Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 23:34, контрольная работа
Общество людей в истории своего развития претерпевало и дикость, и варварство, и, казалось, вступило в стадию цивилизационных процессов, но при этом в большей своей массе, как об этом свидетельствует состояние окружаю щей природной среды, остается в своем сознании на первой стадии. Наши пред и, относящиеся к мировосприятию первого периода, жили на грани дикости, когда только зарождались элементы религии и культуры, не имели на вооружении достаточного информационного поля, чтобы дать объяснение природным явлениям. Но что же мешает в настоящее время использовать достаточно высокий интеллект в решении экологических проблем?
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ ВОСТОКА И ЗАПАДА 4
1.1. Культура и цивилизация в контексте экологии 4
1.2. Особенности экологического сознания Запада и Востока 7
2. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
3. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Еще в VIII в. до нашей эры индийская религиозная мысль запрещала лишать жизни человека и наносить вред какому-либо живому существу. В Китае и Тибете также возникли философские системы, славящие жизнь как таковую независимо от существования в ней человека. На Дальнем Востоке отношения между человеком и природой тоже отличались гармонией и взаимоуважени-ем. В дикой природе восточные мыслители чаще всего видели не прибежище злых сил, которые необходимо покорить, а некий общий символ божественности. Любопытен и тот факт, что в изобразительном искусстве Востока удельный вес природы значительно выше, чем в искусстве Запада.
Вот как писал о различиях экологического сознания Востока и Запада видный американский религиовед и философ X. Смит: "Азия сохранила глубокое почитание природы. Разумеется, если бы китайцы и индусы вовсе не поднялись над природой, у них не было бы цивилизации. Но им удалось преодолеть природу, утверждая ее. Запад же, напротив, неизменно противополагал себя природе. Созданная здесь цивилизация неуклонно отстранялась от всего природного и инстинктивного".
В свете нынешней экологической ситуации на планете и описанных выше различий в западном и восточном подходах к проблеме "Человек и Природа" возникает вопрос: как быть дальше? Как нейтрализовать смертоносное для Земли наращивание человеком своей научно-технической мощи? Если многие наши экологические беды коренятся в мировоззрении и культурных ценностях Запада, одним из ответов мог бы быть и такой: для исцеления нам следует, подобно Л.Н. Толстому, А. Швейцеру и другим мыслителям, чаще обращаться к богатейшему философско-религиозному наследию Востока, взяв из него уважительное отношение к природе, что позволит если не прекратить, то по крайней мере затормозить сползание человечества к экологическому Апокалипсису. Впрочем, как уже отмечалось, процесс взаимообогащения и интеграции Востока и Запада в единую человеческую культуру уже идет полным ходом.
Свидетельства тому, с одной стороны, приспособленное к местным условиям усвоение и головокружительное развитие Востоком индустриально-технологических достижений европейской и североамериканской цивилизаций, как это имеет место в Японии и во многих других странах Юго-Восточной Азии; с другой - широчайшее распространение на Западе восточных учений, школ и сект, не без влияния которых возникли типично молодежные движения: хиппи, битники и т.п. Они во многом следуют заветам Будды, который призывал людей освободиться от иллюзорного представления, будто обладание вещами ведет к счастью. Весьма популярными идеями значительного слоя западной молодежи, обеспокоенной своим будущим, становятся ненасилие, единение с природой, отказ от "благ" цивилизации и т.п. Линн Уайт по этому поводу пишет: "Наращивание научно-технической мощи не поможет нам до тех пор, пока не будет обретена новая религия (или же не пересмотрена старая). В своем увлечении дзен-буддизмом битники - подлинные революционеры нашего времени - опередили эпоху, ибо дзен в трактовке отношений людей и природы представляют собой полную противоположность христианству".
2. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
У планетарно экологически
мыслящего человека возникает главный
нравственно-экологический
Выдвинуты различные концепции изменения структуры потребления и производства. Суть одной из них — «эко-эффективности» — заключается в максимизации эффективности (в том числе экономической) использования энергетических и сырьевых ресурсов с целью снижения потребления ресурсов и загрязнения окружающей среды и отходов. В основу другой концепции — «экопространства» — положено необходимое количество энергии, воды, территории и невозобновляемых природных ресурсов, которое может быть использовано без нарушения устойчивости развития. Окружающая среда рассматривается с одной стороны как сток отходов, с другой — как источник ресурсов. Выполнение этих функций лимитируется загрязнением и связанной с ним деградацией окружающей среды. Концепция экопространства является динамической в том смысле, что условия ее реализации становятся благоприятными при использовании эффективных технологий и реструктуризации системы потребления и производства. Введение понятия экопространства позволяет определить параметры и верхнюю границу мирового потребления и производства, взаимосвязи потребностей человека и воздействия на функции окружающей среды и даже обосновать распределение «прав на потребление и загрязнение». Сторонники этой концепции часто выступают за экологические налоги и систему договорных отношений об уровнях загрязнений.
Есть мнение, что стратегические подходы для достижения устойчивого развития должны быть разными и соответствовать сложности взаимодействия человека и реального строения окружающей среды. Предлагают три различные стратегии развития, которые должны реализовываться одновременно.
Первая — стратегия взаимодействия хозяйствующего человека с при-родно-равновесными системами естественной биоты Земли. Конечной целью ее является сохранение видов, среды их обитания, биологического разнообразия. Понятие экологической безопасности должно включать обеспечение условий развития природных экосистем. Обеспечить экологическую безопасность можно, ограничив величину допустимого порога возмущения естественной биоты. «Принятие этой стратегии приведет к самоограничению роста потребления в той мере, в какой этот рост будет происходить за счет освоения новых земель и сокращения оставшейся естественной биоты».
Вторая — стратегия взаимодействия хозяйствующего человека с искусственно-равновесными антропогенными экосистемами, обеспечивающими его пищевые потребности. Имеется в виду сельское хозяйство и другие виды деятельности по производству продуктов питания. Степень сохранности естественной биоты Земли полностью зависит при этой стратегии от эффективности технологий, применяемых с целью обеспечения человека пищевыми продуктами.
Третья — стратегия взаимодействия хозяйствующего человека (производства) с экосистемами искусственной среды. Последние — это города и другие населенные пункты, где земля занята под бытовые, рекреационные и инфраструктурные объекты. Задача сохранения биоразнообразия в таких системах не стоит, важным является обеспечение здоровья людей, сохранения зданий, сооружений и коммуникаций, а также различных сред, имеющих значение для существования человека.
3. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Альберт Швейцер – великий гуманист XX века [Текст]. – М.: Наука,1970.-283с.
2. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере [Текст] / В.И. Вернадский. – М.: Наука,1991.-235с.
3. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности [Текст]. – М.: Прогресс, 1990. -495с.
4. Печчеи А. Человеческие качества [Текст] / А. Печчеи. - М.: Прогресс, 1985.-312с.
5. Толстой Л.Н. Путь жизни [Текст] / Л.Н. Толстой. – М.: Художественная литература, 1983.-412с.
6. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины [Текст]: В 3т. / П.А. Флоренский Т.1-М.: Правда. 1990.-500с.
7. Швейцер А. Благоговение перед жизнью [Текст] А. Швейцер. – М.: Прогресс, 1992.-572с.