экспертизе
«___»__________200 г.
Оценка «____________»
Научный руководитель:
_____________________
Екатеринбург 2011
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ И ВОСПИТАНИИ
РЕБЕНКА…......................
1.1 Родительская семья как модель
формирования
1.2 Стили семейного воспитания
и их взаимосвязь с
формированием личности ребёнка.......................
2. ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В
ШКОЛЕ.........................
2.1 Физиологическая готовность
ребенка
2.2 Социально - личностная, готовность
2.3 Психологическая готовность
к обучению ребенка в
школе.........................
2.4 Взаимосвясь стилей семейного воспитания
при подготовке ребенка к школьному обучению......................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ....................
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблемы семьи и внутрисемейных отношений были актуальны всегда. Особый интерес к вопросам семейной жизни появился в последние годы в связи с кризисным состоянием современной семьи.
За последнее десятилетие ситуация области практической психологии существенно изменилась. В различных учреждениях возникают психологические службы. Почти в каждой школе работают психологи, которые стараются максимально содействовать развитию подрастающего поколения. Создано много интересных развивающих и коррекционных программ для детей, которые активно используются практическими психологами [24].
Однако специалисты всё чаще указывают на то, что результаты оказываются ниже ожидаемых. Чаще всего это связано с тем, что проблемы ребёнка являются лишь следствием проблем взрослых членов семьи, например, супружеских отношений в семье, личностных проблем родителей и т.п. В частности формирование личности ребёнка зависит от стиля отношения родителей к ребёнку.
«Cтиль родительского отношения зависит от социокультурных и семейных традиций, от психологических особенностей ребёнка, от особенностей общения взрослых членов семьи между собой и в том числе от особенностей личности самого родителя» [13, с. 123].
Положительное воздействие семьи на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию у детей различных психологических проблем и комплексов.
Многочисленные исследования
показывают, что дети часто становятся
жертвами собственных
У истоков отечественных
научных исследований проблем
семейного воспитания стояли
И.М. Балинский, И.А.
«И.А. Сикорский в своих исследованиях пришел к выводам, что жестокое воспитание способствует возникновению у ребенка чувства страха; изнеживающее (расслабляющее) воспитание формирует субъективизм и непостоянство характера у детей; пренебрежение воспитанием ведет к трудностям в воспитательном отношении вообще» [20, с. 78].
А Лесгафт П.Ф. полагал, что «…полное развитие всех природных задатков способностей, формирование разумной, свободной человеческой личности возможно для каждого здорового человека, детство и юность которого проходят в нормальных человеческих условиях».
Актуальность темы обусловлена достаточно высоким социальным запросом в сфере изучения зависимости стиля отношения к ребёнку на формирование его личности и подготовленности к школе.
Объект исследования: стили семейного воспитания личности ребенка.
Предмет исследования: взаимосвязь стилей семейного воспи- тания с формированием готовности ребёнка к школе.
Цель исследования: изучить стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребёнка и подготовкой его к школьному обучению.
Гипотеза исследования: степень выраженности личностных особенностей ребенка определяется стилем семейного воспитания.
Задачи:
1. Осуществить теоретический
анализ литературы в области
2. Изучить стили семейного воспитания.
3. Изучить связь стиля родительского воспитания с формированием личности ребёнка и подготовленностью его к школе.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение
Практическая значимость исследования: заключается в том, что полученные результаты исследования можно использовать в области психологического консультирования, а также для разработки индивидуальных и групповых программ для родителей. Эти программы могут носить как профилактический, так и коррекционный характер. Подобные формы работы с родителями расширяют их уровень самосознания и повышают степень принятия ответственности на себя.
ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА
«Семья для ребенка есть ближайший круг общения, в котором формируется его психика и отношения с внешним миром. Влияние родителей на детей, безусловно, и многопланово» [2, с. 160].
По этой причине семейное воспитание играет определяющую роль в формировании личности ребенка, а институт семьи является важнейшим условием его развития и становления. Общеизвестно, что все усилия любого образовательного учреждения по воспитанию детей будут безрезультатны без поддержки семьи [Там же. С. 160].
Современные ученые рассматривают
семью как исторически
Семья для ребёнка – это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают и принимают его таким, кокой он есть. Именно в семье ребёнок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь.
«Семья – это определённый морально-психологический климат, для ребёнка это первая школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребёнка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости. По природе своей семейное воспитание основано на чувстве» [2, с. 162].
Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, т.к. «проводником» его является родительскя любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям. Семейное воспитание имеет также широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года.
Влияние семьи
особенно значимо в начальный
период жизни ребёнка и
намного превышает все
другие воспитательные воздействия.
По данным исследований, семья
в этом опережает и
школу, и средства массовой
информации, влияние улицы,
друзей, литературы и искусства.
Это позволило вывести
зависимость: успешность формирования
личности обуславливается прежде
всего семьёй. Чем лучше
семья, и чем лучше
она влияет на воспитание,
тем выше результаты физического,
нравственного, трудового воспитания
личности. За редким исключением
постоянно подтверждается зависимость:
какая семья, такой и
выросший в ней человек.
Семья и ребёнок –
То, что дети являются «зеркальным» отражением своих родителей, подтверждают и многие учёные. Семья стоит у колыбели формирования личности в самом прямом смысле закладывает основы отношений между людьми, формирует ориентации на всю оставшуюся трудовую и социальную жизнь человека.
Традиционно выделяются следующие функции:
1) Воспитательная функция семьи
состоит в удовлетворении
2) Хозяйственно-бытовая функция
семьи заключается в
3) Эмоциональная функция семьи
– это удовлетворение ее
4) Функция духовного (