Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 03:04, курсовая работа
Экологические знания и культура формируются у человека с раннего возраста. И в этом отношении велико значение экологического образования младших школьников. Поэтому основной целью дипломной работы является анализ особенностей эколого-образовательной деятельности в начальной школе и рекомендовать наиболее эффективные практические пути реализации образовательных стандартов второго поколения в учебной и внеклассной работе с младшими школьниками.
1. Введение ………………………………………………………………………………………………………………………………………………3
2. Экологическое образование и
воспитание младших школьников ………………………………………………………………………………………………4
2.1. Содержание
экологического воспитания …………………………………………………………………………………………………………4
2.2. Основные принципы экологического
образования и воспитания ……………………………………………………………………………………………………………8
2.3. Экологическое воспитание ……………………………………………………………………………………………10
3. Экологическая компетентность учащихся …………………………………………………………………11
3.1. Сущность экологической
компетентности ………………………………………………………………………………………………………………………………………11
3.2. Содержание и структура
экологической компетентности …………………………………………………………………………………………………27
3.3. Уровни экологической
компетентности ………………………………………………………………………………………………………………………………………38
3.4. Дидактические аспекты обучения
решению экологических проблем ………………………………………………………………………………………………41
4. Приложение …………………………………………………………………………………………………………………………………………54
4.1. Использование экологических понятий и
представлений при изучении курса природоведения ………………………………………………54
4.2. Организация экологического обучения
в курсе природоведения …………………………………………………………………………………………………………………59
4.3. Экологическое обучение на
уроках природоведения ……………………………………………………………………………………………………………………60
4.3.1. План урока …………………………………………………………………………………………………………………………60
4.4. Экскурсия как форма
экологического обучения ………………………………………………………………………………………………………………63
4.4.1. План экскурсии ………………………………………………………………………………………………………………64
4.5. Внеклассная работа и её
роль в формировании экологических понятий ………………………………………………………………65
4.6. Программа факультативного
курса «Экология для младших школьников» ……………………………………………………………………66
5. Заключение …………………………………………………………………………………………………………………………………………76
6. Литература …………………………………………………………………………………………………………………………………………78
Дидактическая игра «Деревья и кусты».
В начале игры вспоминают, как по величине можно отличить деревья и кусты (дерево высокое, а куст низкий). Сообщается условие игры: когда называют дерево, руки нужно поднимать вверх, а когда куст – опустить вниз. Учащиеся делятся на две команды, выбирают ведущего, который называет сначала дерево (поднимает руки вверх), а потом куст (опускает руки вниз). Все учащиеся повторяют эти движения осмысленно. Ведущий может назвать дерево, а руки при этом опустить, или назвать куст, а руки поднять. Учащиеся должны внимательно прислушиваться и не ошибиться. Тот, кто ошибся выбывает из игры. Выигрывает та команда, в которой останется больше участников.
Дидактическая игра «Кто раньше пройдёт».
В игре могут участвовать 5-6 учеников, остальные – наблюдают. Участники игры становятся вдоль стартовой линии. Ведущий предлагает каждому припомнить как можно больше названий деревьев и кустарников.
Содержание игры: каждый из участников, идя (по очереди) вперёд от линии старта, должен громко произносить при каждом шаге название дерева или кустарника. Останавливаться нельзя. Если участник игры, сделав шаг не назовёт дерева или кустарника, он должен остановиться и присесть. В игру вступает другой участник. Выигрывает тот, кто пройдёт дальше. Игра тренирует память, помогает запомнить названия деревьев и кустарников, которые видели во время экскурсии.
Одним из важнейших условий формирования экологических понятий в начальной школе являются непосредственно наблюдения детей за объектами и явлениями природы. Наблюдения проводятся под девизом «Познай природу» (Климцова, 2000). Это достигается благодаря экскурсиям. Программные экскурсии дополняются экологическими вопросами. В ходе экскурсий решаются некоторые экономические задачи: научить вести экологические наблюдения в природе, глубже узнать свой край, отработать правила личного природоохранного поведения, применить теоретические знания на практике.
в формировании
экологических понятий
Внеклассная
работа – форма разнообразной
организации добровольческой
Реализация идеи экологического образования осуществляется также и во внеклассной работе. Программные экскурсии по природоведению дополняются экологическими вопросами. В ходе экскурсии решаются некоторые экологические задачи: научить вести экологические наблюдения в природе, глубже узнать свой край, отработать правила личного природоохранного поведения, применить теоретические знания на практике. Система программных практических работ на местности позволяет сформировать у учащихся систему экологических знаний, показать пути и возможности практического применения. При этом важно отметить, что работа охватывает всех учащихся.
Углубить свои знания, дополнительно потренироваться в их творческом применении ребята могут в ходе внеурочной и внеклассной работы. В систему внеурочной работы, направленную на развитие экологических знаний, входят школьные олимпиады, предметные недели, праздники, кружки и экологические факультативы. В программу предметных недель обычно включают: конкурс газет по экологической тематике, КВН по экологическому краеведению, школьные олимпиады (Ривкин, 1993). Вопросы школьной олимпиады составляются с учётом следующих требований: соответствие заданий возрасту и степени обученности, практической значимости вопросов, вопросов экологического характера, опоры на краеведческий материал, использование проблемных заданий.
Особое место среди всех видов массовых внеклассных мероприятий по природоведению занимают натуралистические кампании: «Неделя леса», «Неделя сада», «Праздник русской берёзки», «Праздник цветов», «Праздник урожая», «День птиц» и другие. Проведение этих мероприятий связано с длительной подготовкой, заключающейся в разнообразной работе школьников: наблюдения в природе, постановка простейших опытов, сбор природного материала для выставок, участие в озеленительных работах на территории школы. Вся подготовительная работа должна заканчиваться организацией праздника, на котором подводятся итоги проделанной работы школьников.
Работа кружков
и факультативов позволяет
Факультативный
курс «Экология для младших
Рассмотрим
программу факультативного
Таблица 2
Программа
факультативного курса «
А.А. Плешакова (1995).
|
Продолжение таблицы 2
|
Продолжение таблицы 2
|
В программе
выделено 14 учебных тем, названия которых
даны в виде формулировок определённых
познавательных, практических задач. Первые
четыре темы («Выясняем, что такое
экология», «Учимся распознавать растения
и животных ближайшего природного окружения»,
«Знакомимся с живыми существами,
которые могут исчезнуть», «Изучаем
способы охраны природы») являются
дополнением к теме «Природа и
мы» основного курса