Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 11:14, курсовая работа
Цель работы – исследовать степень зависимости уровня внимания и его произвольности от типа личности пользователя.
Задачи:
1) Проанализировать разные подходы к изучению внимания человека;
2) Проанализировать разные подходы к изучению типа личности пользователей компьютерных технологий;
Введение
Глава 1: Теоретические подходы к проблеме типа личности пользователя и его сопряжения со структурой и произвольностью внимания.
1.1 Классификации внимания и развитие в онтогенезе, определение его свойств, функций и видов.
1.1.1 Свойства внимания.
1.1.2 Функции и виды внимания.
1.1.3 Развитие внимание в онтогенезе
1.2 Классификация типов личности пользователей компьютерных технологий.
1.2.1 Тип пользователя – «геймер»
1.2.2 Тип пользователя – «житель» Интернета
1.2.3 Тип пользователя – «хакер»
Глава 2: Опытно-экспериментальное исследование зависимости структуры внимания и его произвольности от типа личности пользователя компьютерных технологий
2.1 План исследования
2.2 Описание методик
2.3 Анализ данных исследования зависимости структуры внимания и его произвольности от типа личности пользователя компьютерных технологий. Теоретический и статистический анализ.
Заключение
Список литературы
Приложение
Целью эмпирического исследования является изучение степени зависимости уровня внимания и его произвольности от типа личности пользователя.
Задачами эмпирического исследования являются:
Провести исследование структуры внимания подростков 13-14-ти лет с различными типами пользования компьютерными технологиями.
Сделать выводы и практические рекомендации на основании полученных данных
Рабочая гипотеза: тип личности пользователей компьютерных технологий влияет на уровень функционирования у них произвольного внимания, его продуктивность.
Для решения поставленных задач в качестве базы исследования были выбраны учащиеся 7-8-ых классов МОУ Заволжской СОШ, располагающейся в поселке Заволжском Калининского района, в количестве 25 человек. Исследование проводилось с 10.03.2009 по 15.03.2009.
Исходя из поставленных задач исследования, применялись следующие методики: опросник на определение типа личности пользователей компьютерных технологий, методика «Красно-черная таблица», методика «Корректурная проба» (буквенный вариант), методика «Расстановка чисел».
В данной работе были использованы четыре методики, соответствующие цели исследования:
Опросник на определение типа личности пользователей компьютерных технологий (Приложение). Опросник составлен автором.
На основании данного опросника были выделены две группы подростков: увлекающиеся компьютерными технологиями и не интересующиеся ими. Подростки первой составили экспериментальную группу, разделенную на три типа личностей пользователей:
«геймеры»
«жители» Интернета
«хакеры»
Подростки второй группы составили контрольную группу.
Описание методики «Красно-черная таблица»
Методика предназначена для оценки переключения внимания. Обследуемые должны находить на предложенной им таблице красные и черные числа попеременно и записывать только буквы, соответствующие этим числам, причем красные числа нужно находить в убывающем порядке, а черные – в возрастающем.
Перед началом исследования до испытуемых были доведены инструкции, по которым должна выполняться методика, а также цели исследования. Были обозначены временные рамки – пять минут на выполнении всей работы.
Методика оценивается по количеству правильно воспроизведенных пар букв [11].
Описание методики «Корректурная проба» (буквенный вариант)
Обследуемым предъявляется бланк с различными буквами в количестве сорок рядов по сорок букв в каждом. Испытуемые должны в каждом ряду вычеркивать определенную букву, которая стоит первой. Работа проводится на время с требованием максимальной точности. Время работы составляет пять минут.
Методика оценивает объем и концентрацию внимания. Объем внимания оценивается по количеству просмотренных букв, концентрация – по количеству сделанных ошибок (чем больше ошибок, тем ниже концентрация внимания). Таким образом, по представленной методике оцениваются два показателя [11].
Описание методики «Расстановка чисел»
Методика предназначена для оценки произвольного внимания. Испытуемым предлагаются два квадрата. В верхнем квадрате написаны числа в случайном порядке, которые нужно расставить в нижнем в возрастающем порядке. Числа записываются построчно, в верхнем квадрате никаких отметок делать нельзя.
Методика оценивается по количеству правильно записанных чисел.
На первом этапе исследования испытуемым предлагался опросник на определение типа личности пользователей компьютерных технологий. В работе был применен метод пассивного контроля зависимой переменной: из общей выборки были отобраны подростки с высокой и низкой степенью пользования компьютерными технологиями; испытуемые были включены в две группы:
На втором этапе испытуемым предлагалось, непосредственно, выполнить указанные выше методики.
На третьем этапе исследования обрабатывались методики, проводился теоретический и статистический анализ полученных данных, с учетом разделения испытуемых на контрольную и экспериментальную группу.
Выборка экспериментальной группы 15 человек, контрольной группы – 10 человек. Выборки подростков определялись по принципу пользующиеся и не использующие компьютерные технологии.
Результаты исследования контрольной группы по вышеуказанным методикам представлены в таблице №1. Средний показатель объема внимания – 1100; концентрации внимания – 2,6; переключения внимания – 12,2; произвольности внимания – 19,9.
Показатели внимания и его произвольности контрольной группы (не использующие компьютерные технологии).
Таблица 1.
Показатели внимания и его произвольности контрольной группы (не использующие компьютерные технологии)
Nr | Объем внимания (просм.буквы) | Концентрация внимания (кол-во ошибок) | Переключение внимания (пары букв) | Произвольность внимания (запис. буквы) |
1 | 720 | 3 | 8 | 18 |
2 | 600 | 0 | 9 | 21 |
3 | 1520 | 2 | 17 | 24 |
4 | 1600 | 8 | 11 | 24 |
5 | 840 | 4 | 16 | 25 |
6 | 1160 | 2 | 8 | 22 |
7 | 800 | 4 | 13 | 17 |
8 | 1600 | 0 | 15 | 14 |
9 | 1440 | 2 | 16 | 19 |
10 | 720 | 1 | 9 | 15 |
Сумма | 11000 | 26 | 122 | 199 |
Среднее | 1100 | 2,6 | 12,2 | 19,9 |
В таблице №2 представлены результаты исследования экспериментальной группы.
Таблица 2.
Показатели внимания и его произвольности экспериментальной группы (активно использующие компьютерные технологии).
Nr | Объем внимания (просм.буквы) | Концентрация внимания (кол-во ошибок) | Переключение внимания (пары букв) | Произвольность внимания (запис. буквы) |
1 | 1320 | 3 | 15 | 19 |
2 | 1140 | 4 | 18 | 20 |
3 | 1480 | 2 | 14 | 23 |
4 | 1360 | 3 | 13 | 21 |
5 | 1020 | 0 | 12 | 22 |
6 | 1292 | 14 | 12 | 19 |
7 | 1600 | 8 | 13 | 17 |
8 | 1200 | 1 | 13 | 21 |
9 | 1090 | 8 | 11 | 16 |
10 | 960 | 0 | 14 | 18 |
11 | 1060 | 10 | 12 | 15 |
12 | 880 | 3 | 11 | 22 |
13 | 1000 | 1 | 12 | 25 |
14 | 1160 | 1 | 15 | 23 |
15 | 1600 | 3 | 17 | 19 |
Сумма | 18162 | 61 | 202 | 300 |
Среднее | 1210 | 4 | 13,5 | 20 |
Разница показателей внимания контрольной и экспериментальной групп является незначительной: объем внимания в контрольной группе – 1100, в экспериментальной – 1210; концентрация внимания соответственной – 2,6 и 4; переключение внимания – 12,2 и 13,5; произвольность внимания 19,9 и 20. На рисунке 1. Представлены средние показатели внимания по группам.
Рисунок 1. Средние показатели по группам
По данному графику видно, что у экспериментальной группы объем и переключение внимания выше, чем у контрольной. Количество ошибок больше у экспериментальной группы, следовательно, концентрация внимания выше у контрольной. Показатели произвольности внимания примерно равны у обеих групп.
Далее выясним, влияет ли тип личности пользователей компьютерных технологий на уровень объема внимания (Сводная таблица 1). Для этого условно обозначим «геймеров» цифрой 1; «жителей Интернета» – цифрой 2; «геймеров» – цифрой 3.
Сводная таблица 1.
Зависимость объема внимания от типа личности пользователя компьютерными технологиями
№ | Тип личности пользователя (х) | Объем внимания (у) | (Xi-Mx) | (Yi-My) | (Xi-Mx)² | (Yi-My)² | (Xi-Mx) (Yi-My) |
1 | 1 | 1320 | -1,5 | 110 | 2,25 | 12100 | -165 |
2 | 2 | 1140 | -0,5 | -70 | 0,25 | 490 | 35 |
3 | 2 | 1480 | -0,5 | 270 | 0,25 | 72900 | -135 |
4 | 2 | 1360 | -0,5 | 150 | 0,25 | 22500 | -75 |
5 | 2 | 1020 | -0,5 | -190 | 0,25 | 36100 | 95 |
6 | 2 | 1292 | -0,5 | 82 | 0,25 | 6724 | -41 |
7 | 2 | 1600 | -0,5 | 390 | 0,25 | 152100 | -195 |
8 | 3 | 1200 | 0,5 | -10 | 0,25 | 100 | -5 |
9 | 3 | 1090 | 0,5 | -120 | 0,25 | 14400 | -60 |
10 | 3 | 960 | 0,5 | -250 | 0,25 | 62500 | -125 |
11 | 3 | 1060 | 0,5 | -150 | 0,25 | 22500 | -75 |
12 | 3 | 880 | 0,5 | -330 | 0,25 | 108900 | -165 |
13 | 3 | 1000 | 0,5 | -210 | 0,25 | 44100 | -105 |
14 | 3 | 1160 | 0,5 | -50 | 0,25 | 2500 | -25 |
15 | 3 | 1600 | 0,5 | 390 | 0,25 | 152100 | 195 |
∑ | 37/15≈2.5 | 18162/15=1210 |
|
| 5,75 | 710014 | -846 |