Контрольная работа по "Экологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 22:12, контрольная работа

Описание

Государственные кадастры природных ресурсов - это свод экономических, экологических, организационных и технических показателей, характеризующих качество и количество природного ресурса, а также состав природопользователей. На основе кадастров природных ресурсов проводится денежная оценка ресурса и устанавливается его продажная цена (как правило, сильно заниженная), а также вырабатывается система мер по восстановлению нарушенного состояния природы.
К государственным относятся:
- земельный;
-водный;

Содержание

1. Кадастры природных ресурсов. Содержание и назначение государственного земельного кадастра.
2. Социальные индикаторы борьбы с бедностью, демографическая динамика, содействие образованию, защита здоровья населения.
3. Устойчивое развитие проблемных регионов. Государственная программа развития белорусской части августовского канала: основное содержание и механизмы реализации. Государственная программа курортной зоны Нарочанского региона на 2011-2015гг.

Работа состоит из  1 файл

Кр по устойчивому пр.docx

— 92.46 Кб (Скачать документ)

Актуальной для Беларуси остается деятельность по организации эффективного международного сотрудничества в области  радиационной безопасности и гуманитарной помощи пострадавшим гражданам. В этом направлении необходимо расширять  связи с организациями ООН, зарубежными  правительствами, общественными организациями  и частными лицами. 
Рациональное использование и охрана природно-ресурсного потенциала Белорусского Полесья – уникального природного комплекса (части Полесской низменности), занимающего на юге республики более 6 млн. га (около 30 % территории страны) – является важнейшим условием устойчивого развития этого обширного региона, Беларуси в целом, а также фактором обеспечения экологической стабильности в общеевропейском масштабе.

Стратегической целью развития Белорусского Полесья до 2020 г. должно стать прекращение процессов  деградации этой крупной общеевропейского средообразующего значения природной  экосистемы и обеспечение перехода региона к устойчивому, сбалансированному  социо-эколого-экономическому развитию. Для достижения этой цели необходимо поэтапно решить комплекс взаимосвязанных задач по биосферно-совместимому природопользованию и осуществлению технической и технологической модернизации всех отраслей хозяйства.

На первом этапе (2006 – 2010 гг.) необходимо обеспечить выполнение всех нереализованных  заданий, предусмотренных осуществляемыми  в Полесском регионе государственными программами по сохранению и использованию мелиорированных земель, развитию сельского хозяйства, защите населенных мест и сельскохозяйственных земель от наводнений, преодолению последствий катастрофы на ЧАЭС, а также положений откорректированной «Схемы рационального размещения особо охраняемых природных территорий Республики Беларусь», разрозненных локальных схем, проектов и программ природоохранной направленности; разработку новой «Стратегии устойчивого развития Белорусского Полесья до 2020 г.», обосновывающей конкретные мероприятия по использованию и охране земельных, водных, биологических, минерально-сырьевых ресурсов, снижению темпов утраты биологического и ландшафтного разнообразия, модернизации мелиоративных систем и использования мелиорированных земель региона в тесной увязке с перспективными направлениями развития отраслей хозяйства, повышения уровня и качества жизни населения, развитием международного сотрудничества в решении Полесских проблем; создание нормативно-правовой и информационной базы, а также механизма реализации мероприятий новой региональной стратегии, предусматривающего привлечение на основе партнерства средств заинтересованных международных, республиканских и местных организаций.

На втором (2011 – 2015 гг.) этапе необходимо предусмотреть достижение целевых  параметров по оптимизации устойчивого  использования и охраны природного комплекса Белорусского Полесья  как региона общеевропейской  средообразующей значимости: создать  в Полесье единую каркасную экологическую  сеть охраняемых природных территорий и биосферных резерватов международного класса (совместно с Украиной и  Польшей) и интегрировать ее в  общеевропейскую экологическую  сеть, сформировать инфраструктуру для  развития экологического туризма, экологизировать  добывающие отрасли (калийную, нефтяную, строительных материалов и др.). 

На третьем (2016-2020 гг.) этапе должна быть решена задача перехода региона  к устойчивому развитию на основе стабилизировавшейся экологической  ситуации и повышения эффективности  функционирования добывающих отраслей, ландшафтно-адаптированного и радиологически безопасного сельского хозяйства, всемерного развития наукоемких производств  в СЭЗ Бреста и Гомеля, активизации  малого и среднего бизнеса (особенно фермерства) с обеспечением в итоге  повышения уровня и качества жизни  населения Полесья.

Специфическими природно-экологическими условиями выделяется Белорусское Поозерье – природный регион площадью около 5 млн. га (24 % территории и 16% населения республики), занимающий северную часть страны.

Стратегия биосферно-совместимого природопользования в Белорусском Поозерье должна до 2020 г. обеспечить: переспециализацию  сельхозпредприятий с учетом оценки агроэкологического потенциала различных  ландшафтов и их экологически допустимого  упрощения; тщательную экологическую  проработку методов мелиорации земель с учетом особенностей региона; обоснованное хозяйственное использование озер с их эколого-экономической оценкой  и регламентированием природоохранных  мероприятий; резервирование территорий для рекреационного использования; совершенствование природно-заповедного  фонда в целях формирования экологического каркаса региона и включения Белорусского Поозерья в общеевропейскую экологическую сеть; развитие экологического и охотничьего туризма; более полное использование при развитии лесопромышленного комплекса ресурсов дикорастущих грибов, ягод, лекарственных растений, подсочного хозяйства; экологизацию производства в промышленных центрах; согласование решения экологических проблем с сопредельными странами и привлечение иностранных инвестиций на осуществление экологических проектов.

На первом этапе (2006-2010 гг.) внимание должно быть сосредоточено на разработке современной стратегии рекреационного освоения региона: оптимизации экологического каркаса и формировании экологической  сети региона; создании и развитии инфраструктуры для экологического туризма и  рекреации в Браславском и  Нарочанском национальных парках и  на других природоохранных территориях. Особое внимание должно быть уделено  экологизации производства в Новополоцком промузле, т.к. Новополоцк занимает первое место среди городов Беларуси по количеству выбросов в атмосферу загрязняющих веществ стационарными источниками – около 14 % их общего количества по республике. Модернизация крупнейших нефтехимических предприятий промузла с соблюдением жестких экологических требований должна стать обязательным условием осуществляемого процесса их разгосударствления и приватизации.

Экологически проблемным регионом Беларуси является также Минский столичный округ, включающий Минск и Минский район. Его основная экологическая проблема и важнейшая цель стратегии устойчивого развития – необходимость обеспечения качества окружающей среды жителям в самом урбанизированном регионе страны, где на площади, составляющей чуть больше 1 % территории Беларуси, сосредоточено 18 % ее населения и более 21 % ее промышленного производства.

Население Минского столичного округа сегодня имеет самые высокие  в стране показатели уровня жизни, образованности, самый низкий уровень безработицы. В то же время г. Минск занимает второе место среди городов страны по объему выбросов в атмосферу загрязнений  стационарными источниками и  на его долю приходится около 10 % всех суммарных выбросов в атмосферу  страны, а также около 25 % от общего сброса по республике сточных вод, содержащих загрязненные вещества. В соответствии с комплексной оценкой загрязнения  окружающей среды г. Минска 30 % его  территории характеризуется «крайне  неблагоприятной» экологической ситуацией, 35 % - «неблагоприятной». На территории Минского района доля таких территорий также достаточна высока.

Кроме экологического аспекта, проблемность в развитии Минского столичного округа заключается в несоответствии структуры  его хозяйства выполнению столичных  функций (чрезмерное развитие промышленности и недостаточное – сферы обслуживания), в необходимости расширения административных границ города и округа для оптимизации  территориальной организации всей Минской агломерации. Эти и другие проблемы Минского столичного округа поставлены и в определенной мере нашли решение в утвержденном в 2030 г. генеральном плане развития г. Минска до 2030 года, а также в Концепции и комплексной городской программе «Минск – здоровый чистый город».

Некоторые проблемы развития приграничных территорий в настоящее время решаются в рамках созданных еврорегионов «Неман», «Буг» и создающегося еврорегиона «Днепр», а также в ряде совместных проектов по созданию и согласованию порядка функционирования в приграничных регионах охраняемых природных территорий. Деятельность в этом направлении необходимо активизировать, как и развитие приграничного сотрудничества в социально-экономической сфере.

Устойчивое развитие депрессивных районов, к которым практически могут быть отнесены все сельскохозяйственные районы и малые города страны, может быть обеспечено лишь в результате решения макроэкономических проблем страны и разработки по каждому административно-территориальному подразделению местной «Повестки дня на XXI век» с широким участием общественных организаций.

На протяжении прогнозируемого 15-летнего  периода перечень проблемных регионов, острота региональных проблем и  приоритетность в их решении могут  изменяться, поэтому одним из важнейших  направлений исследований устойчивого  развития страны должно стать ее проблемное социо-эколого-экономическое районирование  и постоянный мониторинг степени  проблемности территориальных подразделений  всех рангов с целью предупреждения появления новых проблемных регионов и своевременного преодоления несбалансированности в социально-экономическом и экологическом  развитии на региональном и локальном  уровнях.

Во всех проблемных регионах важным фактором активизации инвестиционной и инновационной деятельности должны стать «полюса роста» - образованные здесь свободные экономические  зоны, а также создание специальных  региональных агентств, советов, фондов, организующих деятельность по комплексному, сбалансированному региональному  развитию совместно с республиканскими и местными органами управления.

Программа развития специального туристско-рекреационного парка Августовский канал“ на 2012 – 2015 годы.

Глава 1

Общие положения

Программа разработана  в целях создания благоприятных  условий для реализации инвестиционных проектов в сфере развития туристической индустрии и инфраструктуры на территории, прилегающей к белорусской части Августовского канала.

Реализация  Программы соответствует задачам  социально-экономического развития Республики Беларусь по созданию конкурентоспособного национального туристического продукта и его продвижению на мировой туристический рынок. Территория парка обладает рядом привлекательных условий для комплексного развития туризма, в том числе: наличие историко-культурных архитектурных объектов; близость к государствам Западной Европы, Балтии – туристическому рынку с высоким финансовым потенциалом, что является важным ресурсом в развитии трансграничного туризма; развитая речная сеть, включая Августовский канал, который соединяет реки Неман и Висла, что является потенциалом для развития водного туризма. Совокупность территорий, прилегающих к руслу р.Неман, вместе с территорией Августовского канала образуют уникальный комплекс, который должен стать одним из главных туристско-рекреационных центров Гродненской области и Республики Беларусь в целом.

Глава 2

Технико-экономическое обоснование

Для формирования конкурентоспособного рынка туристических услуг в рамках Программы предполагается разработка эффективной стратегии по комплексному экономическому развитию территории парка. Деятельность по развитию территорий, прилегающих к белорусской части Августовского канала, осуществляется с 2004 года в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 8 января 2004 г. № 2 ”Об организации работ по реконструкции части Августовского канала“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 3, 1/5228). Реализация мероприятий по данному Указу позволила осуществить комплексную реконструкцию шлюзов и сооружений, расположенных на территории Августовского канала, реконструкцию его водного пути протяженностью 21,2 км, реализовать мероприятия по улучшению транспортной доступности региона.

В рамках постановления  Совета Министров Республики Беларусь от 2 апреля 2009 г. № 407 ”Об утверждении Государственной программы развития белорусской части Августовского канала на 2009 – 2011 годы“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 94, 5/29562) запланирован ряд мероприятий, направленных на комплексное экономическое развитие территорий, прилегающих к белорусской части Августовского канала.

Основные  направления развития парка: разработка генерального плана, схемы развития маршрутов автомобильного, водного транспорта и пешеходных связей, зонирование территорий; разработка информационных материалов о туристических и рекреационных возможностях парка; благоустройство зон отдыха общественного пользования береговой линии, пляжей, мест купания, прилегающих к объектам туризма, включая: создание объектов размещения (гостиницы, гостевые домики, кемпинги, палаточные городки), питания (рестораны, кафе, бистро и другие) с использованием особенностей местной кухни; строительство: объектов туристической индустрии и сопутствующей инфраструктуры; объектов спортивного назначения и инфраструктуры для развития таких видов спортивного туризма, как водный, пеший, велосипедный, зимних видов спорта; туристско-рекреационных, санаторных объектов; объектов торговли, развлечения и досуга.

Глава 3

Импортоемкость программы

Разработка  Программы осуществлялась с учетом необходимости увеличения положительного сальдо во внешней торговле туристическими услугами. Доля импортной составляющей в общем объеме финансирования мероприятий Программы незначительна. Предусматривается оплата в иностранной валюте аренды выставочных площадей для обеспечения участия в международных туристических выставках в основных странах – импортерах туристических услуг.

Закупки по импорту для развития инженерной, транспортной и туристической инфраструктуры будут осуществляться при разработке проектно-сметной документации на соответствующие объекты.

Глава 4

Цель и задачи программы

Основной  целью Программы является комплексное  экономическое развитие парка. В рамках Программы предполагается решение следующих первоочередных задач: создание благоприятных условий для развития туризма и реализации инвестиционных проектов на территории парка; информационное продвижение туристического потенциала и привлечение иностранных и отечественных инвесторов для развития объектов туризма и отдыха; создание и развитие инженерной, транспортной и туристической инфраструктуры.

Глава 5

Развитие туристической инфраструктуры

Информация о работе Контрольная работа по "Экологии"