Мероприятия по рациональному природопользованию при разработке генеральной и региональной схем расселения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:24, реферат

Описание

Природные ресурсы 1- совокупность объектов и систем живой и неживой природы, компоненты природной среды, окружающие человека и которые используются в процессе общественного производства для удовлетворения материальных и культурных потребностей человека и общества.

Содержание

Атмосферно-климатические ресурсы…………………………………….2
Экологическая политика государства…………………………………...17
Рыночные регуляторы природопользования …………………………...31
Стандарт ИСО – 14000……………………………………………………38
Мероприятия по рациональному природопользованию при разработке генеральной и региональной схем расселения………………………….46
Список использованной литературы ……………………………………51

Работа состоит из  1 файл

Природопользование.docx

— 657.83 Кб (Скачать документ)

Содержание:

  1. Атмосферно-климатические ресурсы…………………………………….2
  2. Экологическая политика государства…………………………………...17
  3. Рыночные регуляторы природопользования …………………………...31
  4. Стандарт ИСО – 14000……………………………………………………38
  5. Мероприятия по рациональному природопользованию при разработке генеральной и региональной схем расселения………………………….46
  6. Список использованной литературы ……………………………………51
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Атмосферно-климатические  ресурсы.

Природные ресурсы 1- совокупность объектов и систем живой и неживой природы, компоненты природной среды, окружающие человека и которые используются в процессе общественного производства для удовлетворения материальных и культурных потребностей человека и общества.

В данной работе мы рассмотрим неисчерпаемые  ресурсы. А именно – климатические  ресурсы, без которых существование  человека было бы невозможным на планете.

Климатические ресурсы - неисчерпаемые природные ресурсы, включающие солнечную энергию, влагу и энергию ветра. Имеют зональный характер. Играют важную роль в сельскохозяйственном производстве, градостроительстве, при освоении необжитых районов и рекреационном использовании территорий.

Известно, что климат оказывает существенное влияние на многие отрасли экономики. Под влиянием климатических условий  валовой национальный продукт может  изменяться на несколько процентов.

Каждый  удачный прогноз серьезных изменений  климата без дополнительных затрат позволяет экономить значительные суммы бюджетных средств.

В зависимости  от климатических изменений могут  наблюдаться возникновения или обострение сердечнососудистых и респираторных заболеваний. Эпидемиологические исследования свидетельствуют о влиянии экстремальных условий (жара, мороз, загрязнение воздуха, угнетающая погода) на заболеваемость и смертность.

 Приведенные  примеры свидетельствуют о том,  что адаптированная климатологическая  информация и прогностическое  обслуживание приносят прибыль  самым разным секторам экономики  и здравоохранения.

Существуют  убеждения и соответствующие  доказательства того, что человеческое сообщество само усугубляет некоторые  климатические явления.

 Признаки  потепления планетарного климата  воспринимаются как явное антропогенное  воздействие на окружающую среду.

 Теперь  даже возникла дилемма: либо  решительно и быстро вводить  квоты на выброс в атмосферу  промышленных загрязнений, либо  поступившись климатом, дать дальнейшую  свободу промышленному загрязнению  ради экономических успехов.

Климатические ресурсы подразделяются на:

  • атмосферный воздух
  • энергия ветра
  • энергия солнца

Атмосферный воздух является существенной частью природной  среды. В соответствии со ст. 1 Закона об охране атмосферного воздуха атмосферный воздух - это жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений. Из этого определения видно, что основным признаком атмосферного воздуха служит его непосредственная связь с остальной природой. Соответственно, атмосферный воздух, в отличие от воздуха помещений, постоянно находится под воздействием стихийных сил природы.

Объектами правовой охраны и компонентами природной  среды являются согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды» атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое  пространство. Под атмосферным воздухом в качестве предмета правового регулирования  понимается естественная смесь газов  атмосферы, находящаяся за пределами  помещений. Атмосферный воздух служит основой климатических и погодных условий, используется в качестве транспортной, звуковой коммуникации, является защитой  от космических излучений и средой для выброса газообразных отходов.

Главное – без атмосферного воздуха и  его кислорода не существует ничего живого на Земле и человек без  него не может прожить и нескольких минут.

Атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и  околоземное космическое пространство тесно связаны друг с другом, образуя  некое экологическое единство; законодательства о регулировании их использования  в комплексе пока не существует в  целостном виде. Задачей законодательства об охране атмосферного воздуха является регулирование общественных отношений  в этой области.

Цели  регулирования – сохранение в  чистоте и улучшение состояния  атмосферного воздуха; предотвращение и снижение вредных химических, физических, биологических и иных воздействий  на атмосферу, вызывающих неблагоприятные  последствия для населения, народного  хозяйства страны, растительного и животного мира; укрепление законности и правопорядка в области охраны атмосферного воздуха.

Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха осуществляется, согласно законодательству, Правительством РФ непосредственно  или через специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха, а также органами государственной  власти субъектов РФ. К полномочиям  органов государственной власти РФ в области охраны атмосферного воздуха относятся формирование и проведение единой государственной  политики на территории России, формирование единой нормативно-методической базы, установление порядка государственного учета выбросов вредных (загрязняющих) веществ и вредных физических воз­действий на атмосферный воздух.

Правительством  РФ утверждены: постановление о порядке  установления и пересмотра экологических  и гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых уровней физических воздействий  на атмосферный воздух и государственной  регистрации вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных  веществ, Положение о государственном  учете вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников. МПР России предусмотрены Базовые  нормативы платы за выброс в атмосферу  загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников.

Органы  государственной власти субъектов  РФ в области охраны атмосферного воздуха участвуют в организации  и проведении государственного мониторинга  и государственного контроля, регулируют передвижение транспортных средств  на соответствующих территориях  в целях уменьшения выбросов, информируют  население о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении и выполнении программ улучшения качества атмосферного воздуха.

В случаях  нарушения условий и требований, предусмотренных разрешениями, либо возникновения угрозы здоровью населения  выброс вредных веществ, согласно законодательству РФ, должен быть ограничен, приостановлен  или запрещен по решению органа, осуществляющего государственный  контроль за охраной атмосферного воздуха. Для этого может быть прекращена деятельность отдельных промышленных установок, цехов, предприятий.

Одним из основных загрязнителей атмосферы  является транспорт, создающий в  крупных городах неблагополучную  ситуацию из-за своих вредных выхлопов от двигателей внутреннего сгорания. Поэтому при проектировании, производстве и эксплуатации автомобилей, самолетов, судов и других передвижных средств  и установок разрабатываются  и осуществляются в соответствии с законодательством РФ меры по предотвращению и сокращению выбросов в атмосферу  этими средствами и установками. Количество вредных веществ, выбрасываемых  транспортными средствами, не должно превышать нормативов ПДВ.

Все транспортные средства, находящиеся в эксплуатации, подвергаются контролю органами ГИБДД  и другими органами, ответственными за соблюдение ПДВ. Не допускается производство и эксплуатация транспорта, в выбросах которого содержание вредных веществ  превышает установленные нормативы. В противном случае наступает  юридическая ответственность за загрязнение атмосферного воздуха. Соблюдение нормативов вредных воздействий  обеспечивается при размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий  и сооружений, при совершенствовании  существующих и внедрении новых  технологических процессов и  оборудования. При этом предусматриваются  улавливание, утилизация, обезвреживание вредных веществ и отходов, полное исключение выбросов. 

Предприятия и организации, деятельность которых  связана с выбросами загрязняющих веществ в атмосферу, независимо от времени ввода их в действие должны быть оснащены сооружениями, оборудованием  и аппаратурой для очистки  выбросов и средствами контроля за количеством и составом выбрасываемых  веществ. При планировании размещения и развития городов должны учитываться  состояние в них атмосферного воздуха и прогнозы его изменения.

Проектирование, застройка и реконструкция городов  проводятся в соответствии с санитарно-гигиеническими правилами; должны приниматься меры к улучшению благоустройства  и озеленению территорий населенных пунктов и производственных площадей. Размещение в населенных пунктах  терриконов, отвалов, складирование  промышленных отходов, производственного, бытового мусора, являющихся источниками  загрязнения воздуха пылью, вредными газообразными и дурно-пахнущими веществами, сжигание отходов на территориях запрещаются, кроме случаев, когда сжигание осуществляется с соблюдением требований по охране атмосферного воздуха.

Нередко принимаются акты об упорядочении транспортного  движения в крупных городах в  целях уменьшения выбросов вредных  загрязняющих веществ в атмосферный  воздух. В городе Москве разработан и осуществляется план приостановления  деятельности предприятий, наиболее загрязняющих атмосферу, на случай повышения температуры  и усиления юго-восточного ветра  в целях предупреждения угрозы для  жизни и здоровья людей в результате загрязнения атмосферного воздуха. Договорные формы приобретают все  большее значение: договоры заключаются  между различными государствами, между  органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти ее субъектов, между субъектами РФ. 

Вывод:

Атмосфера является существенным фактором определения  климатических и погодных условий  на Земле. Ресурсы атмосферы занимают большое место в экономической  деятельности человека. Атмосфера интенсивно эксплуатируется как транспортная коммуникация. Воздух является неотъемлемым компонентом производственных процессов, получения тепловой энергии, иной хозяйственной деятельности человека.

Атмосферный воздух является одним из важнейших  жизненно важных элементов природы, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных. Эти  обстоятельства предопределяют необходимость  правового регулирования общественных отношений по поводу его охраны от разнообразных вредных химических, физических и биологических воздействий. Основная полезная функция атмосферы  заключается в том, что она  служит незаменимым источником кислорода, необходимого для существования  всего живого на Земле. Все функции  атмосферного воздуха, выполняемые  им по отношению к растительному  и животному миру, человеку и обществу, являются важнейшей предпосылкой для  обеспечения всестороннего правового  регулирования охраны атмосферного воздуха.

Головным  нормативным правовым актом является Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха». В соответствии с ним изданы иные акты законодательства РФ и субъектов РФ. Ими регулируются компетенция государственных и  иных органов в области охраны атмосферного воздуха, государственный  учет вредных воздействий на него, наблюдение, контроль, разрешение споров и ответственность в области  охраны атмосферного воздуха. Государственное  управление в области охраны атмосферного воздуха осуществляется, согласно законодательству, Правительством РФ непосредственно  или через специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха, а также органами государственной  власти субъектов РФ.

Информация о работе Мероприятия по рациональному природопользованию при разработке генеральной и региональной схем расселения