Экологическая экспертиза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 17:53, доклад

Описание

кологическая экспертиза является одним из информационых методов управления природопользованием и охраной окружающей среды ("экологического менеджмента"), принадлежащий сфере общественных отношений экологического характера, являющийся одновременно способом изучения и прогноза изменений состояния окружающей среды и здоровья населения.

Работа состоит из  1 файл

Экологическая экспертиза.doc

— 54.00 Кб (Скачать документ)

Министерство  Российской Федерации

по  делам гражданской  обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных  бедствий 
 
 
 
 

ВОРОНЕЖСКИЙ ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ  СЛУЖБЫ 
 
 
 
 
 

ДОКЛАД 

по дисциплине  «Экология» 

  тема: Экологическая экспертиза. 
 
 
 
 
 
 
 
 

выполнили:                                     курсанты 42 учебной группы

                                                         рядовые внутренней службы

                                                          С.С. Горюшкин; Д.А. Маслов 
 
 
 
 
 
 
 

                                                       Воронеж 2011

     Экологическая экспертиза является одним из информационых методов управления природопользованием и охраной окружающей среды ("экологического менеджмента"), принадлежащий сфере общественных отношений экологического характера, являющийся одновременно способом изучения и прогноза изменений состояния окружающей среды и здоровья населения.

     экологическая экспертиза (ЭЭ), также комплексная, обычно понимаемая как контрольная процедура, нацеленная на проверку и возможную дополнительную оценку изложенной в ОЦЕНКе ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ или другом виде экологического обоснования достаточности аргументации экологической безопасности (экологическую обоснованность) проекта, а также иного вида предполагаемой или уже осуществляемой деятельности. Экологическая экспертиза бывает двух видов: государственная (ГЭЭ) и общественная (ОЭЭ). Иногда ещё одним видом коммерческой экологической экспертизы (КЭЭ) действующих объектов или территорий считают их экологический аудит (ЭА), осуществляемый в России пока в рамках экологического контроля (всё чаще монторинга), и не имеющий достаточной нормативно-правовой определенности (см. далее). 

     На  первом этапе  ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ, несущей в себе прежде всего элементы исследования, выбора альтернатив предлагаемого решения и его экологического обоснования, а также научного прогноза предлагаемой деятельности, осуществляется работа, во многом довольно похожая на западные процедуры с аналогичным названием. Традиционно она относится к начальному этапу ЭСХД, хотя её методология в дальнейшем используется и при более поздних проектных и послепроектных стадиях экологической экспертизы, аудита и экологического контроля.

     На  втором этапе  экологической экспертизе необходимо остановиться более подробно. Традиционно для СССР и России она понималась только как контрольная проверка обоснованности намерений и предлагаемых решений, т.е. предпроектных и проектных стадий развития народного хозяйства. При этом послепроектная стадия проверок действующих хозяйственных объектов обычно не относится к экологической экспертизе и рассматривается уже как экологический контроль, которому предписывается не только чисто "мониторинговые" (сбор информации) или управленческие (принятие санкций на основе полученной информации) функции, но и экспертные (анализ собранной информации и подготовка управленческого решения). Поэтому органам экологического контроля (инспекциям, надзорным подразделениям и т.д.), реже службам мониторинга ОС приходится кроме своих прямых функций выполнять и несколько несвойственные экспертные. В результате возникло множество всяких "экспертиз", не обеспеченных ни требуемой информацией, ни кадрами соответствующей квалификации. Это не могло не сказаться отрицательно на качестве принимаемых управленческих решений по перестройке хозяйства, их экологической обоснованности.

     В западной, более успешно реализуемой  управленческой природоохранной практике, эта стадия послепроектного экологического анализа (экологический аудит) специализирована не на контрольные, а на аналитические службы.

     Для успешной работы в области экологической экспертизы и ОВОС специалисты, экологи-эксперты должны свободно ориентироваться во всех проблемах и аспектах, функциях, процедурах и методах, объектах и субъектах конкретной хозяйственной деятельности и экологических последствиях ее воздействий на элементы окружающей среды и здоровье человека, а также владеть знаниями материалов законодательно-правовой и нормативной базы, на которой основаны организационно-процедурные принципы и правила экологической экспертизы и ОВОС.

     Таким образом, данная разработка раскрывает ранее изданные программные и  учебно-методические материалы, сохраняя характер не только учебного, но и справочного  издания, которые могут быть использованы на очном и заочном отделениях экологического факультета при изучении курса с аналогичным названием (читается 2-3 раза в год, начиная с 1994 года), а также в работе ФПК и аспирантуры МНЭПУ. Она несколько дифференцирует очное и заочное изучение предлагаемого спецкурса и делает возможным его преподавание в качестве общефакультетского курса для студентов всех кафедр экологического факультета, а также (частично и с некоторой адаптацией содержания) на межфакультетских направлениях специализаций других факультетов (экономика природопользования, экологический менеджмент, экологическое право и др.) МНЭПУ и других ВУЗов экологической направленности. 
 

ПРАВОВАЯ  И НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ БАЗА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ  ЭКСПЕРТИЗЫ И ОВОС В РОССИИ

     Правовое регулирование эколого-экспертной деятельности как одного из видов экологического менеджмента управления охраной окружающей среды и рациональным природопользованием является одной из основ знаний студента (слушателя), опирающихся на соответствующие законы и подзаконные акты органов власти и управления Российской Федерации. При этом нормативно-методическое регулирование, в свою очередь, опирается на соответствующие нормативные (стандарты, нормы, правила и т.д.) и методические (пособия, инструкции, рекомендации, методики и др.) документы и материалы, разрабатываемые специализированными ведомствами и научными учреждениями. Изучение и последующий комментарий существующей системы нормативно-правовых российских и действующих в России международных документов в области экологической экспертизы и ОВОС составляют первоначальный этап подготовки эколога-эксперта.

     Структура российского законодательства в  области экологической экспертизы. В настоящее время систему  российского законодательства в  области экологической экспертизы и ОВОС составляют: статьи 41 (п.3) и 42 Конституции РФ, целевой федеральный закон "Об экологической экспертизе" и ряд статей (ст. 35-39) базового закона РФ "Об охране окружающей природной среды", являющегося фактически "Основами российского экологического законодательства". Помимо федеральных законов действуюет ряд конкретизирующих их постановлений Правительства, а также несколько дополняющих указов Президента РФ. На основе Конституции и указанных законов федерального уровня представительными и исполнительными органами власти и управления субъектов федерации, а также органами местного самоуправления постепенно разрабатываются проекты и принимаются на своем уровне соответствующие законы (например, в республике Карелия или в Татарстане), другие правовые акты и административные нормативно-правовые документы соответствующего уровня. Однако данный процесс находится пока в самом начале своего развития.

     Оба выше указанных закона регулируют в  основном государственную ЭЭ, в меньшей  степени  общественную ЭЭ и практически не касаются ОВОС.

     Закон "Об охране окружающей природной  среды" содержит специальный раздел (разд. V), посвященный в основном государственной ЭЭ, её цели и принципам (ст.35), в т.ч. принципу обязательности (ст.36), объектам (ст.37) и ответственности за невыполнение требований ГЭЭ (ст.38). Специальная статья закона посвящена общественной ЭЭ (ст.39), которая практически не регламентируется им, хотя и ставится в зависимость от государственной экспертизы. Помимо указанных статей закона, напрямую посвященных ЭЭ, в нем присутствует ещё несколько, косвенно относящихся к данной области. Это статьи раздела IV о нормировании качества окружающей среды (ст. 25-34), а также статьи разделов VI и VII (ст. 40-57), посвященные экологическим требованиям, учитываемым в ходе ЭЭ.

     Федеральный закон "Об экологической экспертизе" развивает нормы предыдущего, более  подробно регулирует отношения в  области ЭЭ и уже целиком посвящен этому вопросу. В законе впервые дается определение экологической экспертизы вообще, а не только государственной (ст.1), более подробно раскрываются принципы (ст.3) и указываются виды ЭЭ (ст.4). Глава II закрепляет полномочия органов государственной власти и местного самоуправления, в т.ч. Президента, Федерального Собрания и Правительства РФ (ст.5), вопросы ведения субъектов РФ (ст.6) и полномочия органов местного самоуправления в области ЭЭ (ст.9). Кроме того, данная глава, впервые упоминает понятие "специально уполномоченные государственные органы в области экологической экспертизы" распределяет их полномочия, права и обязанности между федеральным (ст.7) и территориальным (ст.8) уровнями.

     Глава III закона полностью посвящена государственной экологической экспертизе, конкретизирует объекты ГЭЭ федерального уровня (ст.11) и уровня субъектов федерации (ст.12), дает юридическое определение понятия "специально уполномоченные государственные органы в области экологической экспертизы"(ст.13), закрепляет самый общий порядок проведения ГЭЭ (ст.14), определяет статус и обязанности экспертной комиссии (ст.15), её эксперта (ст.16) и председателя (ст.17), а также юридическую силу заключений экспертной комиссии и государственной экологической экспертизы (ст.18). Более подробно, хотя не с должной степенью глубины, глава IV данного закона регламентирует общественную ЭЭ (ст.20), её объекты (ст.21), порядок (ст.22) и условия (ст.23) проведения, правила регистрации ОЭЭ (ст.24), статус заключения (ст.25) и права граждан, а также общественных организаций в этой области (ст.19). В специальной главе (гл.V) закреплены права (ст.26) и обязанности (ст.27) заказчиков документации, подлежащей ЭЭ. В общих чертах главой VI определен порядок финансирования ГЭЭ (ст.28) и ОЭЭ (ст.29). Важнейшую роль в механизме реализации данного закона играет глава VII, закрепившая соответствующие виды нарушений (ст.30) и виды ответственности за нарушения законодательства РФ об экологической экспертизе: уголовную (ст.31), административную (ст.32), материальную (ст.33) и гражданско-правовую (ст.34). В общем виде описывается порядок разрешения споров в области ЭЭ (ст.35). Закрепляется принцип верховности международного законодательства в области ЭЭ над российским национальным (ст.36), а также содержатся нормы (ст.38) о приведении в соответствии с данным законом всех правовых актов Президента, Правительства, ведомств и субъектов федерации, а также органов местного самоуправления по вопросам ЭЭ и реализации объектов, подлежащих ей.

     Выше  указанные фадеральные законы формируют "Основы законодательства в области ЭЭ", но практически, не являясь законами прямого действия, они требуют наличия конкретизирующих и дополняющих их подзаконных правовых актов Правительства РФ, ведомств, субъектов федерации и органов местного самоуправления. К данной нормативно-правовой документации в области ЭЭ и ОВОС (имеющей общефедеральную юридическую силу) относятся следующие подзаконные нормативно-правовые акты, в числе действующих среди которых, отмечаются:

     постановления Правительства РФ "Об утверждении Положения о порядке проведения ГЭЭ", "Об утверждении норм оплаты труда членов экспертных советов (комиссий) и внешних экспертов", "Об оплате труда внештатных экспертов ГЭЭ", "О государственной экспертизе градостро-ительной и проектно-сметной документации и утверждении проектов строительства", "Об утвер-ждении Положения о государственной экологической экспертизе" (п.п.14 и 15), "Об утверждении Временного положения о финансировании и кредитовании капитального строительства на территории РФ", "Об утверждении Положения о порядке подготовки, рассмотрения и проведения государ-ственной экспертизы технико-экономических и коммерческих предложений и обоснований целесо-образности, эффективности и возможности участия российских организаций в строительстве объектов за границей на основе межправительственных соглашений об экономическом и техническом сотрудничестве", "Об органах, осуществляющих государственную экспертизу запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о представляемых в пользование участках недр", “О порядке разработки, согласования, государственной экологической экспертизы, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных ресурсов” и др.;

    в числе указов Президента РФ не отмечается напрямую регулирующих область ЭЭ и ОВОС, одноко все же заслуживают внимание два указа "О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" и "О концепции перехода РФ к устойчивому развитию" . Первый документ в числе основных стратегических направлений деятельности по обеспечению экологически безопасного устойчивого развития приоритетным называет "экологически обоснованное размещение производительных сил" (что подразумевает проведение ОВОС и экологической экспертизы). В Концепции также содержатся косвенные указания на необходимость развития ЭЭ и ОВОС: "оценка хозяйственной емкости экосистем и определение допустимого на них антропогенного воздействия" относится к основным направлениям перехода России к устойчивому развитию; государственное управдение процессом перехода страны к устойчивому развитию предполагает "разработку системы программных и прогнозных документов" (являющихся по сути вариантами ОВОС, подлежащих ГЭЭ); "... механизмы разработки и принятия решений должны ... учитывать последствия реализации этих решений в экономической, социальной, экологической сферах..." (для чего и предназначено проведение ОВОС);

Информация о работе Экологическая экспертиза