Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 22:52, доклад
Нормативный кризис. Аспекты семейной истории.
Отечественный социолог А.И. Антонов (1998) выделяет пять семейных событий:
(заключение брака, рождение первенца, рождение последнего ребенка, отделение от родителей взрослых детей или, точнее, рождение первого внука, смерть одного и другого супругов прародителей), образующих в свою очередь 4 стадии семейного цикла:
• стадия предродительства;
• стадия репродуктивного родительства;
• стадия социализированного родительства;
• стадия прародительства
считают авторы (14), - это шкала семейной среды. Шкала состоит из десяти
подшкал, которые измеряют три области семейной жизни: параметры отношений,
параметры личного развития и параметры стабильности системы:
организованности (важность четкой организации и структуры в семейной жизни
и распределение обязанностей) и контроля (в какой мере семейная жизнь
определена правилами) (14,с.160-162).
Для изучения взаимосвязей интимности с разными аспектами семейной
жизни была составлена анкета, включавшая в себя шалу PAIR Шэфера и Олсона
(описание этой шкалы приводится), 45 из 90 утверждений опросника FES - R
Мууза. Но, к сожалению для нас, анкета была составлена на эстонском языке.
Исследование проводилось в Тарту и в близлежащих поселках. Описание
эмпирического исследования, результаты и таблицы прилагаются (14).
Отечественные специалисты в области межличностных супружеских
отношений, к сожалению, почти не продолжили традицию исследовательского и
стратегического подхода своих зарубежных коллег. Слабая разработанность
целостного теоретического подхода к изучению межличностных супружеских
отношений является следствием как концептуального, так и реального
обезличения общественных отношений в определенные периоды отечественной
истории и психологии.
При формальном провозглашении человека как самоцели общественного
развития, в наличной жизни изначально такой целью выступало наращивание
экономического потенциала. При таком приоритете социально-экономического
развития все сферы жизнедеятельности общества, не связанные непосредственно
с производством, оказывались второстепенными. Но именно в этих сферах
доминирующую роль играют супружеские отношения. Поскольку достижения в этой
области оказались менее впечатляющие, чем производственные показатели, то
достоверная информация о положении во взаимоотношениях полов оказалась
закрытой.
Глава 2. Эмпирическое исследование с использованием тестов: опросник
удовлетворенности браком, психогеометрического и проективного (рису-нок
несуществующего животного).
Гипотеза исследования: конфликт в сфере удовлетворения потребностей
супругов возникает в результате рассогласованности представлений супругов
относительно реализации собственных потребностей, потребностей партнера и
ожиданий по отношению к партнеру.
Описание выборки.
В экспериментальном исследовании принимало участие 10 супружеских пар:
N п/п
Стаж семейной Брак Профессия
жизни
Василий 43 12
2 брак охранник
2. Александр 40 19
1 брак бухгалтер
3.
11 1 брак конструктор
4. Андрей 35 10
2 брак портной
5. Александр 44 18
1 брак инженер
6. Наташа 36 2
2 брак секретарь
7. Александр 41 11
2 брак врач
1 брак инженер
8. Геннадий 38 3
2 брак водитель
9.
8 1 брак охранник
10.
9 1 брак продавец
Описание методов диагностики.
Тест-опросник удовлетворенности браком - предназначен для эспресс-
диагностики степени удовлетворенности-
рассогласованности удовлетворенности браком в конкретной супружеской паре.
Тест-опросник представляет собой одномерную шкалу, состоящую из 24
утверждений, относящихся к различным сферам: восприятия себя и партнера,
мнения, оценки, установки и т.д. Каждому утверждению соответствуют 3
варианта ответа: а - верно; б - трудно сказать; в - неверно. Испытуемому
предлагается внимательно прочитать каждое утверждение и выбрать один из
вариантов ответов.
При выбранном испытуемым варианте ответа (а, б или в) начисляется
определенное количество баллов (2; 1; 0). Далее подсчитывается суммарный
балл по всем ответам. Высокий балл говорит об удовлетворенности браком.
Для проведения экспресс-диагностики испытуемого по суммарному баллу,
предложена удобная таблица, в которой ось суммарных баллов теста
разбивается на 7 категорий:
0 - 16 баллов - абсолютно не благополучные
17 - 22 - неблагополучные
23 - 26 - скорее неблагополучные
27 - 29 - переходные
29 - 32 - скорее благополучные
33 - 38 - благополучные
39 - 48 - абсолютно благополучные.
Данная методика не только констатирует картину существующих
супружеских отношений, но и дает возможность понимания субъективного мира,
исследуемого во всей его сложности, расширяется диапазон психической
реальности как для психолога, так и для обследуемого человека.
Методика выполняет функцию введения в психокоррекционную работу,
подготавливает клиента для осознания скрытых многоуровневых его отношений с
другими людьми.
2. Психогеометрический тест - используется в форме варианта,
основанного на наблюдении элементов поведения, позволяет мгновенно
определить форму (или тип) личности интересующего вас человека, дать
подробную характеристику личных качеств и особенностей поведения человека
на обыденном, понятном каждому человеку языке, составить сценарий поведения
для каждой формы личности в типичных ситуациях.
В качестве обобщенных категорий наблюдения для экспресс-диагностики
используется: 1. внешний вид (стиль одежды, соответствие его ситуации,
прическа, опрятность и т.п.); 2. речь (логичность, уверенность,
эмоциональность, громкость и т.п.); язык тела (характер позы, походки,
жестов и т.п.); психологические особенности поведения (стремление к
лидерству, общительность, доминантность, эмоциональная чувствительность и
т.п.).
Следя за поведением интересующего вас человека и фиксируя частоту
указанных категорий в его поведении, можно таким образом определить его тип
сначала предварительно. Более точный диагноз требует длительного наблюдения
и анализа.
Для варианта психогеометрического теста в форме опросника используется
следующая инструкция: «Посмотрите на 5 фигур, изображенных на листе бумаги.
Выберите из них ту фигуру, в отношении которой Вы можете сказать: «Это -
я». Постарайтесь почувствовать свою форму. Если Вы испытываете сильное
затруднение, выберете из фигур ту, которая первой привлекла Вас. Запишите
ее название под N1. Теперь проранжируйте оставшиеся 4 фигуры в порядке
Вашего предпочтения и запишите их названия под соответствующими номерами».
Фигура, которую обследуемый поставил на 1-е место или по которой
наблюдатель выделил больше элементов поведения, - это основная фигура (или
субъективная форма обследуемого). Она дает возможность определить его
доминирующие черты характера и особенности поведения. Остальные 4 фигуры -
это своеобразные модуляторы, которые могут окрашивать ведущую мелодию его
поведения. Последняя фигура указывает на форму человека, взаимодействие с
которым будет представлять для испытуемого наибольшие трудности.
В случае опроса, при отсутствии фальсификации, 1-я выбранная фигура
соответствует восприятию обследуемым себя на уровне сознания, 2-я - на
уровне подсознания, а 3-я - на уровне бессознательного.
Таблица «Содержание категорий наблюдения типа личности» и стимульный
материал для опросного варианта методики прилагается.
3. Проективный тест - «рисунок несуществующего животного» (РНЖ) -
требует объединения с другими методами или тестами и включается как
вспомогательный диагностический прием с целью выяснения и уточнения черт
личности, проблем и социальных установок. В проективном рисовании главным
посредником в познании личности испытуемого является образ его фантазии.
Предполагается, что в малоструктурированной ситуации содержание фантазийной
продукции в основном определяется имплицитными структурами индивидуального
опыта испытуемого, опосредующими процесс рисования. Несмотря на то, что
процесс проекции протекает без достаточного контроля сознания, он подчинен
и сознательным установкам. Рисунок правомерно отнести к области
невербальной (в данном случае графической) коммуникации.
В проективном рисовании главным посредником в познании личности
испытуемого является образ его фантазии. Важными характеристиками
невербального канала коммуникации являются его связь с эмоциями, играющим
определяющую роль в формировании образов фантазии, и связь рисунка с
метафорами речи.
В самом общем виде процесс интерпретации состоит в следующем: то, что
содержится в рисунке (местоположение, детали и их взаимоотношения)
буквально переносится на личность рисовавшего в качестве его
метафорического описания на привычный профессиональный жаргон. Пример: типы
- «личность с шипами» - склонность к защитной агрессии; «большие уши» -
повышенная заинтересованность в информации о себе и др.
Методика РНЖ в данном случае используется для более глубокого
понимания межличностных отношений в семье, раскрывает картину существующих
отношений, выявляет социальные установки и черты личности, влияющие на
данные отношения, выполняет функцию введения в психокоррекционную работу и
подготавливает клиента для осознания скрытых, многоуровневых отношений в
семье.
Согласно инструкции теста РНЖ, испытуемому предлагается нарисовать
несуществующее животное и назвать его несуществующим именем. Для проведения
теста необходим карандаш средней твердости, стандартный лист белой бумаги,
расположенный вертикально.
Ход экспериментального исследования.
Супружеская пара N1. Василий и Татьяна.
1-я встреча - 3.06.97, время - 18.30-19.30. Проведение теста-опросника
удовлетворенности браком.
2-я встреча - 6.06.97., время - 18.30-19.30: обсуждение результатов
теста0опросника удовлетворенности браком; проведение психогеометрического
теста.
3-я встреча - 10.06.97, время - 18.30. - 20.00: обсуждение результатов
психогеометрического теста; проведение теста РНЖ.
4-я встреча - 12.06.97, время - 17.00.-19.00: обсуждение результатов
тестирования по всем проведенным тестам; рекомендации по устранению
моментов, мешающих достичь более глубокого понимания.
Все встречи проходили совместно с обоими супругами, в атмосфере