Экологическая компетентность учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 03:04, курсовая работа

Описание

Экологические знания и культура формируются у человека с раннего возраста. И в этом отношении велико значение экологического образования младших школьников. Поэтому основной целью дипломной работы является анализ особенностей эколого-образовательной деятельности в начальной школе и рекомендовать наиболее эффективные практические пути реализации образовательных стандартов второго поколения в учебной и внеклассной работе с младшими школьниками.

Содержание

1. Введение ………………………………………………………………………………………………………………………………………………3
2. Экологическое образование и
воспитание младших школьников ………………………………………………………………………………………………4
2.1. Содержание
экологического воспитания …………………………………………………………………………………………………………4
2.2. Основные принципы экологического
образования и воспитания ……………………………………………………………………………………………………………8
2.3. Экологическое воспитание ……………………………………………………………………………………………10
3. Экологическая компетентность учащихся …………………………………………………………………11
3.1. Сущность экологической
компетентности ………………………………………………………………………………………………………………………………………11
3.2. Содержание и структура
экологической компетентности …………………………………………………………………………………………………27
3.3. Уровни экологической
компетентности ………………………………………………………………………………………………………………………………………38
3.4. Дидактические аспекты обучения
решению экологических проблем ………………………………………………………………………………………………41
4. Приложение …………………………………………………………………………………………………………………………………………54
4.1. Использование экологических понятий и
представлений при изучении курса природоведения ………………………………………………54
4.2. Организация экологического обучения
в курсе природоведения …………………………………………………………………………………………………………………59
4.3. Экологическое обучение на
уроках природоведения ……………………………………………………………………………………………………………………60
4.3.1. План урока …………………………………………………………………………………………………………………………60
4.4. Экскурсия как форма
экологического обучения ………………………………………………………………………………………………………………63
4.4.1. План экскурсии ………………………………………………………………………………………………………………64
4.5. Внеклассная работа и её
роль в формировании экологических понятий ………………………………………………………………65
4.6. Программа факультативного
курса «Экология для младших школьников» ……………………………………………………………………66
5. Заключение …………………………………………………………………………………………………………………………………………76
6. Литература …………………………………………………………………………………………………………………………………………78

Работа состоит из  6 файлов

дипломная эклогическое воспитание школьников 1.doc

— 494.00 Кб (Скачать документ)

вторая часть курсовой работы .docx

— 111.53 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

третья часть курсовой.docx

— 194.29 Кб (Скачать документ)

Документ Microsoft Word (2).doc

— 1.26 Мб (Скачать документ)

часть курсовой работы.docx

— 95.16 Кб (Скачать документ)

  В целом, факультативный курс «Экология для младших школьников»  позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечивает более надёжные основы экологической ответственности  младших школьников.

  Во внеурочное время проводятся и другие мероприятия  экологического направления. Приведём пример утренника на экологическую  тему «Мир вокруг нас», проводимого  в третьем классе. 

  ТЕМА: «Мир вокруг нас».

  ЦЕЛЬ: Обобщить и систематизировать знания учащихся по природоведению; воспитывать бережное отношение к природе, учить преумножать  её богатства.

  ОБОРУДОВАНИЕ: Плакат «Мир вокруг нас», Красная книга, запись с голосами птиц, выставка поделок  из природного материала, конкурс рисунков на экологическую тему; красочное  объявление:«Приглашаем в лесную редакцию по адресу: Берёзовая роща, Холодный ручей, Одуванчиковая поляна, № 1. Для вас оставлены места – сосновые пеньки возле ежиного домика. Ждём. Корреспонденты 3 «Г» класса.»

  ХОД УТРЕННИКА

  Дети сидят  в классе.

  Учитель: Экология стала проблемой нашего общества. Многие виды деятельности людей коренным образом меняют облик Земли, а тем самым и условия жизни для зверей, птиц, растений. Человеку стоит задуматься: что будет дальше? Ведь Земля – наш дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом. Всё на этой Земле должно быть нам родное: и маленький ручеёк, и кудрявая берёза, и дороги. А вокруг столько равнодушия, жестокости, пренебрежения к природе! Надо, чтобы дети поняли: река, луга оказались на грани гибели. «Взрослых» экологических проблем детям пока не решить. Но кое-что ребята уже могут сделать: посадить деревья, ухаживать за ними, подкармливать птиц и зверей зимой.

  Входит  девочка. Добрый день. Проходите, пожалуйста, в Берёзовую рощу, рассаживайтесь. Места не нумерованы (приглашает детей в зал, где всё приготовлено к мероприятию). Ваш концертный зал – это лес. Здесь, у подножия белых берёз, вы будете слушать птичий хор. (Звучат голоса птиц.) Лес полон звуков: среди них голоса птиц, зверей, шум листвы, ручейка.

  Звуки бывают добрые и злые: часто ещё в лесах  слышны выстрелы браконьеров, стук топора. Но для того, чтобы на земле шумели леса, расцветали полевые цветы, пели птицы, надо беречь природу. Это под  силу и взрослым, и детям. Сохранность  природы зависит от каждого из нас.

  Учитель: Дорогие гости! Сегодня у ребят 3 «Г» класса необычное занятие. Посмотрите на доску. То, что вы видите – газета, хотя здесь ничего не написано. Она называется «Мир вокруг нас». Это необычная газета – живая. Каждый круг – страничка газеты, а готовили её корреспонденты из разных отделов: «Охрана природы», «Бюро погоды», «Остроглаз» и других. Они-то и расскажут о том, что здесь изображено, но сначала посмотрите в центр круга. Кто здесь изображён? (грустный человечек). А почему он грустный? (ответы детей). У вас получились разные мнения. Так пусть же нам расскажут об этом наши корреспонденты. Послушаем их, и тогда поймём, почему он такой грустный.

  1-ая  страница: «Атмосфера». В круге изображены микробы.

  Ученик: главные отравители атмосферы – промышленные предприятия и автотранспорт. В 2000 году ими было выброшено в воздух нашей Родины 94 миллиона тонн загрязняющих веществ. К этому следует добавить выбросы, сделанные железнодорожным, авиационным, морским и речным транспортом, военной и сельскохозяйственной техникой. Общее количество вредных веществ, которыми мы дышим, превышает 100 миллионов тонн. Составлен длинный список городов, в которых отмечено превышение предельно допустимых норм. В этот список входят Архангельск, Волгоград, Кемерово, Омск, Свердловск, Хабаровск и многие другие города.

  Входит корреспондент (роль играет родитель) из «Бюро погоды», говорит об экологии, о работе своего отдела и предлагает игру «Какая будет погода?».

  Учитель: Посмотрите, ребята, на первой странице больше нет микробов, она стала чистая, голубая. Если мы сумеем очистить страницы от загрязнителей – наш человечек будет улыбаться. Теперь следующая страничка нашей газеты. Посмотрите, что это такое: какие-то непонятные изображения.

  2-ая  страница: «Леса,  поля, луга».

  Входит корреспондент (роль играет родитель) из «Бюро загадок»: Голоса птиц – вот, что мы должны слушать в лесу, и я хочу загадать вам загадки. Узнаете ли вы лесных певцов? (После отгадывания учитель показывает картинку с изображением птицы и крепит на стенде.)

  1. Спереди – шильце, сзади – вильце, сверху – синее суконце, внизу – белое полотенце (Ласточка).
  2. Среди деревьев кузнецы куют (Дятлы).
  3. Мать, отца не знаю, но часто называю. Детей знать не буду – чужим сбуду (Кукушка).
  4. Днём спит, ночью летает, прохожих пугает (Филин, сова).
  5. Вертится, стрекочет, весь день хлопочет (Сорока).
  6. Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крохи собирает (Воробей).
  7. Это старый наш знакомый. Он живёт на крыше дома –

  Длинноногий, длинноносый. Он летает на охоту –  к болоту. (Аист).

  Учитель: Вот уже и две странички нашей газеты чистые, а мы пойдём дальше, на синюю страницу.

  3-я  страница: «Водоём».

  Ученик: В водоёмах нашей страны в 2000 году оказалось 40 миллионов тонн загрязняющих веществ. Их основными источниками являются промышленность, сельское хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство. Около 1/4 сточных вод поступает в водоёмы без всякой очистки. Волга, Байкал, Ладога, Арал, Чёрное и Азовское моря – это только некоторые адреса экологических проблем. А маленькие речки и озёра не только теряют чистоту, но зачастую совсем исчезают с лица Земли.

  Корреспондент из отдела «Маленькие тайны природы»: Ребята, на уроке природоведения вы узнали о маленьком зверьке, которого называют барометром (то есть он предсказывает погоду). Кто это? (бурундук). В водоёмах тоже водится необыкновенная рыба-барометр. Это вьюн. Он очень чутко реагирует на изменения атмосферного давления. Перед ненастьем он начинает беспокоится и поминутно высовываться на поверхность. По его поведению можно предсказать изменение погоды даже за сутки. В ряде стран, например в Японии, вьюнов специально держат для этого в аквариумах. По поведению рыб учённые зачастую узнают не только об изменениях погодных условий, но и приближении таких стихийных бедствий, как цунами и даже землетрясения.

  Учитель: Посмотрите, дети, какой красивой, чистой стала страница – теперь это чистая вода. А теперь следующая страничка нашей газеты.

  4-я  страница: «Почва».

  1-ый  ученик: Загрязнение почвы происходит, прежде всего, из-за применения в сельском хозяйстве ядохимикатов, или пестицидов. Примерно 55 миллионов гектаров пахотных земель основательно загрязнены ими, но если бы только пестициды загрязняли почву. Промышленность и автотранспорт оказываются виновниками попадания в землю-кормилицу свинца, ртути, меди, марганца и других веществ. Хорошо известно, каким опасным недругом почв являются овраги. Общая площадь оврагов у нас превысила 10 миллионов гектаров и продолжает расти. Если сложить протяжённость всех оврагов страны, получиться фантастическая цифра – 1 миллион километров. Вспомним для сравнения, что длина экватора Земли составляет 40 тысяч километров. Вот и получается, что если все наши овраги вытянуть в одну линию, то ими можно будет 25 раз опаясать земной шар.

  2-ой  ученик: Растут и горы бытового мусора. Каждый год его образуется около 57 миллионов тонн. Между тем, именно переработка мусора – лучший способ от него избавиться.

  3-ий  ученик: Сложный комплекс проблем связан с нерациональным, варварским использованием недр. В факелах сожжено более 12 миллионов кубических метров нефтяного газа. На месте некогда живописных ландшафтов вырастают рукотворные горы из отходов горного производства.

  Корреспондент из отдела «Охрана природы»: Ребята, я предложу вам кроссворд о полезных ископаемых, которые иссякают на нашей земле из-за варварского их использования (рис. 11).

  Учитель: Какая красивая, зелёная страничка! А сейчас посмотрите, у человечка из нашей газеты совсем другой вид: он улыбается – ему хорошо. Ему хорошо в чистом мире. Он здоров. Здоровье человека – это тоже богатство природы и его надо беречь. Этому посвящена следующая страница.

  5-я  страница: «Здоровье».

  Ученик: Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека огромно. Этот экологический фактор уже невозможно не учитывать при изучении состояния здоровья населения. Чётко прослеживается связь между загрязнением воздуха и заболеваниями дыхательных путей. В Краснодаре, например, эти болезни встречаются на 40-60% чаще, чем в других городах. Опаснейше влияние оказывают на здоровье людей пестициды.

  Корреспондент из отдела «Лесная аптека»: Все вы ребята, любите игру «Звёздный час» – там надо из нескольких ответов выбрать правильный. Я предлагаю вам поиграть в эту игру.

  1. Все ли эти растения являются лекарственными? (На табличке: крапива, колокольчик, синий василёк.)
  2. Свежие листья какого растения прикладывают при ссадинах, ожогах и укусе насекомых? (Одуванчик, молочай, подорожник.)
  3. Какая ягода заменяет лимон? (Смородина, клюква, жимолость.)
  4. Плоды каких кустарников содержат очень много витамина С? (Шиповник, крыжовник, орешник.)

  Учитель: Ребята, как прекрасны творения природы. Можно было бы только восхищаться и поражаться тому, сколь щедра природа, если бы не одно обстоятельство: очень многие её творения занесены в Красную книгу.

  1-ый  ученик: Я хочу рассказать вам о Красной книге. Много разных зверей и птиц истребили люди. На одних слишком усердно охотились, другим не оставили клочка леса, степи, где они могли бы жить, третьих выловили хищники, привезённые людьми.

  Немало исчезло  и растений. В конце концов люди поняли: если не помочь природе, животные будут гибнуть всё больше. Чтобы этого не случилось, учёные составили специальную книгу – Красную книгу. В ней уже записано 295 видов зверей, 312 видов птиц. Но записать животное или растение в Красную книгу –не значит его сохранить. Это пока только сигнал тревоги.

  Кроссворд «Полезные ископаемые» (Шевчук, 2000)

            8                  
                             
      1           9       10        
                    5          
    2   7                 6        
                             
      3                        
                             
    4                          
 

  По горизонтали:

  1. Росли на болоте растения…

  Теперь это  топливо и удобрение

курсовая работа отредактированная.doc

— 773.00 Кб (Скачать документ)

Информация о работе Экологическая компетентность учащихся