Экологическая компетентность учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 03:04, курсовая работа

Описание

Экологические знания и культура формируются у человека с раннего возраста. И в этом отношении велико значение экологического образования младших школьников. Поэтому основной целью дипломной работы является анализ особенностей эколого-образовательной деятельности в начальной школе и рекомендовать наиболее эффективные практические пути реализации образовательных стандартов второго поколения в учебной и внеклассной работе с младшими школьниками.

Содержание

1. Введение ………………………………………………………………………………………………………………………………………………3
2. Экологическое образование и
воспитание младших школьников ………………………………………………………………………………………………4
2.1. Содержание
экологического воспитания …………………………………………………………………………………………………………4
2.2. Основные принципы экологического
образования и воспитания ……………………………………………………………………………………………………………8
2.3. Экологическое воспитание ……………………………………………………………………………………………10
3. Экологическая компетентность учащихся …………………………………………………………………11
3.1. Сущность экологической
компетентности ………………………………………………………………………………………………………………………………………11
3.2. Содержание и структура
экологической компетентности …………………………………………………………………………………………………27
3.3. Уровни экологической
компетентности ………………………………………………………………………………………………………………………………………38
3.4. Дидактические аспекты обучения
решению экологических проблем ………………………………………………………………………………………………41
4. Приложение …………………………………………………………………………………………………………………………………………54
4.1. Использование экологических понятий и
представлений при изучении курса природоведения ………………………………………………54
4.2. Организация экологического обучения
в курсе природоведения …………………………………………………………………………………………………………………59
4.3. Экологическое обучение на
уроках природоведения ……………………………………………………………………………………………………………………60
4.3.1. План урока …………………………………………………………………………………………………………………………60
4.4. Экскурсия как форма
экологического обучения ………………………………………………………………………………………………………………63
4.4.1. План экскурсии ………………………………………………………………………………………………………………64
4.5. Внеклассная работа и её
роль в формировании экологических понятий ………………………………………………………………65
4.6. Программа факультативного
курса «Экология для младших школьников» ……………………………………………………………………66
5. Заключение …………………………………………………………………………………………………………………………………………76
6. Литература …………………………………………………………………………………………………………………………………………78

Работа состоит из  6 файлов

дипломная эклогическое воспитание школьников 1.doc

— 494.00 Кб (Скачать документ)

вторая часть курсовой работы .docx

— 111.53 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

третья часть курсовой.docx

— 194.29 Кб (Скачать документ)

Документ Microsoft Word (2).doc

— 1.26 Мб (Скачать документ)

часть курсовой работы.docx

— 95.16 Кб (Скачать документ)

  Дидактическая игра «Деревья и кусты».

  В начале игры вспоминают, как по величине можно  отличить деревья и кусты (дерево высокое, а куст низкий). Сообщается условие игры: когда называют дерево, руки нужно поднимать вверх, а  когда куст – опустить вниз. Учащиеся делятся на две команды, выбирают ведущего, который называет сначала  дерево (поднимает руки вверх), а  потом куст (опускает руки вниз). Все  учащиеся повторяют эти движения осмысленно. Ведущий может назвать  дерево, а руки при этом опустить, или назвать куст, а руки поднять. Учащиеся должны внимательно прислушиваться и не ошибиться. Тот, кто ошибся выбывает из игры. Выигрывает та команда, в которой останется больше участников.

  Дидактическая игра «Кто раньше пройдёт».

  В игре могут  участвовать 5-6 учеников, остальные  – наблюдают. Участники игры становятся вдоль стартовой линии. Ведущий  предлагает каждому припомнить как  можно больше названий деревьев и  кустарников.

  Содержание  игры: каждый из участников, идя (по очереди) вперёд от линии старта, должен громко произносить при каждом шаге название дерева или кустарника. Останавливаться  нельзя. Если участник игры, сделав шаг не назовёт дерева или кустарника, он должен остановиться и присесть. В игру вступает другой участник. Выигрывает тот, кто пройдёт дальше. Игра тренирует память, помогает запомнить названия деревьев и кустарников, которые видели во время экскурсии.

  Одним из важнейших  условий формирования экологических  понятий в начальной школе  являются непосредственно наблюдения детей за объектами и явлениями  природы. Наблюдения проводятся под  девизом «Познай природу» (Климцова, 2000). Это достигается благодаря экскурсиям. Программные экскурсии дополняются экологическими вопросами. В ходе экскурсий решаются некоторые экономические задачи: научить вести экологические наблюдения в природе, глубже узнать свой край, отработать правила личного природоохранного поведения, применить теоретические знания на практике.

Внеклассная работа и её роль

  в формировании экологических понятий 

  Внеклассная работа – форма разнообразной  организации добровольческой работы учащихся вне урока под руководством учителя для возникновения и  проявления их познавательных интересов  и творческой самостоятельности (Пакулова, Кузнецова, 1990). Внеклассное изучение природы способствует выявлению простейших закономерностей её жизнедеятельности, включает в себя ряд мероприятий по охране природы: подкормка птиц зимой, изготовление и развешивание скворечников, уборка территории школьного участка и его озеленение, борьба с вредителями растений, сбор лекарственных растений и так далее. По своему содержанию, формам организации и методам проведения внеклассная работа по природоведению очень разнообразна. Выделяют индивидуальные, групповые и массовые виды внеклассной работы.

  Реализация  идеи экологического образования осуществляется также и во внеклассной работе. Программные экскурсии по природоведению дополняются экологическими вопросами. В ходе экскурсии решаются некоторые  экологические задачи: научить вести  экологические наблюдения в природе, глубже узнать свой край, отработать правила  личного природоохранного поведения, применить теоретические знания на практике. Система программных  практических работ на местности  позволяет сформировать у учащихся систему экологических знаний, показать пути и возможности практического  применения. При этом важно отметить, что работа охватывает всех учащихся.

  Углубить  свои знания, дополнительно потренироваться  в их творческом применении ребята могут в ходе внеурочной и внеклассной  работы. В систему внеурочной работы, направленную на развитие экологических  знаний, входят школьные олимпиады, предметные недели, праздники, кружки и экологические  факультативы. В программу предметных недель обычно включают: конкурс газет  по экологической тематике, КВН по экологическому краеведению, школьные олимпиады (Ривкин, 1993). Вопросы школьной олимпиады составляются с учётом следующих требований: соответствие заданий возрасту и степени обученности, практической значимости вопросов, вопросов экологического характера, опоры на краеведческий материал, использование проблемных заданий.

  Особое место  среди всех видов массовых внеклассных  мероприятий по природоведению занимают натуралистические кампании: «Неделя  леса», «Неделя сада», «Праздник  русской берёзки», «Праздник цветов», «Праздник урожая», «День птиц»  и другие. Проведение этих мероприятий  связано с длительной подготовкой, заключающейся в разнообразной  работе школьников: наблюдения в природе, постановка простейших опытов, сбор природного материала для выставок, участие  в озеленительных работах на территории школы. Вся подготовительная работа должна заканчиваться организацией праздника, на котором подводятся итоги  проделанной работы школьников.

  Работа кружков  и факультативов позволяет углубленно изучать вопросы, выйти на практическое применение экологических знаний. Внеклассная  работа по предмету открывает большие  возможности для реализации идеи экологизации школьного образования.

  Факультативный  курс «Экология для младших школьников»  разработан как дополнение к курсу  природоведения в начальной школе. Он предназначен для третьего класса четырёхлетней начальной школы  и рассчитан на 34 занятия (1 час  в неделю), изучается параллельно  курсу природоведения и подготовлен  с учётом программы и учебника по данному предмету (автора А.А. Плешакова). Курс призван решать следующие задачи:

  • расширение экологических представлений младших школьников, формируемых в основном курсе, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров;
  • углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий, составляющих адекватный возрастным возможностям младших школьников «первичный срез» экологии как науки;
  • обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.

  Рассмотрим  программу факультативного курса  «Экология для младших школьников»  в соответствии с программно-методическими  материалами (1999) (Таблица 2).

  Таблица 2

  Программа факультативного курса «Экология  для младших школьников»

  А.А. Плешакова (1995).

Темы занятий   Кол-во часов Содержание занятий
1 2 3
  1. Выясняем, что такое экология.
    1. История с комарами и кошками.
    2. Что такое экология.
 
  2
  Организм  и окружающая среда, простейшая классификация  экологических связей, разъяснение  сущности и значения экологии
  1. Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения.
    1. Природа вокруг нас.
    2. Природа вокруг нас.
    3. Природа вокруг нас.
 
  3
  Экскурсии, практические работы по распознаванию  встречающихся в данной местности  растений и животных, выявление наиболее характерных отличительных признаков  схожих видов.
  1. Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение.
    1. Они могут исчезнуть.
 
  1
  Представители редких организмов (грибов, растений, животных), причины сокращения численности этих живых существ, необходимые меры по их охране.
  1. Изучаем способы охраны природы.
    1. Как охраняют природу.
    2. По заповедным тропинкам.
 
  2
  Охраняемые  природные территории: заповедники, заказники, микрозаказники, национальные парки. Памятники природы, ботанические сады и зоопарки, питомники. Мысленное путешествие по заповедникам нашей страны и мира.
  1. Выясняем роль неживой природы в жизни живого.
    1. Тепло, свет и жизнь.
    2. Воздух и жизнь.
    3. Вода и жизнь.
 
  3
Солнце как источник тепла и света для живых  существ, приспособления животных к  сезонным изменениям температуры. Роль света в жизни животных. Воздух и жизнь. Вода и жизнь.
 

  Продолжение таблицы 2

1 2 3
  1. Открываем жизнь в почве.
    1. Живое в почве.
1   Разнообразие  живых обитателей почвы, особенности  их строения и образа жизни, роль в  поддержании почвенного плодородия.
  1. Пополняем наши знания о разнообразии живой природы.
    1. Вот какие растения!
    2. Это всё животные!
    3. По грибы без лукошка.
    4. Полюбуйтесь: лишайники!
 
  4
  Многообразие  растений: знакомство с интересными  представителями (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), а также с  хвощами и плаунами. Многообразие животных: черви, моллюски, ракообразные, паукообразные. Грибы и лишайники  как особые группы живых существ, их разнообразие.
  1. Изучаем экологические связи в живой природе.
    1. Дуб и все вокруг него.
    2. Невидимая сеть.
    3. Невидимая пирамида.
    4. Кто как защищается.
 
  4
  Экологические связи в живой природе на примере  дубового леса. Понятия «прямые связи», «косвенные связи». Сеть питания, или  пищевая сеть, экологическая пирамида. Значение знаний о пищевой сети и  экологической пирамиде для охраны природы. Защитные приспособления у  растений и животных как проявление тесной связи организмов с окружающей их средой.
  1. Знакомство с охраняемыми растениями и животными.
    1. Растения просят о помощи.
    2. «Зелёная аптека» может закрыться?
    3. Животные должны жить.
    4. Операция «Стерх».
    5. По ботаническим садам и зоопаркам.
 
  5
  Охраняемые  растения, особенности их распространения. Лекарственные растения, их охрана. Охраняемые животные, причины сокращения их численности и меры охраны. История  спасения бобра, соболя, стерха – примеры активных действий человека по охране животного мира. Мысленное путешествие по ботаническим садам и зоопаркам.
  1. Мастерим домики для птиц.
    1. Прилетайте, птицы!
 
  1
  Практическая  работа по изготовлению искусственных гнездовий для птиц.
 

  Продолжение таблицы 2

1 2 3
  1. Учимся передавать свои знания другим ребятам.
    1. Хотим сказать всем.
    2. Хотим сказать всем.
    3. Хотим сказать всем.
 
  3
  Изготовление  школьниками условных знаков к правилам поведения в природе и экологических  памяток для своих младших  товарищей и взрослых. Подготовка к проведению школьных бесед, утренников, КВН экологического содержания.
  1. Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека.
    1. Экология и здоровье.
    2. Экология и здоровье.
 
  2
  Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека, пути попадания  вредных веществ в организм человека. Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнений на здоровье.
  1. Обсуждаем примеры экологических катастроф.
    1. Экологическая катастрофа.
    2. Что будет, если …
 
  2
  Загрязнение моря нефтью при аварии нефтеналивного танкера, влияние нефти на обитателей моря и побережья, долговременные последствия  аварии. Представление о радиоактивном  загрязнении среды (авария на Чернобыльской  АЭС). Экологические прогнозы, их сущность, примеры, значение для предупреждения отрицательного воздействия человека на природу.
  1. Подводим итоги нашей работы за год.
 
  1
  Обобщение основных теоретических знаний и  подытоживание практических дел по факультативному курсу.
 

  В программе  выделено 14 учебных тем, названия которых  даны в виде формулировок определённых познавательных, практических задач. Первые четыре темы («Выясняем, что такое  экология», «Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения», «Знакомимся с живыми существами, которые могут исчезнуть», «Изучаем способы охраны природы») являются дополнением к теме «Природа и  мы» основного курса природоведения. Следующие две темы («Выясняем  роль живой природы в жизни  живого», «Открываем жизнь в почве») изучаются параллельно теме «Сбережём  воздух и воду, полезные ископаемые и почву» курса природоведения. Пять последующих тем («Пополняем наши знания о разнообразии живой природы», «Изучаем экологические связи в живой  природе», «Знакомимся с охраняемыми  растениями и животными», «Мастерим  домики для птиц», «Учимся передавать свои знания другим ребятам») дополняют  тему «Сохраним удивительный мир  растений и животных» основного  курса. Ещё две темы («Выявляем  связь между состоянием природы  и здоровьем человека», «Обсуждаем примеры экологических катастроф») изучаются параллельно с темой  «Будем беречь здоровье» курса природоведения. В конце учебного года проводятся обобщения изученного, выделенного  в программе факультатива в самостоятельную  тему «Подводим итоги нашей работы за год».

курсовая работа отредактированная.doc

— 773.00 Кб (Скачать документ)

Информация о работе Экологическая компетентность учащихся