Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 14:54, курсовая работа
Актуальность исследования. Проблемы семьи и внутрисемейных отношений были актуальны всегда. Особый интерес к вопросам семейной жизни появился в последние годы в связи с кризисным состоянием современной семьи.
За последнее десятилетие ситуация области практической психологии существенно изменилась. В различных учреждениях возникают психологические службы. Почти в каждой школе работают психологи, которые стараются максимально содействовать развитию подрастающего поколения. Создано много интересных развивающих и коррекционных программ для детей, которые активно используются практическими психологами [24].
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..……........3
1. РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ И ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА….........................6
1.1 Родительская семья как модель формирования жизненного стиля ребёнка…………………………....…………................6
1.2 Стили семейного воспитания и их взаимосвязь с формированием личности ребёнка...........................................................10
2. ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ..................................21
2.1 Физиологическая готовность ребенка к обучению в школе.....................................................................................21
2.2 Социально - личностная, готовность ребенка к обучению в школе.....................................................................24
2.3 Психологическая готовность к обучению ребенка в школе..............................................................................................................31
2.4 Взаимосвясь стилей семейного воспитания при подготовке ребенка к школьному обучению...................................................................................35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.........................................................................................56
Особое внимание при подготовке к школе обращают на режим дня детей.
Если он не установлен
или плохо выполняется, надо
обязательно добиваться его
Важно так организовать жизнь детей в семье, чтобы они были целесообразно деятельными, не проводили время в праздности, которая порождает лень.
Школа предъявляет первокласснику
большие требования. Ребенок включается
в систематический учебный
Организуя режим для ребенка,
родители могут успешно
Для детей правильно организованный режим – условие не только сохранения и укрепления здоровья, но и успешной учебы.
Режим – это рациональное
и четкое чередование сна, еды,
«Школа» – это слово у взрослых ассоциируется с трелью звонка, шумной неугомонностью перемены, строгим голосом учителя, диктантами. Контрольными, домашними заданиями. Кто-то улыбнется и чуть-чуть взгрустнет о своем беспечном, веселом школьном детстве. А у кого-то, наоборот, радостное чувство возникает только при мысли, что все это позади и никогда уже не повторится. И, пожалуй, нет человека, у которого бы воспоминание о школе не вызвало бы никаких эмоций. А если это касается собственного ребенка тем более.
«В какую школу? Готов ли
он? Как ему там понравится?»
– тревожатся родители. Хочется,
чтобы в хорошую, к доброму,
ответственному, умному учителю.
Хочется, чтобы готов был не
хуже других. Вот тут-то впервые
серьезно встает вопрос: чему
детский сад и они сами, родители,
научили ребенка?
«Это я с тобой нянчусь, а в школе с тобой никто так носится не будет», «опять отвлекаешься. Вот в школе поставят тебе 2 по поведению, а с двоечниками никто не дружит»… Стоит ли удивляться, если ребенок, еще ни разу не побывав в школе, твердо знает, что идти туда ему совсем не хочется.
Очень важно психологически подготовить ребенка к школе.
Под психологической
К концу дошкольного возраста
ребенок уже представляет
И.Ю.Кулашна выделяет два аспекта психологической готовности - личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Оба аспекта важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений.
Психологическая готовность
к школьному обучению
Развивающую работу с
Важнейшей задачей системы дошкольного
воспитания является всестороннее развитие
личности ребёнка и подготовка его
к школе. Высокие требования жизни
к организации воспитания и обучения
интенсифицируют поиски новых, более
эффективных психолого-
В этом контексте готовность детей-дошкольников к обучению в школе имеет особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.
Готовность ребёнка к школе
определяется его общей, интеллектуальной
и психолого-педагогической подготовкой.
Психологическая готовность к школе
возникает у детей не сама по себе,
а образуется постепенно и требует
верного педагогического
Подготовка детей к школе
— многогранная задача, которая
охватывает все сферы жизни
ребёнка. Одним из самых
К первому подходу могут быть
отнесены все исследования, направленные
на формирование у детей дошкольного
возраста определенных умений и навыков,
необходимых для обучения в школе.
Установлено, что дети 5-6 лет имеют
значительно большие
Второй подход заключается в том, что у ребёнка, поступающего в школу, должен быть определенный уровень познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться. Совокупность этих свойств и составляет психологическую готовность к школьному обучению.
Суть третьего подхода состоит
в том, чтобы исследовать
Про поступающего в школу мы не говорим, что он готовый ученик, мы говорим о его готовности или неготовности к новой жизни в школе. В чем же проявляется неподготовленность к школьному обучению?
1. Неподготовленный к школе
1. Неподготовленный к школе
2. Слабое развитие связной речи и умственных способностей, неумение задавать вопросы, сравнивать предметы, выделять главное;
3. Мало инициативы, тяготение к
шаблонным действиям и
Причины неподготовленности к школьному
обучению можно условно разделить
на две группы: органические (отклонения
в физическом и нервно-психическом
развитии ребёнка) и воспитательные,
связанные с неэффективной
Психологическая подготовка детей к школе в семье совершенно необходима. Выделяются следующие условия полноценного психического развития ребёнка и его подготовку к учебному труду:
Главное требование — это постоянное сотрудничество ребёнка с другими членами семьи.
Следующим условием успешного воспитания
и развития является выработка у
ребёнка умения преодолевать трудности.
Важно приучить детей начатое
дело доводить до конца. Многие родители
понимают, насколько важно у ребёнка
желание учиться, поэтому они
рассказывают ребёнку о школе, об
учителях и о знаниях, приобретаемых
в школе. Все это вызывает желание
учиться, создает положительное
отношение к школе. Далее нужно
подготовить дошкольника к
Родители должны понимать, что основное значение в подготовке ребёнка к школе имеет его собственная деятельность. Поэтому их роль в подготовке дошкольника к школьному обучению не должна сводиться к словесным указаниям; взрослые должны руководить, поощрять, организовывать занятия, игры, посильный труд ребёнка.
Еще одно необходимое условие подготовки
к школе и всестороннего
Особое значение в психологическом
развитии школьника имеет обогащение
эмоционально-волевой сферы, воспитание
чувств, умение ориентироваться в
своем поведении на окружающих. Рост
самосознания ярче всего проявляется
в самооценке, в том, как ребёнок
начинает оценивать свои достижения
и неудачи, ориентируясь на то, как
оценивают его поведение
Формирование познавательных интересов,
обогащение деятельности и эмоционально-волевой
сферы — предпосылки успешного
овладения дошкольниками
При подготовке к школе родители учат ребёнка сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Для этого дошкольник должен научится внимательно слушать книгу, рассказ взрослого, правильно и последовательно излагать свои мысли, грамотно строить предложения.
Родители должны помнить, что потребность ребёнка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. После чтения важно выяснить, что и как понял ребёнок. Это приучает ребёнка анализировать суть прочитанного, воспитывать ребёнка нравственно, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребёнка, тем успешнее будет его обучение в школе. Также в формировании культуры речи детей пример родителей имеет большое значение. Таким образом, в результате усилий родителей, с их помощью ребёнок учиться правильно говорить, а значит, он готов к овладению чтением, письмом в школе.
У ребёнка, поступающего в школу, должен быть развит и на должном уровне эстетический вкус, и здесь первостепенная роль принадлежит семье. Эстетический вкус развивается и в процессе привлечения внимания дошкольника к явлениям повседневной жизни, к предметам, окружению быта.
От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие мышления и речи. В игре развивается процесс замещения, с которым ребёнок встретится в школе при изучении математики, языка. Ребёнок играя учится планировать свои действия и это умение поможет ему в будущем перейти к планированию учебной деятельности.
Нужно учить также рисовать, лепить, вырезать, наклеивать, конструировать. Делая это ребёнок переживает радость творчества, отражает свои впечатления, свое эмоциональное состояние. Рисование, конструирование, лепка открывают перед нами научить ребёнка видеть, анализировать окружающие предметы, правильно воспринимать их цвет, форму, величину, соотношение частей, их пространственное соотношение. Одновременно это дает возможность научить ребёнка действовать последовательно., планировать свои действия, сравнивать результаты с тем, что задано, задумано. И все эти умения тоже окажутся чрезвычайно важными в школе.