Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 14:54, курсовая работа
Актуальность исследования. Проблемы семьи и внутрисемейных отношений были актуальны всегда. Особый интерес к вопросам семейной жизни появился в последние годы в связи с кризисным состоянием современной семьи.
За последнее десятилетие ситуация области практической психологии существенно изменилась. В различных учреждениях возникают психологические службы. Почти в каждой школе работают психологи, которые стараются максимально содействовать развитию подрастающего поколения. Создано много интересных развивающих и коррекционных программ для детей, которые активно используются практическими психологами [24].
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..……........3
1. РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ И ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА….........................6
1.1 Родительская семья как модель формирования жизненного стиля ребёнка…………………………....…………................6
1.2 Стили семейного воспитания и их взаимосвязь с формированием личности ребёнка...........................................................10
2. ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ..................................21
2.1 Физиологическая готовность ребенка к обучению в школе.....................................................................................21
2.2 Социально - личностная, готовность ребенка к обучению в школе.....................................................................24
2.3 Психологическая готовность к обучению ребенка в школе..............................................................................................................31
2.4 Взаимосвясь стилей семейного воспитания при подготовке ребенка к школьному обучению...................................................................................35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.........................................................................................56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Судьба человека во многом зависит от его развития в дошкольном возрасте, когда он почти ничего не знает о мире и в его голове и сердце содержится в основном то, что вложили туда родители и другие воспитатели. Но именно этот «чудо-ребёнок» определяет то, что может произойти с ним в будущем.
Основной акцент в период пяти-семи лет родители ставят на подготовку к школе. Именно сейчас особенно видна родительская роль. Адлер писал, что «школа является своеобразной экспериментальной базой, выявляющей дефекты семейного воспитания» Умный и наблюдательный учитель может многое увидеть в ребёнке уже в его первый день в школе. Поскольку сразу же появляются новые ситуации, которые могут оказаться болезненными и неприятными для изнеженного ребёнка.
Всесторонняя помощь в развитии ребёнка означает создание таких условий, при которых его физиологические, эмоциональные и интеллектуальные потребности будут удовлетворяться в достаточной мере и на необходимом качественном уровне. Результат такого воспитания – здоровье ребёнка, его счастье и благополучие. Всё зависит от уровня и образа жизни семьи, от умения родителей создать счастливую семейную жизнь.
Семья осуществляет социализацию личности, является концентрированным выражением её усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию. Из семьи выходят члены общества: какая семья – такое общество. Семья обеспечивает преемственность традиций. В семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье сформированы быть не могут. Влияние семьи на ребёнка сильнее всех воспитательных воздействий. С возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью.
Велика роль семьи, а именно родителей, в становлении здоровья и психики ребенка. Родители реализуют определенное поведение, проявляют определенный тип родительского отношения и стиль родительского поведения. В этом отношении и поведении проявляется и реализуется выбранный родителями стиль семейного воспитания, который отражает предпочтение ими тех или иных позиций во взаимодействии с детьми.
Физиологическая готовность ребенка
к обучению конкретно
Социально-личностная, готовность ребенка
к обучению в школе
Психологическая готовность к школе – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной программы. Основная цель психологического обследования ребенка при приеме в школу – выявление его индивидуальных особенностей. Если пришел ребенок, нуждающийся в специальной развивающей работе, то в психологической карте необходимо заполнить все рубрики, отражающие его развитие на момент обследования, зафиксировать основные проблемы ребенка и наметить план развивающей работы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. 150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе [Текст] / Л. А. Григорович, О. С. Ермоленко, Т. Д. Марцинковская. – М. : АСТ, 2000. – 128 с.
2. Божович, Л. И. Социальная ситуация развития и движущие силы развития ребенка [Текст] / Л. И. Божович ; психология личности в трудах отечественных психологов: хрестоматия / под ред. Л. В. Куликова. – СПб. : Питер, 2000. – 160-166 с.
3. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А. К. Бондаренко. – М. : Просвещение, 1991. – 132 с.
4. Бугрименко, Е. А. Готовность детей к школе. Диагностика психологии развития и коррекция его неблагоприятных вариантов [Текст]: учебник / Е. А. Бугрименко, А. Л. Венгер. – Томск. : Пеленг, 1992. – 62 с.
5. Венгер, Л. А. Как дошкольник становится школьником? [Текст] / Л. А. Венгер // Дошкольное воспитание. – 1995. – №8. – С. 66-74.
6. Волков, Б. С. Подготовка ребенка к школе: задачи, упражнения, диагностика [Текст]: учеб.-метод. пособие / Б. С. Волков, И. В. Волкова. – М. : Просвещение, 1994. – 218 с.
7. Волков, Б. С. Готовим ребёнка к школе [Текст]: учебник / Б. С. Волков, И. В. Волкова. – М. : Просвещение, 2008. – 145 с.
8. Галигузова, Л.Н. Ступени общения от года до семи лет [Текст]: учеб.-метод. пособие / Л. Н. Галигузова, Е. О. Смирнова. – М. : Прос- вещение, 1992. – 78 с.
9. Гатанова, Н. Тунина Е. Программа обучения и развития дошкольника [Текст]: тесты для детей 6 лет / Н. Гатанова, Е. Тунина. – СПб. : Издательский Дом «Нева», 2004. – 32 с.
10. Гуткина, Н. И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению [Текст] / Н. И. Гуткина. – М. : Просвещение, 1996. – 69 с.
11. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе [Текст]: учебное издание / Н. И. Гуткина. – М.: Вече, 2006. – 167 с.
12. Котелевская, В. В. Развитие речи и интеллекта в играх, трени- нгах, тестах [Текст]: учебник / В. В. Котелевская, Т. Б. Анисимова. – Ростов на Дону. : Феникс, 2002. – 213 с.
13. Кравцова, Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе [Текст] / Е. Е. Кравцова. – М. : Просвещение, 1991. – 98-123 с.
14. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М. И. Лисина. – М. : «Институт практической психологии», 1997. – 156 с.
15. Мухина, В.С. Шестилетний ребенок в школе [Текст] / В. С. Мухина. – М. : Просвещение, 1990. – 123-130 с.
16. Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе [Текст]: пособие для практических психологов, педагогов и родителей / Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 245 с.
17. Новикова, Г. Психолого-педагогическая готовность к школе [Текст] / Г. Новикова // Дошкольное воспитание. – 2005. –№8. – С.95-100.
18. Скрипкина, Т.П. Психологическая служба в детских дошкольных учреждениях разных типов [Текст]: учеб. -метод. пособие / Т. П. Скрип- кина, Э. К. Гульянц – Ростов на Дону. : РГПУ, 1993. – 235 с.
19. Тельнова, Ж. Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения [Текст] / Ж. Н. Тельнова. – Омск. : Азбука, 1997. – 159 с.
20. Целуйко, В. М. Психология современной семьи [Текст]: кн. для педагогов и родителей / В. М. Целуйко – М. : Академия, 2006. – 78-87 с.
21. Циркин, С. Ю. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста [Текст] / С. Ю. Циркин. – СПб.: «Питер», 2000. – 237 с.
22. Чуприкова, Н. И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения [Текст] / Н. И. Чуприкова. – М. : ВЛАДОС, 1995. – 121-123 с.
23. Шнейдер, Л. Б. Семейная психология [Текст]: уч. пособие для вузов / Л. Б. Шнейдер. – М. : Просвещение, 2005. – 78-86 с.
24. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах [Текст] / Д. Б. Эльконин. – М. : Изд-во «Институт практической психологии», 1995. – 267 с.