Взаимосвязь стилей семейного воспитания с формированием личности ребенка и подготовкой его к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 14:54, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования. Проблемы семьи и внутрисемейных отношений были актуальны всегда. Особый интерес к вопросам семейной жизни появился в последние годы в связи с кризисным состоянием современной семьи.
За последнее десятилетие ситуация области практической психологии существенно изменилась. В различных учреждениях возникают психологические службы. Почти в каждой школе работают психологи, которые стараются максимально содействовать развитию подрастающего поколения. Создано много интересных развивающих и коррекционных программ для детей, которые активно используются практическими психологами [24].

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..……........3
1. РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ И ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА….........................6
1.1 Родительская семья как модель формирования жизненного стиля ребёнка…………………………....…………................6
1.2 Стили семейного воспитания и их взаимосвязь с формированием личности ребёнка...........................................................10
2. ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ..................................21
2.1 Физиологическая готовность ребенка к обучению в школе.....................................................................................21
2.2 Социально - личностная, готовность ребенка к обучению в школе.....................................................................24
2.3 Психологическая готовность к обучению ребенка в школе..............................................................................................................31
2.4 Взаимосвясь стилей семейного воспитания при подготовке ребенка к школьному обучению...................................................................................35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.........................................................................................56

Работа состоит из  1 файл

Курсовая №1.docx

— 92.17 Кб (Скачать документ)

«Ежовые рукавицы» – образное изречение, которое отражает крайнюю выраженность вышеописанной позиции родителей, требующих жесткого и беспрекословного подчинения детей своим требованиям. Часто это сопряжено с отсутствием эмоциональной поддержки, частым применением угроз, физического наказания. Соответственно, у детей, воспитывающихся в таких семьях, развивается либо протест против воздействия взрослых (неподчинение, агрессия, конфликты с родителями), либо полное подчинение, безволие.

 «Золушка» – это образное название типа воспитания, который основан на том, что взрослые видят в ребенке в основном одни недостатки. Они постоянно противопоставляют ребенка другим детям, сравнивая его достижения с успехами сверстников. При этом родители убеждены в том, что такая их позиция идет только во благо ребенку, заставляет смотреть на жизнь реально. Эффект у такого типа воспитания обратный: развитие у детей комплекса неполноценности, чувства зависти и агрессии к сверстникам, неприятие родителей. Ребенок действительно чувствует себя ненужной и нелюбимой родителями Золушкой.

Противоречивое воспитание реализуется  тогда, когда родительские установки  неоднозначны, конформны; сами родители как личности противоречивы или  подвержены влияниям ситуаций; матери и отцы, а также представители  разных поколений (родители и прародители) имеют различные взгляды и  подходы к воспитанию детей. В  таком случае взрослые проявляют  разные, порой противоположные, тенденции  во взаимодействии с ребенком в процессе воспитания. Это зависит от случайных  факторов. Такой тип воспитания приводит к многочисленным психологическим  проблемам в развитии детей [18].

Смена образцов воспитания наблюдается  в ситуациях, когда по разным причинам (появление в семье еще одного ребенка, развод родителей, ухудшение  материального, жилищного или социального  положения семьи) родители резко  меняют стиль общения с ребенком, уровень требований к нему, соотношение самостоятельности и контроля над поведением ребенка. Эта ситуация, как правило, является травмирующей для ребенка, поэтому вызывает волну протеста, изменение поведения в худшую сторону, неприятие родителей.

«Существуют также так называемые «синергетические» типы воспитания, которые представляют сочетание некоторых вышеописанных типов друг с другом и дают в конечном результате суммирующий, усиливающий эффект. Примеры этих типов могут быть такими: Безнадзорность + Гипоопека + «Ежовые рукавицы» (жесточайший контроль за жизнью ребенка при полном отсутствии поддержки и внимания к проблемам этой жизни со стороны родителей) или «Кумир семьи» + Гиперопека + «Культ болезни» (все силы родителей направлены на доказательство любви и борьбу с реальными и, особенно, мнимыми заболеваниями ребенка)» [17, с. 97].

На  основе   своих   наблюдений  Д. Баумринд  выделил  три  типа  детей,  характер  которых соответствовал  определённым  методам воспитательной  деятельности  их  родителей [19].

 Авторитетные  родители – инициативные,  общительные,   добрые  дети. Авторитетны те  родители,  которые любят и понимают  детей,  предпочитая не  наказывать,  а объяснять,  что хорошо,  а что плохо,  не  опасаясь,  лишний  раз похвалить.  Они требуют от  детей осмысленного  поведения и стараются помочь  им,  чутко относясь  к их  запросам.  Вместе  с тем такие родители  обычно  проявляют твёрдость,  сталкиваясь с детскими  капризами,  а тем более с немотивированными вспышками гнева.

 Дети  таких  родителей  обычно  любознательны,  стараются  обосновать,  а  не  навязать  свою  точку  зрения,  они  ответственно  относятся  к  своим  обязанностям.  Им  легче  даётся  усвоение  социально  приемлемых  и  поощряемых  форм  поведения.  Они  более  энергичны   и  уверенны  в  себе,  у  них  лучше  развиты  чувство  собственного  достоинства  и  самоконтроль,  им  легче  удаётся  наладить  хорошие  отношения  со  сверстниками.

 Авторитарные  родители – раздражительные,  склонные  к конфликтам  дети.  Подобного рода  воспитания  ребёнок лишается  права голоса,  возможности обсуждать проблемы  в семье и тем более возражать.  Любые варианты  отклонения  ребёнка от  указаний  взрослых  жестко  подавляются,  и он  подвергается  наказаниям  (в том числе физическим).  Общения между детьми  как такового  не  происходит,  его заменяют  жесткие требования  и правила.  Родители  чаще  всего отдают  приказания  и ждут,  что они будут в точности  выполнены, обсуждения  не  допускаются.  

«Дети  в  таких  семьях,  как  правило,  непритязательны,  замкнуты,  боязливы,   угрюмы  и  раздражительны.  Девочки  обычно  остаются  пассивными  и  зависимыми  на  протяжении  подросткового  и  юношеского  возраста.  Мальчики  могут  стать  неуправляемыми,  конфликтными  и  чрезвычайно  бурно  реагировать  на  запрещающее  и  карающее  окружение,  в  котором  их  растили» [23, с. 78].

  Снисходительные  родители – импульсивные,  агрессивные  дети.  Как правило,  снисходительные родители  не  склонны контролировать  своих детей,  позволяя  им  поступать,  как заблагорассудится,  не  требуя  от  них ответственности и самоконтроля.  Такие родители  разрешают детям делать  всё,  что им  захочется,  вплоть  до  того,  что не  обращают  внимание  на  вспышки гнева и агрессивное поведение,  в результате  которых случаются неприятности.  У детей же  чаще  всего нелады  с дисциплиной,  нередко их  поведение становится  просто  неуправляемым. 

Как  в  таких  случаях  поступают  снисходительные  родители?  Обычно  они приходят  в  отчаяние  и  реагируют  очень  просто – грубо  и  резко  высмеивают  ребёнка,  а  в  порывах  гнева  могут  применять  физическое  наказание.  Они  лишают  детей  родительской  любви,  внимания  и  сочувствия.

Личностные особенности родителей  оказывают существенное влияние  на характер их отношения к ребенку. Ярким примером, подтверждающим это  положение, является концепция шизофреногенной  матери (Фромм - Райхманн, 1948). Шизофреногенная  мать – деспотичная, властная женщина, которая эмоционально отвергает своего ребенка и одновременно вызывает у него сильную тревожность, мешает нормальному развитию своего ребенка из-за сильной потребности контролировать чужие жизни. Она стремиться быть безупречной в своих поступках и требует того же от других. Нередко эта женщина выбирает себе такого мужа, который не в состоянии соответствовать столь высоким стандартам поведения и в то же время не может сопротивляться ее контролю. Поэтому он пассивно изолируется от семьи и позволяет своей жене окружить ребенка всеобъемлющей опекой. Ребенка дразнят обещаниями того, что все его потребности будут выполнены без усилий и одновременно обижают мелочным контролем. В конце концов, ребенок уступает и отказывается от внешнего мира ради безопасности, которую обещает всемогущая, потворствующая мать, прячущая собственную ненависть и обиду за демонстрируемую заботу [23].

  В соответствии  с этим  выделено  четыре  параметра родительского поведения,  ответственных за  описанные паттерны  детских черт.

1. Родительский  контроль: при высоком уровне  родители  предпочитают  оказывать большое влияние на  детей,  способны  настаивать  на  выполнении  своих требований,  последовательны в них.  Контролирующие  действие  направлены  на  модификацию проявлений  зависимости у детей,  агрессивности,  Развитие  игрового  поведения,  а также на  более совершенное усвоение  родительских  стандартов  и норм.

2. Родительские  требования,  побуждающие к развитию  у детей зрелости.  Родители  стараются,  чтобы дети  развивали свои  способности в интеллектуальной  и эмоциональной сферах,  межличностном общении,  настаивают  на  необходимости и праве детей на  самостоятельность.

3.  Способы  общения  с  детьми  в  ходе  воспитательных  воздействий:  родители  стремятся использовать  убеждение с тем,  чтобы добиться  послушания,  обосновывают  свою  точку зрения  и одновременно  готовы  обсуждать её  с детьми,  выслушивают их  аргументацию.  Родители  с низким  уровнем чаще  прибегают к крикам,  жалобам и ругани.

4. Эмоциональная  поддержка:  родители  способны  выражать  сочувствие,  любовь  и тёплое  отношение,  но  действия  и эмоциональное отношение направлены  на  содействие  физическому и духовному росту детей,  они испытывают  удовлетворение  и гордость  от  успехов детей.  

  Оказалось,  что  комплекс  черт  компетентных  детей   соответствует  наличию  в   родительском  отношении  всех  четырёх  измерений – контроля,  требовательности  к  социальной  зрелости,  общения  и  эмоциональной  поддержки,  т.е.  оптимальным  условием  воспитания  является  сочетание  высокой  требовательности  и  контроля  с  демократичностью  и  принятием [23].

Таким образом, велика  роль  семьи,   а   именно родителей, в становлении здоровья и психики ребенка. Родители реализуют определенное поведение, проявляют определенный тип родительского отношения и стиль родительского поведения. В этом отношении и поведении проявляется и реализуется выбранный родителями стиль семейного воспитания, который отражает предпочтение ими тех или иных позиций во взаимодействии с детьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

 

2.1 Физиологическая готовность ребенка       

         к обучению в  школе

 

 Начало  школьного  обучения – закономерный  этап  на  жизненном  пути    дошкольника:  каждый  ребёнок,  достигая  определённого  возраста,  идёт  в  школу.  Что  же  такое  «готовность  к  обучению  в  школе»?

 «В  отечественной  психологии  серьёзная  проработка  проблемы  готовности  к  школьному  обучению,  своими  корнями  идущей  из  трудов  Л. С. Выготского,  содержится  в  работах  Л. И. Божович(1968);  Д. Б. Эльконина(1981, 1989);  Н. Г. Салминой(1988);  Е. Е. Кравцовой(1991);  Н. В. Нижегородцевой, В. Д. Шадрикова(1999, 2001) и  др» [11, с. 167].

Когда  говорят  о  готовности  к  школьному  обучению,  имеют  в ввиду  такой  уровень  физического,  психического  и  социального  развития  ребёнка,  который  необходим  для  успешного  усвоения  школьной  программы  без  ущерба  для  его  здоровья.  Следовательно,  понятие  «готовность  к  обучению  в  школе»  включает:  физиологическую,  психологическую  и  социальную  или  личностную  готовность  к  обучению  в  школе.

Н. В. Нижегородцева  и  В. Д. Шадриков  представляют  психолого-педагогическую  готовность  к обучению  в школе как три составляющие  школьной  готовности,  которые тесно взаимосвязаны и    недостатки  в формировании  любой из  её  сторон,  так или иначе,  сказываются на  успешности  обучения  в школе [12].

Физиологическая готовность – уровень  физиологического развития, уровень  биологического развития, состояние  здоровья, а также развитие школьно-значимых психологических функций:

1. Развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребёнок уверенно владеет карандашом, ножницами).

2. Пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше – ниже, вперёд – назад, слева – справа).

3. Координация в системе глаз-рука (ребёнок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ – узор, фигуру – зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг).

Физиологическая готовность определяется  уровнем  развития  основных  функциональных  систем  организма  ребёнка  и  состоянием  его  здоровья.  Оценку  физиологической  готовности  детей к  систематическому  школьному  обучению  проводят  медики  по  определённым  критериям.  При  формировании  и  диагностике  психологической  готовности  к  школе  необходимо  учитывать  уровень  физиологического  развития  и  состояние  здоровья  ребёнка,  так  как  они  составляют  фундамент  школьной  деятельности.  Частоболеющие,  физически  ослабленные  учащиеся  даже  при  наличии  высокого  уровня  развития  умственных  способностей,  как  правило,  испытывают  трудности  в  обучении [21, с. 237].

С  началом  школьного  обучения  резко  возрастает  нагрузка  на  организм  ребёнка.  Систематическая  учебная  работа,  большой  объём  новой  информации,  необходимость  сохранения  вынужденной  позы,  изменение  привычного  распорядка  дня,  пребывание  в  большом  школьном  коллективе  требуют  значительного  напряжения  умственных  и  физических  сил  маленького  школьника.

Готов  ли  организм  6-7 летнего  ребёнка к таким нагрузкам?  Многочисленные  исследования  физиологов  говорят о том,  что в возрасте 5-7 лет происходит  существенная  перестройка всех  систем  детского  организма.  К началу  школьного обучения  (к семи  годам)  эта перестройка ещё не  закончена,  и в школьные  годы  продолжается  активное  физиологическое развитие.  Поэтому учёные  делают  вывод:  с одной стороны,  по  своим функциональным  характеристикам организм  ребёнка 6-7 летнего возраста  готов к систематическому  школьному обучению, и в то  же  время он  очень чувствителен  к неблагоприятным воздействиям  внешней  среды,  особенно  к  чрезмерному  умственному  и  физическому  напряжению.  Чем  младше  ребёнок,  тем  труднее  ему  справляться  со  школьными  нагрузками,  тем  выше  вероятность  появления  отклонений в  его  здоровье.

Информация о работе Взаимосвязь стилей семейного воспитания с формированием личности ребенка и подготовкой его к школе