Жизненный цикл семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 22:52, доклад

Описание

Нормативный кризис. Аспекты семейной истории.
Отечественный социолог А.И. Антонов (1998) выделяет пять семейных событий:
(заключение брака, рождение первенца, рождение последнего ребенка, отделение от родителей взрослых детей или, точнее, рождение первого внука, смерть одного и другого супругов прародителей), образующих в свою очередь 4 стадии семейного цикла:
• стадия предродительства;
• стадия репродуктивного родительства;
• стадия социализированного родительства;
• стадия прародительства

Работа состоит из  1 файл

Жизненный цикл семьи.doc

— 559.00 Кб (Скачать документ)

доверия, взаимопонимания и достаточной степени открытости.

      Супружеская пара N2. Александр и Надежда.

      1-я  встреча  -  15.06.97,  время  -  18.00-19.30:  проведение  теста-

опросника удовлетворенности браком.

      2-я встреча - 18.06.97, время -  18.00-19.30:  обсуждение  результатов

теста-опросника удовлетворенности браком; проведение теста РНЖ.

      3-я встреча - 21.06.97, время -  12.00-14.00:  обсуждение  результатов

всех  проведенных  тестов;  консультация  по  выявленным  проблемным  зонам;

формирование новых форм поведения в конфликтных ситуациях.

      Тестирование, обсуждение результатов  и  консультирование  проводилось

совместно. Супруги удовлетворены проведенной работой.

      Супружеская пара N3. Андрей и Светлана.

      1-я встреча - 30.06.97, время  -  19.00.-20.30.  Светлана.  Проведение

теста-опросника  удовлетворенности  браком,   психогеометрического  теста  и

теста РНЖ.

      2-я встреча - 2.07.97, 17.30-19.00: обсуждение результатов проведенных

тестов.

      3-я встреча - 4.07.97, время - 18.00-19.30. Андрей. Проведение  теста-

опросника неудовлетворенности браком,  психогеометрического  теста  и  теста

РНЖ.

      4-я встреча  -  8.07.97,  время  -  17.00-19.  Обсуждение  результатов

тестирования.

      5-я встреча - 14.0.97, время -  19.30-21.00:  совместная  консультация

супругов.  Рекомендации  по  восстановлению  здорового   психоэмоционального

климата в супружеских отношениях.

      Супружеская пара N4. Андрей и Надежда.

      1-я  встреча  -  21.07.97,  время  -  19.00-21.00:  проведение  теста-

опросника  удовлетворенности  браком,  тестов  психигеометрического  и   РНЖ

Тестирование супругов проводилось совместно.

      2-я встреча -  25.07.97,  время  -  17.30-19.00.  Надежда:  обсуждение

результатов тестирования. Рекомендации по изменению отношения  к  себе,  как

фактору, препятствующему пониманию супругов.

      3-я встреча  -  29.07.97,  время  -  19.00-20.30.  Андрей:  обсуждение

результатов тестирования.

      4-я   встреча   -   2.08.97,   время   -    12.00-14.00:    совместное

консультирование рекомендации по выявленным проблемных зонам.

      Супружеская пара N5. Елена и Александр.

       1-я  встреча  -  6.08.97,  время  -  18.30-21.00:  проведение  теста-

опросника удовлетворенности браком и психогеометрического теста.

      2-я встреча - 9.08.97, время  -  11.00-14.00:  обсуждение  результатов

тестирования. Проведение теста РНЖ.

      3-я встреча- 13.08.97, время  -  19.00-21.--:  обсуждение  результатов

проведенных тестов.

      Супружеская пара N6. Наташа и Александр.

      1-я встреча - 22.08.97, время -16.30-18.00: проведение теста-опросника

удовлетворенности браком и психогеометрического теста.

      2-я встреча - 26.08.97, время -  19.00-21.00:  обсуждение  результатов

тестирования. Проведение теста РНЖ.

      3-я  встреча  -  3.09.97,  время  -   16.00-18.00:   консультация   по

результатам проведенного тестирования.

      Супружеская пара N7. Наташа и Геннадий.

      Проводилось раздельное тестирование.

      1-я встреча - 10.09.97, время - 14.00-18.00. Наташа: проведение теста-

опросника неудовлетворенности браком, тестов психогеометрического и РНЖ.

      2-я встреча - 13.09.97, время - 10.00-12.00. Наташа:  консультация  по

результатам проведенных тестов.

      3-я встреча - 17.09.97,  время  -  19.00-21.00.  Геннадий:  проведение

теста-опросника неудовлетворенности браком,  тестов  психогеометрического  и

РНЖ.

      4-я встреча - 18.09.97, время - 19.00-21.00. Геннадий: консультация по

результатам проведенного тестирования.

      5-я встреча -  21.09.97,  время  -  18.00-20.00.  Наташа  и  Геннадий:

совместное обсуждение выявленных проблемных зон.

      Супружеская пара N8. Елена и Геннадий.

      Проводилось совместное тестирование.

      1-я  встреча  -  22.09.97,  время  -  18.00-20.00:  проведение  теста-

опросника удовлетворенности браком.

      2-я встреча - 27.09.97,  время  -  18.00-20.00:  проведение  тестов  -

психогеометрического РНЖ.

      3-я встреча - 30.09.97, время  -  18.00-20.00:  совместное  обсуждение

результатов проведенного тестирования.

      Супружеская пара N9. Галина и Игорь.

      Проводилось совместное тестирование.

      1-я встреча- 2.10.97, время - 14.00-15.00: проведение  теста-опросника

удовлетворенности браком.

      2-я встреча -  4.10.97,  время  -  18.00-20.00:  проведение  тестов  -

психогеометрического и РНЖ.

      3-я  встреча  -  8.10.97,  время  -   16.00-18.00:   консультация   по

результатам проведенного тестирования, обсуждение многочисленных  проблемных

зон в отношениях, во взаимном удовлетворении потребностей супругов.

      Супружеская пара N10. Лариса и Игорь.

      Проводилось раздельное тестирование.

      1-я встреча - 15.10.97, время - 14.00-15.00. Игорь: проведение  теста-

опросника удовлетворенности браком, тесто психогеометрического и РНЖ.

      2-я встреча - 17.10.97, время - 18.00-20.00.  Игорь:  консультация  по

результатам тестирования.

      3-я встреча - 20.10.97, время - 10.00-12.00. Лариса: проведение теста-

опросника неудовлетворенности браком, тестов - психогеометрического и РНЖ.

      4-я встреча- 22.10,97, время - 17.30-19.00.  Лариса:  консультация  по

результатам тестирования.

      От совместной беседы супружеская пара отказалась.

 

                       Анализ полученных результатов.

      Проведенное экспериментальное исследование с 10-ю супружескими  парами

показало, что существенное значение  в  возникновении  конфликтов  имеют  те

ожидания, которые сформировались у партнеров к моменту их вступления в  брак

под  влиянием  их  личностных   особенностей   и   склонностей.   Повышенные

требования друг к другу нередко являются основой конфликта при  несовпадении

этих желаний с действительностью.

      После  проведения  теста-опросника  удовлетворенности  браком,  семьи,

принимающие участие в исследовании, разделились на 3 группы:

      В группу стабильных вошли  семьи,  субъективно  удовлетворенные  своим

браком, оцениваемые окружающими  как  благополучные  (скорее  благополучные,

абсолютно  благополучные).  Супруги  стабильной   группы   отмечают   полную

уверенность в  устойчивости  своих  семейных  отношений  и  не  представляют

возможности их распада.

      В группу проблемных семей  вошли  супружеские  пары,  обратившиеся  за

консультацией к психологу в связи с  неудовлетворенностью  своими  семейными

отношениями, осознающие  возможность  распада  семьи,  но  не  желающие  его

(переходные, скорее неблагополучные).

      В группу нестабильных вошли супруги, принявшие решение  о  расторжении

брака (неблагополучные, абсолютно неблагополучные).

      Поскольку в данной выборке не выявились значимые различия в социально-

демографических  характеристиках  стабильных  и  нестабильных  семей,  можно

предположить,  что  такие  характеристики,  как   продолжительность   брака,

возраст супругов, сходство или  различие  образовательного  уровня,  наличие

детей, материальные или жилищные условия сами по себе (без учета  социально-

психологических  факторов)  не   играют   определяющей   роли   в   процессе

дестабилизации семьи.

      Некоторые  отличия  характеристик   семей   проблемной   группы   дают

возможность предположить, что их проблемы могут быть  вызваны  недостаточной

психологической  подготовленностью  к  браку,  выражающейся   в   переоценке

бытовых затруднений при повышенной требовательности друг  к  другу.  Перенос

сложностей из  плана  объективной  реальности  в  план  психологический,  на

область  личных  отношений,  для  некоторых  семей  определяет  переход   от

проблемности   к   распаду.   И,   наоборот,   взаимопонимание,   поддержка,

взаимовыручка в преодолении объективных сложностей стабилизируют семью.

                Выводы про итогам проведенного исследования.

      Эксперимент с десятью супружескими парами позволил,  во-первых,  лично

апробировать     известные     методики      (удовлетворенности      браком,

психогеометрического  теста  и  теста  несуществующего  животного)  в  сфере

межличностных  супружеских  отношений;  во-вторых,  с  помощью   примененных

методик проанализировать основные причины возникновения  конфликтных  зон  в

различных  сферах  жизнедеятельности  этих  семей;  в-третьих,   подтвердить

рабочую гипотезу о том, что конфликт  в  сфере  удовлетворения  потребностей

супругов чаще всего возникает в результате рассогласованности  представлений

супругов  относительно  реализации  собственных  потребностей,  потребностей

партнера и ожиданий по отношению к партнеру.

 

                                 Заключение.

      Проблема супружеских отношений, иначе говоря семейная проблематика,  в

последние десять лет занимает в отечественной психологической  науке  весьма

заметное место. Из года  в  год  растет  число  выполняемых  исследований  и

публикаций,   проводятся   специальные   симпозиумы,   успешно    защищаются

диссертации, делаются доклады на конференциях самой  разной  направленности.

Научная  и  практическая  значимость  семьи  как  объекта   психологического

исследования и воздействия предопределяет и дальнейший рост внимания к  этой

теме.

      Уровень разработок по какой-либо проблематике  в значительной  степени

зависит от уровня методической  обеспеченности  работ,  прежде  всего  -  от

наличия надежных измерительных инструментов.  Это  касается  и  исследований

супружеских отношений. Без доступных, достаточно универсальных  и  легких  в

проведении психодиагностических методик работы по столь деликатной  проблеме

не могут быть подлинно профессиональными.

             Исследовательская   работа    и    развитие    соответствующего

методического  инструментария,  как   показывает   практика,   должны   идти

параллельно. В первую очередь необходимо  разрабатывать  те  диагностические

процедуры,  которые  обеспечивают  изучение  наиболее   актуальных   проблем

сейчас, тем более  в  будущем.  Конечно,  крайне  трудно  предвидеть,  какие

именно аспекты института семьи и семейных  отношений  окажутся  в  ближайшее

время   в   центре   внимания   исследователей.   Предсказания    достаточно

авторитетных  международных  источников  указывает   в   качестве   наиболее

вероятных,  с  точки   зрения   приоритетности,   на   темы,   связанные   с

нетрадиционными формами семейной организации (подростковые браки,  браки  по

расчету, браки по  контракту),  с  обеспечением  качества  брака  и  на  ряд

других. Такие  прогнозы  вызваны  определенными  изменениями,  происходящими

сейчас с самим институтом семьи.

      Наиболее важным, с точки зрения авторов спецпрактикума  по  социальной

психологии (2) является факт изменения отношений между семьей  и  личностью.

Если раньше включенность в семью была  необходимым  фактором  социального  и

даже  физического  выживания,  то  сейчас  это  обеспечивает  удовлетворение

других,  более  высоких  потребностей.  Относительная  свобода  индивида  от

семьи, особенно в  случае  осознания  этой  свободы,  приводит  к  изменению

характера восприятия человеком своих семейных отношений -  наиболее  важными

как субъективно,  так  и  объективно,  становятся  не  родственные,  как  бы

заданные, не зависящие от воли субъекта связи, а отношения между  супругами,

являющиеся  результатом  свободного  выбора.  Именно  супружеские  отношения

становятся центральными с точки зрения оценки своей семьи как  успешной  или

неспешной,  они  в  максимальной   степени   влияют   на   качество   брака.

Принципиальным для семьи является вопрос семейной индивидуализации, то  есть

выработки своего собственного  стиля  супружеского  общения,  включающего  в

себя способы контактов с окружающими, принятия решений, методов  преодоления

разногласий и выхода из кризиса и т.д.

      В последнее  время,  когда  обсуждаются  основные  изменения,  которые

должны быть достигнуты в  нашем  обществе  в  эпоху  перестройки,  одним  из

главных  из  них  называется  гуманизация  отношения  людей  друг  к   другу

(6,с.74,75).  Гуманизация   должна   охватить   как   официальные,   так   и

неофициальные взаимосвязи людей на производстве,  в  сфере  обслуживания,  в

учебных и лечебных учреждениях и еще в большей степени - в семье. И  в  этом

плане на психологическую науку ложится большая ответственность.  Она  должна

через все  доступные  ей  каналы  (участие  в  подготовке  и  переподготовке

врачей,  педагогов,  руководителей  различных   рангов,   работников   сферы

обслуживания, народные и родительские университеты,  службу  семьи  и  т.п.)

давать знания людям всех возрастов  о  личности,  о  характере  человека,  о

закономерностях межлюдского взаимодействия в  форме  общения  в  трудовых  и

учебных  коллективах,  в  официальной  и   неофициальной   обстановке,   при

проведении досуга и, конечно же, в семье.

      Эти  знания,  сообщаемые  психологией   массовой   аудитории,   должны

раскрывать особенности межличностного общения людей,  относящихся  к  разным

возрастным, половым, профессиональным, национально-этническим  группам.  Они

должны знакомить с ошибками,  наиболее  часто  допускаемыми  людьми  в  ходе

общения   друг   с   другом,   и   показать   нам   более   распространенные

психологические  причины  этих  ошибок  (например,  проецирование   себя   в

другого,   стереотипизацию,   эффект    ореола    и    др.).    Одновременно

психологические  знания,  доводимые  до  сознания  людей,  должны  содержать

Информация о работе Жизненный цикл семьи