Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 20:36, дипломная работа
Украина сейчас переживает трудный процес трансформирования економических, социально-политических, духовно-моральных отношений как внутренних, так и внешних, стремясь стать полноправным членом международного сообщества. Достижение этой цели связано с решением целого ряда задач, которые требуют обьединения всех сил общества . Основой обьединения может быть защита и поддержка прав человека, одним из главных направлений, является обеспечение равенства и равноправия мужчин и женщин. (1) На современном этапе развития социальной наукигендерная проблематика является достаточно актуальнй. Изменения, которые охватили все сферы украинского социума, переориентировали существующие еще в советские временасуществующие стереотипы гендерного поведения. (2) У ст. 24 Конституция Украины провозглашает равенство прав мужчин и женщин во всех сферах общественной жизни .
Введение…………………………………………………………...……2
Глава. 1. Методологические подходы к исследованию
Гендерных неравенств………………………………………. …….... 4
Глава. 2. Социологические аспекты гендерных
Стереотипов счастья…………………………………………………19
Глава 3. Социальные алгоритмы поиска счастья.
Результаты исследования.... …………………………………………57
Заключение. ……………………………………………………………. 69
Список использованной литературы…………………………………71
Период, в котором мы сейчас
находимся, принято называть переходным.
В связи с экономическими изменениями,
происходит социальное расслоение общества
на бедных и богатых, культ денег
формируетстереотип “За деньги можно
купить все, - и любую”. С одной
стороны цинизм(богатых), от резкой
вседозволенности, что “все продается
и все покупается”; с другой стороны
цинизм поражденный страхом
ГЛАВА 2
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ СЧАСТЬЯ.
Гендерные аспекты культуры.
Культура-способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда(системах ценностей, норм, традиций, деятельности специальных институтов); сфера общественной жизни; характеристика особенного в сознании и поедении индивида, группы, общности. (23)
Бинарногенетический характер
культуры, как бы повторяющий
Когда мы говорим “женская”
культура W, то не имеем в виду “культуру
женщин”, а когда говорим “мужская”
культура М – “культуру мужчин”.
Слова “женское” и “мужское”
В символике многих народов
“женское”(W) начало соответствует
“пассивному” принципу природы, а
также “бессознательному”, “эмоциональному”,
“интеллектуальному”, “импульсивному”,
товественному за отклонение историко-
культурного движения от своцственной
“мужскому” началу прямолинейности 1
(24). Здесь важно отметить, что
“женское” и олицетворяет “добродетель”(“порок”
в иной культурной интерпретации), и
представляет собой аритепический
образ “высокой степени сложности”(18)(4,
с. 195), что расходится как с житейскими,
так и со многими социокультурными
представлениями о женском
Само понятие “гендерный”
введено в социологический
В словаре В. Даля 4 слова
–муж, жена, пол, род-как бы концентрируют
смысловые особенности
Что касается общезначимых для культуры четыре ключевых понятий, составляющих основу концепции четырех принципов, то у Даля в статьях, посвященным словам“муж”, “жена”, “пол”, “рол”, их также раскрывают, главным образом, примеры из русского фольклора. Своего рода архитепический вариант алхимического гармофродита обнаруживает себя в одном из заговоров: ”Нимужик, ни баба, ни молодец, ни девица, ни пожилой, ни старый Говоря словами Лорети, система пол-гендер (гендерная система) является одновременно и социокультурным конструктом, и семиотическим инструментом, системой представлений, которая приписывает значения(идентификацию, престиж, статус в социальной иерархии) индивидуумам в обществе. (24)16)
Если говорить о гендере
в широком смысле, то термин включает
в себя сложную систему, иными
словами , это конструкция концептуальная
и основанная на опыте, индивидуальная
и общественная кросс-культурная и
специфически культурная, физическая
и духовная , а также политическая.
То есть она является отражением жизни
в мире. создавшем нас не просто
людьми, но всегда женщиной или мужчиной.
В мире, где любое различие или
разделение находятся в системе
строгих иерархических и
ХАРАКТЕРИСТИКИ
W
M
Женское
Мужское
Темное
Светлое
Смутное
Ясное
Дионисийское
Аполлоническое
Низкое
Высокое
Сложно-сочиненнон
Сложно-подчиненное
Коллективное
Индивидуальное
Свобода в несвободе
Свобода как(осознанная)
Подвижное
Устойчивое
Стихийное
Логически упорядоченное
Бытование
Бытие
Иррационализм
Рационализм
Экспрессионизм
Реализм
Мистицизм
Позитивизм
Реальность иллюзорности
Иллюзорность реальности
Особенности менталитета
Мир идеален Мир реален
Идеал недостижим Идеал достигаем
Религиозность Атеистичность
Жизнь (движение) как смысл жизни Цель как смысл жизни Истина непостижима Истина познаваема
Иронически-рефлектирующий смех Смех обличающий или развлекающий Склонность к синтезу Склонность к анализу
“Безобразное”(деформированное, больное) Прекрасное, (здоровое) Мир многозначен Истина едина
Мир зримопостигаем
(постигаем чувствами) Мир
Здесь важно, с одной стороны,
подчеркнуть относительность
Правополушарное
мышление Левополушарное
Оперирование образами, ориентация Оперирование вербально-зна в прстранстве, различение музыкальных ковой информацией ,
тонов, мелодий и невербальных звуков, чтение, счет. распознавание сложных обьктов, продуци
рование сновидений.
Пространственно- образное, Дискретное, аналитическое симультанное (одновременное) мышление, обеспечивающее и синтетическое мышление , ряд последовательных дающее возможность одномоментно операций, логически непроти схватывать многочисленные свойства воречивый анализ предме обьекта в их взаимосвязи друг с дру- тов и явлений по определен гом и во взаимодействии со свойства- ному числу признаков. ми других обьектов, что обеспечивает
целостность восприятия.
Многозначность воспринимаемых и Формирование внутренне продуцируемых образов, способ- непротиворечивой моде ствующих творчеству и затрудня- ли мира, которую можно ющих выражение связей между закрепить иоднозначно явлениями и предметами в логически выразить.
упорядоченной форме.
Затрудняет социальное общение. Способствует социаль ному общению.
ЗАРОЖДЕНИЕ СТЕРЕОТИПОВ.
(Пол. Культура. Религия)
Как известно, в “половом
символизме” большинства
По всей видимости, существует взаимосвязь между дефинитивным типом мышления, склонным к определениям и определенностям, который преобладает в рационалистической культуре Нового времени, и унижением женщины. Ибо в доминирующей культуре презирается всякая неопределенность, а в“половом символизме”этой культуры именно женщина олицетворяет собой такую неопределенность (стихия, хаос, эмоциональность, тьма, бесформленность…)И хотя в реальности”половой символизм”имеет отношение к конкретным человеческим существам, скорее, потусторонне-предписательное, нежели имманентное, тем неменее во многом именно этот символизм предопределяет не только социокультурную ситуацию (отводящее мужчинам доминиующее, а женщинеам маргинальное положение ), но и способы взаимодействия человека с миром, а также ценностность различных методов познания (провозглашая одни из них“правильными”, “обьективными”, “научными”, а другие-“неправильными”, “необьективными”, “ненаучными”, ). Например “культурое” поведение (т. е. определенным образом организованное) считается лучшим, чем “естественное”, “природное”. Рациональное познание мира расценивается как более правильное, нежели познание“эмоциональное”; “логическое” мышление якобы ближе к истине, чем “хаотическое”; “оформленность” мыслей “качественней” “неоформленности” и т. д... Как писал активный критик рационалистической культуры Н. Бердяев, “всякая оценка есть уже начало ада.... Адская фантасмогория есть потеря цельиости личности и синтезирующей силы сознания, но в ней продолжают существовать и грезить разорванные в клочья личности и продолжается раздробленное сознание личности”[47]. Добавлю от себя, что установка на аналитическое познание мира ( при котором и синтез не что иное как. постанализ) и есть установка на фрагментаризацию бытия — рассечение, расчленение, умерщвление. Сперва нечто вычленяется из мирового потока (душа—тело, объект—субъект, дух— материя, небо—земля, жизнь—смерть), затем эти вычлененные фрагменты противопоставляются друг другу (до степени поляризации) и расчлененные куски вступают друг с другом в состояние войны, начинают осуществлять взаимоэкспансию. При этом каждый из фрагментов “мнит” себя “главным”, норовит объективировать противополагаемый ему в качестве “другого”, “инакого” фрагмент, стремится занять по отношению к нему демиургическую позицию, обращаясь с этим “противоположным”фрагментом как с некой первоглиной, как с чем-то недолжным, которое следует довести до должного состояния. Грубо и резко противопоставленные друг другу рваные ошметки единого бытия вступают в отношения взаимоугнетения, с переменным успехом занимая главенствующую позицию: “душа” выжирает соки из “тела”, “тело” мстит, ввергая “душу” в депрессию, хандру, психозы. То. что вычленено из потока бытия и названо “жизнью”, всячески противится тому, что насильственно отторгнуто от него и теперь называется“смертью”. Друг друга угнетают “эмоции” и “разум”, “радость” и “печаль”.... Мышление оппозициями создает невыносимое натяжение между “полюсами”, бытие рвется, вместо неисчерпаемой беспредельности мы получаем прерывистость, дробность, вместо многомерной неисчерпаемости — дурную линейную бесконечность разрывов, не саморазвитие и изменение, но саморепродуцирование без изменений, неподвижность, имеющую видимость движения. Таким образом, предпочтение, оказываемое культурой“мужскому”символьному ряду (еще раз подчеркну, что имеется в виду не биологический пол, речь идет не о мужчине как таковом, а о“половом символизме”культуры, т. е. о предпочтении света тьме, рационального эмоциональному, логоса хаосу, формы бесформенности и т. д. ), по сути своей являет такой способ познания мира, который можно было бы назвать“от известного—к известному”. эту решетку.
Информация о работе Женщина и Мужчина в поисках гармонии. Анализ гендерных стереотипов