Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 15:26, курсовая работа
Итак, подводя итог всему ранее сказанному, перед тем, как окончательно поставить точку, хочется еще раз заметить необходимость защиты окружающей среды от экологической катастрофы. Нельзя не оценить тот вклад в сохранение живой природы, который вносят международные организации по охране окружающей природной среды. Но говорить о максимальной эффективности можно будет лишь в том случае, если каждый из нас осознает необходимость сохранения того мира, в котором он живет.
1.Краткая история и предмет экология
2.Общие закономерности их действие на живые организмы
2.1Принципы лимитирующих факторов. Закон толерантности
3. Концепция экосистемы. Изучение экосистем. Стабильность (гомеостаз) экосистем.
4. Энергия в экологических системах. Жизнь как термодинамический процесс. Пищевые цепи, пищевые сети и трофические уровни.
5.Эволюция биосферы. Теория большого взрыва как гипотеза зарождения Вселенной. Теория Опарина как гипотеза возникновения жизни на планете. Большой биологический взрыв как гипотеза перехода от неживой природы к живой в форме организации материи.
6. Структура и основные типы биогеохимических циклов.
7. Кислотные дожди. Формирование состава и кислотности атмосферных осадков и поверхностных вод. Основные кислотообразующие газы в атмосфере.
7.1. Тропосферные реакции диоксида серы: фотохимическое и инициированное фотохимическое окисление, окисление в жидкой фазе. Фотохимические реакции оксидов азота в тропосфере.. Вклад хлористого водорода.
8. Принципы рационального использования природных ресурсов.
9. Экозащитная техника и технологии.
Основные промышленные методы очистки сточных вод (механические, химические, физико-химические, биохимические, термические).
Технологические схемы очистки и применяемое оборудование.
10. Административная ответственность за экологические правонарушения. Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения
11. Международное сотрудничество в области окружающей среды.
10. Список использованной литературы
Содержание
1.Краткая история и предмет экология
2.Общие закономерности их действие на живые организмы
2.1Принципы лимитирующих факторов. Закон толерантности
3. Концепция экосистемы. Изучение экосистем. Стабильность (гомеостаз) экосистем.
4. Энергия в экологических системах. Жизнь как термодинамический процесс. Пищевые цепи, пищевые сети и трофические уровни.
5.Эволюция
биосферы. Теория большого взрыва
как гипотеза зарождения
6. Структура
и основные типы
7. Кислотные дожди. Формирование состава и кислотности атмосферных осадков и поверхностных вод. Основные кислотообразующие газы в атмосфере.
7.1. Тропосферные
реакции диоксида серы: фотохимическое
и инициированное
8. Принципы рационального использования природных ресурсов.
9. Экозащитная техника и технологии.
Основные промышленные методы очистки сточных вод (механические, химические, физико-химические, биохимические, термические).
Технологические схемы очистки и применяемое оборудование.
10. Административная
ответственность за
11. Международное
сотрудничество в области
10. Список использованной литературы
1 Краткая история и предмет экология.
Экология - это наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей их неорганической природой, о связях в надорганизменных системах, о структуре и функционировании этих систем.
Экология как наука сформировалась лишь в середине прошлого столетия, после того, как были накоплены сведения о многообразии живых организмов на Земле, об особенностях их образа жизни. Возникло понимание, что не только строение и развитие организмов, но и взаимоотношения их со средой обитания подчинены определенным закономерностям, которые заслуживают специального и тщательного изучения.
Термин «экология» ввел известный немецкий зоолог Э. Геккель, который в своих трудах «Всеобщая морфология организмов» (1866) и «Естественная история миротворения» (1868) впервые попытался дать определение сущности новой науки. Слово «экология» происходит от греческого oikos, что означает «жилище», «местопребывание», «убе-жище». Э.Геккель определял экологию как «общую науку об отношениях организмов к окружающей среде, куда мы относим в широком смысле все условия существования. Они частично органической, частично неорганической природы; но как те, так и другие име-ют весьма большое значение для форм организмов, так как они принуждают приспосаб-ливаться к себе».
Накопление сведений об образе жизни, зависимости от внешних условий, характере распределения животных и растений началось очень давно. Первые попытки обобщения этих сведений мы встречаем в трудах античных философов. Аристотель (384-322 до н. э.) описал свыше 500 видов известных ему животных и рассказал об их поведении, например о миграциях и зимней спячке рыб, перелетах птиц, строительной деятельности животных, паразитизме кукушки, способе самозащиты у каракатицы и т. д. Ученик Аристотеля, «отец ботаники» Теофраст Эрезийский (371-280 до н. э.) привел сведения о своеобразии растений в разных условиях, зависимости их формы и особенностей роста от почвы и климата.
В ХУII-ХУIII вв. экологические сведения составляли нередко значительную часть в работах, посвященных отдельным группам живых организмов, например в трудах А.Реомюра о насекомых (1734), Л. Трамбле о гидрах и мшанках (1744), или в описаниях путешествий, предпринимаемых натуралистами.
Много путешествий по неизведанным краям России было организовано в XVIII в. В трудах С.Л. Крашенинникова, И.И. Лепехина, П.С. Палласа и других русских географов, и натуралистов указывалось на взаимосвязанные изменения климата, растительности и жи-вотного мира в различных частях нашей обширной страны. П.С. Паллас в своем капиталь-ном труде «Зоография» подробно описал образ жизни 151 вида млекопитающих и 425 ви-дов птиц и такие биологические явления, как миграции, спячка, взаимоотношения родст-венных видов и т. п.
2 Общие закономерности
их действие на живые
Жан Батист Ламарк (1744-1829), автор первого эволюционного учения, считал, что влияние «внешних обстоятельств» - одна из самых важных причин приспособительных изменений организмов, эволюции животных и растений. Дальнейшему развитию экологи-ческого мышления способствовало появление в начале XIX столетия биогеографии. Тру-ды Александра Гумбольдта (1807) определили новое экологическое направление в геогра-фии растений. А. Гумбольдт ввел в науку представление о том, что «физиономия» ланд-шафта определяется внешним обликом растительности. В сходных зональных и верти-кально-поясных географических условиях у растений разных таксономических групп вы-рабатываются сходные «физиономические» формы, т. е. одинаковый внешний облик; по распределению и соотношению этих форм можно судить о специфике физико-географической среды. Появились первые специальные работы, посвященные влиянию климатических факторов на распространение и биологию животных, например книга не-мецкого зоолога К. Глогера об изменениях птиц под влиянием климата (1833) и датчанина Т. Фабера об особенностях биологии северных птиц (1826), К. Бергмана о географических закономерностях в изменении размеров теплокровных животных (1848). А. Декандоль в «Географии растений» (1855) подробно описан влияние отдельных факторов среды (тем-пературы, влажности, света, типа почвы, экспозиции склона) на растения и обратил вни-мание на повышенную экологическую пластичность растений но сравнению с животными.
Профессор Московского университета, К.Ф. Рулье (1814- 1858) разработал широкую систему экологического исследования животных, «зообиологии», в его понимании, и оставил ряд трудов типично экологического содержания, например типизацию общих осо-бенностей водных, наземных и роющих позвоночных и т. д.
В 1859 г. появилась книга Ч. Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь». Ч. Дарвин пока-ал, что «борьба за существование» в природе, под которой он понимал все формы проти-воречивых связок вида со средой, приводит к естественному отбору, т. е. является движу-щим фактором эволюции. Стало ясно, что взаимоотношения живых существ и связи их с неорганическими компонентами среды («борьба за существование») - большая самостоя-тельная область исследований.
Термин «экология» прижился не сразу и получил всеобщее признание лишь к концу XIX в. Во второй половине XIX столетия содержанием экологии было в основном изучение образа жизни животных и растений и их адаптации к климатическим условиям: темпе-ратуре и световому режиму, влажности и т. д. В этой области был сделан ряд важных обобщений. Продолжая «физиономическое» направление А. Гумбольдта, датский ботаник Е. Варминг в книге «Ойкологическая география растений» (1895) обосновал понятие о жизненной форме растения. А.Н. Бекетов (1825-1902) выявил связь особенностей анато-мического и морфологического строения растений с их географическим распространением и указал на значение физиологических исследований в экологии. А. Ф. Миддендорф, изу-чая общие черты строения и жизни арктических животных, положил начало применению учения Гумбольдта к зоологическим объектам. Д. Аллен (1877) нашел ряд общих законо-ерностей в изменении пропорций тела и его выступающих частей и в окраске североамериканских млекопитающих и птиц в связи с географическими изменениями климата.
В начале XX столетия оформились экологические школы гидробиологов, фитоценологов, ботаников и зоологов, в каждой из которых развивались определенные стороны экологической науки. На III ботаническом конгрессе в Брюсселе в 1910 г. экология расте-ний официально разделилась на экологию особей (аутэкологию) и экологию сообществ (синэкологию). Это деление распространилось также на экологию животных, равно как и на общую экологию. Появились первые экологические сводки - руководства к изучению экологии животных Ч. Адамса (1913), книги В. Шелфорда о сообществах наземных жи-вотных (1913), С.А. Зернова по гидробиологии (1913). В 1913-1920 гг. были организованы экологические научные общества, основаны журналы, экологию начали преподавать в университетах.
К 30-м годам, после разносторонних исследований и дискуссий, выкристаллизовались основные теоретические представления в области биоценологии: о границах и структуре биоценозов, степени устойчивости, возможности саморегуляции этих систем. Углуб-лялись исследования типов взаимосвязей организмов, лежащих в основе существования биоценозов. Разрабатывалась соответствующая терминология.
В разработку физиологических основ экологии растений, продолжая традиции К.А. Тимирязева, много ценного внес Н.А. Максимов.
В 30-х годах оформилась новая область экологической науки - популяционная экология. Основоположником ее следует считать английского ученого Ч. Элтона.
Представления о популяциях стали особенно энергично развиваться в экологии после того, как оформилась популяционная генетика, а в систематике стали рассматривать вид как сложную систему. Развитию популяционных исследований сильно способствовали также запросы практики - острая необходимость разработки основ борьбы с вредителями и конкурентами в сельском и лесном хозяйстве, истощение запасов ряда ценных промысло-вых животных, открытие роли некоторых диких животных в распространении паразитов и возбудителей болезней человека и домашнего скота.
В развитие популяционной экологии в нашей стране большой вклад внесли С.А. Северцов, С.С. Шварц, Н.П. Наумов, Г.А. Викторов, работы которых во многом определя-ют современное состояние этой области науки.
Начало исследований популяций у растений было положено трудами Е.Н. Синской (1948), много сделавшей по выяснению экологического и географического полиморфизма видов.
Параллельно
развиваются и другие области
экологии, тесно связывающие эту
науку с традиционными
И.С. Серебряковым была создана новая, более глубокая классификация жизненных форм цветковых растений. Возникла палеоэкология, задача которой - восстановление картины образа жизни вымерших форм.
С начала 40-х годов в экологии возник принципиально новый подход к исследованию природных экосистем. В 1935 г. английский ученый А. Тенсли выдвинул понятие экосистемы, а в 1942г. В. Н. Сукачев обосновал представление о биогеоценозе. В этих по-нятиях нашла отражение идея о единстве совокупности организмов с абиотическим окру-жением, о закономерностях, которые лежат в основе связи всего сообщества и окружаю-щей неорганической среды, о круговороте вещества и превращениях энергии.
Экология – это наука, исследующая закономерности жизнедеятельности организмов (в любых её проявлениях, на всех уровнях интеграции) в их естественной среде обитания с учётом изменений, вносимых в среду деятельностью человека.
Следовательно, основным содержанием современной экологии становится исследование взаимоотношений организмов друг с другом и со средой на популяционно-биоценотическом уровне и изучение жизни биологических макросистем более высокого ранга: биогеоценозов (экосистем) и биосферы, их продуктивности и энергетики.
Отсюда очевидно, что предметом исследования экологии являются биологические макросистемы (популяции, биоценозы, экосистемы) и их динамика во времени и про-странстве.
Из содержания и предмета исследований экологии вытекают и её основные задачи, которые могут быть сведены к изучению динамики популяций, к учению о биогеоценозах и их системах. Структура биоценозов, на уровне формирования которых, как было отме-чено, происходит освоение среды, способствует наиболее экономичному и полному ис-пользованию жизненных ресурсов. Поэтому главная теоретическая и практическая задача экологии заключается в том, чтобы вскрыть законы этих процессов и научиться управлять ими в условиях неизбежной индустриализации и урбанизации нашей планеты.
2.1 Принципы лимитирующих факторов. Закон толерантности.
Важное следствие
иерархической организации
Для иллюстрации принципа толерантности приведем два примера, один из химии, другой из экологии. Водород и кислород, соединяясь в определенном соотношении, образуют воду, жидкость, совершенно непохожую по своим свойствам на исходные газы. А определенные водоросли и кишечнополостные животные, эволюционируя совместно, об-разуют систему кораллового рифа, возникает эффективный механизм круговорота элемен-тов питания, позволяющий такой комбинированной системе поддерживать высокую про-дуктивность в водах с очень низким содержанием этих элементов. Следовательно, фанта-стическая продуктивность и разнообразие коралловых рифов - эмерджентные свойства, характерные только для уровня рифового сообщества.
При каждом объединении подмножеств в новое множество возникает по меньшей мере одно новое свойство; предлагается различать эмерджентные свойства, определение которых дано выше, и совокупные свойства, представляющие собой сумму свойств ком-понентов. И те и другие - свойства целого, но совокупные свойства не включают новых или уникальных особенностей, возникающих при функционировании системы как целого. Рождаемость - пример совокупного свойства, поскольку она представляет собой лишь сумму индивидуальных рождений за определенный период, выраженную в виде доли или процента общего числа особей в популяции. Эмерджентные свойства возникают в резуль-тате взаимодействия компонентов, а не в результате изменения природы этих компонен-тов. Части не «сплавляются», а интегрируются, обусловливая появление уникальных но-вых свойств.