Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 11:14, курсовая работа
Цель работы – исследовать степень зависимости уровня внимания и его произвольности от типа личности пользователя.
Задачи:
1) Проанализировать разные подходы к изучению внимания человека;
2) Проанализировать разные подходы к изучению типа личности пользователей компьютерных технологий;
Введение
Глава 1: Теоретические подходы к проблеме типа личности пользователя и его сопряжения со структурой и произвольностью внимания.
1.1 Классификации внимания и развитие в онтогенезе, определение его свойств, функций и видов.
1.1.1 Свойства внимания.
1.1.2 Функции и виды внимания.
1.1.3 Развитие внимание в онтогенезе
1.2 Классификация типов личности пользователей компьютерных технологий.
1.2.1 Тип пользователя – «геймер»
1.2.2 Тип пользователя – «житель» Интернета
1.2.3 Тип пользователя – «хакер»
Глава 2: Опытно-экспериментальное исследование зависимости структуры внимания и его произвольности от типа личности пользователя компьютерных технологий
2.1 План исследования
2.2 Описание методик
2.3 Анализ данных исследования зависимости структуры внимания и его произвольности от типа личности пользователя компьютерных технологий. Теоретический и статистический анализ.
Заключение
Список литературы
Приложение
Для определения влияния типа личности пользователя на уровень объема внимания применялся коэффициент корреляции Пирсона.
Σx=√5,75/14≈0,64
Σу=√710014/14≈225,2
COVxy=846/14*0,64*225,2=846/
0,419 0,532 0,661
Так как полученный результат находится в «зоне незначимости», следовательно, тип личности пользователя компьютерных технологий не влияет на объем внимания.
Выясним, влияет ли тип личности пользователей компьютерных технологий на уровень концентрации внимания. (Сводная таблица 2)
Сводная таблица 2.
Зависимость уровня концентрации внимания от типа личности пользователя компьютерными технологиями
№ | Тип личности пользователя (х) | Концентрация внимания (у) | (Xi-Mx) | (Yi-My) | (Xi-Mx)² | (Yi-My)² | (Xi-Mx) (Yi-My) |
1 | 1 | 3 | -1,5 | -1 | 2,25 | 1 | 1,5 |
2 | 2 | 4 | -0,5 | 0 | 0,25 | 0 | 0 |
3 | 2 | 2 | -0,5 | -2 | 0,25 | 4 | 1 |
4 | 2 | 3 | -0,5 | -1 | 0,25 | 1 | 0,5 |
5 | 2 | 0 | -0,5 | -4 | 0,25 | 16 | 2 |
6 | 2 | 14 | -0,5 | 10 | 0,25 | 100 | -5 |
7 | 2 | 8 | -0,5 | 4 | 0,25 | 16 | -2 |
8 | 3 | 1 | 0,5 | -3 | 0,25 | 9 | -1,5 |
9 | 3 | 8 | 0,5 | 4 | 0,25 | 16 | 2 |
10 | 3 | 0 | 0,5 | -4 | 0,25 | 16 | -2 |
11 | 3 | 10 | 0,5 | 6 | 0,25 | 36 | 3 |
12 | 3 | 3 | 0,5 | -1 | 0,25 | 1 | -0,5 |
13 | 3 | 1 | 0,5 | -3 | 0,25 | 9 | -1,5 |
14 | 3 | 1 | 0,5 | -3 | 0,25 | 9 | -1,5 |
15 | 3 | 3 | 0,5 | -1 | 0,25 | 1 | -0,5 |
∑ | 37/15≈2,5 | 61/15≈4 |
|
| 5,75 | 235 | -4,5 |
Для определения влияния типа личности пользователя на уровень концентрации внимания применялся коэффициент корреляции Пирсона.
Σx=√5,75/14≈0,64
Σу=√235/14≈4,1
COVxy=4,5/14*0,64*4,1=4,5/36,
0,122 0,532 0,661
Так как полученный результат находится в «зоне незначимости», следовательно, тип личности пользователя компьютерных технологий не влияет на концентрацию внимания.
Выясним, влияет ли тип личности пользователей компьютерных технологий на уровень переключения внимания. (Сводная таблица 3)
Сводная таблица 3.
Зависимость уровня переключения внимания от типа личности пользователя компьютерными технологиями
№ | Тип личности пользователя (х) | Переключение внимания (у) | (Xi-Mx) | (Yi-My) | (Xi-Mx)² | (Yi-My)² | (Xi-Mx) (Yi-My) |
1 | 1 | 15 | -1,5 | 1,5 | 2,25 | 2,25 | -2,25 |
2 | 2 | 18 | -0,5 | 4,5 | 0,25 | 20,25 | -2,25 |
3 | 2 | 14 | -0,5 | 0,5 | 0,25 | 0,25 | -0,25 |
4 | 2 | 13 | -0,5 | -0,5 | 0,25 | 0,25 | 0,25 |
5 | 2 | 12 | -0,5 | -1,5 | 0,25 | 2,25 | 0,75 |
6 | 2 | 12 | -0,5 | -1,5 | 0,25 | 2,25 | 0,75 |
7 | 2 | 13 | -0,5 | -0,5 | 0,25 | 0,25 | 0,25 |
8 | 3 | 13 | 0,5 | -0,5 | 0,25 | 0,25 | -0,25 |
9 | 3 | 11 | 0,5 | -2,5 | 0,25 | 6,25 | -1,25 |
10 | 3 | 14 | 0,5 | 0,5 | 0,25 | 0,25 | 0,25 |
11 | 3 | 12 | 0,5 | -1,5 | 0,25 | 2,25 | -0,75 |
12 | 3 | 11 | 0,5 | -2,5 | 0,25 | 6,25 | -1,25 |
13 | 3 | 12 | 0,5 | -1,5 | 0,25 | 2,25 | -0,75 |
14 | 3 | 15 | 0,5 | 1,5 | 0,25 | 2,25 | 0,75 |
15 | 3 | 17 | 0,5 | 3,5 | 0,25 | 12,25 | 1,75 |
∑ | 37/15≈2,5 | 202/15≈13,5 |
|
| 5,75 | 59,75 | -4,25 |
Для определения влияния типа личности пользователя на уровень переключения внимания применялся коэффициент корреляции Пирсона.
Σx=√5,75/14≈0,64
Σу=√59,75/14≈2,07
COVxy=4,25/14*0,64*2,07=4,25/
Так как полученный результат находится в «зоне незначимости», следовательно, тип личности пользователя компьютерных технологий не влияет на переключение внимания.
Выясним, влияет ли тип личности пользователей компьютерных технологий на произвольность внимания. (Сводная таблица 4)
Сводная таблица 4.
Зависимость произвольности внимания от типа личности пользователя компьютерными технологиями
№ | Тип личности пользователя (х) | Произвольность внимания (у) | (Xi-Mx) | (Yi-My) | (Xi-Mx)² | (Yi-My)² | (Xi-Mx) (Yi-My) |
| |||||||
1 | 1 | 19 | -1,5 | -1 | 2,25 | 1 | 1,5 |
2 | 2 | 20 | -0,5 | 0 | 0,25 | 0 | 0 |
3 | 2 | 23 | -0,5 | 3 | 0,25 | 9 | -1,5 |
4 | 2 | 21 | -0,5 | 1 | 0,25 | 1 | -0,5 |
5 | 2 | 22 | -0,5 | 2 | 0,25 | 4 | -1 |
6 | 2 | 19 | -0,5 | -1 | 0,25 | 1 | 0,5 |
7 | 2 | 17 | -0,5 | -3 | 0,25 | 9 | 1,5 |
8 | 3 | 21 | 0,5 | 1 | 0,25 | 1 | 0,5 |
9 | 3 | 16 | 0,5 | -4 | 0,25 | 16 | -2 |
10 | 3 | 18 | 0,5 | -2 | 0,25 | 4 | -1 |
11 | 3 | 15 | 0,5 | -5 | 0,25 | 25 | -2,5 |
12 | 3 | 22 | 0,5 | 2 | 0,25 | 4 | 1 |
13 | 3 | 25 | 0,5 | 5 | 0,25 | 25 | 2,5 |
14 | 3 | 23 | 0,5 | 3 | 0,25 | 9 | 1,5 |
15 | 3 | 19 | 0,5 | -1 | 0,25 | 1 | -0,5 |
∑ | 37/15≈2,5 | 300/15=20 |
|
| 5,75 | 110 | 0 |
Σx=√5,75/14≈0,64
Σу=√110/14≈2,8
COVxу=0/14*0,64*2,8=0
0 0,523 0,661
Так как полученный результат находится в «зоне незначимости», следовательно, тип личности пользователя компьютерных технологий не влияет на произвольность внимания.
Выводы:
XXI век – это век компьютерных технологий, которые развиваются колоссальными темпами. Они не могут не влиять на личности людей, особенно подростков, у которых она только формируется.
Дети и подростки в настоящее время проводят за компьютером много времени и важно знать, как их увлечение отразится не только на физическом здоровье, но и психическом. Негативному влиянию компьютера уделяется достаточно внимания: по телевидению показывают передачи, проводятся исследования в разных науках; статьи, посвященные этому, часто встречаются в газетах и журналах.
Однако компьютер нельзя считать только негативным изобретением. Так часто считают люди старшего поколения, которое не имело доступа к нему и навыки владения современными технологиями у них остаются низкими. В отличие от взрослых современные дети, едва научившись ходить, уже садятся за компьютер, имеют практически неограниченный доступ к нему.
Нельзя не учитывать положительные стороны процесса взаимодействия человека и компьютера. Он открывает большие горизонты возможностей использования современных технологий. Ни одна малая или большая организация в настоящее время не обходится без использования компьютера, ведь он в большой степени кардинально упрощает деятельность и выполнение задач разного характера.
Положительные стороны пользования компьютером не ограничиваются рамками предприятий. В современном мире компьютер – это не роскошь, не показатель достатка, это средство, обеспечивающее удобство быстрого поиска информации, различного рода коммуникации и т.д. За компьютерными технологиями – будущее. Это видно из общественной практики: постоянно открываются новые курсы по овладению компьютерными технологиями, магазины и специализированные фирмы, продающие такие технические средства, правительство активно поддерживает компьютеризацию общества поставками новых компьютеров в школу, ВУЗы и даже детские сады.
Также нельзя не упомянуть огромную пользу Интернета, как продукта компьютерных технологий. За короткий период времени он стал действительно громадной паутиной, в которую каждый день «увязают» все новые пользователи. Благодаря данному продукту появилась возможность, не выходя из дома, получать интересующую информацию в самые короткие сроки. Благодаря ему, люди приобрели возможность общаться со всем миром, заказывать различные продукты и услуги, зарабатывать деньги, находясь в сети. Использование данной разработки ограничено только фантазией пользователей.
Цель, сформулированная в начале работы, была достигнута исследователем. Была исследована степень зависимости уровня внимания и его произвольности от типа личности пользователя компьютерных технологий.
Поставленные задачи были выполнены: проанализированы разные подходы к изучению внимания человека; проанализированы разные подходы к изучению типа личности пользователей компьютерных технологий; проведено исследование структуры внимания подростков 13-14 лет с различными типами пользования компьютерными технологиями.
Сформулированную в начале работы гипотезу – отвергаем, т.к. не было обнаружено корреляций между типом личности пользователей компьютерных технологий и структурой внимания, а также его произвольностью. Можно выдвинуть новую гипотезу, что тип личности пользователей компьютерных технологий отражает коммуникативные умения подростка, а также его статус в классе.
Практические рекомендации
1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1996
2. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н, Войскунский А.Е.. Коммуникация в компьютер ных сетях: психологические детерминанты и последствия // Вестник Московск. Ун-та. Серия 14. психология, № 4.1996