Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 22:12, контрольная работа
Государственные кадастры природных ресурсов - это свод экономических, экологических, организационных и технических показателей, характеризующих качество и количество природного ресурса, а также состав природопользователей. На основе кадастров природных ресурсов проводится денежная оценка ресурса и устанавливается его продажная цена (как правило, сильно заниженная), а также вырабатывается система мер по восстановлению нарушенного состояния природы.
К государственным относятся:
- земельный;
-водный;
1. Кадастры природных ресурсов. Содержание и назначение государственного земельного кадастра.
2. Социальные индикаторы борьбы с бедностью, демографическая динамика, содействие образованию, защита здоровья населения.
3. Устойчивое развитие проблемных регионов. Государственная программа развития белорусской части августовского канала: основное содержание и механизмы реализации. Государственная программа курортной зоны Нарочанского региона на 2011-2015гг.
Согласно приложению к Указу Президента Республики Беларусь от 26 мая 2011 г. № 220 территория парка состоит из 4 секторов: сектор № 1 ”Августовский канал, р.Неман“ – 5459,93 га; сектор № 2 ”Радзивилки“ – 39 га; сектор № 3 ”Сопоцкин“ – 194,04 га; сектор № 4 ”Святск“ – 56,91 га. В целях оптимального и комплексного развития данных территорий целесообразно следующее функциональное зонирование: зона I – зона семейного отдыха и активного туризма (Августовский канал – примерная площадь 1900 га). Данная территория наиболее подходит для сезонной (летней и зимней) рекреации с преимущественным развитием летних видов туризма и отдыха, таких как пешие походы, сплавы на байдарках, велосипедные походы, агроэкотуризм; зона II – зона рекреационно-развлекательного отдыха (Гожа, центр г.Гродно – примерная площадь 2400 га).
В месте впадения Августовского канала в р.Неман в районе дер.Лукавица имеется территория площадью около 100 га, на которой целесообразно создание крупного культурно-развлекательного комплекса, в том числе этнографической деревни, ресторанно-гостиничных комплексов, парков развлечений и отдыха, аквапарка, теннисных кортов. На территории зоны II целесообразно строительство гостиниц, ресторанов, создание рекреационных и развлекательных комплексов и других объектов досуга; зона III – зона спортивно-оздоровительного отдыха (дер.Привалка, район г.п.Сопоцкин, район дер.Святск, урочище Пышки – примерная площадь 1100 га). Район дер.Привалка можно использовать для размещения объектов санаторно-курортного типа. Наличие минеральных источников благоприятствует строительству аквапарков, SPA-центров и санаториев. На территории дер.Святск находится дворцово-парковый комплекс,имение магнатов Воловичей. Планируется реконструкция с частичной реставрацией этого комплекса под многофункциональный оздоровительный центр ”Святск“. В рамках зоны III планируется также развитие сектора № 3 ”Сопоцкин“. Данный участок характеризуется холмистым рельефом, что является благоприятным условием для создания горнолыжного курорта круглогодичного действия.
Одновременно развитие инфраструктуры зимних видов отдыха позволит задействовать туристические объекты зоны I в зимний период. На территории зоны III также возможно создание ряда рекреационно-спортивных объектов. Для этого требуется модернизация базы отдыха ”Неман“ и развитие ее инфраструктуры в целях расширения комплекса предлагаемых туристско-рекреационных услуг, а также создание и развитие туристско-спортивных объектов в урочище Пышки. Развитие парка, с одной стороны, усиливает требования к сохранению его уникальных ландшафтов, а с другой – приводит к необходимости определения новых подходов по использованию природоохранных территорий в целях развития экскурсионно-туристической деятельности и связанной с ней системой обслуживания. Проблема решается установлением названных функциональных зон с учетом допустимых нагрузок для соответствующей природной территории.
Глава 6
Развитие инженерной и транспортной инфраструктуры
Первостепенной задачей является развитие сети инженерных коммуникаций для реализации запланированных инвестиционных проектов в дополнение к действующей инфраструктуре.
В границах парка планируется разработка велосипедных, пеших, конных, лыжных, экологических маршрутов и троп здоровья. Развитие велотуризма на территории парка позволит создавать трансграничные веломаршруты, объединив три соседних государства (Республика Беларусь, Республика Польша, Литовская Республика).
В настоящее время существует ряд проблемных моментов, решение которых улучшит транспортную доступность территорий парка: действующие пограничные переходы ”Привалка-1“ (Республика Беларусь – Литовская Республика) и ”Брузги-2“ (Республика Беларусь – Республика Польша) находятся на значительном расстоянии (более 60 км) от основных туристических объектов, в связи с чем затруднительно развитие трансграничного велосипедного туризма; многие туристические объекты парка не оснащены необходимыми подъездными путями для движения туристических автобусов. Необходимы реконструкция, а в некоторых случаях и асфальтирование дорожного покрытия (дворцово-парковый комплекс в дер.Святск, дер.Немново); недостаточно автостоянок для парковки транспортных средств туристических групп, прибывающих в зону парка; отсутствует сеть причалов на р.Неман и инфраструктура к ним, недостаточно причалов для маломерных судов вдоль Августовского канала.
Для решения проблемы транспортной доступности территорий парка и активного его включения в систему трансграничного туризма необходимо: создание автодорожного (для легкового транспорта и автобусов) пункта пропуска через Государственную границу Республики Беларусь ”Софиево“ (”Липщаны“) – для сообщения с Республикой Польша; создание сезонного (с 1 мая по 30 сентября) пешеходно-велосипедно-водного упрощенного пункта пропуска ”Привалка“ (”Швяндубре“); изменение вида сообщения в пункте пропуска ”Лесная“ (”Рудавка“) с речного на речной и пешеходный (с использованием велосипедов); строительство автостоянок для автобусов и легковых автомобилей с объектами автосервиса перед въездами в туристические комплексы (автостоянка на 700 автомобилей в секторе № 3 ”Сопоцкин“, стоянки у шлюзов ”Домбровка“ и ”Немново“); вынос Гродненского участка республиканского унитарного Днепро-
Двинского предприятия водных путей ”Белводпуть“ за черту г.Гродно и осуществление мероприятий по эксплуатации пассажирского речного транспорта на р.Неман; строительство причалов для пассажирских и маломерных судов и инфраструктуры к ним вдоль р.Неман в местах размещения основных туристических комплексов, обустройство дополнительных причалов для маломерных судов вдоль Августовского канала.
Глава 7
Ресурсное обеспечение программы
Источниками финансирования мероприятий по созданию инженерной, транспортной и иной инфраструктуры парка и других предусмотренных законодательством расходов для обеспечения его функционирования и реализации инвестиционных проектов будут средства республиканского бюджета, фонда развития СЭЗ ”Гродноинвест“ и собственные средства организаций.
Для выполнения мероприятий Программы согласно приложению в 2012 – 2015 годах ориентировочно потребуется 8845 млн. рублей в текущих ценах, из них: средства республиканского бюджета – 2800 млн. рублей; средства фонда развития СЭЗ ”Гродноинвест“ – 5955 млн. рублей; собственные средства организаций – 90 млн. рублей.
Глава 8
Правовое обеспечение
В настоящее время деятельность парка регламентируется Указом Президента Республики Беларусь от 26 мая 2011 г. № 220. Создание парка является пилотным проектом, реализуемым в Республике Беларусь, на его примере будут отработаны правовые механизмы участия инвесторов в создании объектов туристической индустрии. На основании опыта по реализации Программы при необходимости будет проведена работа по уточнению перечня видов деятельности для регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве резидентов парка.
Глава 9
Ожидаемые результаты от реализации программы
Выполнение мероприятий, предусмотренных Программой, будет способствовать повышению эффективности использования имеющихся природных ресурсов, созданию туристической инфраструктуры на уровне международных стандартов.
Реализация
мероприятий Программы
Государственная программа курортной зоны Нарочанского региона на 2011-2015гг.
Глава 1
Общие положения
Государственная программа разработана во исполнение поручения Президента Республики Беларусь Лукашенко А.Г. от 1 февраля 2010 г. № 22/111-383 П106, а также в целях решения ряда социально-экономических и экологических проблем, возникших в последние годы на территории Нарочанского региона, и повышения использования уникального природно-ресурсного потенциала данного региона.
С учетом анализа развития Нарочанского региона и режимов функционирования государственного природоохранного учреждения «Национальный парк «Нарочанский» (далее – Национальный парк) как особо охраняемой природной территории в Государственной программе определен комплекс мероприятий по обеспечению эффективного функционирования курортной зоны: строительство и реконструкция санаторно-курортных, оздоровительных организаций и объектов туристической инфраструктуры, сохранение историко-культурных ценностей и создание благоприятных условий для отдыха и проживания населения, развитие сферы обслуживания и повышение ее качества.
В целях
максимального использования
Глава 2
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
Разработка
Государственной программы
Для Национального
парка и курортной зоны выполнялись
научно-исследовательские
- схема комплексного благоустройства рекреационной зоны оз. Нарочь и населенных пунктов Нарочанского региона с учетом работ по архитектурно-художественному и ландшафтному оформлению;
- генеральный план курортного поселка Нарочь – дер. Нарочь;
- единая схема туристических маршрутов на территории курортного поселка Нарочь и прибрежной зоны оз. Нарочь.
В результате реализации Государственной программы экологического оздоровления озера Нарочь на 2005–2008 годы снижен уровень загрязнения окружающей среды и улучшена экологическая ситуация, созданы предпосылки для дальнейшего развития санаторно-оздоровительной и туристско-рекреационной деятельности. Однако на территории Нарочанского региона до настоящего времени не обеспечено динамичное развитие курортно-рекреационной деятельности, имеющиеся туристические и рекреационные ресурсы используются недостаточно. Ощущается острый дефицит объектов развлекательного характера, что снижает качество предоставляемых для отдыхающих услуг, не позволяет курортно-рекреационной зоне успешно конкурировать с известными зарубежными курортами.
Природные
ресурсы региона не уступают, а
во многих случаях превосходят по
своим характеристикам
Разработанная
схема перераспределения
На решение
данных вопросов направлена реализация
мероприятий Государственной
ГЛАВА 3
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПРОГРАММЫ
Основными целями Государственной программы являются:
- обеспечение устойчивого социально-экономического развития курортной зоны Нарочанского региона на основе комплексного использования природных ресурсов;
- увеличение экспорта услуг и инвестиционной активности;
- сохранение условий воспроизводства природно-ресурсного потенциала;
- создание благоприятных условий для отдыха и проживания населения.
- Для достижения этих целей потребуется выполнение следующих задач:
- создание на базе курортной зоны Нарочанского региона крупнейшего оздоровительного, культурно-развлекательного и туристического центра республики и его эффективное функционирование;
- мобилизация экспортного потенциала и привлечение инвестиций;
- сохранение уникального природного комплекса, охрана окружающей среды и снижение рисков природного и техногенного характера;
- более полное вовлечение местных природных ресурсов в экономику региона.
ГЛАВА 4
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КУРОРТНОЙ ЗОНЕ НАРОЧАНСКОГО
РЕГИОНА
Природный потенциал Нарочанского региона
Нарочанский
регион расположен в северо-западной
части Республики Беларусь, на стыке
границ Минской, Витебской и Гродненской
областей. Данная территория является
частью Белорусского Поозерья. Местные
ландшафты определяются формами
рельефа, образовавшимися при
Климат Нарочанского региона формируется под воздействием воздушных масс Атлантического океана и носит черты умеренно-континентального. Обширные площади акваторий и болот создают благоприятные условия для формирования микроклиматических различий, особенно заметных на побережье оз. Нарочь. Средняя многолетняя температура воздуха составляет +5,3 °С с абсолютным максимумом +33 °С и абсолютным минимумом –34 °С. Относительная влажность воздуха в течение года колеблется от 71 до 89 процентов. За год выпадает 650–680 мм осадков.