Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 22:52, доклад
Нормативный кризис. Аспекты семейной истории.
Отечественный социолог А.И. Антонов (1998) выделяет пять семейных событий:
(заключение брака, рождение первенца, рождение последнего ребенка, отделение от родителей взрослых детей или, точнее, рождение первого внука, смерть одного и другого супругов прародителей), образующих в свою очередь 4 стадии семейного цикла:
• стадия предродительства;
• стадия репродуктивного родительства;
• стадия социализированного родительства;
• стадия прародительства
доверия, взаимопонимания и достаточной степени открытости.
Супружеская пара N2. Александр и Надежда.
1-я встреча - 15.06.97, время - 18.00-19.30: проведение теста-
опросника удовлетворенности браком.
2-я встреча - 18.06.97, время - 18.00-19.30: обсуждение результатов
теста-опросника удовлетворенности браком; проведение теста РНЖ.
3-я встреча - 21.06.97, время - 12.00-14.00: обсуждение результатов
всех проведенных тестов; консультация по выявленным проблемным зонам;
формирование новых форм поведения в конфликтных ситуациях.
Тестирование, обсуждение результатов и консультирование проводилось
совместно. Супруги удовлетворены проведенной работой.
Супружеская пара N3. Андрей и Светлана.
1-я встреча - 30.06.97, время - 19.00.-20.30. Светлана. Проведение
теста-опросника удовлетворенности браком, психогеометрического теста и
теста РНЖ.
2-я встреча - 2.07.97, 17.30-19.00: обсуждение результатов проведенных
тестов.
3-я встреча - 4.07.97, время - 18.00-19.30. Андрей. Проведение теста-
опросника неудовлетворенности браком, психогеометрического теста и теста
РНЖ.
4-я встреча - 8.07.97, время - 17.00-19. Обсуждение результатов
тестирования.
5-я встреча - 14.0.97, время - 19.30-21.00: совместная консультация
супругов. Рекомендации по восстановлению здорового психоэмоционального
климата в супружеских отношениях.
Супружеская пара N4. Андрей и Надежда.
1-я встреча - 21.07.97, время - 19.00-21.00: проведение теста-
опросника удовлетворенности браком, тестов психигеометрического и РНЖ
Тестирование супругов проводилось совместно.
2-я встреча - 25.07.97, время - 17.30-19.00. Надежда: обсуждение
результатов тестирования. Рекомендации по изменению отношения к себе, как
фактору, препятствующему пониманию супругов.
3-я встреча - 29.07.97, время - 19.00-20.30. Андрей: обсуждение
результатов тестирования.
4-я встреча - 2.08.97, время - 12.00-14.00: совместное
консультирование рекомендации по выявленным проблемных зонам.
Супружеская пара N5. Елена и Александр.
1-я встреча - 6.08.97, время - 18.30-21.00: проведение теста-
опросника удовлетворенности браком и психогеометрического теста.
2-я встреча - 9.08.97, время - 11.00-14.00: обсуждение результатов
тестирования. Проведение теста РНЖ.
3-я встреча- 13.08.97, время - 19.00-21.--: обсуждение результатов
проведенных тестов.
Супружеская пара N6. Наташа и Александр.
1-я встреча - 22.08.97, время -16.30-18.00: проведение теста-опросника
удовлетворенности браком и психогеометрического теста.
2-я встреча - 26.08.97, время - 19.00-21.00: обсуждение результатов
тестирования. Проведение теста РНЖ.
3-я встреча - 3.09.97, время - 16.00-18.00: консультация по
результатам проведенного тестирования.
Супружеская пара N7. Наташа и Геннадий.
Проводилось раздельное тестирование.
1-я встреча - 10.09.97, время - 14.00-18.00. Наташа: проведение теста-
опросника неудовлетворенности браком, тестов психогеометрического и РНЖ.
2-я встреча - 13.09.97, время - 10.00-12.00. Наташа: консультация по
результатам проведенных тестов.
3-я встреча - 17.09.97, время - 19.00-21.00. Геннадий: проведение
теста-опросника неудовлетворенности браком, тестов психогеометрического и
РНЖ.
4-я встреча - 18.09.97, время - 19.00-21.00. Геннадий: консультация по
результатам проведенного тестирования.
5-я встреча - 21.09.97, время - 18.00-20.00. Наташа и Геннадий:
совместное обсуждение выявленных проблемных зон.
Супружеская пара N8. Елена и Геннадий.
Проводилось совместное тестирование.
1-я встреча - 22.09.97, время - 18.00-20.00: проведение теста-
опросника удовлетворенности браком.
2-я встреча - 27.09.97, время - 18.00-20.00: проведение тестов -
психогеометрического РНЖ.
3-я встреча - 30.09.97, время - 18.00-20.00: совместное обсуждение
результатов проведенного тестирования.
Супружеская пара N9. Галина и Игорь.
Проводилось совместное тестирование.
1-я встреча- 2.10.97, время - 14.00-15.00: проведение теста-опросника
удовлетворенности браком.
2-я встреча - 4.10.97, время - 18.00-20.00: проведение тестов -
психогеометрического и РНЖ.
3-я встреча - 8.10.97, время - 16.00-18.00: консультация по
результатам проведенного тестирования, обсуждение многочисленных проблемных
зон в отношениях, во взаимном удовлетворении потребностей супругов.
Супружеская пара N10. Лариса и Игорь.
Проводилось раздельное тестирование.
1-я встреча - 15.10.97, время - 14.00-15.00. Игорь: проведение теста-
опросника удовлетворенности браком, тесто психогеометрического и РНЖ.
2-я встреча - 17.10.97, время - 18.00-20.00. Игорь: консультация по
результатам тестирования.
3-я встреча - 20.10.97, время - 10.00-12.00. Лариса: проведение теста-
опросника неудовлетворенности браком, тестов - психогеометрического и РНЖ.
4-я встреча- 22.10,97, время - 17.30-19.00. Лариса: консультация по
результатам тестирования.
От совместной беседы супружеская пара отказалась.
Анализ полученных результатов.
Проведенное экспериментальное исследование с 10-ю супружескими парами
показало, что существенное значение в возникновении конфликтов имеют те
ожидания, которые сформировались у партнеров к моменту их вступления в брак
под влиянием их личностных особенностей и склонностей. Повышенные
требования друг к другу нередко являются основой конфликта при несовпадении
этих желаний с действительностью.
После проведения теста-опросника удовлетворенности браком, семьи,
принимающие участие в исследовании, разделились на 3 группы:
В группу стабильных вошли семьи, субъективно удовлетворенные своим
браком, оцениваемые окружающими как благополучные (скорее благополучные,
абсолютно благополучные). Супруги стабильной группы отмечают полную
уверенность в устойчивости своих семейных отношений и не представляют
возможности их распада.
В группу проблемных семей вошли супружеские пары, обратившиеся за
консультацией к психологу в связи с неудовлетворенностью своими семейными
отношениями, осознающие возможность распада семьи, но не желающие его
(переходные, скорее неблагополучные).
В группу нестабильных вошли супруги, принявшие решение о расторжении
брака (неблагополучные, абсолютно неблагополучные).
Поскольку в данной выборке не выявились значимые различия в социально-
демографических характеристиках стабильных и нестабильных семей, можно
предположить, что такие характеристики, как продолжительность брака,
возраст супругов, сходство или различие образовательного уровня, наличие
детей, материальные или жилищные условия сами по себе (без учета социально-
психологических факторов) не играют определяющей роли в процессе
дестабилизации семьи.
Некоторые отличия характеристик семей проблемной группы дают
возможность предположить, что их проблемы могут быть вызваны недостаточной
психологической подготовленностью к браку, выражающейся в переоценке
бытовых затруднений при повышенной требовательности друг к другу. Перенос
сложностей из плана объективной реальности в план психологический, на
область личных отношений, для некоторых семей определяет переход от
проблемности к распаду. И, наоборот, взаимопонимание, поддержка,
взаимовыручка в преодолении объективных сложностей стабилизируют семью.
Выводы про итогам проведенного исследования.
Эксперимент с десятью супружескими парами позволил, во-первых, лично
апробировать известные методики (удовлетворенности браком,
психогеометрического теста и теста несуществующего животного) в сфере
межличностных супружеских отношений; во-вторых, с помощью примененных
методик проанализировать основные причины возникновения конфликтных зон в
различных сферах жизнедеятельности этих семей; в-третьих, подтвердить
рабочую гипотезу о том, что конфликт в сфере удовлетворения потребностей
супругов чаще всего возникает в результате рассогласованности представлений
супругов относительно реализации собственных потребностей, потребностей
партнера и ожиданий по отношению к партнеру.
Проблема супружеских отношений, иначе говоря семейная проблематика, в
последние десять лет занимает в отечественной психологической науке весьма
заметное место. Из года в год растет число выполняемых исследований и
публикаций, проводятся специальные симпозиумы, успешно защищаются
диссертации, делаются доклады на конференциях самой разной направленности.
Научная и практическая значимость семьи как объекта психологического
исследования и воздействия предопределяет и дальнейший рост внимания к этой
теме.
Уровень разработок по какой-либо проблематике в значительной степени
зависит от уровня методической обеспеченности работ, прежде всего - от
наличия надежных измерительных инструментов. Это касается и исследований
супружеских отношений. Без доступных, достаточно универсальных и легких в
проведении психодиагностических методик работы по столь деликатной проблеме
не могут быть подлинно профессиональными.
Исследовательская работа и развитие соответствующего
методического инструментария, как показывает практика, должны идти
параллельно. В первую очередь необходимо разрабатывать те диагностические
процедуры, которые обеспечивают изучение наиболее актуальных проблем
сейчас, тем более в будущем. Конечно, крайне трудно предвидеть, какие
именно аспекты института семьи и семейных отношений окажутся в ближайшее
время в центре внимания исследователей. Предсказания достаточно
авторитетных международных источников указывает в качестве наиболее
вероятных, с точки зрения приоритетности, на темы, связанные с
нетрадиционными формами семейной организации (подростковые браки, браки по
расчету, браки по контракту), с обеспечением качества брака и на ряд
других. Такие прогнозы вызваны определенными изменениями, происходящими
сейчас с самим институтом семьи.
Наиболее важным, с точки зрения авторов спецпрактикума по социальной
психологии (2) является факт изменения отношений между семьей и личностью.
Если раньше включенность в семью была необходимым фактором социального и
даже физического выживания, то сейчас это обеспечивает удовлетворение
других, более высоких потребностей. Относительная свобода индивида от
семьи, особенно в случае осознания этой свободы, приводит к изменению
характера восприятия человеком своих семейных отношений - наиболее важными
как субъективно, так и объективно, становятся не родственные, как бы
заданные, не зависящие от воли субъекта связи, а отношения между супругами,
являющиеся результатом свободного выбора. Именно супружеские отношения
становятся центральными с точки зрения оценки своей семьи как успешной или
неспешной, они в максимальной степени влияют на качество брака.
Принципиальным для семьи является вопрос семейной индивидуализации, то есть
выработки своего собственного стиля супружеского общения, включающего в
себя способы контактов с окружающими, принятия решений, методов преодоления
разногласий и выхода из кризиса и т.д.
В последнее время, когда обсуждаются основные изменения, которые
должны быть достигнуты в нашем обществе в эпоху перестройки, одним из
главных из них называется гуманизация отношения людей друг к другу
(6,с.74,75). Гуманизация должна охватить как официальные, так и
неофициальные взаимосвязи людей на производстве, в сфере обслуживания, в
учебных и лечебных учреждениях и еще в большей степени - в семье. И в этом
плане на психологическую науку ложится большая ответственность. Она должна
через все доступные ей каналы (участие в подготовке и переподготовке
врачей, педагогов, руководителей различных рангов, работников сферы
обслуживания, народные и родительские университеты, службу семьи и т.п.)
давать знания людям всех возрастов о личности, о характере человека, о
закономерностях межлюдского взаимодействия в форме общения в трудовых и
учебных коллективах, в официальной и неофициальной обстановке, при
проведении досуга и, конечно же, в семье.
Эти знания, сообщаемые психологией массовой аудитории, должны
раскрывать особенности межличностного общения людей, относящихся к разным
возрастным, половым, профессиональным, национально-этническим группам. Они
должны знакомить с ошибками, наиболее часто допускаемыми людьми в ходе
общения друг с другом, и показать нам более распространенные
психологические причины этих ошибок (например, проецирование себя в
другого, стереотипизацию, эффект ореола и др.). Одновременно
психологические знания, доводимые до сознания людей, должны содержать