Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 15:59, дипломная работа
Цель исследования : установить взаимосвязь между содержанием Я-концепции и личностным самоопределением в ранней юности.
Объект исследования : юноши и девушки в возрасте 15- 16 лет.
Предмет исследования : взаимосвязь Я-концепции и личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте.
ВВЕДЕНИЕ .......................................................................................... 3 - 6
ГЛАВА 1. Я-концепция в раннем юношеском возрасте ................. 7 - 33
1.1 Самосознание и его место в психической организации
человека ......................................................................................... 7 - 9
1.2 Понятие, значение и структура Я-концепции ............................ 10 - 19
1.3 Становление самосознания в ранней юности как источник
формирования Я-концепции ............................................................. 20 - 24
1.4 Особенности Я-концепции в ранней юности ........................... 25 - 33
ГЛАВА 2. Личностное самоопределение как психологическое
новообразование ранней юности ....................................................... 34 - 55
2.1 Личностное самоопределение как психологическая
проблема ............................................................................................ 35 - 45
2.2 Психологическое содержание личностного самоопределения
в ранней юности ................................................................................. 45 - 55
ГЛАВА 3. Практическое изучение Я-концепции как фактора
личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте ...... 56 - 94
ВЫВОДЫ ....................................................................................... 95 - 98
Список литературы ................................................
26. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. М.,1991.
27. Журавлев В.И. Вопросы жизненного самоопределения выпусников средней школы. Ростов н/Д, 1972.
27а. Захарова А.В. Психология обучения старшеклассников. М.,1976.
28. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. М.,1980.
29. Иванова Н.Я. Смысл жизни личности как ее практический способ бытия. Вологда, 1987, Деп. в ИНИОН, №17012.
30. Кенкманн П.О. Роль системы образования в жизненном самоопределении молодежи : Докт.дис. Тарту.,1985.
31. Кон И.С. Открытие “Я”. М.,1978.
32. Кон И.С. Категория “я” в психологии // Психологический журнал.1981. Т.2.№3.
33. Кон И.С. Психология ранней юности.М.,1989.
34. Кон И.С Какими они себя видят? М.,1975.
35. Круглов Б.С. Роль ценностных ориентаций в формировании личности школьника // психологические особенности формирования личности школьника. М..1983. С. 4 - 15.
36. Крягжде С.П. Психология формирования профессиональных интересов. Вильнюс,1981.
36а. Кузнецова И.К. Проблема психологического консультирования старшеклассников в школе // Научно-практические проблемы школьной психологической службы. М.,1987.
37. Кухарчук А.М., Ценципер А.Б. Профессиональное самоопределение учащихся. Минск.1976.
38. Леонтьев А.Н. Деятельность.Сознание.
39. Леонтьев Д.А., Калашников М.О., Калашникова О.Э. Факторная структура теста смысложизненных ориентаций // Психологический журнал, 1993, №1.
40. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций. М.,1996.
41. Липкина А.И. Самооценка школьника. М.,1986.
42. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. Л.,1985.
43. Мерлин В.С. Психология индивидуальности / Избр. психол. труды. М.,1996.
44. Мерлин В.С. Проблемы экспериментальной психологии личности. // Ученые записки Пермского Пед.ин-та.,1970., Т.77, с. 8-12.
45. Мудрик А.В. Время поисков и решений. М.,1990.
46. Мудрик А.В. В поисках своего “Я” // Семья и школа.1998.№10.
47. Мудрик А.В. Современный старщеклассник: проблемы самоопределения. М.,1977.
48. Новоприходько А.К. К проблеме соотношения образа Я и самосознания // Вопросы психологии, 1992, № 1-2.
48а. Обуховский К. Психология влечений человека. М.,1972.
49. Осницкий А.К. Определние характеристик социальной адаптации // Журнал практического психолога, 1998, №1.
50. Осницкий А.К. Умения саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся // Вопросы психологии, 1992, №№1,2.
51. Петровский А.В. К проблеме самоопределения личности в группе. М.,1972. С.149-154.
52. Петровский А.В. Психологическая теория коллектива. М.,1979.
53. Платонов К.К . К теории личности. М.,1978.
54. Прихожан А.М. К анализу генезиса самосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте // Воспитание,обучение и психическое развитие. М.,1984.
С.76-88.
55. Прихожан А.М. Школьная тревожность и самооценка в старшем подростковом возрасте // Психологические проблемы повышения качества обучения и воспитания. М., 1984. С.76-88.
56. Психология личности. Тексты / под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.Н.Пузырея. М..1982.
57. Психология современного подростка / под ред. Д.И.Фельдштейна. М..1987.
58. Психологические тесты. М.,1996.
59. Психология формирования и развития личности. М.,1981.
60. Психология юношеского возраста. М.,1989.
61. Рабочая книга школьного психолога / под ред. И.В. Дубровиной. М.,1991.
62. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. М.,1994.
63. Рейковский Я. Просоциальная деятельность и понятие собственного “я” // Вестник МГУ. Серия Психология,1981, №1, с. 14-22.
64. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.,1994.
65. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.,1957.
66. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. М.,1989.
67. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.,1973.
68. Руткевич М.Н. Роль социально-профессиональной ориетации молодого поколения в изменении социальной структуры советского общества. - В кн.:.
69. Савонько Е.И. Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку и оценку другими людьми. - В кн. Изучение мотивации поведения детей и подростков /под ред. Л.И.Божович и Л.В.Благонадежиной. М..1972.
70. Сафин В.Ф., Ников Г.П. Психологический аспект самоопределения // Психологический журнал, 1984, №4. С. 65-74.
71. Сафин В.Ф. Устойчивость самооценки и механизм ее сохранения // Вопросы психологии, 1975, №3.
72. Сафин В.Ф. Динамика оценочных эталонов в подростковом и юношеском возрасте // Вопросы психологии,1982,№1. С.69-75.
73. Сафин В.Ф. Профессиональные намерения учащихся и устойчивость их самооценки. В кн. Вопросы подготовки школьников к жизни и труду. Пермь,1976.
74. Снеткова М.В. Локус контроля в структуре жизненной позиции. Дипл.работа. М.,1988.
75. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности.М.,1989.
76. Социальная и профессиональная ориентация молодежи. Таллин,1977. С.18-
77. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М..1972.
78. Столин В.В. Самосознание личности. М..1983.
79. Толстых Н.Н Жизненные планы подростков и юношей // Вопросы психологиии.,1984,№3.
80. Трусов В.П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов. Л.,1980.
81. Чамата П.Р. К вопросу о генезисе самосознания личности.- В кн. Проблемы сознания. М.,1968.
82. Фельдштейн Д.И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе // Вопросы психологии, 1985, №6.
83. Филиппов А.А., Кондратьева Л.Л. Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение личнсоти. - В книге: Активность личности в общении и профессиональное самоопределение. М.,1976. С.65-76.
84. Филиппов Ф.Р. Социальная ориентация и жизненные планы молодежи // Молодежь: интересы, стремления, идеалы. М.,1969.
85. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / под ред. И.В.Дубровиной. М.,1983.
86. Формирование личности старшеклассника / под ред. И.В.Дубровиной. М.,1989.
87. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.,1990.
88. Фрейд З. Я и Оно. Кн.1,2. Тбилиси,1991.
89. Фромм Э. Душа человека. М.,1992.
90. Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности. Тбилиси, 1984.
91. Чамата П.Р. К вопросу о генезисе самосознания личности. - В кн.: Проблемы сознания. М., 1968.
92. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М..1977.
93. Чеснокова И.И. Психологическое исследование самосознания // Вопросы психологии, 1984, №5.
94. Шибаева М.М. Самоопределение личности в культуре как мировоззренческая проблема // Культура и мировоззрение. Вып.11. М.,1981.
95. Шибутани Т. Я-концепция как персонификация / Т.Шибутани. Социальная психология. Пер. с анг. В.Б. Ольшанского. Ростов н/Д.,1988. С. 193-212.
96. Шумилин Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника. М.,1979.
97. Шорохова Е.В. Проблема “Я” и самосознания. - В кн. Проблемы сознания. М..1966
98 Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / под ред. Толстых А.В. М.,1996.
Средние значения и t-критерий по тесту СЖО
| Название субшкал | Средние значения | Дисперсия | t-критер | ||||
|
| девушки | юноши | девушки | юноши |
| ||
Ц | Цели в жизни | 28,7 | 29,4 | 7,62 | 7,55 | -0,5 | ||
Пр | Процесс жизни | 34,9 | 29,8 | 4,09 | 6,54 | 0,93 | ||
Л-Я | Локус контроля-Я | 20,2 | 19,5 | 4,28 | 5,27 | 0,64 | ||
Л-ж | Локус контроля-жизнь | 29,1 | 28,4 | 5,86 | 6,6 | 0,55 | ||
ОЖ | Осмысленность жизни | 97,1 | 96,7 | 15,42 | 18,21 | 0,12 |
Для степеней свободы 100 граничные значения t-критерия 1,948 при уровне значимости 5% ; 2,626 при уровне значимости 1%.
Средние значения и t-критерий по опроснику СПА
№ | Название шкалы | Средние значения | дисперсия | t- критерий | ||
|
| девушки | юноши | девушки | юноши |
|
| Самоприятие | 71 | 68,5 | 12,61 | 14,88 | 0,92 |
| Приятие других | 68,2 | 66,2 | 9,48 | 13,56 | 0,83 |
| Эмоционал. комфорт | 63,6 | 63,9 | 10,9 | 17,7 | 0,12 |
| Интернальность | 61,1 | 65,9 | 10,7 | 14,1 | 0,92 |
| Стремление к доминир. | 52,9 | 53,5 | 10,2 | 10,9 | 0,42 |
Информация о работе Я - концепция как фактор личностного самоопределения в ранней юности