Экологическая компетентность учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 03:04, курсовая работа

Описание

Экологические знания и культура формируются у человека с раннего возраста. И в этом отношении велико значение экологического образования младших школьников. Поэтому основной целью дипломной работы является анализ особенностей эколого-образовательной деятельности в начальной школе и рекомендовать наиболее эффективные практические пути реализации образовательных стандартов второго поколения в учебной и внеклассной работе с младшими школьниками.

Содержание

1. Введение ………………………………………………………………………………………………………………………………………………3
2. Экологическое образование и
воспитание младших школьников ………………………………………………………………………………………………4
2.1. Содержание
экологического воспитания …………………………………………………………………………………………………………4
2.2. Основные принципы экологического
образования и воспитания ……………………………………………………………………………………………………………8
2.3. Экологическое воспитание ……………………………………………………………………………………………10
3. Экологическая компетентность учащихся …………………………………………………………………11
3.1. Сущность экологической
компетентности ………………………………………………………………………………………………………………………………………11
3.2. Содержание и структура
экологической компетентности …………………………………………………………………………………………………27
3.3. Уровни экологической
компетентности ………………………………………………………………………………………………………………………………………38
3.4. Дидактические аспекты обучения
решению экологических проблем ………………………………………………………………………………………………41
4. Приложение …………………………………………………………………………………………………………………………………………54
4.1. Использование экологических понятий и
представлений при изучении курса природоведения ………………………………………………54
4.2. Организация экологического обучения
в курсе природоведения …………………………………………………………………………………………………………………59
4.3. Экологическое обучение на
уроках природоведения ……………………………………………………………………………………………………………………60
4.3.1. План урока …………………………………………………………………………………………………………………………60
4.4. Экскурсия как форма
экологического обучения ………………………………………………………………………………………………………………63
4.4.1. План экскурсии ………………………………………………………………………………………………………………64
4.5. Внеклассная работа и её
роль в формировании экологических понятий ………………………………………………………………65
4.6. Программа факультативного
курса «Экология для младших школьников» ……………………………………………………………………66
5. Заключение …………………………………………………………………………………………………………………………………………76
6. Литература …………………………………………………………………………………………………………………………………………78

Работа состоит из  6 файлов

дипломная эклогическое воспитание школьников 1.doc

— 494.00 Кб (Скачать документ)

вторая часть курсовой работы .docx

— 111.53 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

третья часть курсовой.docx

— 194.29 Кб (Скачать документ)

Документ Microsoft Word (2).doc

— 1.26 Мб (Скачать документ)

часть курсовой работы.docx

— 95.16 Кб (Скачать документ)

  (Торф).

  1. Он несёт в дома тепло,

  От него в домах светло.

  Помогает  плавить сталь,

  Делать краски и эмаль.

  (Уголь).

  1. Покрывают им дороги,

  Улицы в  селении,

  А ещё он есть в цементе,

  Сам он –  удобрение.

  (Известняк).

  1. На кухне у мамы –

  Помощник  отличный.

  Он синим  цветком

  Расцветает  от спички.

  (Газ).

  1. По доске он бегает,

  В классе дело делает.

  (Мел).

  1. В воде родится, а воды боится.

  (Соль). 

  По вертикали:

  1. Если встретить на дороге,

  То увязнут  сильно ноги.

  (Глина).

  1. Без неё не побежит ни такси, ни мотоцикл, не поднимется ракета. Что это?

  (Нефть).

  1. Он варился долго

  В доменной печи,

  Чтобы потом  нам сделать

  Ножницы, ключи.

  (Пирит).

  1. Он очень нужен детворе,

  Он на дорожках во дворе.

  Он и на стройке, и на пляже,

  и он в стекле расплавлен даже

  (Песок).

 

  Красная книга  состоит из цветных страниц.

  На чёрных страницах помещены списки тех животных, которых мы уже никогда не увидим. От них остались чучела, скелеты, а  то и совсем ничего.

  На красных  страницах записаны особо редкие и исчезающие животные. Они ещё  кое-где сохранились. Их ещё можно  встретить, но их уже осталось так  мало, что они скоро могут исчезнуть  совсем.

  На жёлтых страницах перечислены те животные, количество которых уменьшается, которым  грозит «переселение» на опасные  красные страницы.

  Белые страницы отведены для тех животных, численность  которых всегда была невелика. Обитают  они на небольших территориях, положение  их неустойчиво.

  На серых  страницах записаны те животные, которые  до сих пор мало изучены, места  их обитания труднодоступны или точно  не установлены.

  На зелёных  страницах – самых обнадёживающих указаны те животные, которых удалось  сохранить, спасти от вымирания, падение  их численности приостановлено.

  2-ой  ученик: Главная наша забота – чтобы ни одно живое существо больше не попало в чёрные списки чёрных страниц. Идея Красной книги – спасти весь животный и растительный мир. Давайте же мы с вами будем беречь зверей и птиц, окружающих нас, чтобы, войдя в лес, мы смогли услышать их голоса (звучат голоса птиц).

  3-ий  ученик: Особые экологические проблемы складываются в каждой природной зоне нашей страны. К примеру, в зоне льдов – это растущие загрязнения северных морей, обеднение рыбных запасов. В зоне тундры – загрязнение при добыче нефти и других полезных ископаемых, разрушение растительного покрова вездеходами. В лесной зоне наиболее драматично складываются отношения в системе «лес – человек». Губятся молодые деревья, заготовленную древесину попросту бросают. Лесопосадки отстают от лесозаготовок. Трагична судьба степной зоны: здесь почти не осталось степей – они распаханы. На волоске висит жизнь целого сообщества видов растений и животных. Впустынях мелеют и без того редкие и мелководные реки, вычерпываемые ради сельскохозяйственных культур. Приходят в движение пески, которые засыпают дороги, поля, целые посёлки.

  Учитель: А теперь нам с вами предстоит решить несколько экологических задач, проблем, ситуаций.

  Экологический пример:

  Ми + краб –  аб + об + ы = ?

  Экологическое стихотворение:

  Прогулка. (С. Михалков)

  Мы приехали на речку воскресенье провести,

  А свободного местечка возле речки не найти.

  Тут сидят  и там сидят, загорают и едят.

  Отдыхают как хотят сотни взрослых и ребят.

  Мы по бережку  прошли и поляночку нашли.

  Но на солнечной  полянке тут и там пустые банки,

  И, как будто  нам назло, даже битое стекло.

  Мы по бережку  прошли, место новое нашли.

  Но и здесь  до нас сидели: тоже пили, тоже ели,

  Жгли костёр, бумагу жгли, насорили и ушли.

  Мы прошли, конечно, мимо.

  • Эй, ребята! – крикнул Дима, -

  Вот местечко – хоть куда!

  Родниковая  вода,

  Чудный вид, прекрасный пляж,

  Распаковывай  багаж!

  Мы купались, загорали,

  Жгли костёр, в футбол играли –

  Веселились как могли:

  Пили квас, конфеты ели,

  Хороводом песни пели…

  Отдохнули и ушли.

  И остались на поляне у потухшего костра:

  Две разбитых нами склянки, две размокшие баранки.

  Словом, мусора гора.

  Мы приехали на речку понедельник провести,

  Только чистого  местечка возле речки не найти!

  Учитель: Правильно ли вели себя ребята на прогулке? Какой вред они нанесли окружающей среде, себе, другим людям?

  Экологические задачи:

  1. Один гектар хвойного леса отфильтровывает в год 30–35 тонн пыли, лиственного леса – 50–70 тонн пыли. Каких деревьев нужно сажать больше и их оберегать?
  2. Семья больших синиц за лето «обслуживает» 40 яблонь, поедая опасных для сада насекомых, а дятел за день съедает до 750–900 короедов. Какая птица съедает больше вредителей?
  3. Для естественного восстановления слоя почвы толщиной в 1 сантиметр требуется примерно 100 лет. Из-за роста оврагов с полей смыло в половодье 10 сантиметров почвы. Сколько лет потребуется для восстановления этого слоя?
  4. В 1984 году в нашей стране было 143 заповедника. За последние 10 лет создано ещё 50 новых заповедников. Сколько стало заповедников?
  5. Каждый житель Земли расходует в год количество бумаги, которое получатся из 3-х хвойных деревьев. Сколько хвойных деревьев требуется нашему классу?
  6. Задача в стихах:

  О комарах. (И. Демьянова)

  Над болотцем тихо, тихо…

  В тёплом воздухе  парят

  Сам Комар  да Комариха,

  С ними –  туча комарят!

  Комариха  с Комаром говорят:

  • Сосчитай-ка, Комар, комарят.
  • Как же счесть, Комариха, комарят?

  Не поставишь  комарят наших в ряд.

  Насчитала Комариха сорок пар.

  А продолжил  этот счёт сам Комар.

  Комарят Комар до вечера считал.

  Насчитал  тринадцать тысяч и устал…

  А теперь считайте сами, вы друзья:

  Велика ли комариная семья? (13 082).

  Учитель: Вот сколько задач, проблем и ситуаций мы с вами решили. Но это только капля в море экологических проблем планеты. Наше занятие я хочу закончить строками из стихотворения Я. Акима:

  Есть одна планета-сад

  В этом космосе  холодном.

  Только здесь  леса шумят,

  Птиц скликая перелётных.

  Лишь на ней одной увидишь

  Ландыши в  траве зелёной.

  И стрекозы только тут

  В речку  смотрят удивлённо.

  Береги свою планету,

  Ведь другой на свете нету!

  Берегите  эту Землю, эту воду.

  Даже малую  былиночку любя,

  Берегите  всех зверей внутри природы,

  Убивайте  лишь зверей внутри себя!

  Детям вручаются  эмблемы с изображением птиц, животных растений из Красной книги. 

  Внеклассная работа по природоведению открывает  большие возможности для познавательной деятельности младших школьников. Она  позволяет углублять и применять  на практике знания, предусмотренные  программой, воспитывать у младших  школьников трудолюбие, настойчивость, формировать бережное отношение  к природе, чувство ответственности  за порученное дело.

курсовая работа отредактированная.doc

— 773.00 Кб (Скачать документ)

Информация о работе Экологическая компетентность учащихся